ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 1999 г. N 3959-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О
занятости населения в Российской Федерации", внесенный депутатом
Государственной Думы С.А. Карапетяном.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по труду и социальной
политике в месячный срок со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по труду и социальной
политике доработать указанный законопроект с учетом поступивших
поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во
втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
17 декабря 1998 года
Вносится депутатом
Государственной Думы
С.А. КАРАПЕТЯНОМ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации "О занятости
населения в Российской Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1915) следующие изменения и
дополнения:
1. В абзаце 5 части 2 статьи 5 после слов: "помощь и надзор;"
дополнить словами "лица, осужденные к уголовному наказанию,
связанному с лишением свободы, и не обеспеченные работой по
независящим от них причинам;".
2. Дополнить статью 26 пунктом 5 следующего содержания:
"5. Работодатели, организующие дополнительные рабочие места
для трудоустройства лиц, осужденных к уголовному наказанию,
связанному с лишением свободы, и не обеспеченных работой по
независящим от них причинам, имеют право на получение целевой
финансовой помощи за счет средств фондов занятости в порядке,
установленным настоящим Законом и иными нормативными актами
Российской Федерации".
3. Пункт 5 статьи 26 считать пунктом 6.
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня
его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации (Уголовно - исполнительный кодекс Российской Федерации,
статья 103) каждый осужденный обязан трудиться.
Требование обязательного привлечения осужденных к труду нашло
свое отражение и в ряде международных правовых актов (Минимальные
стандартные правила обращения с заключенными, статья 71, часть 2,
Положение о европейских тюрьмах статьи 71 и 72). Более того,
согласно Конвенции относительно принудительного и обязательного
труда, принятой Генеральной Конференцией Международной Организации
Труда 23 июня 1930 года (статья 2, часть 2, пункт "с") труд
осужденных не является принудительным, если производится под
надзором и контролем государственных властей.
Являясь одним из основных средств исправления и
перевоспитания, привлечение осужденных к общественно полезному
оплачиваемому труду одновременно дает им возможность за счет
заработанных средств удовлетворить свои личные и общественные
потребности (оплата питания, вещевого имущества, коммунальных
услуг, предметов первой необходимости, компенсация ущерба,
причиненного противоправными действиями гражданам и государству,
погашение исков по исполнительным листам и др.). В связи с
систематическим, на протяжении ряда лет, недовыделением бюджетных
ассигнований на финансирование расходов, связанных с содержанием
осужденных, эта проблема приобретает сегодня особую актуальность.
Результаты социологических исследований, проведенных в
1996 году Научно - практическим центром социальных программ
Российской Академии естественных наук в исправительных колониях
ряда регионов Российской Федерации (Республика Коми,
Ставропольский край, Московская, Свердловская, Смоленская области
и др.), показывают, что подавляющее большинство опрошенных
осужденных, не обеспеченных трудом, хотели бы трудиться, в
основном, с целью улучшения питания, приобретения предметов первой
необходимости и оказания помощи семье. При этом около 60%
опрошенных согласны выполнять любую оплачиваемую работу, в том
числе и на производстве с неблагоприятными условиями труда.
Установленные Конституцией Российской Федерации (статья 37,
часть 3) право на труд, право на вознаграждение за труд, а также
право на защиту от безработицы распространяются и на лиц,
отбывающих уголовные наказания в местах лишения свободы, с учетом
ограничений только на право использовать их на определенных видах
работ, установленных действующим законодательством Российской
Федерации (Уголовно - исполнительный кодекс Российской Федерации,
статья 103, часть 4 и Правила внутреннего распорядка
исправительных учреждений).
Время работы осужденных в период отбывания ими наказания в
виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж
(Уголовно - исполнительный кодекс Российской Федерации,
статья 104, часть 3).
С учетом этих обстоятельств, по мнению Комиссии, привлечение
осужденных к труду подпадает под понятие трудовой занятости
граждан (ст. 1 Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в
Российской Федерации": "Занятость - деятельность граждан,
связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не
противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая,
как правило, им заработок, трудовой доход").
В настоящее время в местах лишения свободы находится свыше
140 тыс. трудоспособных осужденных, не обеспеченных трудом, что
составляет около 20% от их среднесписочной численности.
Переход к рыночным экономическим отношениям создал крайне
тяжелые условия для реализации требований уголовно -
исполнительного законодательства по привлечению осужденных к
труду. Существенно изменилась структура форм организации трудового
использования осужденных. Значительно снизился удельный вес
производственных объектов, традиционно работавших по кооперации с
предприятиями уголовно - исполнительной системы (далее - УИС) или
использующими осужденных на контрагентских работах.
