Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 18.05.1999 N 3-В99ПР-6 ДЕЛО ПО ИСКУ О ПРИЗНАНИИ ОРДЕРА НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ И О ВЫСЕЛЕНИИ НАПРАВЛЕНО НА НОВОЕ РАССМОТРЕНИЕ В СУД ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ, ПОСКОЛЬКУ СУДОМ ДОПУЩЕНЫ НАРУШЕНИЯ НОРМ МАТЕРИАЛЬНОГО И ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                  ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                   
                              ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                          от 18 мая 1999 года
   
                                                      Дело N 3-В99пр-6
   
       Судебная   коллегия  по  гражданским  делам   Верховного   Суда
   Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего                            Нечаева В.И.,
       судей                                           Горохова Б.А.,
                                                            Кебы Ю.Г.
   
       рассмотрела в судебном заседании от 18 мая 1999 г. по  протесту
   заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на  решение
   Сыктывкарского городского суда от 18 марта 1998 г. и  постановление
   президиума  Верховного Суда Республики Коми от 27  января  1999  г.
   дело  по иску первого заместителя Генерального прокурора Российской
   Федерации  к  К.А., К.Л. и администрации г. Сыктывкара о  признании
   ордера недействительным и о выселении.
       Заслушав  доклад  судьи  Верховного Суда  Российской  Федерации
   Горохова   Б.А.,   заключение  прокурора  Генеральной   прокуратуры
   Российской   Федерации   Корягиной  Л.Л.,   поддержавшей   протест,
   Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской
   Федерации
   
                              установила:
   
