СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 1999 г. N 216-СФ
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ
МУЗЕЯХ - ЗАПОВЕДНИКАХ"
(в ред. Постановления СФ ФС РФ от 27.02.2002 N 138-СФ)
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации проект Федерального закона "О государственных
музеях - заповедниках" (прилагается).
2. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации рассмотреть указанный проект Федерального
закона в первоочередном порядке.
3. Назначить представителем Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации при рассмотрении указанного проекта
федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания
Российской Федерации члена Совета Федерации Щеблыгина Сергея
Евгеньевича.
(п. 3 в ред. Постановления СФ ФС РФ от 27.02.2002 N 138-СФ)
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
Е.С.СТРОЕВ
Приложение
к Постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 18 мая 1999 г. N 216-СФ
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЗЕЯХ - ЗАПОВЕДНИКАХ
Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового
положения государственных музеев - заповедников в Российской
Федерации, а также регулирует отношения, связанные с их созданием,
охраной, использованием и развитием в культурно - просветительских
и научно - исследовательских целях.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство Российской Федерации о
государственных музеях - заповедниках
1. Законодательство Российской Федерации о государственных
музеях - заповедниках основывается на Конституции Российской
Федерации, Основах законодательства Российской Федерации о
культуре, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из
настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним
федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации, а также из международных договоров
Российской Федерации.
2. Отношения, возникающие в связи с владением и пользованием
объектами движимого имущества - памятниками истории и культуры -
государственных музеев - заповедников, настоящий Федеральный закон
регулирует в той мере, в какой они не урегулированы Федеральным
законом "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в
Российской Федерации".
3. Отношения, возникающие в связи с владением, пользованием и
распоряжением земельными, водными, лесными и иными природными
ресурсами, входящими в состав территории государственных музеев -
заповедников и их зон охраны, настоящий Федеральный закон
регулирует в той мере, в какой они не урегулированы
законодательством Российской Федерации.
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем
действующим и вновь создаваемым в Российской Федерации
государственным музеям - заповедникам.
Статья 3. Понятие государственного музея - заповедника
Государственный музей - заповедник - учреждение культуры,
созданное собственником для обеспечения сохранности,
восстановления, изучения и публичного представления целостных
историко - культурных и природных комплексов, материальных и
духовных ценностей в их исторической, культурной и природной среде
в научно - исследовательских, культурно - просветительских и
туристско - экскурсионных целях.
Статья 4. Категории и виды государственных музеев -
заповедников
1. Государственные музеи - заповедники различаются:
по доминирующей музейной функции - исторические (военно -
исторические), мемориальные, архитектурно - художественные,
этнографические, археологические;
по правовому статусу занимаемой территории - имеющие
установленные границы территории музея - заповедника; имеющие
установленные границы территории памятников истории и культуры,
находящихся в оперативном управлении музея - заповедника, и
установленные границы охранных зон памятников;
по отношению к земле и другим территориальным ресурсам -
имеющие монопольное право юридического лица на пользование
земельными, водными, лесными и иными природными ресурсами; имеющие
раздельное право пользования земельными, водными, лесными и иными
природными ресурсами с другими юридическими и физическими лицами;
по отношению к комплексам и объектам культурного и природного
наследия - имеющие в своем составе историко - культурные и
природные комплексы и объекты или только историко - культурные
комплексы и объекты.
2. Государственные музеи - заповедники могут иметь федеральное
и региональное значение.
Государственные музеи - заповедники федерального значения
находятся в ведении органов государственной власти Российской
Федерации либо в совместном ведении органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации - в случаях, когда охрана территориальных
комплексов и объектов культурного и природного наследия
федерального значения (федеральной собственности) осуществляется
совместно.
