Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 20.07.1999 N 74-Г99-1 ИЗ МОТИВИРОВОЧНОЙ ЧАСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУДА О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ В П. 1 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 30.04.1998 N 97-П ИСКЛЮЧЕНО УКАЗАНИЕ О ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ СПОРА АРБИТРАЖНОМУ СУДУ, ПОСКОЛЬКУ ДЕЙСТВУЮЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ К ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ...

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                         от 20 июля 1999 года
   
                                                       Дело N 74-Г99-1
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                           Горохова Б.А.,
       судей                                          Харланова А.В.,
                                                            Кебы Ю.Г.
   
       рассмотрела  в судебном заседании от 20 июля 1999  г.  дело  по
   частному   протесту  прокурора  на  определение   Верховного   Суда
   Республики   Саха  (Якутия)  от  5  мая  1999  г.   о   прекращении
   производства по делу.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Харланова  А.В.,  заключение прокурора Генеральной  прокуратуры  РФ
   Корягиной  Л.Л., полагавшей определение суда изменить с исключением
   из  мотивировочной  части  указания о подведомственности  заявления
   прокурора  арбитражному  суду,  Судебная  коллегия  по  гражданским
   делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              установила:
   
       прокурор  Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением
   о   признании   недействительным  в  п.  1   постановления   Палаты
   Представителей  Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)  Республики
   Саха   (Якутия)  от  30  апреля  1998  г.  N  97-П   "Об   отсрочке
   задолженности  сельхозпроизводителей,  предприятий  и   организаций
   агропромышленного   комплекса   по   платежам   в   государственные
   внебюджетные  фонды"  указания "Об отсрочке платежей  в  Пенсионный
   фонд   Российской  Федерации  и  Государственный   фонд   занятости
   населения  Российской Федерации", ссылаясь на то, что постановление
   принято  с  нарушением  конституционных положений  о  разграничении
   полномочий  между  Российской Федерацией  и  субъектами  Российской
   Федерации,  а  также нарушает охраняемые законом интересы  и  права
   целевых  государственных  внебюджетных фондов,  включая  Пенсионный
   фонд  РФ  и  Государственный  фонд занятости  населения  Российской
   Федерации.
       Определением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5  мая
   1999  г.  производство  по делу прекращено за неподведомственностью
   спора суду общей юрисдикции (п. 1 ст. 219 ГПК РСФСР) с указанием  о
   его подведомственности арбитражному суду.
       В   частном  протесте  прокурора  ставится  вопрос  об   отмене
   определения с передачей вопроса на новое рассмотрение.
       Проверив  материалы  дела,  изучив  доводы  частного  протеста,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации  находит,  что в принятии заявления  отказано  правильно,
   однако с мотивами отказа согласиться нельзя.
       Прекращая  производство  по делу,  суд  исходил  из  того,  что
   заявление  прокурора  направлено  на  защиту  нарушенных   прав   и
   охраняемых интересов организаций - юридических лиц и в силу  ст.  6
   Федерального  Конституционного  закона  "Об  арбитражных  судах   в
   Российской Федерации", ст. 22 Арбитражного процессуального  кодекса
   РФ рассмотрение таких заявлений подведомственно арбитражному суду.
       Между тем с таким выводом суда согласиться нельзя.
       Из   содержания  обжалуемого  постановления  следует,  что  оно
   является  нормативным  правовым актом,  а  из  заявления  прокурора
   видно,   что   он   просит   признать  недействительным   положение
   оспариваемого  постановления  как  несоответствующее   федеральному
   законодательству.
       Статья  6  Федерального конституционного закона "Об арбитражных
   судах  в  Российской Федерации", на которую сослался суд в решении,
   не  регулирует  вопросы,  связанные  с  подведомственностью  споров
   судам,  а  закрепляет  основные принципы  деятельности  арбитражных
   судов в Российской Федерации.
       В  соответствии  с  п.  1  ст.  22  АПК  РФ  арбитражному  суду
   подведомственны  дела  по  экономическим  спорам,  возникающим   из
   гражданских, административных и иных правоотношений:
       1)  между  юридическими лицами (далее организации), гражданами,
   осуществляющими  предпринимательскую деятельность  без  образования
   юридического     лица    и    имеющими    статус    индивидуального
   предпринимателя,  приобретенный  в  установленном  законом  порядке
   (далее граждане);
       2)   между   Российской  Федерацией  и  субъектами   Российской
   Федерации, между субъектами Российской Федерации.
       Согласно п. 2 ст. 22 АПК РФ к экономическим спорам, разрешаемым
   арбитражным  судом,  в  частности,  относятся  споры  о   признании
   недействительными  (полностью  или  частично)  ненормативных  актов
   государственных  органов, органов местного  самоуправления  и  иных
   органов,  не  соответствующих законам и иным  нормативным  правовым
   актам  и  нарушающих  права  и  законные  интересы  организаций   и
   граждан.
       Поскольку     действующими     федеральными     законами      к
   подведомственности  арбитражного  суда  не  отнесено   рассмотрение
   споров   об  оспаривании  нормативных  актов  субъектов  Российской
   Федерации,  суд необоснованно указал в определении,  что  заявление
   прокурора подведомственно арбитражному суду.
       Вместе с тем производство по делу на основании п. 1 ст. 219 ГПК
   РСФСР прекращено правильно.
       В   соответствии  с  п.  3  резолютивной  части   постановления
   Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 года  по
   делу  о  толковании  отдельных положений  статей  125,  126  и  127
   Конституции Российской Федерации полномочия судов общей  юрисдикции
   и  арбитражных  судов  по осуществлению вне связи  с  рассмотрением
   конкретного   дела   проверки   соответствия   нормативных   актов,
   перечисленных  в статье 125 (пункты "а" и "б" части 2)  Конституции
   РФ   ниже   уровня  федерального  закона  иному,  имеющему  большую
   юридическую  силу  акту,  кроме Конституции  Российской  Федерации,
   могут  быть установлены федеральным конституционным законом.  Иначе
   суды   не   вправе  признавать  незаконными  и  в  связи   с   этим
   утрачивающими  юридическую  силу  акты  ниже  уровня   федерального
   закона,  перечисленные в статье 125 (пункты  "а"  и  "б"  части  2)
   Конституции Российской Федерации.
       В   силу  ст.  106  Федерального  конституционного  закона   "О
   Конституционном  Суде Российской Федерации" данное  Конституционным
   Судом   Российской  Федерации  толкование  Конституции   Российской
   Федерации является официальным и общеобязательным.
       Федеральный  конституционный  закон,  наделяющий   суды   общей
   юрисдикции  полномочиями  по проверке нормативных  актов  субъектов
   Российской  Федерации, отсутствует, в связи с чем  право  заявителя
   на  обращение  в  суд  общей юрисдикции с требованием  о  признании
   недействительными     оспариваемых     положений     постановления,
   предусмотренное  действующими федеральными  законами,  в  настоящее
   время не может быть реализовано.
       С  учетом изложенного доводы частного протеста не могут повлечь
   отмены определения суда.
       Руководствуясь  ст.  ст.  311, 316,  317  ГПК  РСФСР,  Судебная
   коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       изменить  мотивы прекращения производства по делу, исключив  из
   мотивировочной  части  определения  указание  о  подведомственности
   спора  арбитражному  суду,  в  остальной  части  определение   суда
   оставить  без  изменения,  а  частный  протест  прокурора   -   без
   удовлетворения.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz