ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 26 мая 1999 г. Дело N КА-А40/1477-99
(извлечение)
Государственная налоговая инспекция N 16 Северо - Восточного
административного округа г. Москвы обратилась с иском к
предпринимателю Шавлохову Алану Амурхановичу о взыскании штрафа на
основании решения ГНИ от 25 декабря 1997 года.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15 июля 1998 года
исковые требования удовлетворены в размере 16698 руб. 00 коп. с
учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от
12 мая 1998 года и решения ГНИ N 16 г. Москвы от 25 мая 1998 года.
Постановлением апелляционной инстанции от 26 марта 1999 года
решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без
изменения.
Податель кассационной жалобы просит отменить судебные акты по
доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Законность и обоснованность судебных актов проверены в
кассационном порядке.
Из материалов дела установлено, что в ходе проверки, о чем
составлен акт от 22 октября 1997 года, истец, ГНИ N 16 г. Москвы,
установил у ответчика нарушения Закона Российской Федерации
"О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением", выразившиеся в ведении денежных
расчетов без применения ККМ и в отсутствии ценников на некоторые
продаваемые товары.
Обязанность налоговых органов налагать штрафы на предприятия,
а также на физических лиц, виновных в нарушении вышеназванного
Закона, установлена статьей 6 Закона Российской Федерации
"О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением", а статьей 7 указанного Закона
определены виды нарушений и меры ответственности.
Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от
12 мая 1998 года следует, что предметом регулирования норм
статей 6 и 7 Закона Российской Федерации "О применении
контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением" являются отношения публично - правового характера, а
предусмотренная ими ответственность является также
публично - правовой, а именно административной. В связи с этим
производство по делам, связанным с рассмотрением мер
ответственности за нарушения, предусмотренные Законом Российской
Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением", должно быть
административным вне зависимости от рассмотрения дела судом общей
юрисдикции, арбитражным судом либо органом исполнительной власти.
Статья 2 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях устанавливает, что положения Кодекса
распространяются и на правонарушения, ответственность за
совершение которых предусмотрена законодательством, еще не
включенным в Кодекс об административных правонарушениях.
Таким образом, производство по делу об ответственности за
ведение денежных расчетов с населением без применения ККМ и за
отсутствие ценника на продаваемом товаре должно осуществляться в
соответствии с положениями Кодекса об административных
правонарушениях.
Согласно ст. 38 названного Кодекса Российской Федерации
административное взыскание может быть наложено не позднее двух
месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся
правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения, а согласно
ст. 282 не подлежит исполнению постановление о наложении
административного взыскания, если оно не было обращено к
исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения.
Акт о совершенных правонарушениях составлен 22 октября
1997 года, решение о применении ответственности вынесено
25 декабря 1997 года с пропуском двухмесячного срока,
установленного ст. 38 Кодекса об административных правонарушениях.
С иском о взыскании с предпринимателя штрафа Государственная
налоговая инспекция обратилась 23 апреля 1998 года, нарушив
ст. 282 Кодекса об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых
требований Государственной налоговой инспекции у арбитражного суда
не имелось.
Судебные акты подлежат отмене как принятые с нарушением
статей 38 и 282 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Исковые требования Государственной налоговой инспекции к
предпринимателю Шавлохову А.А. подлежат отклонению.
Сумма госпошлины, уплаченная ответчиком по апелляционной и
кассационной жалобам, подлежит возмещению из федерального бюджета.
С учетом изложенного Федеральный арбитражный суд Московского
округа, руководствуясь ст. ст. 171, 173 - 177 АПК Российской
Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15 июля 1998 года и постановление от 26 марта
1999 года Арбитражного суда г. Москвы по делу
N А40-17533/98-87-312 отменить.
В иске Государственной налоговой инспекции N 16
Северо - Восточного административного округа г. Москвы о взыскании
с предпринимателя Шавлохова А.А. штрафа отказать.
Возместить предпринимателю Шавлохову А.А. из федерального
бюджета расходы по госпошлине в размере 363 руб. 96 коп. - по
апелляционной жалобе и 328 руб. - по кассационной жалобе, 20 руб.
- по апелляционной жалобе.
|