Государственные музеи - заповедники регионального значения
находятся в ведении органов государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Статья 5. Государственное регулирование отношений, связанных с
созданием и функционированием государственных музеев -
заповедников
1. Государственное регулирование отношений, связанных с
созданием и функционированием государственных музеев -
заповедников федерального значения, в соответствии с настоящим
Федеральным законом осуществляется Правительством Российской
Федерации и специально уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти. По согласованию с субъектами Российской
Федерации отдельные функции управления и контроля могут быть
переданы соответствующим органам государственной власти субъектов
Российской Федерации.
2. Государственное регулирование отношений, связанных с
созданием и функционированием государственных музеев -
заповедников регионального значения, осуществляется органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Глава II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ - ЗАПОВЕДНИКОВ
Статья 6. Основные задачи государственных музеев -
заповедников
Государственные музеи - заповедники выполняют следующие
основные задачи:
восстановление и сохранение комплексов (объектов) культурного
и природного наследия, а также культурной и природной среды;
осуществление просветительской, научно - исследовательской,
образовательной и экскурсионно - туристской деятельности;
сохранение, выявление и развитие традиций народной культуры,
традиционных форм хозяйствования и природопользования,
исторических технологий;
хранение, изучение, сбор и публичное представление музейных
предметов и музейных коллекций.
Статья 7. Основные виды деятельности государственных музеев -
заповедников
1. Государственные музеи - заповедники в Российской Федерации
могут осуществлять любую деятельность, не запрещенную
законодательством Российской Федерации и соответствующую целям и
задачам, предусмотренным настоящим Федеральным законом и уставами
государственных музеев - заповедников (положениями о них).
2. Основные виды деятельности государственных музеев -
заповедников:
научно - фондовая - научное комплектование музейных, архивных
и библиотечных фондов, организация хранения и государственного
учета коллекций, научная инвентаризация коллекций, изучение и
систематизация музейных собраний и комплексов;
научно - исследовательская - изучение и систематизация
музейных коллекций, памятников истории, архитектуры и природы,
разработка тематико - экспозиционных планов экспозиций и выставок,
проведение семинаров, совещаний, конференций;
экспозиционно - выставочная - проектирование экспозиций и
выставок, их монтаж и демонтаж, обеспечение сохранности
экспонатов;
реставрационно - консервационная - обеспечение реставрации и
консервации коллекций, памятников культуры и архитектуры;
просветительская и экскурсионно - туристская - популяризация
памятников истории, культуры и природы путем проведения экскурсий,
реализации экскурсионно - туристских программ, организации
массовых мероприятий; изучение, поддержка и возрождение традиций
народной культуры, традиционных форм хозяйствования и
природопользования;
природоохранная - учет, охрана, восстановление и сохранение
природных комплексов (объектов), мониторинг историко - культурных
территорий (культурного и природного ландшафта), сохранение и
поддержание исторической достоверности культурной и природной
среды, воссоздание исторического (мемориального) ландшафта;
редакционно - издательская и рекламная - подготовка к изданию
результатов научно - исследовательской деятельности, сборников,
научных и выставочных каталогов, рекламных проспектов, буклетов,
плакатов, афиш, создание видеофильмов, использование
телекоммуникационных систем;
оперативно - хозяйственная - ведение хозяйственной
деятельности для осуществления поставленных задач, в том числе на
коммерческой основе и на договорных условиях;
международная - осуществление международных культурных связей,
организация и развитие музейного туризма;
охранная - создание единой системы безопасности территории
музея - заповедника, его фондов, памятников истории, культуры и
природы.
Глава III. ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
МУЗЕЕВ - ЗАПОВЕДНИКОВ
Статья 8. Правовой статус территории государственных музеев -
заповедников
1. Для обеспечения целостности и сохранности историко -
культурных ансамблей и комплексов, памятников истории, культуры и
природы, культурных и природных ландшафтов в их исторической
культурной и природной среде устанавливаются территории
государственных музеев - заповедников, которым присваивается
статус особо охраняемых историко - культурных территорий.
Земельные, водные, лесные и иные природные ресурсы, а также
здания, сооружения и коммуникации, расположенные на территориях
государственных музеев - заповедников, находятся в особом режиме
содержания и использования.