       первый  заместитель Главы Республики Коми К.А., его жена  К.Л.,
   тесть  В. и теща Д. проживали в двухкомнатной квартире N 67 дома  N
   48а ЖСК N 17 по ул. Коммунистической в г. Сыктывкаре.
       Распоряжением Главы Республики Коми от 29 сентября  1995  г.  N
   809-р  К.А. была предоставлена 4-комнатная квартира жилой  площадью
   97,6  кв.  м, общей площадью 162,4 кв. м, по адресу: г.  Сыктывкар,
   ул.  Ленина, д. 41, кв. 13, построенная в порядке долевого  участия
   Администрации  Республики  Коми  в строительстве  жилья  для  своих
   сотрудников.
       7  февраля 1996 г. К.А. администрацией г. Сыктывкара был  выдан
   ордер  N 204 на право занятия указанной 4-комнатной квартиры вдвоем
   с женой.
       Первый  заместитель Генерального прокурора Российской Федерации
   обратился в суд с заявлением о признании недействительным ордера  N
   204,  выданного  7  февраля  1996 г. администрацией  г.  Сыктывкара
   первому  заместителю Главы Республики Коми К.А. и его жене К.Л.  на
   квартиру  N  13 в д. 41 по улице Ленина г. Сыктывкара, ссылаясь  на
   то,  что  эта  квартира предоставлена ответчикам К-вым в  нарушение
   Правил  учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных  условий  и
   предоставления  жилых  помещений в  Республике  Коми,  утвержденных
   постановлением Совета Министров Республики Коми от  12  марта  1993
   г. N 152.
       Решением Сыктывкарского городского суда от 18 марта 1998  г.  в
   удовлетворении заявленных требований прокурору было  отказано.  Суд
   пришел  к выводу о том, что ордер на спорное жилое помещение  выдан
   с  нарушением  требований закона, но отказал  прокурору  в  иске  о
   признании этого ордера недействительным, ссылаясь на то,  что  К.А.
   имеет  право  на  дополнительную жилую  площадь.  Кроме  того,  суд
   указал  на  то, что предельные ограничительные нормы предоставления
   жилой  площади, установленные в Республике Коми, как противоречащие
   федеральному  законодательству (ст. 38 ЖК РСФСР), при  рассмотрении
   настоящего дела судом учитываться не могли.
       В кассационном порядке дело не рассматривалось.
       Постановлением президиума Верховного Суда Республики Коми от 27
   января   1999   г.   протест  заместителя  Генерального   прокурора
   Российской Федерации на данные судебные постановления был  оставлен
   без удовлетворения.
       В   протесте   заместителя  Генерального  прокурора  Российской
   Федерации поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу  судебных
   постановлений,  как  вынесенных с нарушением норм  материального  и
   процессуального права.
       Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам
   Верховного Суда Российской Федерации находит состоявшиеся  по  делу
   судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.
       В  соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской  Федерации
   малоимущим,  иным  указанным  в  законе  гражданам,  нуждающимся  в
   жилище,  оно  предоставляется бесплатно или за доступную  плату  из
   государственных,   муниципальных  и  других   жилищных   фондов   в
   соответствии с установленными законом нормами.
       В соответствии с п. "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации
   жилищное   законодательство   находится   в   совместном    ведении
   Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
       По   предметам  совместного  ведения  принимаются   федеральные
   законы,   законы   и  иные  нормативные  правовые  акты   субъектов
   Российской  Федерации, которые не должны противоречить  федеральным
   законам.
       Условия  и  порядок  предоставления  жилых  помещений  в  домах
   государственного   и  общественного  жилищного  фонда   установлены
   нормами главы I ЖК РСФСР, в частности статьями 36 - 43 Кодекса.
       В  соответствии  с  ч.  2  ст.  40  ЖК  РСФСР  жилое  помещение
   предоставляется  гражданам в пределах нормы жилой  площади  (статья
   38), за исключением случаев, предусмотренных законодательством,  но
   не   менее   размера,  устанавливаемого  в  порядке,   определяемом
   Правительством Российской Федерации.
       В  соответствии с п. 42 Постановления Совета Министров РСФСР от
   31  июля  1984  г.  N 335 "О порядке учета граждан,  нуждающихся  в
   улучшении  жилищных условий, и предоставления жилых  помещений"  (в
   ред.  Постановлений Правительства РФ от 18.01.92 N 34, от  23.07.93
   N   726,   от  28.02.96  N  199)  жилое  помещение  предоставляется
   гражданам  на  одного  человека  в размере,  установленном  советом
   министров    автономной   республики,   исполнительным    комитетом
   краевого,   областного,  Московского  и  Ленинградского   городских
   Советов народных депутатов, и не может быть менее социальной  нормы
