ПАКТ
СТАБИЛЬНОСТИ ДЛЯ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
(Кельн, 10 июня 1999 года)
I. УЧАСТНИКИ, ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ
1. Мы, министры иностранных дел государств - членов
Европейского Союза, Европейская комиссия, министры иностранных дел
Албании, Боснии и Герцеговины, Болгарии, Хорватии, Венгрии,
Румынии, Российской Федерации, Словении, бывшей Югославской
Республики Македонии <*>, Турции, Соединенных Штатов Америки,
действующий председатель ОБСЕ и представитель Совета Европы,
представляющие участников сегодняшней Конференции по Юго-Восточной
Европе, и министры иностранных дел Канады и Японии, представители
Организации Объединенных Наций, УВКБ, НАТО, ОЭСР, ЗЕС,
Международного валютного фонда, Всемирного банка, Европейского
инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и
развития, действующие в рамках своей компетенции и представляющие
на сегодняшней Конференции содействующие государства, организации
и институты, а также представители Руайомонского процесса, ЧЭС,
ЦЕИ, СЕКИ и ПСЮВЕ, собрались в Кельне 10 июня 1999 г. в ответ на
призыв Европейского Союза принять Пакт стабильности для
Юго-Восточной Европы.
--------------------------------
<*> Болгария, Хорватия, Российская Федерация, Словения и
Турция признают Республику Македонию по ее конституционному
названию.
2. Страны Юго-Восточной Европы обязуются работать в
международном сообществе над вопросами общей стратегии
стабильности и развития региона, сотрудничать друг с другом и
основными донорами в целях реализации этой стратегии.
Использование возможности заниматься структурными перекосами и
нерешенными проблемами ускорит демократическое и экономическое
развитие в регионе.
3. Мы будем стремиться достичь прочного мира, процветания и
стабильности в Юго-Восточной Европе. Мы достигнем этой цели путем
всеобъемлющего и согласованного подхода к региону со стороны ЕС,
ОБСЕ, Совета Европы, ООН, НАТО, ОЭСР, ЗЕС, МФИ и региональных
инициатив. Мы приветствуем тот факт, что Европейский Союз и
Соединенные Штаты сделали поддержку Пакта стабильности приоритетом
и в их Новой атлантической повестке, а также тот факт, что
Европейский Союз и Российская Федерация включили Пакт стабильности
в приоритеты их политического диалога.
4. Урегулирование косовского конфликта является решающим для
нашей способности полностью достичь целей Пакта стабильности и
работать в направлении долгосрочных постоянных мер в целях
будущего мира и межэтнической гармонии без страха возобновления
войны.
II. ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ
5. Мы торжественно подтверждаем нашу приверженность всем
принципам и нормам, закрепленным в Уставе ООН, Хельсинкском
Заключительном акте, Парижской хартии, Копенгагенском документе
1990 года и других документах ОБСЕ, и, где применимо, полному
выполнению соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН и
конвенций Совета Европы и Мирного соглашения по Боснии и
Герцеговине с целью содействия добрососедским отношениям.
6. В наших действиях мы будем основываться на двусторонних и
многосторонних соглашениях о добрососедских отношениях,
заключенных государствами региона, участвующими в Пакте, и будем
добиваться заключения таких соглашений, где их еще нет. Они будут
формировать основной элемент Пакта стабильности.
7. Мы подтверждаем, что подотчетны нашим гражданам и
ответственны друг перед другом в отношении норм и принципов ОБСЕ и
за реализацию наших обязательств. Мы также подтверждаем, что
обязательства в отношении человеческого измерения, принятые в
рамках нашего членства в ОБСЕ, представляют вопросы прямой и
законной озабоченности для всех государств, участвующих в Пакте
стабильности, и не принадлежат исключительно к внутренним делам
соответствующего государства. Уважение этих обязательств
составляет одну из основ международного порядка, в который мы
намереваемся внести существенный вклад.