2. В отношении расположенных в границах территорий
государственных музеев - заповедников участков земли и природных
комплексов (объектов) применяются нормы законодательства об особо
охраняемых природных территориях.
3. В целях защиты территорий государственных музеев -
заповедников и входящих в их состав комплексов (объектов)
культурного и природного наследия на прилегающих к территориям
государственных музеев - заповедников участках земли и водного
пространства создаются зоны охраны.
4. Государственные музеи - заповедники, имеющие в оперативном
управлении комплексы (объекты) культурного и природного наследия,
находящиеся вне установленных границ их территорий, осуществляют
охрану исторической культурной и природной среды в границах
территорий памятников и зон их охраны. В указанных случаях
территории памятников объявляются особо охраняемыми историко -
культурными (историко - культурными и природными) территориями.
5. Объекты культурного и природного наследия, земельные,
водные, лесные и иные ресурсы, объекты недвижимости могут быть
отданы в безвозмездное и бессрочное пользование государственному
музею - заповеднику, переданы ему в оперативное управление или
включены в границы территории музея - заповедника без изъятия из
хозяйственной эксплуатации при условии установления для них
особого режима содержания и использования.
6. Расположение государственного музея - заповедника на
территориях двух и более субъектов Российской Федерации не может
служить основанием для нарушения его территориальной целостности
или изменения статуса его территории.
Статья 9. Земли государственных музеев - заповедников и земли
историко - культурного назначения на территориях государственных
музеев - заповедников
1. Земли в границах установленных территорий государственных
музеев - заповедников относятся к землям историко - культурного
назначения и находятся в ограниченном гражданском обороте в
соответствии с нормами земельного законодательства Российской
Федерации и настоящего Федерального закона в целях сохранения
культурного и природного наследия Российской Федерации.
2. Земельные участки в границах установленных территорий
государственных музеев - заповедников, переданные им в постоянное
безвозмездное пользование, относятся к землям государственных
музеев - заповедников и используются ими в соответствии с нормами
настоящего Федерального закона и нормативно - правовой
документацией государственного музея - заповедника.
3. Разрешительная документация на застройку земельных участков
в границах территории государственного музея - заповедника, не
находящихся в пользовании государственного музея - заповедника,
выдается только по согласованию с администрацией государственного
музея - заповедника и в соответствии с утвержденным генеральным
планом развития территории государственного музея - заповедника.
4. На земли историко - культурного назначения в границах
территорий государственных музеев - заповедников могут
устанавливаться ограничения пользования, обременения, сервитуты.
Правовой режим земельного участка фиксируется в документах,
удостоверяющих вещные (имущественные) права на него, и обязателен
для соблюдения собственниками, владельцами или пользователями
этого земельного участка, а также собственниками расположенной на
нем недвижимости, обладающих правом пользования этим участком.
5. Земельные участки в границах территории государственного
музея - заповедника, находящиеся в государственной собственности,
не подлежат приватизации. Продажа земельных участков, не
находящихся в государственной собственности, осуществляется с
предоставлением преимущественного права их покупки
государственному музею - заповеднику. Правовой режим земельного
участка сохраняется при регистрации вещных прав на этот участок.
Статья 10. Государственный кадастр территорий государственных
музеев - заповедников
1. Государственный кадастр территорий государственных музеев -
заповедников как особо охраняемых историко - культурных территорий
включает в себя сведения о статусе, географическом положении,
границах, режиме особой охраны этих территорий, пользователях
объектами культурного и природного наследия, земельных, водных,
лесных и иных территориальных ресурсах, недвижимости, находящейся
на этих территориях, а также об историко - культурной,
просветительской, научной, экологической и экономической ценности
этих территорий.
2. Государственный кадастр территорий государственных музеев -
заповедников ведется в целях оценки состояния особо охраняемых
историко - культурных территорий и расположенных в их границах
объектов культурного и природного наследия, определения перспектив
развития сети этих территорий, повышения эффективности
государственного контроля за соблюдением соответствующего режима,
а также учета указанных территорий при планировании социально -
экономического развития регионов.
