Утверждаю
Заместитель
Председателя
Госстроя России
Л.С.БАРИНОВА
21 мая 1999 года
Согласовано
Заместитель
Председателя РОИС
В.А.АЛЕКСЕЕВ
20 мая 1999 года
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩЕГО ПРОЕКТОМ
ПРИ РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И РАБОЧЕЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ,
ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
МДС 11-2.99
Рекомендации по деятельности Управляющего проектом
основываются на действующем законодательстве и учитывают
отечественный и зарубежный опыт управления проектами.
В Рекомендациях приводится оптимальный порядок организации
работы Управляющего проектом.
Рекомендации разработаны Российским обществом инженеров
строительства (РОИС) и Государственным предприятием - Центр научно
- методического обеспечения инженерного сопровождения инвестиций в
строительстве (ГП "ЦЕНТРИНВЕСТпроект") Госстроя России,
подготовлены к утверждению Управлением науки и ПИР Госстроя
России.
ВВЕДЕНИЕ
В международной практике под понятием "Управление проектом"
понимается выполнение уполномоченными лицами координации людских и
материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем
применения системы современных методов и техники управления для
достижения определенных результатов по составу и объему работ,
стоимости, времени, качеству и удовлетворению интересов заказчика
(участников проекта).
Управление проектом может быть поручено заказчиком
(инвестором) на основании договора юридическому или физическому
лицу. При управлении проектом юридическим лицом оно назначает
Управляющего проектом.
Методы и техника управления проектами определяются в
зависимости от:
- видов проектов (в т.ч. на строительство предприятий, зданий
и сооружений различного назначения);
- масштаба (размера) и сложности проекта;
- сроков реализации проекта;
- ограниченности ресурсов;
- требований заказчика по качеству проекта и т.д.
В отечественной практике реализация проектов на строительство
предприятий, зданий и сооружений осуществляется по следующим
этапам:
- формирование инвестиционного замысла (целей инвестирования)
<1>;
- разработки ходатайства (декларации) о намерениях
инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений
<2>;
- обоснование инвестиций в строительство предприятий, зданий и
сооружений <3>;
- разработки проектной и рабочей документации <4>;
- осуществление строительства объекта и приемка его в
эксплуатацию <5>;
- эксплуатация объекта (в т.ч. текущие и капитальные ремонты,
его техническое перевооружение, реконструкция и ликвидация).
--------------------------------
<1> См. Рекомендации по формированию инвестиционного замысла
(целей инвестирования), РОИС, ГП "ЦЕНТРИНВЕСТпроект", М., 1997.
<2> См. Типовое положение по разработке и составу ходатайства
(декларации) о намерениях инвестирования в строительство
предприятий, зданий и сооружений, утвержденное Минстроем России 7
марта 1997 г.
<3> См. СП 11-101-95 "Порядок разработки, согласования,
утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство
предприятий, зданий и сооружений".
<4> См. СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки,
согласования, утверждения и составе проектной документации на
строительство предприятий, зданий и сооружений".
<5> См. СНиП 3.01.01-85 "Организация строительного
производства"; СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных
строительных объектов. Основные положения".
Особая роль в реализации проекта принадлежит Управляющему
(Руководителю) проекта. Управляющий проектом - это ответственное
лицо, которому заказчик (инвестор) делегирует полномочия по
руководству работами, планированию, контролю и координации работ
участников проекта, распоряжению финансовыми средствами.
Конкретный состав полномочий Управляющего проектом определяется
договором (контрактом) с заказчиком (инвестором).
Управляющий проектом представляет интересы заказчика,
наделяется соответствующими полномочиями и несет ответственность
за конечные результаты в соответствии с договором (контрактом),
степень и условия контроля со стороны заказчика (инвестора) за
деятельностью Управляющего определяются договором.
Управляющий проектом может привлекаться заказчиком из
специализированных в области управления фирм или физических лиц,
имеющих соответствующий сертификат (лицензию).
Главной задачей Управляющего проектом является обеспечение
оптимальных вариантов реализации проекта, в соответствии с
требованиями и интересами заказчика, координация работ всех
участников инвестиционного процесса на основе современных методов
и способов организации работ.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. В настоящих Рекомендациях рассматривается деятельность
Управляющего проектом при разработке и реализации проектной и
рабочей документации для строительства предприятий, зданий и
сооружений от момента подготовки задания на проектирование
строительного объекта до сдачи его в эксплуатацию.
