УТРАТИЛ СИЛУ - УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 21.09.2002 N 1011
2 августа 1999 года N 953
------------------------------------------------------------------
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОПРОСЫ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
В соответствии с Федеральным конституционным законом "О
Правительстве Российской Федерации", а также в целях реализации
единой государственной политики в области гражданской обороны,
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий.
2. Установить предельную численность работников центрального
аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий в количестве 831 единицы, в том числе 310 военнослужащих
войск гражданской обороны (без персонала по охране и обслуживанию
зданий).
3. Разрешить иметь в Министерстве Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий 9 заместителей Министра, в том
числе одного первого заместителя, коллегию в количестве 17 человек
и, наряду с другими подразделениями центрального аппарата, 9
следующих департаментов по основным направлениям деятельности
Министерства: предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
войскам гражданской обороны и спасательным формированиям,
гражданской защите, финансово - экономической деятельности,
инвестициям и эксплуатации основных фондов, инспектированию
территорий и сил гражданской обороны, кадрам и профессиональной
подготовке, а также организационно - мобилизационный и
международного сотрудничества.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
2 августа 1999 года
N 953
Утверждено
Указом Президента
Российской Федерации
от 2 августа 1999 г. N 953
ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИСТЕРСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
I. Общие положения
1. Министерство Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной
власти, специально уполномоченным на решение задач в области
гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются -
чрезвычайные ситуации), проводящим единую государственную политику
и осуществляющим государственное управление в области гражданской
обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а
также координацию деятельности федеральных органов исполнительной
власти по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. МЧС России в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, приказами и директивами
Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, международными договорами Российской
Федерации, а также настоящим Положением.
3. МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии
с федеральными органами государственной власти, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и организациями.
4. МЧС России является юридическим лицом, имеет печать с
изображением Государственного герба Российской Федерации и со
своим наименованием, другие необходимые для своей деятельности
печати, штампы и бланки, счета, в том числе валютные, в банках
Российской Федерации и органах федерального казначейства, эмблему,
флаг.
II. Основные задачи МЧС России
5. Основными задачами МЧС России являются:
1) реализация единой государственной политики в области
гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
2) осуществление по решению Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации мер по организации и ведению
гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
3) осуществление нормативного регулирования, а также
специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в
области гражданской обороны;
4) осуществление государственного управления и координация
деятельности федеральных органов исполнительной власти в области
гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
5) осуществление в установленном порядке сбора и обработки
информации в области гражданской обороны, защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, а также обмена ею.
III. Основные функции МЧС России
6. МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами
осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает предложения по формированию основ единой
государственной политики в области гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе
преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;
2) организует разработку и вносит на рассмотрение Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты
законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам
гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий
и катастроф;
3) принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые
акты по вопросам гражданской обороны и осуществляет контроль за их
исполнением;
4) осуществляет в соответствии с Основами (концепцией)
государственной политики Российской Федерации по военному
строительству координацию деятельности и взаимодействия
компонентов военной организации при решении задач обеспечения
обороны страны и безопасности государства в области гражданской
обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
5) участвует в подготовке предложений Президенту Российской
Федерации о введении чрезвычайного положения на территории
Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае
возникновения чрезвычайной ситуации;
6) разрабатывает и вносит в Правительство Российской Федерации
для представления Президенту Российской Федерации предложения о
введении в действие Плана гражданской обороны на территории
Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме
или частично;
7) участвует в подготовке предложений Президенту Российской
Федерации о привлечении к ликвидации чрезвычайных ситуаций
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских
формирований;
8) организует в установленном порядке совместно с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
формирование и доставку гуманитарной помощи населению Российской
Федерации и зарубежных стран, пострадавшему в результате
чрезвычайных ситуаций;
9) подготавливает в установленном порядке предложения о
финансировании мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и
контролирует использование выделенных для этих целей материальных
ресурсов и финансовых средств;
10) осуществляет на федеральном уровне управление единой
государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, а также руководство функционированием и развитием
федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза
землетрясений;
11) осуществляет методическое руководство федеральными
органами исполнительной власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации при определении состава, размещении
и оснащении сил функциональных и территориальных подсистем единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
12) осуществляет в установленном порядке разработку и
реализацию федеральных целевых программ в области гражданской
обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а
также по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф;
13) осуществляет методическое руководство совместной
деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления и организаций по вопросам защиты граждан,
пострадавших от радиационных аварий и катастроф или принимавших
участие в ликвидации их последствий, а также реабилитации
территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и контроль за
осуществлением мероприятий в этой области;
14) организует совместно с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти разработку концепций и предложений,
касающихся режимов природопользования, безопасного проживания
населения и хозяйственной деятельности на радиоактивно
загрязненных территориях;
15) координирует в установленном порядке деятельность
аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных
формирований федеральных органов исполнительной власти,
общероссийских и межрегиональных общественных объединений, имеющих
уставные задачи по проведению аварийно - спасательных работ и
действующих на всей или большей части территории Российской
Федерации, а также организует и проводит в установленном порядке
аттестацию аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных
формирований федеральных органов исполнительной власти и
спасателей, организует в пределах своей компетенции проведение
подводных работ особого назначения;
16) организует в установленном порядке подготовку должностных
лиц федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также
подготовку работников мобилизационных органов;
17) осуществляет методическое руководство, координацию и
контроль при решении вопросов подготовки населения в области
защиты от чрезвычайных ситуаций;
18) организует проведение научно - исследовательских и
опытно - конструкторских работ в области гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления
последствий радиационных аварий и катастроф и разработку методик
оценки последствий чрезвычайных ситуаций, участвует в разработке
требований по защите населения от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от
чрезвычайных ситуаций;
19) участвует в установлении показателей для отнесения
организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от
их роли в экономике государства или влияния на безопасность
населения;
20) разрабатывает в установленном порядке предложения об
отнесении территорий к группам по гражданской обороне в
зависимости от количества проживающего на них населения и наличия
организаций, играющих существенную роль в экономике государства
или влияющих на безопасность населения, а также о создании убежищ
и иных объектов гражданской обороны, о накоплении, хранении и
использовании в целях гражданской обороны запасов материально -
технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
21) осуществляет нормативное регулирование и контроль за
разработкой и реализацией федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления и организациями
мероприятий по гражданской обороне;
22) участвует в проведении государственной экспертизы
градостроительной документации и проектов строительства объектов в
части, касающейся соблюдения требований по гражданской обороне,
осуществляет надзор за выполнением установленных требований по
гражданской обороне;
23) разрабатывает и представляет в установленном порядке в
Правительство Российской Федерации для утверждения Президентом
Российской Федерации проект плана гражданской обороны;
24) участвует в разработке мобилизационного плана экономики
Российской Федерации в части, касающейся мероприятий в области
гражданской обороны;
25) осуществляет меры, направленные на сохранение объектов МЧС
России, существенно необходимых для устойчивого функционирования
экономики и выживания населения в военное время, создает и
содержит в целях гражданской обороны запасы материально -
технических, продовольственных, медицинских и иных средств,