3. Порядок ведения государственного кадастра территорий
государственных музеев - заповедников устанавливается
Правительством Российской Федерации.
Глава IV. РЕЖИМ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ - ЗАПОВЕДНИКА
Статья 11. Содержание режима особой охраны территории
государственного музея - заповедника
1. На территории государственного музея - заповедника
устанавливается дифференцированный режим особой охраны, включающий
регламент и ограничения хозяйственной и иной деятельности с учетом
историко - культурных, природных и иных особенностей территории
государственного музея - заповедника.
2. На территории государственного музея - заповедника
запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб
объектам культурного и природного наследия, исторической
культурной и природной среде и которая не соответствует целям и
задачам музея - заповедника, в том числе:
расширение границ существующих поселений и хозяйственных
объектов;
строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов
вне установленных для этого генеральным планом мест и без
согласования с администрацией государственного музея - заповедника
(разрешительная документация на строительство в указанных случаях
не выдается);
деятельность, влекущая за собой загрязнение (в том числе
визуальное и акустическое) окружающей среды, нарушение сохранности
земельного фонда, нарушение гидрологического режима территории,
снижение биоразнообразия экосистем, иные деструктивные процессы в
ландшафтах;
строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий
электропередачи, других коммуникаций, не связанных с
функционированием государственного музея - заповедника;
реконструкция зданий, сооружений, коммуникаций, ведущая к
искажениям исторического ландшафта;
предоставление на территории государственного музея -
заповедника садоводческих и дачных участков, устройство свалок;
движение и стоянка механизированных транспортных средств, не
связанные с функционированием государственного музея -
заповедника, прогон домашних животных вне специально
предусмотренных для этого мест;
организация массовых зрелищных и спортивных мероприятий без
согласования с администрацией государственного музея -
заповедника, организация спортивных, туристских стоянок и
разведение костров вне пределов специально установленных для этого
мест;
охота, промышленная заготовка растительного сырья, рубка леса
(за исключением санитарной и ландшафтной).
3. На землях, включенных в границы государственного музея -
заповедника без изъятия из хозяйственной эксплуатации, запрещается
использование технологий, нарушающих состояние памятников культуры
и природы и оказывающих вредное влияние на окружающую среду или
ведущих к утрате исторической традиции, строительство новых
хозяйственных объектов без согласования с администрацией
государственного музея - заповедника и соответствующего органа
государственной власти, в ведении которого находится музей -
заповедник. С администрацией государственного музея - заповедника
согласовываются вопросы социально - экономического развития его
территории, а также проекты развития населенных пунктов,
находящихся на его территории и в зоне его охраны.
4. Органы государственной власти, органы местного
самоуправления, организации и граждане, деятельность которых
осуществляется на территории государственного музея - заповедника,
обязаны соблюдать установленный для нее режим особой охраны,
содержания и использования. Собственники, владельцы, пользователи
недвижимости и земельных участков на территории государственного
музея - заповедника осуществляют свою деятельность в рамках
установленных ограничений, несут обязательства по содержанию
принадлежащих им объектов (которые фиксируются при оформлении
вещных прав) и согласуют свою деятельность с администрацией
государственного музея - заповедника в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Субъекты охраны территории государственного музея -
заповедника
1. Полномочия по сохранению, использованию, популяризации и
государственной охране объектов культурного наследия на территории
государственного музея - заповедника осуществляет Правительство
Российской Федерации непосредственно или через уполномоченный им
федеральный орган исполнительной власти в области государственной
охраны объектов культурного наследия.
2. Охрана природных комплексов и объектов на территории
государственного музея - заповедника осуществляется инспекцией
государственного музея - заповедника, а также специально
уполномоченными органами исполнительной власти в области охраны
окружающей среды.