1.2. Настоящие Рекомендации определяют основные задачи и
обязанности, а также права и ответственность Управляющего проектом
и предназначены для применения заказчиками (инвесторами),
предприятиями, организациями, объединениями, органами
государственного надзора, иными юридическими и физическими лицами
- участниками инвестиционного процесса.
1.3. Управляющий проектом - специально уполномоченное лицо,
которому заказчик (инвестор) делегирует полномочия по руководству
при разработке и реализации проектной и рабочей документации для
строительства.
Состав функций и полномочий Управляющего проектом определяется
договором (контрактом).
1.4. Настоящие Рекомендации содержат унифицированные подходы
по деятельности Управляющего проектом, его основные функции и
задачи. Конкретизация требований и рекомендаций, связанных с
местной и отраслевой спецификой, а также сложностью создаваемых
объектов должна быть отражена в соответствующих отраслевых и
территориальных организационно - методических документах,
комментариях, пособиях и других материалах, раскрывающих и
развивающих положения данного документа.
1.5. Управляющий проектом в своей деятельности руководствуется
законодательными и нормативными актами Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации, а также иными документами,
регулирующими инвестиционную деятельность по созданию и
воспроизводству основных фондов.
1.6. Управляющий проектом несет персональную ответственность
за выполнение возложенных на него полномочий в соответствии с
заключенным договором (контрактом) и действующим
законодательством.
1.7. Управляющий проектом должен иметь лицензию (сертификат)
на соответствующий вид деятельности (в качестве физического лица),
необходимую инженерную подготовку и опыт работы, высокие деловые
качества и экономические знания, он должен уметь взаимодействовать
со всеми службами и специалистами различного уровня, профиля и
квалификации.
1.8. Управляющий проектом формирует свою службу (команду)
специалистов в соответствии с принятой системой и организационной
структурой управления проектом. Состав и функции службы (команды)
зависят от объемов и сложности проекта. Примерный состав команды
приведен в Приложении 1.
1.9. Взаимодействие Управляющего проектом и его службы с
другими участниками реализации инвестиционно - строительной
деятельности осуществляется на основе установленных ему заказчиком
(инвестором) полномочий, документированных в виде распоряжений,
инструкций и других организационных форм и методов.
1.10. Решения, принятые Управляющим проектом в пределах своих
полномочий и компетенции, могут быть отменены или изменены
(уточнены) только заказчиком (инвестором).
2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЯЮЩЕГО ПРОЕКТОМ
К основным задачам, обязанностям и функциям Управляющего
проектом <*> относятся:
--------------------------------
<*> Основные обязанности и функции Управляющего проектом
обеспечиваются как непосредственно Управляющим проектом, так и
членами его команды (по его поручению).
2.1. На этапе разработки, согласования и утверждения проектной
документации и выполнения рабочей документации на строительство
предприятий, зданий и сооружений:
2.1.1. Выбор (участие в выборе) генпроектировщика и других
участников разработки проекта на строительство объекта.
2.1.2. Участие в подготовке, в необходимых случаях, документов
для проведения подрядных торгов на проектирование, договора
заказчика с разработчиками проектной документации, в том числе
задания на проектирование объектов строительства.
2.1.3. Планирование и координация проектных и изыскательских
работ по проекту на основе отобранных стратегических решений по
его выполнению.
2.1.4. Контроль и оценка промежуточных этапов разработки
проектной документации с использованием таких видов анализа, как:
технического, финансового, экономического, коммерческого,
экологического и организационного.
2.1.5. Подготовка отчетности о ходе проектирования,
своевременное информирование заказчика в случае отклонения от
установленных условий проектирования.
2.1.6. Рассмотрение разногласий при выполнении разработчиками
проектной документации и обеспечение взаимоприемлемых решений.
2.1.7. Контроль за факторами, условиями и документами, которые
могут увеличить стоимость работ.
2.1.8. Обеспечение выбора предпочтительных материалов,
изделий, конструкций, оборудования и тому подобное.
2.1.9. Осуществление контроля за патентной чистотой впервые
примененных или разработанных в проекте технологических процессов,
оборудования, конструкций, материалов и изделий.
2.1.10. Согласование проектной документации в соответствии с
установленным законодательством требованиями и техническими
условиями, а также в случаях обоснованных отступлений от
требований нормативных документов (с органами, которые утверждали
и ввели в действие эти документы).
