ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 1999 г. N 4182-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
внесении дополнения в статью 27 Федерального закона "Об
общественных объединениях", внесенный депутатами Государственной
Думы В.В. Борщевым, В.И. Зоркальцевым, Ю.И. Полдниковым,
М.В. Фильшиным.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по делам общественных
объединений и религиозных организаций в месячный срок со дня
принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по делам общественных
объединений и религиозных организаций доработать указанный
законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на
рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится депутатами
Государственной Думы
В.В. БОРЩЕВЫМ, В.И. ЗОРКАЛЬЦЕВЫМ,
Ю.И. ПОЛДНИКОВЫМ, М.В. ФИЛЬШИНЫМ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В СТАТЬЮ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ"
Статья 1. Дополнить статью 27 Федерального закона "Об
общественных объединениях" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1995, N 21, ст. 1930; 1997, N 20, ст. 2231; 1998, N 30,
ст. 3608) частью третьей следующего содержания:
"Федеральными законами могут устанавливаться право и способы
реализации общественного контроля со стороны общественных
объединений за соблюдением прав человека юридическими лицами, а
также организациями, не имеющими статуса юридического лица.".
Часть третью данной статьи считать частью четвертой.
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЯХ"
Заложенный в основы конституционного строя принцип
непосредственного осуществления народом своей власти (часть вторая
ст. 3 Конституции Российской Федерации) предполагает подотчетность
органов государственной власти и местного самоуправления
общественному контролю, то есть "прозрачность" всех сфер
государственной деятельности, за исключением охраняемых, на
законном основании, государственной тайной. В первую очередь
должны быть открыты для общества те органы, учреждения и
организации, в которых могут ограничиваться или нарушаться права
человека.
Ст. 30 Конституции Российской Федерации гарантирует свободу
деятельности общественных объединений. Этот принцип с достаточной
полнотой раскрыт в Федеральном законе "Об общественных
объединениях". Однако отсутствие в перечне прав общественных
объединений указания на право осуществления общественного контроля
за соблюдением прав человека порождает на практике ограничительное
толкование закона, вплоть до смешения общественного контроля с
вмешательством в деятельность органов государственной власти.
Следовательно, необходимо введение самого понятия общественного
контроля в Федеральный закон "Об общественных объединениях".
При этом контроль общественных объединений за деятельностью
органов государственной власти, учреждений и организаций всех форм
собственности не может носить стихийный характер. В целях
недопущения злоупотреблений и нарушений со стороны самих
общественных организаций, а также для придания общественному
контролю эффективности необходимо законодательное регулирование
этой сферы общественной деятельности. Только законодатель может
определить правовые условия и рамки общественного контроля,
разграничить необходимый контроль и недопустимое вмешательство.
Таким образом, предлагаемое дополнение в статью 27
Федерального закона "Об общественных объединениях" является не
нормой прямого действия, а базовым основанием для регулирования
общественного контроля специальным законодательством.
Председатель
Комитета по делам
общественных объединений
и религиозных организаций
В.ЗОРКАЛЬЦЕВ
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЯХ"
Введение в действие Федерального закона "О внесении дополнения
в статью 27 Федерального закона "Об общественных объединениях" не
предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального
бюджета.
|