3. Администрация государственного музея - заповедника
осуществляет контроль за исполнением установленного режима охраны
и сохранения природных и культурных ценностей на территории
государственного музея - заповедника и на территории входящих в
его состав объектов культурного наследия, включая зоны охраны.
Любая деятельность на этих территориях без согласования с
администрацией государственного музея - заповедника запрещается.
Статья 13. Полномочия администрации государственного музея -
заповедника по охране памятников истории и культуры и охране
окружающей среды на территории музея - заповедника как особо
охраняемой историко - культурной территории и в ее зонах охраны
1. Администрации государственного музея - заповедника
уполномоченными органами исполнительной власти в области
государственной охраны объектов культурного наследия или
уполномоченными органами исполнительной власти в области охраны
окружающей среды могут быть делегированы отдельные функции по
осуществлению государственного контроля за охраной окружающей
среды, охраной объектов культурного наследия, общественного
порядка, пожарной охраной, водо- и лесоохраной.
2. Работники государственного музея - заповедника, наделенные
правом осуществлять контроль за охраной окружающей среды, охраной
объектов культурного наследия, общественного порядка, пожарной
охраной, водо- и лесоохраной на территории государственного
музея - заповедника, имеют право:
проверять документацию юридических и физических лиц,
подтверждающую их право на осуществление предпринимательской и
иной деятельности на территории государственного музея -
заповедника;
задерживать на территории государственного музея - заповедника
лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации о
государственных музеях - заповедниках, об охране объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры) и об особо
охраняемых природных территориях, доставлять указанных нарушителей
в правоохранительные органы;
составлять протоколы о выявленных правонарушениях;
направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушении
установленного режима на территории государственного музея -
заповедника, к административной ответственности;
в соответствии с законодательством Российской Федерации о
государственных музеях - заповедниках и об особо охраняемых
природных территориях изымать у нарушителей режима, установленного
на территории государственного музея - заповедника, продукцию и
орудия незаконного природопользования, транспортные средства,
используемые при совершении правонарушения, а также
соответствующие документы;
беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на
территории государственного музея - заповедника, для проверки
соблюдения требований законодательства Российской Федерации о
государственных музеях - заповедниках, об объектах культурного
наследия (памятниках истории и культуры) и об особо охраняемых
природных территориях;
приостанавливать или запрещать хозяйственную и иную
деятельность, не соответствующую режиму охраны территории
государственного музея - заповедника.
Глава V. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО
ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ - ЗАПОВЕДНИКА
Статья 14. Порядок создания государственного музея -
заповедника
1. Государственный музей - заповедник федерального значения
учреждается Правительством Российской Федерации на основании
представления специально уполномоченного федерального органа
исполнительной власти, согласованного с органами государственной
власти субъекта Российской Федерации, на территории которого он
создается.
2. Государственный музей - заповедник регионального значения
учреждается органами государственной власти соответствующего
субъекта Российской Федерации в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации и законами этого субъекта
Российской Федерации.
3. Границы государственного музея - заповедника федерального
значения определяются специально уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти на основании градостроительных
документов по согласованию с соответствующим органом
государственной власти субъекта Российской Федерации, органами
местного самоуправления и утверждается постановлением
Правительства Российской Федерации.
4. Границы государственного музея - заповедника регионального
значения определяются соответствующим органом государственной
власти субъекта Российской Федерации на основании
градостроительных документов по согласованию с органами местного
самоуправления и утверждается в соответствии с законодательством
субъекта Российской Федерации.
5. Регистрация государственного музея - заповедника в качестве
юридического лица осуществляется в соответствии с гражданским
законодательством Российской Федерации.
6. До введения в действие федерального закона о
государственной регистрации юридических лиц действует порядок, в
соответствии с которым государственный музей - заповедник
считается созданным с момента утверждения его устава (положения о
нем).
Статья 15. Учредительные документы государственного музея -
заповедника
1. Основным документом, регламентирующим деятельность
государственного музея - заповедника, устанавливающим режим
сохранения и использования природных ресурсов и объектов
культурного наследия, является устав государственного музея -
заповедника.