2.1.11. Защита проектных решений в органах экспертизы и при
утверждении документации заказчиком.
2.1.12. Подготовка документов по предъявлению заказчиком
экономических санкций к исполнителям проектной продукции за
ненадлежащее выполнение договорных обязательств или качества
работ.
2.1.13. Контроль за разработкой рабочей документации (в том
числе ППР) в соответствии с утвержденной проектной документацией
2.1.14. Организация и контроль за составлением заявок на
размещение заказов на поставку оборудования, конструкций и
материалов, необходимых для строительства и эксплуатации объекта.
2.1.15. Организация подготовки заключения договоров поставки
оборудования.
2.2. На этапе строительства объекта:
2.2.1. Выбор (участие в выборе) генподрядчика, генпоставщика,
в том числе на основе торгов подряда (конкурсов), других
участников строительства, подготовка и заключение (участие в
подготовке заключений) договоров подряда.
2.2.2. Организация работ по получению документации для
подготовки строительного производства (документов на право
пользования землей, разрешений на выполнение строительно -
монтажных работ, технической документации на геодезическую
разбивочную основу для строительства, решений об отводе мест для
складирования излишнего грунта и плодородного слоя почвы,
необходимых для рекультивации земель и т.п.).
2.2.3. Контроль за сроками получения оборудования и
материалов, организацией приемки, представление и рассмотрение
претензий к изготовителям и поставщикам, а также участие в
арбитражном обсуждении (в случае необходимости).
2.2.4. Обеспечение организации и координации деятельности
авторского, технического надзора и других служб - участников
инвестиционно - строительной деятельности. Мониторинг хода работ
при строительстве, своевременное решение вопросов, возникающих в
процессе строительства.
2.2.5. Рассмотрение и принятие решений по предложениям о
внесении изменений в рабочую документацию, связанных с введением в
действие новых нормативных документов, уточнение ранее выданных
проектных решений с учетом фактического состояния строительства.
2.2.6. Участие в разработке сетевых графиков и календарных
планов, наблюдение за ходом работ, контроль за их выполнением и
подготовка предложений по необходимым изменениям.
Принципиальная схема управления проектом приведена в
Приложении 2.
2.2.7. Контроль за монтажом оборудования, а также участие в
опробовании установленного оборудования.
2.2.8. Рассмотрение и регулирование спорных вопросов по
выполнению условий договора (контракта) строительного подряда с
генеральной подрядной организацией и другими участниками
строительства.
2.2.9. Контроль и оценка выполнения договорных обязательств,
включая авансовые платежи, оплату отдельных этапов работы и пр.
2.2.10. Контроль за качеством строительно - монтажных работ, в
т.ч. поставляемого оборудования, конструкций изделий и материалов,
а также поэтапная оценка состояния выполненных работ.
2.2.11. Подготовка отчетности о ходе строительства и
выполнения графиков и календарных планов. Своевременное
информирование заказчика в случае отклонения от сроков реализации
проекта.
2.2.12. Рассмотрение выполненных работ и оформление актов
сдачи и приемки работ.
2.2.13. Контроль за пусконаладочными работами и организация
подготовки к сдаче объекта в эксплуатацию.
2.2.14. Участие в приемке объекта в эксплуатацию (этапов,
очередей строительства), а также в согласовании сроков устранения
строительных дефектов, обнаруженных в период гарантийного периода.
2.2.15. Подготовка и представление заказчику отчета о
выполнении договорных обязательств.
3. ПРАВА УПРАВЛЯЮЩЕГО ПРОЕКТОМ
3.1. Управляющий проектом имеет право:
3.1.1. Представлять заказчика (инвестора) в учреждениях,
организациях и на предприятиях по вопросам своей компетенции,
определенной договором (контрактом) между заказчиком (инвестором)
и Управляющим проектом.
3.1.2. Принимать участие в выборе участников разработки и
реализации проекта, представлять свои предложения.
3.1.3. Иметь доступ ко всей организационной и исполнительной
документации, имеющей отношение к разработке и реализации проекта,
ко всем участникам инвестиционного процесса и их службам на
строительной площадке.
3.1.4. Принимать решения, в рамках своих полномочий и
компетенции, по всем вопросам разработки, согласования и
утверждения проектной документации, обеспечению, организации и
осуществлению строительного производства.
3.1.5. Осуществлять выборочный контроль за качеством
строительно - монтажных работ, поставляемого оборудования,
конструкций, изделий и материалов.