разрабатывает и реализует план гражданской обороны МЧС России,
организует проведение мероприятий по гражданской обороне, включая
подготовку необходимых сил и средств, создает и поддерживает в
состоянии постоянной готовности технические системы управления
гражданской обороны МЧС России;
26) участвует в создании территориальных систем
централизованного оповещения гражданской обороны и контролирует их
работу;
27) осуществляет методическое руководство органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и организациями при подготовке гражданских
организаций гражданской обороны и обучении населения способам
защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий;
28) участвует в разработке Генеральным штабом Вооруженных Сил
Российской Федерации Плана применения Вооруженных Сил Российской
Федерации, Мобилизационного плана Вооруженных Сил Российской
Федерации и Федеральной государственной программы оперативного
оборудования территории Российской Федерации в целях обороны,
обеспечивает осуществление мероприятий в части, касающейся
гражданской обороны и оперативного оборудования территорий, в
целях обороны Российской Федерации;
29) организует по согласованию с Генеральным штабом
Вооруженных Сил Российской Федерации планирование действий и
применение войск гражданской обороны для выполнения задач в целях
обороны Российской Федерации, организует в установленном порядке
подготовку войск гражданской обороны к совместным с Вооруженными
Силами Российской Федерации действиям в целях обороны Российской
Федерации, обеспечивает боевую и мобилизационную готовность войск
гражданской обороны;
30) осуществляет по согласованию с Министерством обороны
Российской Федерации текущее и перспективное планирование
мобилизационного развертывания войск гражданской обороны;
31) определяет потребность войск гражданской обороны в
офицерах и организует их подготовку в военных образовательных
учреждениях МЧС России и других образовательных учреждениях:
32) создает и реорганизует в установленном порядке отдельные
бригады, воинские части и подразделения войск гражданской обороны,
организации МЧС России, осуществляет в соответствии с
законодательством Российской Федерации комплектование соединений,
воинских частей и организаций войск гражданской обороны,
производит тарификацию утвержденных штатов, а также организует
материальное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения
войск гражданской обороны, поисково - спасательных служб и
организаций МЧС России;
33) осуществляет разработку проектов годовых и перспективных
планов строительства и реконструкции объектов жилищного и
производственного назначения МЧС России, их эксплуатацию, а также
капитальное строительство, содержание и эксплуатацию объектов
казарменно - жилищного и других фондов;
34) участвует в установленном порядке в организации экспертизы
деклараций безопасности объектов, деятельность которых связана с
повышенной опасностью производства, а также в пределах своей
компетенции в работах по сертификации, стандартизации и метрологии
в соответствии с законодательством Российской Федерации;
35) осуществляет в установленном порядке функции
государственного заказчика по разработке, производству, поставке
продукции (работ, услуг) для федеральных государственных нужд в
области гражданской обороны и защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
36) обеспечивает в пределах своей компетенции проведение
мероприятий по защите государственной тайны, развитию специальной
связи, защите служебной информации;
37) осуществляет в установленном порядке международное
сотрудничество в области гражданской обороны, предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий
радиационных аварий и катастроф.
IV. Полномочия МЧС России
7. МЧС России в пределах своей компетенции:
1) принимает решения, обязательные для исполнения органами
государственной власти Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и организациями;
2) проводит в установленном порядке проверки федеральных
органов исполнительной власти по вопросам гражданской обороны;
3) осуществляет по согласованию с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления проверки по вопросам гражданской обороны, защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
4) запрашивает и получает в установленном порядке от
федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации информацию, необходимую для
выполнения возложенных на МЧС России задач;
5) привлекает в установленном порядке специалистов и
организации для участия в проведении государственной экспертизы
проектов, оценки и контроля потенциально опасных объектов и
производств и решения других задач;
6) имеет специальные транспортные средства, оборудованные
утвержденными в установленном порядке опознавательными знаками,
специальными сигналами и средствами связи.
V. Руководство МЧС России
8. МЧС России возглавляет Министр Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (далее именуется - Министр),
назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом
Российской Федерации по представлению Председателя Правительства
Российской Федерации.
9. Министр имеет заместителей, в том числе одного первого,
назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом
Российской Федерации по представлению Председателя Правительства
Российской Федерации.
10. Министр:
1) организует работу МЧС России и осуществляет управление
войсками гражданской обороны, представляет МЧС России в
федеральных органах государственной власти, органах
государственной власти субъектов Российской Федерации и
организациях, а также в международных организациях;
2) несет персональную ответственность за выполнение задач и
функций, возложенных на МЧС России и войска гражданской обороны;
3) устанавливает полномочия своих заместителей и распределяет
обязанности между ними, устанавливает полномочия других
должностных лиц МЧС России, утверждает в пределах установленных
численности и фонда оплаты труда работников структуру и штатное
расписание центрального аппарата МЧС России, смету расходов на его
содержание в пределах утвержденных на соответствующий период
бюджетных ассигнований, а также положения о структурных
подразделениях МЧС России, создает при необходимости
территориальные органы МЧС России и утверждает положения о них,
численность их работников и штатное расписание;
4) вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты
нормативных правовых актов и предложения по вопросам организации и
деятельности МЧС России;
5) представляет на утверждение Президента Российской Федерации
концепцию и план строительства и развития войск гражданской
обороны, предложения по их структуре и составу, а также по штатной
численности военнослужащих войск гражданской обороны;
6) решает в соответствии с законодательством Российской
Федерации о государственной службе вопросы, связанные с
прохождением федеральной государственной службы в МЧС России;
7) пользуется в полном объеме правами, предусмотренными
общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, в
отношении военнослужащих войск гражданской обороны;
8) зачисляет в установленном порядке граждан Российской
Федерации на военную службу в войска гражданской обороны,
назначает на должность и освобождает от должности работников МЧС
России в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации;
9) присваивает военнослужащим войск гражданской обороны
воинские звания до полковника (капитана 1 ранга) включительно;
10) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации
предложения о включении воинских должностей войск гражданской
обороны в единый перечень воинских должностей, замещаемых высшими
офицерами, о назначении на должность и освобождении от должности
военнослужащих войск гражданской обороны, для которых штатом
предусмотрены воинские звания высших офицеров, о присвоении им
воинских званий высших офицеров, а также об увольнении их с
военной службы;
11) имеет наградной фонд и распоряжается им в установленном
порядке;
12) принимает решения по согласованию с Генеральным штабом
Вооруженных Сил Российской Федерации, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления о передислокации в пределах Российской Федерации
подразделений и воинских частей войск гражданской обороны до полка
включительно;
13) представляет военнослужащих войск гражданской обороны и
работников МЧС России к награждению государственными наградами
Российской Федерации;
14) решает в пределах своей компетенции вопросы обеспечения
правовой и социальной защиты военнослужащих войск гражданской
обороны и работников МЧС России, его территориальных органов и
организаций и членов их семей, заключает в установленном порядке
отраслевое тарифное соглашение в качестве представителя
работодателей;
15) направляет в установленном порядке военнослужащих войск
гражданской обороны и работников МЧС России в служебные
командировки, в том числе за пределы Российской Федерации;
16) учреждает нагрудные знаки (награды) МЧС России для
награждения военнослужащих войск гражданской обороны и работников
МЧС России, его территориальных органов и организаций, а также
граждан, оказавших содействие в решении возложенных на МЧС России
задач, утверждает положения об этих наградах и их описания, а
также в установленном порядке описание формы одежды работников МЧС
России и его территориальных органов и организаций, табель
обмундирования, нормы и порядок его выдачи;
17) утверждает в установленном порядке генеральные планы
строительства и развития военных городков войск гражданской
обороны, проекты сооружения объектов собственного строительства
войск гражданской обороны, планы научно - исследовательских и
опытно - конструкторских работ в области гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления
последствий радиационных аварий и катастроф;
18) является главным распорядителем средств, выделенных МЧС
России из федерального бюджета, включая валютные средства, имеет
право в установленном порядке списывать, в том числе по
инспекторским свидетельствам, технику и другие материально -
технические средства.
11. В МЧС России образуется коллегия, в состав которой входят
Министр (председатель коллегии), первый заместитель и заместители
Министра, а также руководители некоторых подразделений МЧС России.
Общая численность коллегии устанавливается Президентом Российской
Федерации.
Члены коллегии МЧС России, кроме лиц, входящих в ее состав по
должности, утверждаются Президентом Российской Федерации.
В случае разногласий между Министром и коллегией Министр
проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях
в установленном порядке Президенту Российской Федерации, а члены
коллегии, имеющие особое мнение по принятому решению, могут
изложить его в письменном виде для доклада Президенту Российской
Федерации.
12. Для рассмотрения и выработки рекомендаций по особо важным
проблемам, отнесенным к компетенции МЧС России, при МЧС России
создается научно - технический совет, в состав которого могут
входить представители федеральных органов исполнительной власти,
научных организаций и общественных объединений. Положение о
научно - техническом совете при МЧС России и его состав
утверждаются Министром.
|