МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПРИКАЗ
от 18 мая 1999 г. N ГБ-3-34/140
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО ОПЕРАТИВНОМУ КОНТРОЛЮ
ПРОБЛЕМНЫХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства
Российской Федерации от 17 июля 1998 года N 793, пунктом 6
Постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля
1999 года N 254 и на основании Приказа Госналогслужбы России от 12
ноября 1998 года N ГБ-3-19/294 "О создании межрегиональной
государственной налоговой инспекции по оперативному контролю
проблемных налогоплательщиков" приказываю:
1. Утвердить Положение о межрегиональной государственной
налоговой инспекции по оперативному контролю проблемных
налогоплательщиков (приложение N 1).
2. Руководителю Межрегиональной государственной налоговой
инспекции по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков
(Короткому Ю.Ф.) обеспечить реализацию задач и функций,
предусмотренных данным Положением.
3. Руководителям государственных налоговых инспекций по
субъектам Российской Федерации принимать необходимые меры к
полному и своевременному выполнению указаний и поручений
Межрегиональной государственной налоговой инспекции по
оперативному контролю проблемных налогоплательщиков по вопросам,
входящим в ее компетенцию.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам
Ковалева В.Н.
Министр Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.В.БООС
Приложение N 1
к Приказу Министерства
Российской Федерации
по налогам и сборам
от 18 мая 1999 г. N ГБ-3-34/140
ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
ПО ОПЕРАТИВНОМУ КОНТРОЛЮ ПРОБЛЕМНЫХ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
1. Общие положения
1.1. Межрегиональная государственная налоговая инспекция по
оперативному контролю проблемных налогоплательщиков (далее -
Инспекция) создана в соответствии с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 июля 1998 года N 793, пунктом 6
Постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля
1999 года N 254 и на основании Приказа Госналогслужбы России от
12 ноября 1998 года N ГБ-3-19/294.
Инспекция находится в непосредственном подчинении Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам.
1.2. Инспекция создана в целях организации и осуществления во
взаимодействии со структурными подразделениями Министерства по
налогам и сборам, его территориальными органами,
правоохранительными и иными контролирующими государственными
органами целенаправленного налогового контроля проблемных
налогоплательщиков <*>.
--------------------------------
<*> Проблемные налогоплательщики - юридические и физические
лица из числа крупных налогоплательщиков, в отношении которых
имеются подлежащие проверке совместно с правоохранительными
органами данные о возможном умышленном уклонении от уплаты налогов
и сборов путем полного или частичного сокрытия объектов
налогообложения, получении неконтролируемых налоговыми органами
(теневых) доходов, а также признаки иных противоправных действий,
препятствующих полному и своевременному внесению в бюджет и
внебюджетные фонды соответствующих налоговых и иных обязательных
платежей. К числу проблемных налогоплательщиков отнесены также
предприятия и организации, занятые в сфере производства и
реализации этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и
табачной продукции.
1.3. Инспекция в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской
Федерации, другими федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, а также правовыми актами
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
1.4. Инспекция является учреждением и самостоятельным
юридическим лицом. В соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации от своего имени приобретает и осуществляет
имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности,
выступает истцом и ответчиком в суде.
1.5. Инспекция является вышестоящим налоговым органом по
отношению к территориальным налоговым органам по вопросам,
отнесенным к ее компетенции.
В рамках возложенных на Инспекцию задач ее указания (в том
числе о предоставлении информации, проведении проверок отдельных
налогоплательщиков, выделении специалистов для участия в
совместных проверках и др.) являются обязательными для исполнения
нижестоящими налоговыми органами.
По вопросам, относящимся к своей компетенции, при наличии
достаточных оснований Инспекция вправе приостанавливать исполнение
решений нижестоящих налоговых органов, а также отменять их решения
в случае несоответствия этих решений действующему
законодательству. Принятые Инспекцией решения, действия ее
должностных лиц могут быть обжалованы вышестоящему должностному
лицу или в суд.
Указанные в настоящем пункте полномочия Инспекции как
вышестоящего налогового органа по отношению к территориальным
налоговым органам реализуются исключительно на основе письменных
поручений и заданий Министра, его заместителей и решений коллегии
в работе по конкретным проблемным налогоплательщикам и выявляемым
в ходе этой работы связанным с ними юридическим и физическим
лицам.