2. Направления развития и долгосрочная программа деятельности
государственного музея - заповедника определяются в соответствии с
его концепцией.
3. Особенности зонирования и планировочной организации
территории государственного музея - заповедника устанавливаются
генеральным планом развития государственного музея - заповедника.
4. Устав государственного музея - заповедника федерального
значения, его концепция и генеральный план его развития
утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению
специально уполномоченного федерального органа исполнительной
власти, согласованному с органами государственной власти субъекта
Российской Федерации, на территории которого он создается, и
соответствующим органом местного самоуправления.
5. Устав государственного музея - заповедника регионального
значения и генеральный план его развития утверждаются в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
и с законами субъекта Российской Федерации, на территории которого
он создается.
6. В учредительных документах государственного музея -
заповедника должны содержаться сведения, предусмотренные
Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также права
и обязанности должностных лиц, осуществляющих контроль за
соблюдением режима охраны государственного музея - заповедника.
Статья 16. Особенности правового положения государственных
музеев - заповедников
1. Государственные музеи - заповедники находятся в ведении
уполномоченных органов исполнительной власти в области культуры и
охраны окружающей среды в соответствии с полномочиями этих
органов.
2. Государственный музей - заповедник является юридическим
лицом и создается в форме учреждения культуры.
3. Государственный музей - заповедник как некоммерческая
организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность
лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради
которых он создан, и соответствует этим целям.
4. Государственный музей - заповедник имеет в оперативном
управлении обособленное имущество и смету.
5. Государственный музей - заповедник вправе в установленном
порядке открывать счета в банках на территории Российской
Федерации, иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также
зарегистрированную в установленном порядке эмблему.
Глава VI. ИМУЩЕСТВО И ФОНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
МУЗЕЯ - ЗАПОВЕДНИКА
Статья 17. Имущество государственного музея - заповедника
1. В целях обеспечения уставной деятельности государственный
музей - заповедник вступает во владение имуществом.
2. Здания, сооружения и другие объекты недвижимости, входящие
в состав государственного музея - заповедника в качестве
материальной базы его профильной деятельности, являются
государственной собственностью и передаются государственному
музею - заповеднику в установленном порядке на правах оперативного
управления.
3. Земля, водные, лесные и иные природные ресурсы, находящиеся
на территории государственного музея - заповедника, передаются ему
в постоянное безвозмездное пользование в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
4. Земельные участки в границах государственного музея -
заповедника, а также находящиеся на них здания, сооружения,
помещения не подлежат изъятию в пользу третьих лиц, а также
приватизации.
5. В целях выполнения своих уставных задач государственный
музей - заповедник в установленном порядке может сдавать в аренду,
передавать во временное пользование учитываемое на балансе,
закрепленное за ним на праве оперативного управления имущество
(кроме объектов, имеющих особую культурную и историческую
ценность).
6. Государственному музею - заповеднику предоставляется
преимущественное право на выкуп зданий, сооружений и иных
объектов, находящихся на его территории.
7. Финансовые средства государственного музея - заповедника
формируются за счет:
бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителей
государственного музея - заповедника;
доходов от платных форм обслуживания населения и иных видов
хозяйственной деятельности государственного музея - заповедника;
платежей за проведение работ и оказание услуг по договорам с
юридическими и физическими лицами;
средств от аренды территориальных ресурсов, зданий и
сооружений;
кредитов банков и иных кредитных учреждений;
добровольных пожертвований и субсидий;
других доходов и поступлений в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
8. Государственный музей - заповедник имеет право
самостоятельно распоряжаться собственными средствами.
Статья 18. Музейные (библиотечные, архивные) фонды
государственного музея - заповедника
Музейные (библиотечные, архивные) фонды государственного
музея - заповедника являются государственной собственностью и
закрепляются в установленном порядке за государственным музеем -
заповедником исключительно на праве оперативного управления.
