ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО - ВЯТСКОГО ОКРУГА
КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 1999 г. по делу N 801/42/5
Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И., судей: Базилевой Т.В.,
Чубарова А.В., рассмотрев кассационную жалобу предпринимателя
Исакова Сергея Алексеевича на решение от 02.03.99 и постановление
от 26.04.99 по делу N 801/42/5 Арбитражного суда Ивановской
области,
установил:
Государственная налоговая инспекция по Фрунзенскому району г.
Иванова обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с иском к
предпринимателю Исакову Сергею Алексеевичу о взыскании штрафа в
сумме 8349 рублей за нарушение Закона Российской Федерации "О
применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением".
Решением от 02.02.99 иск удовлетворен частично, с
предпринимателя Исакова С.А. взыскан штраф в сумме 4174 рублей 50
копеек.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.04.99 решение
оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами Исаков С.А.
обратился в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа с
кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и
постановление Арбитражного суда Ивановской области.
Заявитель считает, что судом были неправильно применены нормы
материального права, а именно статьи 8, 146(5), 199, 202, 203,
224(2), 224(6), 261 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях, абзац 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О
применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением".
По мнению заявителя налоговый орган не наделен правом налагать
административные взыскания за правонарушения, предусмотренные
статьей 146(5) Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
Государственная налоговая инспекция по Фрунзенскому району в
отзыве на кассационную жалобу против доводов заявителя возразила,
указав на законность и обоснованность состоявшихся судебных актов.
Стороны надлежащим образом извещенные о времени и месте
рассмотрения кассационной жалобы в судебное заседание не явились,
поэтому дело рассмотрено в их отсутствие.
Правильность принятых судебных актов по делу проверена
Федеральным арбитражным судом Волго - Вятского округа в порядке,
предусмотренном статьями 171, 174 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Исаков С.А. зарегистрирован в
качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без
образования юридического лица, 18.05.98, свидетельство N 18313
серия 370, выдано Регистрационной палатой г. Иванова.
Государственная налоговая инспекция по Фрунзенскому району
совместно с Управлением Федеральной службы налоговой полиции
Российской Федерации при проверке соблюдения требований Закона
Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением" в торговом
павильоне, принадлежащем предпринимателю Исакову С.А. и
расположенном около поста ГАИ на автодороге Иваново - Владимир,
установила факт продажи продавцом Суриным Н.Н. товара (150 гр.
водки "Иваново - Вознесенск" на сумму 6 рублей 30 копеек, трех
бутербродов с колбасой на сумму 6 рублей 60 копеек, трех
бутербродов с ветчиной на сумму 6 рублей) без применения
контрольно - кассовой машины, а также не вывешивание ценников на
водку "Иваново - Вознесенск". Данное нарушение зафиксировано в
акте проверки от 22.09.98.
Постановлением заместителя начальника Государственной
налоговой инспекции по Ивановской области на предпринимателя
Исакова С.А. наложен штраф в сумме 8349 рублей на основании статьи
7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением",
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от
12.05.98 N 14-П "По делу о проверке конституционности отдельных
положений абзаца 6 статьи 6 и абзаца 2 части 1 статьи 7 Закона
Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением" и статьи 146(5)
Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
Так как предприниматель добровольно не уплатил сумму штрафа,
то налоговый орган обратился с иском в Арбитражный суд Ивановской
области.
Частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из
того, что факт неприменения контрольно - кассовой машины при
осуществлении денежных расчетов подтверждается материалами дела и
не оспаривается самим ответчиком. Не вывешивание ценника на товар
не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд
Волго - Вятского округа не находит оснований для ее
удовлетворения.
Статья 1 Закона Российской Федерации "О применении
контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением" предусматривает, что денежные расчеты с населением при
осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории
Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе
физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, в случае
осуществления ими торговых операций или оказании услуг) с
обязательным применением контрольно - кассовых машин.
К предпринимателю, ведущему денежные расчеты с населением без
применения контрольно - кассовой машины, применяются санкции,
предусмотренные статьей 7 Закона Российской Федерации "О
применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением". С учетом Постановления от 12.05.98 N 14-П
Конституционного Суда Российской Федерации размер штрафа
определяется в соответствии со статьей 146(5) Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях.
Факт продажи товара (водки, бутербродов) подтверждается
материалами дела (объяснительной продавца Сурина Н.Н. от 25.08.98,
актом проверки от 22.08.98) и не оспаривается самим
предпринимателем.
Штраф за данное нарушение применен налоговым органом к
ответчику согласно статье 146(5) Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях в 50-ти кратном размере минимальной оплаты труда,
что составило 4174 рубля 50 копеек.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ивановской области
правомерно удовлетворил иск налоговой инспекции в этой части.
Доводы заявителя о том, что налоговый орган не наделен правом
налагать на предпринимателя административный штраф, не могут быть
приняты кассационной инстанцией по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации "О
применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением" налоговым органам предоставлено право
налагать штрафы на предприятия, а также на физических лиц,
виновных в нарушении этого Закона.
Данное право подтверждается и пунктом 5 Постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 21.05.98 N 14-П, где
говорится о том, что органы налоговой службы вправе налагать
штрафы в размере, предусмотренном статьей 146(5) Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях.
Согласно статье 95 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, расходы по госпошлине, связанные с
рассмотрением кассационной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Волго - Вятского округа
постановил:
Решение от 02.03.99 и постановление апелляционной инстанции от
26.04.99 Арбитражного суда Ивановской области по делу N 801/42/5
оставить без изменения, а кассационную жалобу предпринимателя
Исакова Сергея Алексеевича - без удовлетворения.
Взыскать в доход федерального бюджета с предпринимателя
Исакова Сергея Алексеевича 104 рубля 36 копеек государственной
пошлины.
Исполнительный лист выдать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия
и обжалованию не подлежит. |