1.6. Инспекция финансируется за счет средств федерального
бюджета и иных разрешенных законодательством источников, имеет
самостоятельную смету расходов, лицевой счет в казначействе,
печать с изображением Государственного герба Российской Федерации
и со своим наименованием.
1.7. Сотрудники инспекции являются федеральными
государственными служащими, пользуются санаторно - курортным,
медицинским обслуживанием, жилищно - бытовым и иными видами
социального обеспечения, предоставляемого работникам центрального
аппарата Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
1.8. Местонахождение и юридический адрес Инспекции: г. Москва,
Б. Черкасский пер., д. 15/17, строение 1.
2. Задачи Инспекции
2.1. Выявление проблемных категорий налогоплательщиков на
основе проведения мониторинга результатов финансово -
хозяйственной деятельности, изучения данных налогового контроля и
отчетности, анализа и оценки сокрытой базы налогообложения, а
также в процессе проведения налоговых проверок во исполнение
распоряжений Президента Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации, руководства и коллегии Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам, поручений Генеральной
прокуратуры и запросов правоохранительных органов.
2.2. Организация и осуществление налогового и иного
отнесенного федеральным законодательством к компетенции
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам контроля
(далее - налогового контроля) проблемных налогоплательщиков в
форме выездных налоговых проверок и других предусмотренных
законодательством формах самостоятельно или во взаимодействии с
подразделениями центрального аппарата Министерства по налогам и
сборам, его территориальными органами, правоохранительными и иными
контролирующими органами.
2.3. Организация и проведение комплексных проверочных
мероприятий и операций межрегионального уровня, формирование и
координация деятельности создаваемых в этих целях в установленном
порядке внутриведомственных и межведомственных рабочих групп.
2.4. Организация и осуществление государственного контроля за
соблюдением условий лицензируемой деятельности в сфере
производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей,
алкогольной и табачной продукции.
2.5. Оказание методической помощи и контроль за работой
территориальных налоговых органов с проблемными
налогоплательщиками, осуществление повторных налоговых проверок в
порядке контроля за деятельностью территориальных налоговых
органов, в том числе в случаях, когда имеются основания для
предположений о необъективности проведенных проверок.
2.6. Организация и осуществление правового сопровождения
проводимых мероприятий по налоговому контролю проблемных
налогоплательщиков, представление интересов налоговых органов в
судах по вопросам, связанным с проверками юридических и физических
лиц.
2.7. Анализ и обобщение практики работы с проблемными
налогоплательщиками, выявленных способов уклонения от
налогообложения, в том числе схем теневого обращения капиталов,
выработка методических рекомендаций и предложений по
совершенствованию правовой базы и организации работы налоговых
органов.
2.8. На Инспекцию могут быть возложены иные задачи в рамках
предоставленной ей компетенции и в соответствии с действующим
законодательством.
3. Функции Инспекции
В соответствии с возложенными задачами Инспекция осуществляет
следующие функции:
3.1. Сбор, накопление и обработка информации о проблемных
налогоплательщиках. Создание и ведение соответствующих банков
данных.
3.2. Использование в установленном порядке ведомственных
банков данных и внешних информационных ресурсов в интересах поиска
признаков теневого оборота капиталов, их сокрытия от
налогообложения и выделения проблемных категорий
налогоплательщиков для последующей проверки.
3.3. Проведение первичных поисковых мероприятий по
установлению фактического местонахождения налогоплательщиков,
проверке объективности регистрационно - учетных данных, а также
сбор установочных сведений в отношении хозяйствующих субъектов,
уклоняющихся от постановки на учет, подачи налоговых деклараций и
показывающих "нулевые" балансы. Организация взаимодействия в
данной работе с розыскными подразделениями правоохранительных
органов и НЦБ ИНТЕРПОЛа.
3.4. Осуществление выездных налоговых проверок проблемных
налогоплательщиков как самостоятельно, так и с привлечением при
необходимости структурных подразделений центрального аппарата
Министерства, нижестоящих территориальных налоговых органов и с
участием правоохранительных и контролирующих органов.
3.5. Истребование и изучение материалов проведенных
камеральных и выездных налоговых проверок проблемных
налогоплательщиков, направление в нижестоящие территориальные
налоговые органы заданий и поручений о проведении налоговых
проверок и осуществлении иных форм налогового контроля,
предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
3.6. Проведение повторных налоговых проверок в порядке
контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов.
