МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
N 416
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ
И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
N 79
ПРИКАЗ
от 2 августа 1999 года
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МЧС РОССИИ И РОСГИДРОМЕТА
В ОБЛАСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В целях реализации мероприятий и осуществления деятельности в
рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций 28 июня 1999 г. между МЧС России и
Росгидрометом подписано Соглашение о взаимодействии при решении
задач в области прогнозирования, предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (далее - Соглашение, прилагается).
Приказываем:
1. Руководителям структурных подразделений центральных
аппаратов МЧС России и Росгидромета принять Соглашение к
руководству и исполнению.
2. Руководителям организаций и учреждений Росгидромета,
начальникам региональных центров по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
МЧС России, органов, специально уполномоченных решать задачи
гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти субъектов
Российской Федерации обеспечить взаимодействие региональных и
территориальных органов в рамках, предусмотренных Соглашением, при
решении задач в области прогнозирования, предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Считать утратившим силу Соглашение о взаимодействии
Государственного комитета Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (ГКЧС России) и Федеральной службы
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 2 июля
1993 г. N 140-632 (Росгидромет) и от 5 июля 1993 г. N 1-12/уп-19-2
(ГКЧС России).
4. Настоящий Приказ довести до заместителей Министра,
начальников (руководителей) департаментов, начальников управлений
и самостоятельных отделов МЧС России, Всероссийского научно -
исследовательского института по проблемам гражданской обороны и
чрезвычайных ситуаций, 151 Центра управления в кризисных ситуациях
МЧС России, Всероссийского центра по мониторингу и прогнозированию
чрезвычайных ситуаций МЧС России, начальников региональных центров
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий до заместителей Руководителя
Росгидромета, руководителей организаций и учреждений Росгидромета.
5. Возложить ответственность за организацию выполнения
настоящего Приказа в системе МЧС России на руководителя
Департамента предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Козлова Е.А. и в системе Росгидромета на начальника Управления
гидрометеорологического обеспечения и активных воздействий на
гидрометеорологические процессы Тренина В.А.
Министр Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
С.К.ШОЙГУ
Руководитель
Федеральной службы России
по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды
А.И.БЕДРИЦКИЙ
Приложение
к Приказу МЧС России
и Росгидромета
от 2 августа 1999 г. N 416/79
СОГЛАШЕНИЕ
от 28 июня 1999 года
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МЧС РОССИИ И РОСГИДРОМЕТА
ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ В ОБЛАСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ,
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ
Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
в лице первого заместителя Министра Воробьева Юрия Леонидовича и
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды (Росгидромет) в лице Руководителя Бедрицкого
Александра Ивановича исходя из необходимости обеспечения защиты
населения и окружающей природной среды при возникновении
чрезвычайных ситуаций и выполнения Федеральных законов "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера", "О гидрометеорологической службе", "Об
информации, информатизации и защите информации", "О гражданской
обороне", "О радиационной безопасности населения", Постановления
Правительства Российской Федерации от 15.11.97 N 1425 "Об
информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга
загрязнения окружающей природной среды", Постановления
Правительства Российской Федерации от 05.11.95 N 1113 "О единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций" и иных законодательных и правовых актов Российской
Федерации и международных договоров, касающихся
гидрометеорологического обеспечения отраслей экономики, стремясь к
развитию и углублению всестороннего сотрудничества с целью
повышения эффективности использования гидрометеорологической
информации и информации о загрязнении природной среды в области
прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:
Статья 1. Общие положения
1.1. Соглашение устанавливает единый порядок предоставления
МЧС России и его территориальным органам гидрометеорологической
информации и информации о загрязнении окружающей природной среды
на территории Российской Федерации.
1.2. Федеральная служба России по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды входит в состав Единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС).
1.3. Непосредственное предоставление гидрометеорологической
информации и информации о загрязнении окружающей природной среды
МЧС России осуществляет Росгидромет.
Головными исполнителями работ на федеральном уровне по
Соглашению по вопросам гидрометеорологии является Гидрометцентр
России, по вопросам загрязнения окружающей природной среды - НПО
"Тайфун". Территориальным органам МЧС России представление данной
информации осуществляют организации и учреждения территориальных
органов управления Росгидромета.
1.4. Организации и учреждения Росгидромета предоставляют МЧС
России и его территориальным органам управления фактическую и
прогностическую гидрометеорологическую информацию и данные о
загрязнении окружающей природной среды в соответствии с
действующими нормативными и правовыми документами.
Статья 2. Обязательства Росгидромета
Росгидромет предоставляет МЧС России информационные услуги на
следующих условиях.