8. Мы принимаем во внимание, что страны региона, участвующие в
Пакте стабильности, обязуются продолжать демократические и
экономические реформы, как изложено в пункте 10, а также
двустороннее и региональное сотрудничество между собой, чтобы
продвигать свою интеграцию, на индивидуальной основе, в
евроатлантические структуры. Государства - члены ЕС и другие
участвующие страны и международные организации и институты
обязуются предпринимать все усилия, чтобы помочь их скорому и
соизмеримому продвижению вперед на этом пути. Мы подтверждаем
неотъемлемое право каждого государства - участника свободно
выбирать или изменять договоренности о своей безопасности, включая
договоры о союзах по мере их эволюции. Каждое государство -
участник будет уважать права всех остальных в этом отношении. Они
не будут укреплять свою безопасность за счет безопасности других
государств.
III. ЦЕЛИ
9. Пакт стабильности направлен на укрепление стран
Юго-Восточной Европы в их усилиях по продвижению мира, демократии,
уважения прав человека и экономического процветания для достижения
стабильности в регионе в целом. Те страны региона, которые
стремятся к интеграции в евроатлантические структуры, вместе с
рядом других участников Пакта твердо убеждены, что реализация
данного процесса будет содействовать этой цели.
10. С этой целью мы обязуемся сотрудничать, чтобы:
- предотвратить и положить конец напряженностям и кризисам,
что станет предпосылкой прочной стабильности. Это включает в себя
подписание и выполнение между нами многосторонних и двусторонних
соглашений и принятие мер внутреннего характера для преодоления
существующего потенциала конфликта;
- инициировать здоровые демократические и политические
процессы, основанные на свободных и справедливых выборах,
главенстве закона и полном уважении прав человека и основных
свобод, включая права граждан, принадлежащих к национальным
меньшинствам, право на свободные и независимые СМИ,
законодательные органы, подотчетные их избирателям, независимое
судопроизводство, борющееся с коррупцией, углубление и укрепление
гражданского общества;
- строить мирные и добрососедские отношения в регионе путем
строгого соблюдения принципов Хельсинкского Заключительного акта,
укрепления доверия и примирения, поощрения деятельности ОБСЕ и
других форумов по региональным мерам укрепления доверия и
механизмов для сотрудничества в области безопасности;
- сохранять многонациональное и многоэтническое разнообразие
стран в регионе и защищать меньшинства;
- создавать жизнеспособные рыночные экономики, основанные на
прочной макроэкономической политике, рынки, открытые для
существенно расширенной внешней торговли и инвестиций в частный
сектор, эффективные и прозрачные таможенные и торговые режимы,
развивать мощные рынки капитала и разнообразной собственности,
включая приватизацию, вести дело к расширению круга процветания
для всех наших граждан;
- укреплять экономическое сотрудничество в регионе и между
регионом и остальной Европой и миром, включая зоны свободной
торговли, содействовать беспрепятственным контактам между
гражданами;
- бороться с организованной преступностью, коррупцией и
терроризмом и всей криминальной и незаконной деятельностью;
- предотвращать насильственное перемещение населения,
вызванное войной, преследованием и гражданскими спорами, а также
миграцию, порожденную бедностью;
- обеспечивать безопасное и свободное возвращение всех
беженцев и перемещенных лиц к их очагам, одновременно помогать
странам в регионе путем разделения навязанного им бремени;
- создавать условия в странах Юго-Восточной Европы для полной
интеграции в политические, экономические структуры и структуры
безопасности по их выбору.
11. Прочный мир и стабильность в Юго-Восточной Европе станут
возможными, только когда демократические принципы и ценности,
которые уже активно продвигаются многими странами региона,
укоренятся повсеместно, в том числе в Союзной Республике
Югославии <*>. Международные усилия должны фокусироваться на
консолидации и соединении районов стабильности в регионе, чтобы
заложить прочную основу для перехода региона в целом к мирному и
демократическому будущему.
--------------------------------
<*> Союзная Республика Югославия является одним из
правопреемников бывшей Социалистической Федеративной Республики
Югославии.
Мы заявляем, что будем приветствовать участие в Пакте
стабильности Союзной Республики Югославии как полноправного и
равного участника после политического решения косовского кризиса
на основе принципов, согласованных министрами иностранных дел
"восьмерки", и с учетом необходимости уважения всеми участниками
принципов и целей настоящего Пакта.