3.7. Рассмотрение и принятие решений по материалам проведенных
выездных налоговых проверок в соответствии с установленным
законодательством порядком производства по делам о налоговых
правонарушениях.
3.8. Организация и осуществление правового сопровождения
проводимых налоговых проверок и юридической защиты интересов
налоговых органов при рассмотрении дел в судах.
3.9. Рассмотрение в установленном порядке жалоб и заявлений
юридических и физических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции
Инспекции, осуществление мер по их проверке и принятие решений по
существу.
3.10. Направление в установленном порядке материалов в
правоохранительные органы для их правовой оценки и принятия
процессуальных решений.
3.11. Организация взаимодействия с оперативными
подразделениями правоохранительных органов, следственными
аппаратами, подразделениями собственной безопасности и физической
защиты органов налоговой полиции в целях оперативного и иного
специального сопровождения проводимых мероприятий по налоговому
контролю проблемных налогоплательщиков.
3.12. Организация и проведение комплексных проверочных
мероприятий и операций межрегионального уровня, формирование и
координация деятельности создаваемых в этих целях рабочих групп.
3.13. Осуществление оперативного контроля за объемами
производства и реализации этилового спирта, алкогольной,
спиртосодержащей и табачной продукции, а также за ее экспортно -
импортными поставками с целью недопущения занижения
налогооблагаемой базы и уклонения от уплаты налогов.
3.14. Осуществление контроля за качеством этилового спирта,
спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, достоверностью
ведения учета по этим видам продукции.
Проведение обследований организаций для определения их
соответствия требованиям, предъявляемым к производству и обороту
этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.
3.15. Получение в установленном порядке от лицензирующих
органов документов, представленных организацией (заявителем) для
оформления лицензии, актов обследований, заключений, справок и
иных материалов, связанных с соблюдением условий лицензирования.
Организация и проведение проверок правильности учета, хранения
и использования специальных и акцизных марок.
3.16. Проведение осмотров территорий, помещений, предметов и
документов налогоплательщика, в отношении которого проводится
налоговая проверка, в том числе организаций, производящих и (или)
реализующих этиловый спирт, спиртосодержащую, алкогольную и
табачную продукцию, независимо от подчиненности и форм
собственности.
Осуществление вскрытий и тарирования контрольных
спиртоизмеряющих приборов, проведение контрольных сливов,
оперативных проверок наличия остатков и инвентаризации этилового
спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.
3.17. Запрещение или приостановка в установленном порядке
реализации этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и
табачной продукции, не соответствующих требованиям действующих
стандартов, техническим и другим нормативам по качеству,
безопасности, количеству, упаковке и маркировке или при отсутствии
документов, подтверждающих их происхождение.
3.18. Внесение представлений в соответствующие лицензирующие
органы о приостановлении действия лицензий за нарушение условий
действия лицензий или материалов для аннулирования лицензий в
судебном порядке, принятие мер по устранению выявленных в
результате проверок нарушений действующего законодательства в
сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей,
алкогольной и табачной продукции, налогового законодательства и
применение санкций за допущенные нарушения.
3.19. Информирование соответствующих федеральных органов
исполнительной власти, их территориальных органов и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации о выявленных
нарушениях в сфере производства и оборота этилового спирта,
спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции для принятия
соответствующих мер.
3.20. Анализ и обобщение практики работы с проблемными
налогоплательщиками, систематизация способов вывода из-под
налогового контроля и теневого обращения капиталов, составление
аналитических обзоров и подготовка иных материалов для
информирования руководства Министерства и федеральных органов
государственной власти о выявленных проблемах налогообложения и
предлагаемых мерах по их решению.
3.21. Методическое руководство и оказание практической помощи
территориальным налоговым органам по вопросам организации и
тактики работы с проблемными налогоплательщиками. Обобщение и
распространение опыта данной деятельности.
3.22. Изучение и использование опыта организации деятельности
налоговых органов зарубежных стран в части мониторинга финансово -
экономической и налоговой ситуации, работы с проблемными
категориями налогоплательщиков и разработка предложений по его
практическому использованию в деятельности Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам.
Участие в работе международных форумов и семинаров,
представление по поручению руководства интересов Министерства при
осуществлении международных контактов с аналогичными органами
зарубежных стран.
3.23. Участие в пропаганде налогового законодательства и
общепрофилактических мероприятиях по повышению налоговой культуры
населения.
