МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
ОТ 26.05.1999 Г. N ВП-6-16/436
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ П.13 ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ
МНС РФ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ
КОНТРОЛИРУЮЩИХ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ПОПОЛНЕНИЮ
ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 1999 ГОД
В соответствии с п.5 приказа Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам от 23.04.99 г. N ГБ-3-16/24ДСП
направляются методические указания по практическому
осуществлению мероприятий, предусмотренных п.13 Плана
мероприятий МНС РФ по выполнению Межведомственного плана
мероприятий контролирующих и правоохранительных органов по
пополнению доходной части федерального бюджета на 1999 год
(приложение к настоящему письму).
Доведите данные методические указания до подчиненных
налоговых органов и обеспечьте их четкое выполнение при
реализации мероприятий указанного Плана.
Приложение: упомянутое - на 8 листах
Государственный советник
налоговой службы I ранга В.А.Павлов
Методические указания
к пункту 13 Плана мероприятий МНС РФ по выполнению
Межведомственного плана мероприятий контролирующих
и правоохранительных органов по пополнению доходной части
федерального бюджета на 1999 год по проведению проверок
юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля
за выполнением Закона Российской Федерации "О применении
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением"
Законом Российской Федерации от 18.06.93 г. N 5215-1 "О
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением" определена обязанность применения ККМ
всеми предприятиями и индивидуальными предпринимателями при
осуществлении торговых операций или оказания услуг на территории
Российской Федерации. В 1998 г. и начале 1999 г. постановлениями
Правительства РФ утвержден ряд документов, в том числе от
07.08.98 г. N 904 "Положение по применению ККМ при осуществлении
денежных расчетов с населением", от 03.09.98 г. N 1027
пересмотрена редакция "Перечня отдельных категорий предприятий
(в том числе физических лиц, в случае осуществления ими торговых
операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые
в силу специфики своей деятельности либо особенностей
местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением
без применения контрольно-кассовых машин" с изменениями и
дополнениями внесенными постановлениями Правительства РФ от
21.11.98 г. N 1364 и от 07.01.99 г. N 24.
Анализ проводимых налоговыми органами проверок соблюдения
организациями и индивидуальными предпринимателями соблюдения
законодательства о ККМ позволяет сделать вывод о том, что
имеются серьезные недостатки в организации торговли на рынках,
ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях,
отведенных для осуществления торговли промышленными товарами.
На автозаправочных станциях применяются ККМ, не
предназначенные по Классификатору ККМ для этой сферы торговли.
Аналогичное положение с соблюдением законодательства о
применении контрольно-кассовых машин при расчетах с населением в
гостиницах, станциях технического обслуживания, на платных
автостоянках, расположенных на территориях, прилегающих к
вокзалам, рынкам, торговым центрам и на других специально
отведенных для этих целей местах.
Неприменение контрольно-кассовых машин при осуществлении
торговли и оказании платных услуг, как показывает практика,
представляет предприятиям и физическим лицам-предпринимателям
возможность многократно сознательно занижать налогооблагаемую
базу и соответственно уклоняться от уплаты налогов и других
обязательных платежей.
1. Цель проверки: путем проверки объектов установить,
соблюдается ли действующее законодательство и
нормативно-правовые документы о применении контрольно-кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением при:
- торговле на рынках, ярмарках, выставочных комплексах и
других территориях, отведенных для осуществлении торговли
продовольственными и непродовольственными товарами;
- при торговле и оказании услуг в гостиницах, на
автозаправочных станциях и станциях техобслуживания автомобилей;
- оказании услуг на платных автостоянках.
2. Проверки организуются и проводятся налоговыми органами с
участием сотрудников органов федеральной службы налоговой
полиции и органов внутренних дел.
3. Конкретный перечень и количество объектов проверки
определяется госналогинспекциями по субъектам Российской
Федерации по согласованию с территориальными органами ФСНП и МВД.
4. Общая координация проведения указанной проверки
возлагается на налоговые органы на местах.