Чтобы теснее привлечь Союзную Республику Югославию к этой
цели, уважая ее суверенитет и территориальную целостность, мы
рассмотрим пути, чтобы сделать Республику Черногорию ранним
бенефициаром Пакта. В этом контексте мы приветствуем вовлеченность
в наши встречи представителей Черногории как республики в составе
Союзной Республики Югославии. Мы также отмечаем намерение
Евросоюза и других заинтересованных участников продолжать тесно
работать с ее демократически избранным правительством.
IV. МЕХАНИЗМЫ ПАКТА СТАБИЛЬНОСТИ
12. Для достижения целей, которые мы для себя поставили, мы
согласились учредить "Региональный стол Юго-Восточной Европы".
"Региональный стол Юго-Восточной Европы" будет отслеживать
прогресс в рамках Пакта стабильности, содействовать ему и
обеспечивать руководство продвижением его целей.
13. Пакт стабильности будет иметь специального координатора,
который будет назначаться Европейским Союзом после консультаций с
действующим председателем ОБСЕ и другими участниками и одобряться
действующим председателем ОБСЕ. Специальный координатор будет
председательствовать на "Региональном столе Юго-Восточной Европы"
и будет отвечать за содействие достижению целей Пакта в отдельных
странах и между ними при поддержке созданных для этого необходимых
структур, в тесном сотрудничестве с правительствами и
соответствующими институтами стран, особенно других
заинтересованных и ассоциированных с Европейским Союзом стран, а
также соответствующих международных организаций и институтов,
которых это касается. Специальный координатор будет периодически
представлять от имени "Регионального стола Юго-Восточной Европы"
доклады ОБСЕ в соответствии с ее процедурами.
14. "Региональный стол Юго-Восточной Европы" будет
обеспечивать координацию деятельности как следующих "рабочих
столов", так и между ними. Они будут базироваться на существующем
опыте, институтах и инициативах и могут подразделяться на
"субстолы":
- "Рабочий стол" по демократизации и правам человека;
- "Рабочий стол" по экономическому восстановлению, развитию и
сотрудничеству;
- "Рабочий стол" по вопросам безопасности.
15. Круг ведения указанных "рабочих столов" изложен в
Приложении I к данному документу. "Рабочие столы" будут заниматься
и облегчать решение доверенных им вопросов через договоренности,
которые будут согласованы в рамках каждого "стола".
16. "Региональный стол Юго-Восточной Европы" и "рабочие столы"
будут состоять из участников Пакта стабильности. Содействующие
государства, организации и институты, а также региональные
инициативы, упомянутые в п. 1 настоящего документа, имеют право
участвовать в "рабочих столах" и в "Региональном столе
Юго-Восточной Европы", если они того пожелают. Соседние и другие
страны, особенно другие заинтересованные страны, ассоциированные с
ЕС, а также соответствующие международные организации и институты,
могут быть приглашены как участники или наблюдатели,
соответственно, на "Региональный стол Юго-Восточной Европы" и /
или "рабочие столы", чтобы содействовать целям Пакта стабильности,
без каких-либо вытекающих из этого последствий на будущее.
V. РОЛИ УЧАСТНИКОВ И СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ НИМИ
17. Деятельность в Пакте стабильности должна учитывать
многообразие положения участников. Для достижения целей Пакта мы
обеспечим эффективное взаимодействие между участвующими и
содействующими государствами, международными и региональными
организациями и институтами, которые располагают уникальными
познаниями и опытом, чтобы внести вклад в общее дело. Мы ожидаем
активного и творческого участия всех, кого это касается, в
создании условий, которые позволят странам в регионе
воспользоваться возможностью, предоставленной настоящим Пактом.
Каждый участник будет стремиться обеспечивать продвижение целей
Пакта стабильности своим собственным участием во всех
соответствующих международных организациях и институтах.