3.24. Кадровое обеспечение деятельности Инспекции. Организация
и осуществление мероприятий по подбору, расстановке,
профессиональной подготовке, переподготовке и повышению
квалификации сотрудников.
3.25. Финансовое и материально - техническое обеспечение
деятельности Инспекции. Ведение бухгалтерского учета и управление
находящимся в ее ведении имуществом. Представление отчетности в
Министерство.
3.26. Ведение в установленном порядке делопроизводства,
обеспечение сохранности государственной и налоговой тайны, режима
охраны и собственной безопасности.
3.27. Осуществление иных функций, предусмотренных Налоговым
кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и
нормативными актами, в связи с выполнением возложенных на
Инспекцию задач.
4. Права и обязанности Инспекции и ее должностных лиц
4.1. Для реализации поставленных задач Инспекция как налоговый
орган и ее должностные лица как государственные служащие наделены
всеми правами и несут все обязанности в соответствии с Налоговым
кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
4.2. Инспекцию возглавляет Руководитель, назначаемый на
должность и освобождаемый от должности Министром Российской
Федерации по налогам и сборам.
Руководитель Инспекции несет персональную ответственность за
выполнение возложенных на Инспекцию задач и осуществление ею своих
функций, за соблюдение действующего законодательства и подзаконных
нормативных актов, ведомственных приказов и указаний, сохранность
имущества и документов, находящихся в ведении Инспекции, за
соблюдение пропускного и внутриобъектного режима, государственной,
налоговой и служебной тайны, состояние трудовой и исполнительской
дисциплины, воспитательной работы в Инспекции.
4.3. Руководитель Инспекции имеет заместителей, назначаемых на
должность и освобождаемых от должности Министром Российской
Федерации по налогам и сборам по представлению руководителя
Инспекции.
Заместители Руководителя действуют без доверенности от имени
Инспекции в пределах прав и обязанностей, определяемых
Руководителем.
4.4. Руководитель Инспекции:
1) осуществляет общее руководство Инспекцией;
2) распределяет обязанности между своими заместителями и
структурными подразделениями Инспекции;
3) утверждает положения о структурных подразделениях Инспекции
и должностные инструкции сотрудников;
4) назначает на должность, перемещает и увольняет в
соответствии с законодательством работников Инспекции, а также
принимает решения об их поощрении или наложении взысканий;
5) утверждает структуру и штатное расписание Инспекции в
пределах установленных Министром фондом оплаты труда и численности
работников;
6) представляет в установленном порядке Министерство в
федеральных органах государственной власти, органах власти
субъектов Российской Федерации, правоохранительных и
контролирующих органах и органах местного самоуправления по
вопросам, отнесенным к компетенции Инспекции;
7) по вопросам, относящимся к компетенции Инспекции, отвечает
на письма предприятий, учреждений, организаций и граждан, ведет
прием граждан и должностных лиц предприятий, учреждений и
организаций;
8) принимает участие в работе коллегий и совещаний, проводимых
руководством Министерства, вносит предложения по вопросам,
относящимся к компетенции Инспекции;
9) в установленном порядке получает от других подразделений
центрального аппарата Министерства, территориальных налоговых
органов и подведомственных Министерству организаций материалы и
документы, необходимые для деятельности Инспекции, в том числе
материалы статистической, налоговой и бухгалтерской отчетности, а
также знакомится с указанными материалами в местах их нахождения;
10) организует в установленном порядке совещания и семинары с
участием территориальных налоговых органов по субъектам Российской
Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Инспекции,
принимает участие в работе совещаний и семинаров, организуемых
подразделениями центрального аппарата Министерства;
11) дает работникам Инспекции обязательные для них указания по
вопросам, отнесенным к компетенции Инспекции, в пределах их
должностных обязанностей и требует от них отчетности об
исполнении, проводит производственные совещания с работниками
Инспекции;
12) определяет порядок работы и лиц, допущенных к информации,
составляющей государственную, налоговую, служебную, коммерческую
тайну. Принимает меры по предупреждению и устранению нарушения
режима секретности и требований обращения с конфиденциальной
информацией;
13) осуществляет другие полномочия в соответствии с
законодательством Российской Федерации, задачами и функциями
Инспекции, предусмотренными настоящим Положением.
5. Реорганизация и ликвидация Инспекции производится в
соответствии с актами Министерства Российской Федерации по налогам
и сборам в порядке, установленном законодательством.
|