5. При проведении проверок в указанных секторах торговли и
оказания услуг по вопросам применения контрольно-кассовых машин
необходимо руководствоваться следующими законодательными и
нормативными актами:
- Законом Российской Федерации от 18 июня 1993 года N
5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением";
- постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 30 июня 1993 года N 745 "Об утверждении
Положения по применению контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных
категорий предприятий, организаций и учреждений, которые в силу
специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения
могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения
контрольно-кассовых машин", с учетом внесенных изменений и
дополнений;
- письмами Госналогслужбы Российской Федерации от 24.07.98
N ВК-6-16/464, 27.07.98 N ВК-6-16/472 и от 28.04.99 N
ШС-6-16/373;
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 29
сентября 1997 года N 1402-р "О замене контрольно-кассовых машин
без фискальной памяти", доведенным письмом Госналогслужбы
Российской Федерации от 16.12.97 г. N ВК-6-16/871;
- "Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением"
(утверждены письмом Министерства финансов Российской Федерации
от 30 августа 1993 года N 104);
- методическими рекомендациями по организации контроля за
применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением, доведенными совместным письмом
Госналогслужбы России и Департамента налоговой полиции от 3
августа 1994 года N НИ-6-14/281 и от 29 июля 1994 года N ВЯ-1155
- методическими рекомендациями по осуществлению учета
выручки, полученной с применением контрольно-кассовых машин, в
целях обеспечения полноты исчисления и уплаты налогов
юридическими лицами и гражданами-предпринимателями, доведенными
письмом Госналогслужбы России от 10 ноября 1997 года N
ВК-6-16/778;
- методическими рекомендациями по заполнению и применению
форм бланков строгой отчетности при выполнении бытовых услуг
предприятиями всех форм собственности, а также при
индивидуальной трудовой деятельности, доведенными письмом
Госналогслужбы России от 31 марта 1998 года N ВК-6-16/210;
- Порядком регистрации контрольно-кассовых машин в
налоговых органах (утвержден приказом Госналогслужбы России от
26 июня 1995 года N ВГ-3-14/36);
- Классификатором контрольно-кассовых машин, используемых
на территории Российской Федерации, доведенным письмом
Госналогслужбы России от 5 февраля 1998 года N ВК-6-16/84;
- Перечнем моделей контрольно-кассовых машин, включенных в
Государственный реестр контрольно-кассовых машин, по состоянию
на 01.01.99 года, доведенным письмом Министерства РФ по налогам
и сборам от 22.03.99 года N ВГ-6-16/191;
- Порядком совместных действий органов Госналогслужбы
России, ФСНП России, МВД России при проведении проверок
соблюдения Закона Российской Федерации "О применении
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением" субъектами предпринимательства при реализации товара
на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и других,
отведенных для осуществления торговли местах, утвержденным
Госналогслужбой России от 11 ноября 1997 года N БЕ-6-16/780,
ФСНП России от 4 ноября 1997 года N НК-3557, МВД России от 5
ноября 1997 года N 1/13929;
- другими письмами, методическими указаниями, разъяснениями
и рекомендациями Госналогслужбы России и Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам.
6. При проведении проверок необходимо обратить внимание на:
- соответствие разновидности торгового места (киоск, ларек,
контейнер, павильон, автофургон, прилавок, лоток и т.д.)
указанного в разрешении на право торговли фактическому, а также
на то, что в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 03.09.98 г. N 1027 с изменениями и
дополнениями, внесенными Правительством РФ от 21.11.98 N 1364 и
07.01.99 N 24, торговля непродовольственными товарами с открытых
прилавков внутри крытых рыночных помещений должна производиться
с применением контрольно-кассовых машин;
- соответствие бланков, используемых при расчетах с
населением для учета денежных средств без применения
контрольно-кассовых машин, формам бланков, утвержденным
Министерством финансов Российской Федерации в качестве
документов строгой отчетности;
- соответствие фактически применяемых моделей ККМ
Классификатору контрольно-кассовых машин, используемых на
территории Российской Федерации;
- наличие договора с центром технического обслуживания
(ЦТО) на техническое обслуживание и ремонт применяемых ККМ;
- соблюдение пользователями ККМ установленных правил
использования контрольно-кассовых машин в соответствии с
"Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением", (тождественность
заводского номера на корпусе ККМ, указанному в документах,
наличие пломбы на кожухе ККМ, полноту и качество реквизитов
кассового чека или заменяющего его документа и др.);
- наличие регистрационной карточки и необходимой
технической документации на ККМ и соответствие записей в
документации данным заводской маркировки контрольно-кассовой
машины;
- наличие разрешения на право торговли, наличие лицензии на
продаваемые товары, подлежащие лицензированию, документы,
удостоверяющие личность продавцов (кассиров), их принадлежность
и отношение к проверяемому предприятию (организации);
- правильность и своевременность заполнения Книги
кассира-операциониста, утвержденной Типовыми правилами
эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением;
- наличие ценников на товары (услуги) и их надлежащее
оформление;
- особое внимание необходимо уделить вопросам полноты
оприходования денежной выручки, полученной с применением ККМ
(проверить соответствие показаний контрольной ленты сумме
выручки за проверяемый период, правильность оформления кассовой
книги и кассового отчета).
7. Меры по устранению выявленных нарушений законодательства
и других нормативных актов, регламентирующих применение
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением, принимаются на месте в установленном порядке.