2.1. Бесплатно предоставляются:
- прогностическая и фактическая информация о стихийных
гидрометеорологических явлениях, в том числе интенсивных осадках,
сильных ветрах, метелях, пыльных бурях, суховеях, ожидаемых резких
изменениях среднесуточной температуры воздуха, высоких уровнях
воды при половодьях и дождевых паводках, сходе селей и снежных
лавин и др. явлениях, полный перечень которых приводится в
нормативных документах по взаимодействию между территориальными
органами РСЧС и подразделениями Росгидромета;
- данные о текущем состоянии погоды (температура воздуха,
осадки, направление и скорость ветра, количество облачности,
видимость, атмосферные явления и др.), а также прогнозы погоды на
1 - 3 суток при проведении аварийно - спасательных и
восстановительных работ в районах стихийных бедствий, техногенных
аварий и катастроф (согласно Положению "РСЧС - Шторм", "РСЧС -
Цунами") - по заявке МЧС России и его территориальных органов;
- информация об экстремально высоком загрязнении окружающей
природной среды;
- прогнозы на 1 - 3 суток о возможности возникновения
стихийных гидрометеорологических явлений;
- прогнозы распространения загрязняющих веществ, включая
радиоактивные, а также их концентрации в атмосферном воздухе
(воде, почве) на основании данных о выбросах и сбросах в аварийных
ситуациях;
- прогноз погоды на территории субъектов Российской Федерации
на 1 - 3 суток;
- прогноз максимальных уровней весеннего половодья;
- прогнозы дождевых паводков на р. Амур в июле - сентябре;
- прогнозы максимальных уровней воды на реках Волга, Кама,
Дон, Обь, Ангара, Енисей;
- прогноз притока воды в водохранилища Волжско - Камского,
Ангаро - Енисейского каскадов и Цимлянское водохранилище на месяц
и квартал;
- ежемесячная информация об аварийном и экстремально высоком
загрязнении окружающей природной среды и радиационной обстановке;
- ежемесячная информация (доклады) о наблюдавшихся стихийных
явлениях погоды, гидрометеорологических условиях и их влиянии на
деятельность основных отраслей экономики;
- предупреждение о цунами;
- обеспечение (по заявке МЧС России и его территориальных
органов) гидрометеорологической информацией (температура воздуха,
температура воды в водоемах и морях, атмосферное давление, осадки,
направление и скорость ветра, количество облачности, видимость,
скорость ветра по высотам и др.) штабов аварийно - спасательных и
восстановительных работ в районах стихийных бедствий, промышленных
и транспортных аварий, катастроф (Положение "РСЧС - Шторм",
"РСЧС - Цунами");
- обеспечение специализированной информацией по району
чрезвычайной ситуации, аварии, катастрофы по запросу МЧС России (в
соответствии с функциональными задачами РСЧС). Периодичность
предоставления информации определяется в соответствии с Программой
и сроками производства метеорологических наблюдений ("Наставление
гидрометеорологическим станциям и постам", выпуск 3, часть 1. Л-д,
1985).
2.2. Все прочие виды информации, не указанные в п. 2.1,
являются специализированными и предоставляются МЧС России и его
территориальным органам со стороны организаций и учреждений
Росгидромета на договорной основе за плату, возмещающую затраты на
подготовку и представление специализированной продукции.
2.3. К специализированной гидрометеорологической информации, а
также работам относятся:
- данные о текущем состоянии погоды (температура воздуха,
осадки, направление и скорость ветра, количество облачности,
видимость, атмосферное давление и др.) по территориям, пунктам,
маршрутам следования, включая территории за пределами Российской
Федерации;
- данные о текущем состоянии водных объектов (уровни воды,
температура воды, ледовые явления, толщина льда, высота волны,
волнение и др.);
- декадные и месячные прогнозы температуры воздуха и осадков;
- научно - технические и справочные материалы по
гидрометеорологическому режиму и загрязнению окружающей природной
среды;
- проведение специальных наблюдений и экспедиционных
исследований по гидрометеорологическому режиму и загрязнению
окружающей природной среды, необходимых для решения вопросов
прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций;
- составление прогнозов неблагоприятных метеорологических
условий, способствующих загрязнению атмосферного воздуха по
административным центрам и городам Российской Федерации.
Настоящий перечень может быть расширен по заявке МЧС и/или его
территориальных органов.
Статья 3. Обязательства МЧС России
МЧС России:
3.1. Незамедлительно предоставляет Росгидромету информацию о
возникшей чрезвычайной ситуации, аварии, стихийном бедствии.
3.2. При распространении информации, полученной от организаций
и учреждений Росгидромета, обязуется делать ссылку на источник ее
получения.
3.3. Допускает использование в коммерческих целях информации,
получаемой от организаций и учреждений Росгидромета, только по
согласованию с ее производителем.
3.4. Включает представителей Росгидромета в состав комиссий по
расследованию чрезвычайных ситуаций, вызванных природными
бедствиями, авариями и катастрофами.
3.5. Обеспечивает специалистов системы Росгидромета
транспортными средствами для выполнения специальных наблюдений,
обследований районов чрезвычайных ситуаций, осуществляемых в
интересах МЧС России.
3.6. Представляет территориальным органам Росгидромета
бесплатно информацию об ущербе и несчастных случаях, других
неблагоприятных последствиях, вызванных природными бедствиями,
техногенными авариями и катастрофами.
Статья 4. Совместная деятельность МЧС России и Росгидромета по
повышению эффективности использования специализированных видов
информации выполнения работ специального назначения
4.1. МЧС России и Росгидромет совершенствуют и координируют
деятельность подведомственных организаций и учреждений по
разработке и осуществлению проектов развития
гидрометеорологических услуг по обеспечению работ по
прогнозированию, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и последствий стихийных бедствий.
Состав, объем и порядок предоставления информации о
загрязнении окружающей природной среды определяется "Положением о
порядке информационного обеспечения Федеральным информационно -
аналитическим центром Росгидромета министерств и ведомств
оперативной и прогностической информацией, связанной с
загрязнением окружающей природной среды на территории Российской
Федерации".
4.2. Организации Росгидромета и МЧС России совместно
разрабатывают:
- методики расчета экономической эффективности
гидрометеорологического обеспечения;
- нормативно - методические документы по проведению
инженерно - гидрометеорологических изысканий и определению расчета
гидрометеорологических характеристик, а также организации
обследования и мониторинга загрязнения окружающей природной среды
при возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с
радиоактивными авариями.
4.3. В целях совершенствования функционирования Единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС) и функциональных подсистем РСЧС "РСЧС - Шторм" и
"РСЧС - Цунами" Росгидромета МЧС России и Росгидромет:
- проводят совместные работы по координации деятельности
подведомственных организаций и учреждений в области разработки и
осуществления проектов развития гидрометеорологических услуг для
обеспечения работ по прогнозированию, предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, последствий стихийных бедствий;
- формируют совместные оперативные группы по экспертной оценке
возможного развития стихийных гидрометеорологических явлений,
последствий техногенных аварий и катастроф;
- разрабатывают научные программы и проекты по проблемам
совершенствования системы предупреждения чрезвычайных ситуаций
природного характера, техногенных аварий и катастроф;
- доводят тексты предупреждений о стихийных
гидрометеорологических явлениях и экстремально высоком загрязнении
природной среды до местных органов власти и управления,
заинтересованных организаций и населения с обязательной ссылкой на
источник информации по утвержденным ведомственным схемам;
- договариваются о том, что объем и порядок предоставления
гидрометеорологических услуг и данных о загрязнении окружающей
природной среды, а также научных и проектных разработок
определяется локальными договорами между территориальными органами
управления и научно - исследовательскими учреждениями Росгидромета
и территориальными органами управления МЧС России на основании
настоящего Соглашения.
Статья 5. Международное сотрудничество
Стороны обязуются согласовывать свои позиции и участие
представителей в международных проектах и мероприятиях,
затрагивающих вопросы информационного обеспечения работ по
прогнозированию, предупреждению и ликвидации стихийных бедствий и
последствий, техногенных аварий и катастроф.
Статья 6. Ответственность сторон
6.1. Стороны обязуются постоянно консультироваться друг с
другом при выполнении работ, предусмотренных статьями 2, 3, 4
настоящего Соглашения.
6.2. Ответственность за полноту, качество и своевременность
представленной гидрометеорологической информации и информации о
загрязнении окружающей природной среды несут организации и
учреждения Росгидромета.
6.3. Ответственность за правильность и эффективность
использования полученной, согласно п. 6.2, информации несут органы
МЧС России.
Статья 7. Срок действия Соглашения
7.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его
подписания и действует бессрочно.
7.2. При необходимости пересмотра или расторжения настоящего
Соглашения любая из сторон ставит в известность об этом другую
сторону не позднее, чем за три месяца с обоснованием причин.
7.3. На основании настоящего Соглашения в установленном
порядке заключаются договоры между органами МЧС, организациями и
учреждениями Росгидромета на сроки не менее, чем один календарный
год.
7.4. Плановое заключение (перезаключение) договоров должно
осуществляться не позднее 1 ноября года, предшествовавшего
планируемому.
Первый заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
Ю.Л.ВОРОБЬЕВ
28 июня 1999 года
29 июня 1999 г. N 1-4-23/16
Руководитель
Федеральной службы России
по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды
А.И.БЕДРИЦКИЙ
28 июня 1999 года
30 июня 1999 г. N 140-1458
|