Роль ЕС
18. Мы приветствуем инициативу Европейского Союза в запуске
Пакта стабильности и ведущую роль, которую ЕС играет в
сотрудничестве с другими участвующими и содействующими
государствами, международными организациями и институтами. Запуск
Пакта предоставит региону прочную европейскую привязку.
Окончательный успех Пакта будет в значительной степени зависеть от
усилий связанных с этим государств по достижению целей Пакта и
развитию регионального сотрудничества с помощью многосторонних и
двусторонних соглашений.
19. Мы тепло приветствуем готовность Европейского Союза
активно поддерживать страны региона и создавать возможности для
достижения ими целей Пакта стабильности. Мы приветствуем
деятельность ЕС по укреплению демократических и экономических
институтов в регионе через ряд соответствующих программ. Мы
отмечаем продвижение на пути установления и развития договорных
отношений, на индивидуальной основе и в рамках регионального
подхода, между ЕС и странами региона. Мы принимаем во внимание,
что ЕС подготовит на основе решений венского Евросовета "Общую
стратегию для западных Балкан" как фундаментальную инициативу.
20. ЕС теснее подтянет регион к перспективе полной интеграции
этих стран в свои структуры. В отношении стран, которые еще не
подписали соглашения об ассоциации с ЕС, это будет сделано через
новый тип договорных отношений с полным учетом положения каждой
отдельно взятой страны с перспективой членства в ЕС на основе
Амстердамского договора и после того, как они будут отвечать
Копенгагенским критериям. Мы отмечаем готовность Европейского
Союза к тому, что, принимая решения автономно, он будет
рассматривать достижение целей Пакта стабильности, в особенности
прогресс в развитии регионального сотрудничества, в числе важных
элементов при оценке достоинств такой перспективы.
Роль стран региона
21. Мы высоко ценим вклад и солидарность стран региона с
усилиями мирового сообщества в достижении мирного решения по
Косово. Мы приветствуем усилия, предпринятые до сих пор, и
результаты, достигнутые странами в Юго-Восточной Европе на пути к
демократизации, экономическим реформам и региональному
сотрудничеству и стабильности. Эти страны будут основными
бенефициарами Пакта и признают, что его успешная реализация и
продвижение к евроатлантическим структурам тех, кто к этому
стремится, в решающей степени зависят от их приверженности
достижению целей Пакта, в частности от их готовности сотрудничать
на двустороннем и многостороннем уровнях и содействовать целям
Пакта в рамках их собственных соответствующих национальных
структур.
Роль ОБСЕ
22. Мы приветствуем намерение ОБСЕ как единственной
общеевропейской организации по безопасности и как региональной
договоренности в соответствии с главой VIII Устава ООН и как
основного инструмента в раннем предупреждении и предотвращении
конфликтов, управлении кризисами и постконфликтном восстановлении
вносить существенный вклад в усилия, предпринимаемые через Пакт
стабильности. Мы подтверждаем, что ОБСЕ должна играть ключевую
роль в содействии всем измерениям безопасности и стабильности.
Соответственно мы просим поставить Пакт стабильности под эгиду
ОБСЕ и полностью полагаемся на деятельность ОБСЕ по соблюдению
странами - участницами положений Пакта стабильности в соответствии
с ее процедурами и устоявшимися принципами.
23. Мы полагаемся на институты и инструменты ОБСЕ и их опыт в
содействии деятельности "Регионального стола Юго-Восточной Европы"
и "рабочих столов", особенно "рабочего стола" по демократизации и
правам человека. Их уникальная компетентность очень понадобится в
продвижении замыслов и целей Пакта стабильности. Мы выражаем наше
намерение в случаях, требующих вовлеченности ОБСЕ в связи с
соблюдением принципов ОБСЕ при реализации Пакта стабильности,
прибегать, где это уместно, к помощи инструментов и процедур ОБСЕ,
включая те, которые относятся к предотвращению конфликтов, мирному
урегулированию споров и человеческому измерению. Государства -
участники Конвенции об учреждении Суда примирения и арбитража
могут также передавать в Суд возможные споры и испрашивать
необязывающее мнение Суда.