Из-за неудовлетворительного финансирования из федерального
бюджета расходов, связанных с содержанием осужденных и персонала
УИС, вызванного им повсеместного отвлечения на эти цели
собственных оборотных средств предприятий, а также отсутствие
бюджетных средств на реализацию федеральных целевых программ
содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде
лишения свободы (утвержденных Постановлениями Правительства
Российской Федерации от 29 июля 1995 г. N 764 и от 13 августа
1996 г. N 970) УИС не в состоянии обеспечить полную трудовую
занятость осужденных.
Наличие большого количества нетрудоустроенных осужденных
негативно отражается на деятельности учреждений, исполняющих
уголовные наказания. Отсутствие заработков и невозможность в связи
с этим приобрести дополнительные продукты питания и предметы
первой необходимости, ухудшение социально - бытовых условий
содержания вызывает агрессивность во взаимоотношениях осужденных
между собой, а также с персоналом уголовно - исполнительной
системы.
Высокий уровень неработающих осужденных создает серьезные
проблемы для органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации при решении задач по трудоустройству лиц, освободившихся
после отбытия наказания. Значительный перерыв в трудовой
деятельности и отсутствие профессиональных навыков у этой
категории лиц затрудняют их трудоустройство и создают социальную
напряженность в регионе, так как потребность в материальном и
финансовом обеспечении вынуждает лиц, освободившихся из мест
лишения свободы, решать эти проблемы с помощью криминальных
структур.
Необходимо отметить, что решение проблемы привлечения
осужденных к труду влияет и на трудоустройство персонала
уголовно - исполнительной системы. Из-за отсутствия средств
территориальные органы управления УИС в ряде случаев вынуждены
полностью закрывать существующие производства, переводя
предприятия учреждений, исполняющих наказания, в разряд учебно -
производственных мастерских. Это неизбежно влечет за собой
увольнение по сокращению штатов как лиц начальствующего состава,
так и вольнонаемных сотрудников, работавших на этих предприятиях.
Учитывая, что в силу своего географического положения до 35%
предприятий УИС являются градообразующими для ряда населенных
пунктов отдаленных районов Севера европейской части России, Урала,
Сибири и Дальнего Востока, массовое высвобождение персонала
осложняет социально - экономическую ситуацию на рынках труда в
этих регионах.
Одним из возможных путей решения проблемы трудоустройства
неработающих осужденных является привлечение для этих целей
средств Государственного фонда занятости населения Российской
Федерации с учетом того, что предприятия УИС уплачивают в
указанный фонд соответствующие страховые взносы.
Однако, согласно действующему законодательству Российской
Федерации (Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в
Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской
Федерации", статья 3, часть 3) лица, осужденные по решению суда к
уголовному наказанию, не могут быть признаны безработными
независимо от их фактического трудоустройства.
Действующий в настоящее время Порядок проведения конкурсов на
оказание за счет средств фондов занятости целевой финансовой
помощи работодателям на сохранение существующих и создание
дополнительных рабочих мест для обеспечения трудоустройства и
занятости граждан, проводимых региональными органами труда и
занятости населения, допускает участие в них только организаций и
предприятий, создающих рабочие места для трудоустройства граждан,
зарегистрированных в центре занятости как безработные, или
находящихся под угрозой увольнения.
Учитывая, что не обеспеченные трудом осужденные не
соответствуют этим критериям, подавляющее большинство региональных
служб труда и занятости отказывают предприятиям УИС в
финансировании мероприятий по созданию рабочих мест для их
трудоустройства за счет средств соответствующего фонда.
Следует отметить, что никто не ставит вопрос о необходимости
выплаты какого-либо пособия по безработице нетрудоустроенным
осужденным, так как это положение противоречит принципам
уголовного наказания и нецелесообразно по режимно - оперативным
соображениям.
Целью внесения изменений в действующее законодательство
Российской Федерации о занятости населения является создание
законодательной базы, дающей возможность предприятиям УИС на общих
основаниях участвовать в вышеназванных конкурсах на оказание
целевой финансовой помощи для создания рабочих мест.
Реализация проекта Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "О занятости населения в Российской
Федерации" не потребует дополнительных финансовых средств из
федерального бюджета.
Принятие указанного Закона не связано с внесением изменений в
иные акты федерального законодательства, а также проведением
работы по его финансово - экономическому обоснованию.
|