3.1.6. При необходимости приостанавливать работу по реализации
проекта, в том числе производство отдельных видов строительно -
монтажных работ.
3.1.7. Участвовать самому или через своего ответственного
представителя при рассмотрении производственных вопросов и споров
между участниками разработки и реализации проекта.
3.1.8. Требовать в установленные сроки утвержденными планами
работ отчеты, информацию, а также получать материалы и документы
по возникающим оперативным вопросам.
3.1.9. Вносить предложения заказчику о наложении в
установленном порядке взысканий и других мер административного
воздействия на виновных в несвоевременном или некачественном
выполнении работ, заданий и поручений Управляющего проектом.
Член коллегии
Госстроя России,
Начальник Управления
В.П.АБАРЫКОВ
Приложение 1
ПРИМЕРНЫЙ СОСТАВ СЛУЖБЫ (КОМАНДЫ)
УПРАВЛЯЮЩЕГО ПРОЕКТОМ
1. Координатор проекта - осуществляет координацию работ по
проекту на всех его этапах и
стадиях. Устанавливает взаимосвязь
между элементами проекта,
обеспечивает соблюдение всеми
участниками реализации проекта
установленных стандартов и
требований договора (контракта)
2. Руководитель по - координирует выполнение работ по
проектированию проектированию в рамках проекта.
Контролирует соответствие
выполняемых рабочих документов
проектных работ - ранее
утвержденной предпроектной
и проектной документации
3. Руководитель по - координирует все виды работ,
строительству выполняемых на строительной
площадке. Контролирует выполнение
работ в соответствии с рабочей
документацией и нормами
4. Руководитель по закупкам - координирует все виды закупок и
и поставкам оборудования поставок на этапах осуществления
и материалов проекта
5. Координатор работ по - отвечает за организацию и
подготовке к эксплуатации проведение эксплуатационных
испытаний и подготовку объекта
к эксплуатации
6. Администратор проекта - - несет ответственность за все
руководитель финансово - расходы по проекту, включая
бухгалтерской группы обязательность налоговых выплат,
осуществляет контроль за
выполнением договоров (контрактов),
тесно взаимодействует с
подрядчиками (субподрядчиками),
отвечает за соблюдением процедур по
изменению договоров (контрактов)
7. Руководитель - несет ответственность за машинную
информационной службы обработку информации, установление
и соблюдение процедур использования
и доступа к ЭВМ
8. Административный помощник - координирует вспомогательную
деятельность, обеспечивает
необходимые условия для работы
команды управления проектом
Примечание. Указанные специалисты возглавляют группы
работников, которые по составу и численности определяются исходя
из объемов, сложности объекта и этапов реализации проекта.
Приложение 2
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ
-------------¬ --------------¬
¦ ЗАКАЗЧИК +------>¦ УПРАВЛЯЮЩИЙ +--------------------------¬
¦ (ИНВЕСТОР) ¦ ¦ ПРОЕКТОМ ¦ ¦
L------------- L------T------- ¦
-----------------------+--------------------¬ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
\/ \/ \/ ¦
-------------------¬ -----------------¬ ----------------¬ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
-+ ГЕНПРОЕКТИРОВЩИК ¦ ¦ ГЕНПОДРЯДЧИК ¦ ¦ ГЕНПОСТАВЩИК ¦ ¦
¦¦ +¬ ¦ +¬ ¦ +¬ ¦
¦LT------------------+¬ LT----------------+¬ LT---------------+¬ ¦
¦ ¦ /\ ¦+¬ ¦/\ /\ ¦+¬ ¦ /\ ¦+¬¦
¦ ¦ ¦ ¦¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦¦ ¦ ¦ ¦¦¦¦
¦ ¦СУБПРОЕКТИРОВЩИК¦ ¦¦¦ ¦ ¦СУБПОДРЯДЧИК¦ ¦¦¦ ¦СУБПОСТАВЩИК ¦ ¦¦¦¦
¦ LT---------------+--¦¦ L-+------------+--¦¦ LT------------+--¦¦¦
¦ LT--------------+---¦ +T-----------+---¦ LT-----------+---¦¦
¦ L--------------+---- ¦L-----------+---- L-----------+----¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ----------------+-------+¬ ---+-------------------+-¬ ¦
L->¦ АВТОРСКИЙ НАДЗОР ¦<------>¦ ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР ¦<--
L------------------------- L-------------------------
|