Роль Совета Европы
24. Мы приветствуем готовность Совета Европы интегрировать в
качестве полноправных членов все страны региона на основе
принципов многоукладной демократии, прав человека и главенства
закона. Совет Европы может внести важный вклад в цели Пакта через
свои парламентские и межправительственные органы и институты, свои
европейские нормы, воплощенные в соответствующих юридически
обязывающих конвенциях, прежде всего Европейской конвенции о
правах человека (и в Суде), свои инструменты и программы помощи в
области демократических институтов, прав человека, юриспруденции,
правосудия и образования, а также свои прочные связи с гражданским
обществом. В этом контексте мы с большим интересом принимаем во
внимание Программу стабильности Совета Европы для Юго-Восточной
Европы, которая должна выполняться совместно и в тесной
координации с заинтересованными странами и другими международными
и региональными организациями, играющими в этой сфере активную
роль.
Роль ООН, включая УВКБ
25. Мы подчеркиваем центральную роль ООН в регионе в вопросах
мира, безопасности и прочной политической нормализации, а также в
гуманитарных усилиях и экономическом восстановлении. Мы всемерно
поддерживаем главные функции УВКБ во всех связанных с беженцами
вопросах, особенно защите и возвращении беженцев и перемещенных
лиц, и решающую роль, которую играют Всемирная продовольственная
программа, ЮНИСЕФ, ВОЗ, ПРООН, УВКПЧ и другие органы системы ООН.
Мы рассчитываем на активную вовлеченность соответствующих органов
ООН в "Региональный стол Юго-Восточной Европы". Мы отмечаем, что
Европейская экономическая комиссия ООН располагает опытом, который
может внести полезный вклад в деятельность "рабочих столов" Пакта
стабильности.
Роль НАТО
26. Мы отмечаем решение НАТО наращивать сотрудничество со
странами Юго-Восточной Европы и ее приверженность открытости, а
также намерение НАТО, Совета евроатлантического партнерства и
Партнерства ради мира во взаимодействии с другими
евроатлантическими структурами способствовать стабильности и
безопасности, поддерживать и расширять консультации со странами
региона. Мы призываем их к вовлеченности, в соответствии с целями
Пакта, в региональное сотрудничество в области безопасности,
предотвращения конфликтов и управления ими. Мы приветствуем эту
стабилизационную деятельность, направленную на содействие целям
настоящего Пакта. Более эффективное использование консультативных
форумов и механизмов НАТО, развитие механизма сотрудничества СЕАП
и более широкое использование программ ПРМ будут служить целям
всеобъемлющей стабильности, сотрудничества и добрососедства,
предусмотренным в Пакте.
27. Члены НАТО и значительное число других участников
подчеркивают, что альянс должен играть важную роль в достижении
целей Пакта, особенно отмечая недавние решения НАТО, касающиеся
стран региона.
Роль Соединенных Штатов Америки
28. Поработав в тесном сотрудничестве с Европейским Союзом в
запуске настоящего Пакта, Соединенные Штаты Америки продолжат
играть ведущую роль в развитии и реализации Пакта во
взаимодействии с другими участниками и теми, кто оказывает
содействие. Мы считаем, что активная роль Соединенных Штатов
подчеркивает жизненно важное значение, которое страны региона
придают своей интеграции в евроатлантические структуры.
Мы отмечаем готовность Соединенных Штатов поддерживать эту
цель, когда указанные страны стараются стать возможно более
сильными кандидатами на эвентуальное членство в евроатлантических
институтах. Мы приветствуем постоянный вклад США в государства
Юго-Восточной Европы, в том числе через программы экономической и
технической помощи и через их совместное руководство в
международных финансовых институтах. Соединенные Штаты будут
координировать свою деятельность и взаимодействовать с другими
донорами, чтобы обеспечить максимальную эффективность помощи
региону.
Роль Российской Федерации
29. Россия традиционно играла и продолжает играть ключевую
роль в регионе. Российские усилия и вклад в достижение там мирного
решения конфликтов, особенно косовского кризиса, высоко ценятся.
