ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 1999 г. N 3989-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО
ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О
приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", внесенный
Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по собственности,
приватизации и хозяйственной деятельности до 18 июня 1999 года.
3. Комитету Государственной Думы по собственности,
приватизации и хозяйственной деятельности доработать указанный
законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на
рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится
Советом Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО
ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации "О приватизации
жилищного фонда в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных
депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 959;
Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 67;
Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16,
ст. 1864; 1998, N 13, ст. 1472) следующие изменения и дополнения:
1. Статью 1 после слов "собственность граждан" дополнить
словами "Российской Федерации".
2. В статье 2:
в части первой после слова "Граждане" дополнить часть словами
"Российской Федерации", слова "по договору найма или аренды"
заменить словами "по договору социального найма жилого помещения",
слова "республик в составе" заменить словом "субъектов";
дополнить статью новой частью второй следующего содержания:
"Право граждан Российской Федерации на приобретение жилых
помещений в собственность путем приватизации (далее - право на
приватизацию жилых помещений), преимущественное право покупки
жилого помещения в коммунальной квартире и право на получение
субсидий, установленные настоящим Законом, распространяются также
на граждан Российской Федерации, занявших жилые помещения в домах
государственного и муниципального жилищных фондов на условиях
договора найма до вступления в силу федерального закона или закона
соответствующего субъекта Российской Федерации, устанавливающего
основания, условия и порядок заключения договора социального найма
жилого помещения";
части вторую, третью и четвертую считать соответственно
частями третьей, четвертой и пятой.
3. В статье 3:
в части первой после слов "своему усмотрению" дополнить часть
словами "с учетом статьи 5 настоящего Закона", слово "аренду"
заменить словом "наем";
в части третьей слова "приватизированными жилыми помещениями"
заменить словами "жилыми помещениями, находящимися в собственности
граждан", слова "сберегательного банка" заменить словами
"Сберегательного банка Российской Федерации";
часть четвертую изложить в следующей редакции:
"Собственнику жилого помещения в многоквартирном доме
принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество
дома в соответствии со статьей 290 Гражданского кодекса Российской
Федерации";
дополнить статью новой частью пятой следующего содержания:
"Собственнику жилого помещения в коммунальной квартире
принадлежит также доля в праве общей собственности на места общего
пользования в коммунальной квартире";
часть пятую считать частью шестой.
4. В статье 4:
в части первой исключить слова "коммунальных квартирах,";
часть вторую после слов "в оперативное управление которых
передан жилищный фонд," дополнить словами "с согласия
собственника", слова "и коммунальных квартир" заменить словами
"или об исключении из числа служебных жилых помещений с
заключением договора социального найма жилого помещения".
5. В статье 5:
слова "нормами Земельного кодекса РСФСР" заменить словами
"федеральными законами";
считать статью статьей 13.
6. Дополнить раздел I Закона статьей 5 следующего содержания:
"Статья 5. Граждане Российской Федерации, занимающие
изолированные жилые помещения в коммунальных квартирах на условиях
договора социального найма, имеют право на приватизацию таких
помещений. В документе, удостоверяющем право собственности граждан
на жилое помещение в коммунальной квартире, указывается размер
доли в праве общей собственности на коммунальную квартиру,
соответствующий этому помещению, исходя из соотношения жилой
площади приватизированного жилого помещения и жилой площади данной
квартиры. В случае приватизации указанного изолированного жилого
помещения нанимателем или нанимателем с членами его семьи (в том
числе бывшими членами семьи, продолжающими проживать в этом
помещении) их доли в праве общей собственности на коммунальную
квартиру считаются равными, если иное соотношение долей не указано
этими гражданами в заявлении на приватизацию жилого помещения.
При продаже жилого помещения в коммунальной квартире граждане,
занимающие жилые помещения в этой же коммунальной квартире на
условиях договора социального найма, а также собственники жилых
помещений в этой квартире имеют преимущественное право покупки
этого жилого помещения по цене, за которую оно продается, и на
прочих равных условиях.