Движимые памятники истории и культуры включаются в состав музейных
фондов в установленном порядке независимо от источников их
приобретения.
Глава VII. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ - ЗАПОВЕДНИКА
Статья 19. Деятельность государственного музея - заповедника
по сохранению и использованию культурного и природного наследия
1. На территории государственного музея - заповедника
сохраняется и возрождается определяющая облик природно -
исторического ландшафта традиционная хозяйственная деятельность, а
также проводятся (по согласованию с администрацией
государственного музея - заповедника и при положительном
заключении экспертов) следующие работы:
восстановительные и консервационные работы на природных
комплексах и памятниках истории и культуры, нарушенных
деятельностью человека или пришедших в упадок в результате
естественных процессов;
работы по восстановлению гидрологического режима;
работы по восстановлению исторически сложившихся
биогеоценозов;
музейное приспособление или строительство;
деятельность по сохранению и возрождению традиционных
производств и форм природопользования;
организация туристских маршрутов и туристской инфраструктуры;
организация необходимых инженерных сетей и социальной
инфраструктуры;
необходимые противопожарные и санитарные мероприятия, не
нарушающие режим государственного музея - заповедника.
2. Администрация государственного музея - заповедника в своей
деятельности по сохранению и использованию объектов культурного и
природного наследия:
осуществляет контроль за состоянием и сохранностью объектов
культурного и природного наследия, хозяйственной и иной
деятельностью на территории государственного музея - заповедника и
в зонах его охраны;
участвует в проведении проектных и производственных работ по
консервации, реставрации, ремонту, приспособлению памятников и
иных объектов культурного и природного наследия на территории
государственного музея - заповедника;
согласовывает проектно - сметную документацию на реставрацию и
использование зданий и сооружений, входящих в состав
государственного музея - заповедника;
участвует в осуществлении научно - методического и
технического контроля за производством консервационных,
реставрационных и ремонтных работ, связанных с изменением
состояния объектов культурного наследия, производством
строительных, мелиоративных, дорожных и прочих хозяйственных работ
на территории государственного музея - заповедника и в зонах его
охраны;
в случае возникновения угрозы сохранности объектов культурного
и природного наследия приостанавливает любые виды работ и
хозяйственную деятельность, осуществляемые на территории музея -
заповедника;
согласовывает генеральные планы развития территории музея -
заповедника и его зон охраны;
осуществляет выявление и паспортизацию памятников природы,
истории и культуры, других объектов культурного и природного
наследия;
устанавливает режим доступа посетителей и порядок охраны
объектов культурного и природного наследия, музейных ценностей и
имущества, а также создает специальные службы безопасности;
составляет акты и протоколы, передает их в соответствующие
правоохранительные органы для определения меры ответственности
виновных в нанесении ущерба объектам культурного и природного
наследия и территории государственного музея - заповедника;
осуществляет иные полномочия, делегированные ей специально
уполномоченными органами исполнительной власти и предусмотренные в
уставе государственного музея - заповедника.
Статья 20. Обеспечение жизнедеятельности населения на
территории государственного музея - заповедника
1. При включении в территорию государственного музея -
заповедника населенных пунктов (или их части) администрация
государственного музея - заповедника осуществляет меры по
социальному развитию этих населенных пунктов. Задачи социального
развития указанных населенных пунктов учитываются в концепции и в
перспективных планах деятельности государственного музея -
заповедника.
2. Государственный музей - заповедник в перспективных планах
развития своей территории предусматривает размещение учреждений
обслуживания, объектов социальной инфраструктуры, прокладку сетей
с учетом интересов местного населения. Государственный музей -
заповедник содействует органам местного самоуправления в
организации и совершенствовании культурного, просветительского и
других видов социокультурного обслуживания.
3. В планах экономического развития населенных пунктов,
включенных в территорию государственного музея - заповедника,
должны учитываться в качестве приоритетных направлений возрождение
традиционных форм хозяйствования и природопользования,
исторических технологий, обычаев.