   площади  жилья,  эквивалентной минимальному размеру  предоставления
   жилых  помещений, который устанавливается органами  государственной
   власти  республик в составе Российской Федерации, краев,  областей,
   автономной  области, автономных округов, городов  Москвы  и  Санкт-
   Петербурга   в   зависимости   от  достигнутого   уровня   жилищной
   обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений  в
   домах  жилищного фонда социального использования и других  факторов
   (в  ред.  Постановлений  Правительства РФ  от  18.01.92  N  34,  от
   23.07.93 N 726).
       Статьей 11 Закона РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах
   федеральной жилищной политики" предусмотрено, что социальная  норма
   площади  жилья  эквивалентна  минимальному  размеру  предоставления
   жилых  помещений, который устанавливается органами  государственной
   власти   субъектов   Российской   Федерации   в   зависимости    от
   достигнутого   уровня  жилищной  обеспеченности,   состава   семьи,
   применяемых   типов  жилых  помещений  в  домах   жилищного   фонда
   социального  использования и других факторов (в  ред.  Федерального
   закона от 21.04.97 N 68-ФЗ).
       Таким  образом, установление норм предоставления жилой  площади
   лицам,   нуждающимся  в  улучшении  жилищных  условий,  федеральным
   законодательством  отнесено к компетенции  органов  государственной
   власти  субъектов  Российской Федерации, но  при  этом  установлено
   правило  о  том, что норма предоставления жилой площади в  субъекте
   Российской  Федерации  не  может быть менее  нормы  жилой  площади,
   установленной в ст. 38 ЖК РСФСР.
       Установление  субъектом Российской Федерации  как  минимальных,
   так  и максимальных размеров нормы предоставления жилой площади  не
   только   не   противоречит   федеральному   законодательству,   но,
   напротив,  соответствует и ст. 40 ЖК РСФСР, в  которой  указывается
   на   пределы,   в   которых   предоставляется   жилая   площадь   в
   государственном жилищном фонде, и на случаи, в которых  допускается
   отступление от этих пределов; и ч. 3 ст. 40 Конституции  Российской
   Федерации,   в   соответствии  с  которой  жилье   государственного
   жилищного фонда предоставляется по установленным законом нормам.
       При  таких  условиях вывод суда о том, что нормы предоставления
   жилой  площади,  в предусмотренном законом порядке установленные  в
   Республике   Коми,   не   могут  быть  применены,   поскольку   они
   противоречат федеральному законодательству, не содержащему  в  себе
   ограничений  предельного  размера  жилой  площади,  предоставляемой
   лицам,    нуждающимся    в   улучшении   жилищных    условий,    из
   государственного  и муниципального жилищного фонда,  основанным  на
   правильном  толковании и применении норм материального  права  быть
   признан не может.
       В   обоснование  своего  вывода  об  отсутствии  оснований  для
   признания   выданного   ответчикам  ордера   недействительным   суд
   сослался на наличие у К.А. права на дополнительную жилую площадь.
       Этот  довод  суда не может быть признан достаточным  основанием
   для   отказа  в  удовлетворении  заявленных  прокурором  требований
   потому,   что   в   решении  отсутствует  ссылка   на   федеральное
   законодательство или на региональный нормативный  правовой  акт,  в
   соответствии   с   которым   имеющееся   у   ответчика   право   на
   дополнительную   жилую   площадь   могло   бы   быть   учтено   при
   предоставлении  жилого  помещения  в  порядке  улучшения   жилищных
   условий.
       При   указанных  условиях  решение  суда  первой  инстанции   и
   постановление  суда  надзорной  инстанции  подлежат   отмене,   как
   вынесенные с нарушением норм материального права (п. 1 ст. 330  ГПК
   РСФСР).
       Ряд  существенных  для правильного разрешения возникшего  спора
   обстоятельств  учтены и с достаточной полнотой  выяснены  судом  не
   были,  в  связи  с чем состоявшиеся по делу судебные  постановления
   подлежат  отмене  и по мотиву нарушения норм процессуального  права
   (п. 2 ст. 330 ГПК РСФСР).
       Из  материалов  дела  усматривается, что предоставленная  К-вым
   четырехкомнатная   квартира  была  построена  в  порядке   долевого
   участия  Администрации Главы Республики Коми и  была  предоставлена
   ответчикам по распоряжению Главы Республики Коми.
       Указанные  обстоятельства позволяют предположить,  что  спорная
   квартира   не  относится  к  муниципальному  жилищному   фонду   г.
   Сыктывкара,  в  связи  с  чем неясно, почему оспоренный  прокурором
   ордер   был   выдан  администрацией  г.  Сыктывкара  на   основании
   распоряжения ее главы от 10 января 1996 г. N 1/29.
       В  соответствии  с  п. 46 Правил учета граждан,  нуждающихся  в