Будучи на ранней стадии вовлеченной в запуск настоящего Пакта,
Российская Федерация продолжит играть ведущую и конструктивную
роль в разработке и реализации Пакта во взаимодействии с ЕС, ООН,
ОБСЕ, Советом Европы, международными экономическими и финансовыми
организациями и институтами, а также с региональными инициативами
и отдельными государствами. Российская Федерация может внести
ценный вклад в деятельность, направленную на содействие миру,
безопасности и постконфликтному сотрудничеству.
Роль МФИ
30. МВФ, Всемирный банк, ЕБРР и ЕИБ - как финансовый институт
Европейского Союза должны в соответствии с их конкретными
полномочиями играть важную роль в оказании поддержки странам
региона в достижении экономической стабилизации, реформе и
развитии региона. Мы надеемся, что они разработают единую
стратегию международной помощи для региона и будут содействовать
проведению странами региона разумной макроэкономической и
структурной политики. Мы призываем эти международные финансовые
институты принимать активное участие в "Региональном столе
Юго-Восточной Европы" и соответствующих "рабочих столах".
Роль ОЭСР
31. Мы отмечаем уникальную силу ОЭСР как форума для диалога по
среднесрочной структурной политике и наилучшей практике. Мы
надеемся, что ОЭСР, с учетом ее хорошо известной компетентности в
отношениях со странами с переходной экономикой и ее открытого
диалога со странами Юго-Восточной Европы, примет активное участие
в "Региональном столе Юго-Восточной Европы" и окажет содействие
процессу экономического восстановления, укрепления добросовестной
власти и административных возможностей и дальнейшей интеграции
связанных с этим государств в европейскую и мировую экономику.
Роль ЗЕС
32. Мы приветствуем роль, которую играет ЗЕС в содействии
стабильности в регионе. В этом отношении мы отмечаем вклад,
который по просьбе Европейского Союза ЗЕС вносит в безопасность
через свои миссии в странах региона.
VI. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ И ОРГАНИЗАЦИИ
33. Мы подчеркиваем нашу заинтересованность в жизнеспособных
региональных инициативах и организациях, которые поощряют
дружеское сотрудничество между соседствующими государствами. Мы
приветствуем схемы субрегионального сотрудничества стран -
участниц. Мы будем стараться обеспечить сотрудничество и
координацию между этими инициативами и Пактом стабильности,
которые будут их взаимно усиливать. Мы будем опираться на их
соответствующие достижения.
34. Мы отмечаем, что Руайомонский процесс уже заложил
динамичные рамки для сотрудничества в области демократии и
гражданского общества. В силу этого Руайомону предстоит играть
ключевую роль в этой области, особенно в рамках первого "рабочего
стола" Пакта стабильности.
35. Мы отмечаем роль Организации Черноморского экономического
сотрудничества в продвижении взаимопонимания, улучшении общего
политического климата и содействии экономическому развитию в
регионе Черного моря. Приветствуя ее вовлеченность в укрепление
мира, безопасности и стабильности через экономическое
сотрудничество, мы приглашаем ЧЭС вносить вклад в реализацию Пакта
стабильности для Юго-Восточной Европы.
36. Мы отмечаем, что Центральноевропейская инициатива заложила
со странами региона устойчивую и интегрированную основу диалога,
координации и сотрудничества в политической, экономической,
культурной и парламентской областях. На основе этого опыта ей
предстоит играть важную роль в рамках "Регионального стола
Юго-Восточной Европы".
37. Мы отмечаем, что "Кооперативная инициатива для ЮВЕ" (СЕКИ)
выработала новаторский подход к сотрудничеству в сфере экономики и
инфраструктуры региона, облегчая совместное принятие странами
Юго-Восточной Европы решений в областях своей деятельности. Как
таковой, ей предстоит играть ключевую роль в региональных
экономических вопросах, особенно в устранении помех частным
инвестициям в регионе в рамках Пакта стабильности.
38. Мы ценим "Процесс сотрудничества в Юго-Восточной Европе"
как еще одну удачную схему регионального сотрудничества. Мы
поддерживаем его дальнейшее развитие и организационное укрепление,
включая завершение разработки его хартии добрососедских отношений
и сотрудничества.
39. Мы отмечаем вклад в измерение безопасности со стороны
Группы министров обороны ЮВЕ (SEDM), которая вовлекла страны
региона и другие государства в различные мероприятия по
сотрудничеству, повышающие транспарентность и взаимное доверие,
такие, как новые многонациональные силы по поддержанию мира для
Юго-Восточной Европы.
40. Мы ожидаем, что предлагаемая конференция по району
Адриатического и Ионического морей внесет в дела региона
позитивный вклад.
VII. ПРОЦЕСС МОБИЛИЗАЦИИ И КООРДИНАЦИИ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОНОРОВ
41. Мы подтверждаем наше твердое обязательство поддержать
реконструкцию, стабилизацию и интеграцию региона и призываем
международное сообщество доноров принять в этом щедрое участие. Мы
приветствуем продвижение Всемирного банка и Европейского Союза, в
лице Еврокомиссии, к оформлению процесса координации доноров. Этот
процесс будет тесно взаимодействовать с соответствующим "рабочим
столом" и выявит подходящие модальности распоряжения международной
помощью и ее распределения. Всемирный банк и Еврокомиссия будут
отвечать также за координацию всеобъемлющего подхода к
региональному развитию и необходимым донорским конференциям.
VIII. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ОБЗОРА
42. Эффективная реализация настоящего Пакта будет зависеть от
развития и усиления административно-организационных возможностей,
а также гражданского общества в заинтересованных странах - как на
национальном, так и местном уровнях, - для того чтобы подкрепить
консолидацию демократических структур и добиться долговременных
преимуществ в пользу действенного распоряжения международной
помощью и ее освоения в регионе.
43. "Региональный стол Юго-Восточной Европы" и "рабочие столы"
будут созваны на учредительные встречи при ближайшей возможности
по приглашению Председательства Европейского Союза. Они будут
работать для достижения конкретных результатов на основе
согласованных графиков в соответствии с целями Пакта стабильности.
"Региональный стол Юго-Восточной Европы" будет периодически
проводить заседания на уровне, подлежащем согласованию, для обзора
прогресса, достигнутого "рабочими столами". "Региональный стол
Юго-Восточной Европы" будет направлять деятельность "рабочих
столов".
Приложение I
ОРГАНИЗАЦИЯ "РЕГИОНАЛЬНОГО СТОЛА
ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ" И "РАБОЧИХ СТОЛОВ" ПАКТА
СТАБИЛЬНОСТИ ДЛЯ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
А. "Региональный стол Юго-Восточной Европы" будет продвигать
Пакт стабильности, действуя в качестве организационного центра по
всем принципиальным вопросам содержания и реализации Пакта
стабильности, а также как руководящий орган процесса Пакта
стабильности. "Региональный стол Юго-Восточной Европы" будет
направлять деятельность "рабочих столов".
В. "Рабочие столы" являются инструментами поддержания и
укрепления добрососедских отношений в регионе за счет
конструктивного рассмотрения вверенных им проблем и содействия их
решению. Задачами "рабочих столов" будут, в частности:
- обсуждение проблем в многосторонних рамках, ведущее к
определению подходов к преодолению узких мест и урегулированию
разногласий путем договоренностей и соглашений, с использованием
знаний и поддержки со стороны участников, а также содействующих
государств, организаций, институтов и региональных инициатив, в
частности ОБСЕ и Совета Европы;
- выявление проектов, способствующих достижению
договоренностей, соглашений и принятию мер в соответствии с целями
Пакта. Особое внимание будет уделяться проектам с участием двух и
более стран региона;
- там, где необходимо, придание импульса в областях, в которых
следует обеспечить дальнейшее продвижение вперед.