8. Для достижения необходимой эффективности проверки
применения контрольно-кассовых машин целесообразно осуществлять
систематически, по предварительно отобранным объектам, по
которым имеются данные о несоблюдении законодательства по
применению ККМ. Практика проведения крупномасштабных контрольных
мероприятий показывает, что результаты проверок во многом
зависят от внезапности и способов их проведения. В связи с этим
рекомендуется конфиденциально разработать четкие планы (схемы)
проведения контрольных рейдов на конкретных объектах,
предусмотрев их проведение также в выходные и праздничные дни,
наряду с рабочими днями, организовать "челночные" проверки с
возвращением на прежние объекты проверок (рынки, ярмарки) в
течение дня (недели) проведения указанных выше контрольных
мероприятий.
При необходимости, к проверке в установленном порядке могут
быть привлечены специалисты Госторгинспекции, Санэпиднадзора и
других контролирующих органов.
9. Доклады о результатах проверки и принятых мерах по
устранению выявленных нарушений с отражением в них обобщенных
показателей (по прилагаемой форме), форме участия в организации
и проведении проверок органов ФСНП России и МВД России,
характерные конкретные факты нарушений, а также предложения по
усилению контроля налоговых органов за соблюдением Закона РФ "О
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением", представляются в порядке, установленном
пунктом 2 приказа МНС РФ от 23.04.99 г. N ГБ-3-16/24ДСП.
Справка
о результатах проверки соблюдения законодательства о применении
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов
с населением
-----T------------------T-----------------------------------------------¬
¦ ¦ Наименование ¦ Результаты проверки ¦
¦ ¦ показателя +-----------T-----------T-----------T-----------+
¦ ¦ ¦ Рынки ¦Автозапра- ¦Автостоян- ¦Все провер.¦
¦ N ¦ ¦ ¦вочные ¦ки, СТОА,¦юрид. лица¦
¦ ¦ ¦ ¦станции ¦гостиницы и¦и индивид.¦
¦ ¦ ¦ ¦(АЗС) ¦т.д. ¦предприни- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦матели ¦
¦ ¦ +----T------+----T------+----T------+----T------+
¦ ¦ ¦Ито-¦в т.ч.¦Ито-¦в т.ч.¦Ито-¦в т.ч.¦Все-¦в т.ч.¦
¦ ¦ ¦го ¦по ¦го ¦по ¦го ¦по ¦го ¦по ¦
¦ ¦ ¦ ¦юриди-¦ ¦юриди-¦ ¦юриди-¦(3+ ¦юр.ли-¦
¦ ¦ ¦ ¦ческим¦ ¦ческим¦ ¦ческим¦5+7)¦цам ¦
¦ ¦ ¦ ¦лицам ¦ ¦лицам ¦ ¦лицам ¦ ¦(4+6+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦8) ¦
+----+------------------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦
+----+------------------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦1 ¦Количество объек-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тов в регионе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦1.1.¦ из них проверено¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦2 ¦Количество прове-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рок, которыми ус-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тановлены наруше-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ния законод-ва о¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применении ККМ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦3 ¦Предъявлено штраф-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ных санкций за на-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рушения Закона о¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применении ККМ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ количество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +------------------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦ ¦ сумма (тыс.руб.),¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +------------------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦ ¦в т.ч. связанных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.1.¦ведением денежных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦расчетов с населе-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нием без примене-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ния ККМ: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ количество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +------------------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦ ¦ сумма (тыс.руб.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦3.2.¦использованием не-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исправных конт-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рольно-кассовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦машин: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ количество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +------------------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦ ¦ сумма (тыс.руб.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦3.3.¦отсутствием ценни-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ка на продаваемый¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦товар (прейскуран-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦та на оказываемые¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦услуги) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +------------------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦ ¦ количество¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +------------------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦ ¦ сумма (тыс.руб.)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦4. ¦Сумма взысканных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦штрафных санкций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ всего (тыс.руб.)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦5. ¦Количество прове-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рок, которыми ус-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тановлены наруше-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ния порядка веде-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ния Книги касси-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ра-операциониста ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦6. ¦Количество прове-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рок, в которых вы-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦явлено неоприходо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вание выручки, по-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лученной с приме-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нением ККМ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦7. ¦Сумма неоприходо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ванной выручки¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ (тыс.руб.)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦8. ¦Сумма предъявлен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ных штрафных санк-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ций за неоприходо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вание выручки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ (тыс.руб.)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------+----+------+----+------+----+------+----+------+
¦9. ¦Сумма взысканных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦штрафных санкций¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦за неоприходование¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выручки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ (тыс.руб.)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----+------------------+----+------+----+------+----+------+----+-------
|