Статья 21. Хозяйственная деятельность государственного музея -
заповедника
1. Государственный музей - заповедник осуществляет
самостоятельную хозяйственную деятельность, не противоречащую его
основным целям и задачам и не препятствующую охране культурного и
природного наследия.
2. Государственный музей - заповедник может сдавать во
временное пользование недвижимые памятники истории и культуры,
здания и сооружения, земельные, лесные, водные и иные ресурсы,
расположенные на его территории и находящиеся на его балансе, для
использования в культурно - просветительских и хозяйственных
целях, не наносящих ущерба государственному музею - заповеднику.
Указанные объекты сдаются в аренду с условием их сохранения за
счет пользователя и заключения специальных арендно - охранных
договоров.
3. Все средства, полученные от использования объектов
историко - культурного наследия, зачисляются на специальные счета
государственного музея - заповедника и направляются на развитие
научной, хранительской, реставрационной, природоохранной
деятельности, а также на развитие инфраструктуры государственного
музея - заповедника и социальной сферы на его территории.
4. Государственный музей - заповедник обладает исключительным
правом на организацию экскурсионной, туристской, гостиничной,
научно - просветительской и культурно - массовой работы на своей
территории. Юридические и физические лица, специализирующиеся в
этих сферах деятельности и имеющие лицензии, могут работать на
территории государственного музея - заповедника только на
основании договоров с его администрацией.
Статья 22. Организация экскурсионной, туристской и гостиничной
деятельности на территории государственного музея - заповедника
1. Оказание экскурсионных, туристских и гостиничных услуг на
территории государственного музея - заповедника осуществляется на
основании лицензий на ведение туристской и гостиничной
деятельности и с аккредитацией экскурсоводов и гидов -
переводчиков в администрации государственного музея - заповедника.
2. Владелец лицензии на осуществление экскурсионной,
туристской и гостиничной деятельности обязан представить на
утверждение администрации государственного музея - заповедника
проектную документацию на все виды работ, осуществляемые им на
территории государственного музея - заповедника.
Статья 23. Использование символики государственного музея -
заповедника
1. Государственный музей - заповедник имеет собственную
символику (наименование, изображение, эмблема, товарный знак,
вымпел), которая является его собственностью. Символика
утверждается органом государственной власти, в ведении которого
находится государственный музей - заповедник, и регистрируется
уполномоченным органом исполнительной власти в установленном
порядке. Использование зарегистрированной символики возможно
только на основании договора с государственным музеем -
заповедником.
2. Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой
тиражированной продукции с использованием изображений объектов
культурного и природного наследия, расположенных на территории
государственного музея - заповедника, а также ценностей из его
музейных фондов осуществляется только с разрешения администрации
государственного музея - заповедника в порядке, установленном
соглашением между заинтересованными сторонами.
Статья 24. Экономическое стимулирование деятельности
государственного музея - заповедника
Экономическое стимулирование охраны и рационального
использования объектов культурного и природного наследия на
территории государственного музея - заповедника осуществляется
путем установления налоговых и иных льгот. Льготы устанавливаются
в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации, а также в
соответствии с правовыми актами органов местного самоуправления.
Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации о государственных музеях - заповедниках
1. Физические и юридические лица, органы государственной
власти и органы местного самоуправления, виновные в нарушении
настоящего Федерального закона, несут административную или
гражданско - правовую ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
2. Законодательством Российской Федерации устанавливается
уголовная ответственность за нарушение режима государственного
музея - заповедника как особо охраняемой историко - культурной
территории или за нанесение ущерба расположенным на территории
государственного музея - заповедника объектам культурного
наследия.
3. Ущерб, причиненный объектам культурного наследия, природным
объектам и комплексам в границах государственного музея -
заповедника, исчисляется в соответствии с утвержденными в
установленном порядке таксами и методиками исчисления размера
ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на
восстановление указанных объектов и комплексов.
Статья 26. Приведение нормативных правовых актов в
соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить
Правительству Российской Федерации привести свои нормативные
правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
|