   улучшении  жилищных  условий, и предоставления  жилых  помещений  в
   Республике  Коми при улучшении жилищных условий лицам,  проживающим
   в  квартире,  находящейся  в личной собственности,  предоставляется
   выбор:   при   бесплатной   передаче   приватизированной   квартиры
   собственнику жилого фонда предоставляется квартира на  весь  состав
   семьи;  в остальных случаях улучшение жилищных условий производится
   путем  предоставления меньшей жилой площади к уже  имеющейся  жилой
   площади  при условии, что размер занимаемой и вновь предоставленной
   жилой площади соответствует установленным нормам.
       Эти  требования  регионального нормативно-правового  акта  были
   нарушены:  в  ранее занимаемой ответчиками кв. 67  д.  48а  по  ул.
   Коммунистической остались проживать родители К.Л.  -  Д.  и  В.,  к
   тому  же  последний прописан в указанной квартире лишь  2  сентября
   1995 года.
       Суд не сопоставил дату прописки В. с датой включения ответчиков
   в   списки  нуждающихся  в  улучшении  жилищных  условий,  хотя   в
   заявлении    прокурора   оспаривалась   правомерность    постановки
   ответчиков  на  учет  по  улучшению  жилищных  условий,   поскольку
   проведенной  прокуратурой РК проверкой в порядке  ст.  109  УПК  РФ
   было установлено, что в нарушение требований ст. 7 Правил и ст.  29
   ЖК  РФ  проживающий в квартире N 67 по улице Коммунистической  К.А.
   был  неправомерно  поставлен  на  учет  как  лицо,  нуждающееся   в
   улучшении жилищных условий.
       При    решении   вопроса   о   предоставлении   квартиры   К.А.
   Администрация Главы Республики Коми не выполнила требования  ст.  7
   Правил  и  ст.  29  ЖК  РФ: надлежащим образом  не  было  оформлено
   учетное  дело, отсутствовали справки с места жительства и  прописки
   ответчиков,  не был представлен акт обследования жилищных  условий.
   Из  дополнительно представленных документов следует, что К.А. после
   регистрации брака с К.Л. прописался в кооперативной квартире  жены,
   имеющей двухкомнатную квартиру 27,5 кв. м, куда 2 сентября 1995  г.
   после    расприватизации   и   сдачи   квартиры   в   муниципальную
   собственность также были прописаны престарелые родители жены.
       При  разрешении  спора  суд  не обсудил  вопрос  об  отсутствии
   оснований   для  постановки  на  учет  в  качестве  нуждающейся   в
   улучшении  жилищных  условий  семьи К-вых,  а  также  о  намеренном
   ухудшении ими своих жилищных условий.
       Согласно  ч.  ч.  2,  3 ст. 50 ГПК РСФСР суд определяет,  какие
   обстоятельства  имеют  значение  для  дела,  какой  из  сторон  они
   подлежат  доказыванию, ставит их на обсуждение, даже  если  стороны
   на какие-либо из них не ссылались.
       Доказательства  представляются  сторонами  и  другими   лицами,
   участвующими   в   деле.  Суд  может  предложить   им   представить
   дополнительные   доказательства.  В  случае   когда   представление
   дополнительных  доказательств для сторон и других лиц,  участвующих
   в   деле,  затруднительно,  суд  по  их  ходатайству  оказывает  им
   содействие в собирании доказательств.
       Признав,  что  выдача ордера К.А. противоречит  Правилам  учета
   граждан,  нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении
   жилых  помещений  в  Республике Коми и нормам федерального  закона,
   суд    не    поставил   на   обсуждение   вопросы,   связанные    с
   обстоятельствами  предоставления  жилой  площади  ответчикам,   без
   проверки  и  исследования оставил доводы заявителя о  неправомерной
   постановке  ответчиков на учет, доказательства о периоде постановки
   на учет и о предоставлении им спорной квартиры.
       Не  исследовались в судебном заседании и документы,  подлежащие
   обязательному  истребованию по данной категории дел (копии  лицевых
   счетов,  ордера,  сведения  о прописке  в  ранее  занимаемом  жилом
   помещении), что не позволило полно и объективно рассмотреть  данный
   спор.
       Суд  установил,  что выдача ордера ответчику  противоречит  как
   Правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий  и
   предоставления  жилых помещений в Республике  Коми,  так  и  нормам
   федерального   закона,   однако   вынес   решение,   противоречащее
   установленным обстоятельствам и нормам жилищного законодательства.
       На  основании ст. ст. 329, 330 ГПК РСФСР, Судебная коллегия  по
   гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
   
                              определила:
   
       решение  Сыктывкарского городского суда от 18 марта 1998  г.  и
   постановление  президиума Верховного Суда  Республики  Коми  от  27
   января  1999  г.  отменить; дело направить на новое рассмотрение  в
   суд первой инстанции.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz