ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ N 01-1/1-99
(Минск, 30 июля 1999 года)
Коллегия Экономического Суда Содружества Независимых
Государств в составе:
председательствующего - судьи Экономического Суда
Мирошник В.И.,
членов коллегии, судей Экономического Суда Сарсенбаева А.О.,
Толибова Х.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием генерального советника Кривого В.И.,
рассмотрев в распорядительном заседании коллегии
Экономического Суда дело по иску Павленко Ф.Е. к
Межгосударственному экономическому комитету Экономического союза о
взыскании 213000 рублей Российской Федерации,
установила:
Директор департамента Межгосударственного экономического
комитета Экономического союза Павленко Ф.Е. обратился в
Экономический Суд с исковым заявлением о взыскании 213000 рублей
Российской Федерации с Межгосударственного экономического комитета
Экономического союза, указав, что уровень и порядок оплаты его
труда как должностного лица Комитета до апреля 1997 года
определялся Решениями Совета глав правительств от 23 декабря
1993 года и от 9 декабря 1994 года, штатным расписанием,
утвержденным Президиумом МЭКа в 1995 году. Указанными актами
предусматривался порядок оплаты, согласно которому должностные
оклады сотрудников Комитета устанавливаются пропорционально
должностному окладу Исполнительного секретаря Содружества
Независимых Государств. Такой порядок соблюдался в 1995 -
1997 годах и, по мнению истца, данная система оплаты труда
является "существенным условием его трудового договора". В
1997 году система оплаты труда актами МЭКа, в том числе Положением
от 5 ноября 1997 года, была изменена, в результате чего истец
(применительно к оплате труда руководства МЭКа в процентном
отношении) стал получать заработную плату в несколько раз меньше.
Считая незаконными все акты, принятые Межгосударственным
экономическим комитетом по установлению новой системы оплаты труда
в отношении своих сотрудников, Павленко Ф.Е. просит Экономический
Суд взыскать сумму, которую он мог бы получить при сохранении
прежней системы оплаты труда прежнего порядка нормирования.
Изучив все собранные по данному делу материалы, коллегия
Экономического Суда пришла к выводу о прекращении производства по
данному делу из-за его неподведомственности Экономическому Суду по
следующим основаниям:
нормирование заработной платы истца и других сотрудников
Комитета в течение 1993 - 1999 годов устанавливалось актами Совета
глав государств, Совета глав правительств и Президиума МЭКа.
В соответствии с пунктом 14 Положения о Межгосударственном
экономическом комитете Экономического союза, утвержденного Советом
глав государств 21 октября 1994 года, Президиум МЭКа был наделен
правом утверждать структуру и численность аппарата МЭКа по
представлению его Коллегии, а Совет глав правительств своим
Решением о начале формирования МЭКа от 9 декабря 1994 года
предоставил право Президиуму МЭКа утвердить на 1995 год временную
структуру, смету расходов, штатное расписание Комитета (что
означало наделение Комитета полномочиями по установлению
должностных окладов в 1995 году).
Президиум МЭКа в последующие годы (Решения Совета глав
правительств СНГ от 9 декабря 1994 года, от 3 ноября 1995 года, от
18 октября 1996 года, от 1 октября 1997 года) самостоятельно
утверждал смету расходов и штатную численность работников МЭКа.
При таких обстоятельствах отсутствие возражений со стороны
Совета глав правительств следует также расценивать как наделение
Президиума Межгосударственного экономического комитета
Экономического союза дополнительными полномочиями по установлению
условий оплаты труда сотрудникам МЭКа;
в 1996 году, кроме того, на МЭК дополнительно возложены
функции по определению условий оплаты труда рабочих органов
межгосударственных и межправительственных структур Содружества
Независимых Государств (утверждение сметы расходов, штатной
численности и финансирования, осуществление контроля за
правильностью и законностью расходования средств и т.д.);
в июне 1997 года правительства государств - участников
Экономического союза (Азербайджанская Республика, Республика
Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан,
Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация,
Республика Таджикистан, Украина) дали согласие на предоставление
Президиуму Межгосударственного экономического комитета
Экономического союза права самостоятельно устанавливать уровень и
условия оплаты труда должностных лиц и полномочных представителей.
Таким образом, из анализа нормативных актов и соглашений,
регулирующих оплату труда сотрудников Комитета, следует, что
произошедшие в 1997 году и последующие годы изменения в
нормировании оплаты их труда не противоречат актам 1993 -
1994 годов и являются логическим развитием процесса расширения
полномочий МЭКа в области регулирования условий оплаты труда.
Заработная плата истца как руководителя департамента МЭКа
определялась актами, принятыми Советом глав правительств и
Президиумом МЭКа, являлась условием труда, установленным
законодательством, иными нормативными актами и соглашениями.
Следовательно, она не может признаваться условием трудового
договора, определяемым его сторонами.
Изменение норм и системы оплаты труда в 1997 - 1998 годах
осуществлялось в пределах полномочий, предоставленных
Межгосударственному экономическому комитету Экономического союза,
и должно признаваться изменением условий труда работника. Поэтому
трудовой спор между истцом и Комитетом относится к категории
индивидуальных трудовых споров по вопросам установления новых и
изменения существующих условий оплаты труда. Следовательно,
требование истца является спором об условиях оплаты труда
(статья 219 КЗоТ Российской Федерации). Поэтому данный спор не
подведомственен Экономическому Суду.
Коллегия Экономического Суда Содружества Независимых
Государств, руководствуясь пунктами 78 и 151 Регламента
Экономического Суда,
определила:
1. Производство по делу по иску Павленко Ф.Е. к
Межгосударственному экономическому комитету Экономического союза о
взыскании 213000 рублей Российской Федерации прекратить за
неподведомственностью спора Экономическому Суду Содружества
Независимых Государств.
2. Определение может быть обжаловано в Пленум Экономического
Суда Содружества Независимых Государств через Экономический Суд в
трехмесячный срок со дня получения определения Суда.
Председательствующий
В.И.МИРОШНИК
|