Продавец жилого помещения в коммунальной квартире обязан
известить в письменной форме лиц, имеющих преимущественное право
покупки этого помещения в соответствии с частью второй настоящей
статьи, а также соответствующего собственника жилищного фонда о
намерении продать помещение с указанием цены и других условий
продажи.
Граждане, проживающие в коммунальной квартире и приобретающие
жилое помещение в этой же квартире, имеют право на первоочередное
получение безвозмездной субсидии для покупки отчуждаемого жилого
помещения в пределах социальной нормы площади жилья с учетом
занимаемого в порядке и размерах, установленных законодательством
субъектов Российской Федерации с учетом месячного дохода на одного
члена семьи и длительности пребывания на учете нуждающихся в
улучшении жилищных условий.
Если лица, указанные в части второй настоящей статьи,
откажутся от покупки или не приобретут отчуждаемое жилое помещение
в коммунальной квартире в течение месяца со дня извещения о
намерении продать это помещение и при этом в коммунальной квартире
имеются жилые помещения, занимаемые по договору социального найма,
то со следующего дня по истечении указанного срока
преимущественное право покупки возникает у соответствующего
собственника жилищного фонда, который вправе реализовать его в
течение месяца со дня возникновения этого права исключительно с
целью расселения этой коммунальной квартиры при согласии лиц,
указанных в части второй настоящей статьи, в порядке, определяемом
законами субъектов Российской Федерации. Собственник жилищного
фонда вправе при согласии лиц, указанных в части второй настоящей
статьи, уполномочить соответствующее муниципальное унитарное
предприятие реализовать возникшее у него преимущественное право
покупки исключительно с целью расселения этой коммунальной
квартиры.
Собственник жилого помещения в коммунальной квартире вправе
продать принадлежащее ему жилое помещение любому лицу, если
предварительно он обратился к лицам, указанным в части второй
настоящей статьи, а также к собственнику жилищного фонда с
извещением о намерении продать это жилое помещение, и они в
указанные в части пятой настоящей статьи сроки не воспользовались
преимущественным правом покупки.
При продаже жилого помещения в коммунальной квартире с
нарушением преимущественного права покупки лицо или собственник
жилищного фонда, право которого нарушено, имеет право в течение
трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и
обязанностей покупателя жилого помещения.
Уступка преимущественного права покупки жилого помещения в
коммунальной квартире не допускается".
7. Абзац второй статьи 6 изложить в следующей редакции:
"соответствующим органом местного самоуправления;".
8. В статье 7:
в части первой слова "соответствующим Советом народных
депутатов" заменить словом "законодательством";
часть третью изложить в следующей редакции:
"Право собственности на приобретенное жилое помещение
возникает с момента государственной регистрации права
собственности в соответствии с федеральными законами".
9. В части второй статьи 9 слова "республик в составе"
заменить словом "субъектов".
10. Дополнить раздел I Закона новой статьей 11 следующего
содержания:
"Статья 11. Граждане, приватизировавшие жилые помещения в
домах государственного или муниципального жилищного фонда и
проживающие в них, имеющие единственное жилье для постоянного
проживания, вправе передать принадлежащее им на праве
собственности и свободное от обязательств жилое помещение в
государственную или муниципальную собственность, а соответствующие
органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или
уполномоченные ими лица обязаны принять его в собственность и
заключить договоры социального найма этого жилого помещения с
такими гражданами в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации. При этом у указанных граждан право на приватизацию
вновь не возникает".
11. Статью 11 раздела II считать статьей 12.
12. Статью 22 дополнить частью третьей следующего содержания:
"Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
вправе устанавливать для граждан, имеющих на праве собственности
единственное жилье для постоянного проживания, те же условия
оплаты жилья и коммунальных услуг, что и для собственников жилых
помещений, приобретенных ими в собственность путем приватизации".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Статья 3. Предложить Президенту Российской Федерации и
поручить Правительству Российской Федерации привести свои
нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным
законом.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО
ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Проект Федерального закона направлен на устранение пробела в
правовом регулировании отношений по приватизации гражданами жилых
помещений в коммунальных квартирах. Этот пробел возник в
результате признания Конституционным Судом Российской Федерации
неконституционными отдельных положений статьи 4 Закона Российской
Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации",
ограничивающих право граждан на приватизацию жилых помещений в
коммунальных квартирах (Постановление Конституционного Суда
Российской Федерации от 3 ноября 1998 г. N 25-П).
Как сказано в Постановлении Конституционного Суда: "граждане,
проживающие в коммунальных квартирах, имеют право на приватизацию
жилых помещений без каких-либо предварительных условий, в
частности независимо от воли собственника коммунальной квартиры
(т.е. собственника жилищного фонда) и других нанимателей, так и от
того, приватизируются ли другие жилые помещения в той же
квартире".
Концепция законопроекта заключается в законодательном
закреплении права граждан Российской Федерации приватизировать
занимаемые ими изолированные жилые помещения (т.е. комнаты) в
коммунальных квартирах, а также в установлении механизма
отчуждения собственником жилого помещения в коммунальной квартире
с предоставлением преимущественного права его покупки гражданам,
проживающим в этой же квартире, а также собственникам других жилых
помещений в этой же квартире. В случае нереализации указанными
лицами этого права (в течение месяца со дня извещения о намерении
собственника продать жилое помещение) преимущественное право
покупки возникает у соответствующих органов местного
самоуправления (или других собственников жилого фонда), которые
вправе реализовать это право, при согласии вышеуказанных лиц,
только с целью дальнейшего расселения коммунальной квартиры.
Законопроект также предусматривает право граждан, проживающих
в коммунальных квартирах на получение субсидии для покупки
продаваемой комнаты в этой же квартире, в пределах социальной
нормы площади жилья, при этом порядок получения, размеры субсидий
устанавливаются законами субъектов Российской Федерации с учетом
месячного дохода на одного члена семьи, длительности пребывания на
учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (часть 4 новой
статьи 5).
Особо следует отметить, что ясная и достаточно подробная
регламентация порядка отчуждения (в том числе путем продажи)
приватизированного помещения в коммунальной квартире, закрепленная
в предложенной новой редакции статьи 5 действующего Закона,
является необходимой юридической гарантией учета интересов всех
граждан, проживающих в коммунальной квартире. Такие нормы могут
быть закреплены только федеральным законом, поэтому они и включены
в рассматриваемый проект Закона.
В законопроекте также имеются положения (часть 5 новой
статьи 5), способствующие расселению коммунальных квартир с
согласия проживающих в них граждан в порядке, установленном
законами субъектов Российской Федерации.
Концептуально важными особенностями проекта Закона являются:
1) отсутствие в нем положений, реализация которых потребовала
бы затрат федерального бюджета;
2) отсутствие дополнений, расширяющих перечень жилых
помещений, приватизация которых не допускается.
Этим законопроектом также вносятся минимальные корректировки в
Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в
Российской Федерации" с целью приведения терминологии в
соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.
Используемое в пунктах 2, 6 статьи 1 проекта Закона понятие
"договор социального найма" соответствует терминологии статьи 672
Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно части 3
статьи 672 ГК РФ "договор социального найма заключается по
основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным
законодательством".
Но так как в действующем Жилищном кодексе РСФСР (статьи 51, 52
ЖК РСФСР) и на практике все еще используется понятие "договор
найма" в значении понятия "договор социального найма", а новый
Жилищный кодекс РФ еще не принят, то в подпункте 2 пункта 2
статьи 1 представленного законопроекта используется формулировка,
распространяющая право на приватизацию жилья как на граждан,
занявших жилые помещения его по договору социального найма (что
уже имеется в некоторых субъектах Российской Федерации), так и на
занявших помещения по договору найма в значении, используемом
действующим Жилищным кодексом РСФСР.
Законопроект не предусматривает расходов, покрываемых за счет
федерального бюджета, и, следовательно, заключения Правительства
Российской Федерации не требуется.
|