С. Каждый из "рабочих столов" будет заниматься следующим
спектром проблем и решать в надлежащих случаях, не будет ли
необходимости образовать "субстолы" с привлечением участников и
содействующих стран и организаций:
- "Рабочий стол" по демократизации и правам человека,
занимающийся:
i) демократизацией и правами человека, включая права лиц,
относящихся к национальным меньшинствам; свободными и независимыми
СМИ; строительством гражданского общества; законностью и
правопорядком; строительством институтов; эффективной
администрацией и надежным управлением; развитием общих правил
поведения в вопросах пограничного режима; другими сопряженными
вопросами, представляющими интерес для участников;
ii) проблемами беженцев, включая защиту и возвращение беженцев
и перемещенных лиц;
- "Рабочий стол" по экономическому восстановлению, развитию и
сотрудничеству, включая экономическое сотрудничество в регионе и
между регионом и остальной частью Европы и миром; содействие зонам
свободной торговли; трансграничный транспорт; снабжение энергией и
ее сбережение; дерегулирование и транспарентность; инфраструктура;
содействие частному предпринимательству; проблемы окружающей
среды; устойчивая реинтеграция беженцев; другие связанные с этим
вопросы, представляющие интерес для участников, с одновременной
поддержкой целостного процесса координации доноров;
- "Рабочий стол" по проблемам безопасности, который будет:
i) заниматься внутренними делами и вопросами правосудия, а
также проблемами миграции; сосредотачиваться на мерах борьбы с
организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и всеми
уголовными и незаконными проявлениями, трансграничными
экологическими угрозами; иными смежными вопросами, представляющими
интерес для участников;
ii) регулярно получать информацию от компетентных органов по
транспарентности и мерам укрепления доверия в регионе. Данный
"стол" будет также поощрять дальнейшую имплементацию Соглашения по
контролю за вооружениями по ст. IV Дейтонско-Парижского соглашения
и прогресс на переговорах по ст. V и должен рассмотреть вопрос о
том, не следует ли компетентным органам обратиться в надлежащее
время к последующим мерам контроля за вооружениями, безопасности и
доверия с учетом существующих обязательств и договоренностей по
ДОВСЕ;
iii) регулярно получать информацию от компетентных органов по
сотрудничеству в вопросах обороны / безопасности в целях
укрепления стабильности в регионе и между его странами, а также
содействовать постоянному участию всех заинтересованных в
обеспечении региональной безопасности, предотвращении конфликтов и
управлении ими. Работа данного "стола" будет дополнять и
согласовываться с усилиями в пользу безопасности региона,
предпринимаемыми различными европейскими и евроатлантическими
инициативами и структурами.
D. "Рабочие столы" примут планы работы в соответствии с целями
Пакта стабильности. В пределах своей компетенции они могут
образовывать "вспомогательные столы" или созывать встречи и
конференции по конкретным или субрегиональным вопросам. В этом
контексте особое внимание должно уделяться поощрению обменов между
гражданами (в частности, молодыми), группами общественности,
предпринимателями и компаниями, а также неправительственными
организациями и их партнерами в различных странах региона. Они
будут, в частности, уделять внимание слаженности и совместимости
своей работы с осуществляемой деятельностью и стремиться
содействовать взаимодополняемости и сложению сил с существующими
видами деятельности, как и избегать их дублирования.
Е. Председательство в "рабочих столах" будет устанавливать
"Региональный стол Юго-Восточной Европы". "Рабочие столы" будут
отчитываться перед "Региональным столом Юго-Восточной Европы".
Председатели "Регионального стола Юго-Восточной Европы" и "рабочих
столов" будут встречаться периодически и по мере необходимости для
обсуждения и координации деятельности "рабочих столов" и
отслеживания продвижения вперед.
F. Место и время проведения отдельных "рабочих столов" должны
определяться таким образом, чтобы по возможности облегчить
присутствие участников, которые могут принимать участие в
нескольких "столах", не исключая выработки каждым "столом"
собственного календаря мероприятий сообразно своей динамике.
"Столы" могут проводиться по ротации в странах региона, по
приглашению отдельных стран либо Евросоюза или в Вене по месту
нахождения Постоянного совета ОБСЕ.
G. Страна - организатор или организация - устроитель
мероприятия должны обеспечивать за свой счет такие условия для
встречи, как конференц-залы, секретариатская поддержка и перевод.
Европейский Союз выразил готовность нести подобные затраты при
проведении встреч в месте нахождения его учреждений.
|