МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 июля 1999 г. N 5668-ЭР
К ПОРУЧЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 23 ИЮНЯ 1999 Г. N ХВ-П13-20675
Министерство юстиции Российской Федерации рассмотрело проекты
Указов Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по
обеспечению налоговых поступлений в Государственный бюджет в
1999 г.", "О дополнительных мерах по нормализации расчетов с
внебюджетным Фондом обязательного медицинского страхования" и "О
дополнительных мерах по нормализации расчетов с внебюджетным
страховым Фондом занятости" и полагает необходимым сообщить
следующее.
1. По проекту Указа Президента Российской Федерации "О
неотложных мерах по обеспечению налоговых поступлений в
Государственный бюджет в 1999 г.".
При рассмотрении вышеназванного проекта следует иметь в виду,
что согласно части 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации
общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации
устанавливаются федеральным законом. В соответствии с
вышеназванной конституционной нормой права и обязанности налоговых
органов установлены частью первой Налогового кодекса Российской
Федерации. При этом налоговым органам не предоставлено права
производить списание пеней (статья 31 части первой Налогового
кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 9 июля
1999 г. N 154-ФЗ).
Вместе с тем необходимо учесть, что согласно пункту 2
статьи 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в
ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ) безнадежная
задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам списывается
в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Что же касается списания штрафов по налоговым платежам, то
следует учитывать, что налоговые санкции взыскиваются с
налогоплательщиков только в судебном порядке (пункт 7 статьи 114
части первой Налогового кодекса Российской Федерации в ред.
Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ). Налоговые органы
же наделены только правом предъявлять в суды общей юрисдикции или
арбитражные суды иски о взыскании налоговых санкций с лиц,
допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах
(подпункт 16 пункта 1 статьи 31 части первой Налогового кодекса
Российской Федерации в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 г.
N 154-ФЗ).
2. По проектам Указов Президента Российской Федерации "О
дополнительных мерах по нормализации расчетов с внебюджетным
Фондом обязательного медицинского страхования" и "О дополнительных
мерах по нормализации расчетов с внебюджетным страховым Фондом
занятости".
Вышеназванными проектами предлагается разрешить Фонду
обязательного медицинского страхования и Государственному фонду
занятости населения Российской Федерации производить списание
штрафов. Однако следует учесть, что в соответствии с
законодательством Российской Федерации штрафы являются наказанием
за правонарушение и налагаются в судебном порядке.
Кроме того, проекты необходимо привести в соответствие с
Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
29 июля 1998 г. N 857, и с Положением о Государственном фонде
занятости населения Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 8 июня
1993 г. N 5132-1, в части наименования фондов.
Первый заместитель Министра
Э.РЕНОВ
|