ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 1999 г. N 3955-II ГД
О ЗАЯВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О СИТУАЦИИ С СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ КУРДСКОГО
НАРОДА В ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКЕ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять Заявление Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации "О ситуации с соблюдением прав
курдского народа в Турецкой Республике".
2. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление в
Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе,
Парламентскую Ассамблею Совета Европы и парламенты государств -
членов Организации Североатлантического договора.
3. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление для
опубликования в "Российской газете" и "Парламентской газете".
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАЯВЛЕНИЕ
от 12 мая 1999 года
О СИТУАЦИИ С СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ КУРДСКОГО НАРОДА
В ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации выражает обеспокоенность в связи с ухудшением ситуации с
соблюдением прав курдского народа в Турецкой Республике и
непоследовательной позицией по данной проблеме государств - членов
Организации Североатлантического договора (НАТО).
Руководство Турецкой Республики, действуя вопреки
общепризнанным принципам и нормам международного права,
зафиксированным в документах Организации Объединенных Наций,
Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совета
Европы, отрицает сам факт существования национальных меньшинств в
Турции. Таким образом национальные меньшинства, и в первую очередь
многомиллионный курдский народ, автоматически лишаются каких-либо
культурных и политических прав.
Для подавления национального самосознания народов, не желающих
поддаваться принудительной ассимиляции, в Турции в течение
длительного времени применяются жестокие репрессии.
Как свидетельствуют исторические факты, в период с 1920 по
1940 год около двух миллионов курдов были убиты и около миллиона
насильственно переселены. Гонения на курдов усилились после
военного переворота в Турции в 1980 году и активно осуществляются
и поныне. В отношении территории компактного проживания курдов
применяется тактика "выжженной земли". В карательных операциях
участвуют около 200 тысяч солдат и офицеров турецкой армии. По
данным международных правозащитных организаций, в турецком
Курдистане разрушено более трех тысяч населенных пунктов, от трех
до пяти миллионов мирных жителей стали беженцами. Масштаб и
систематический характер репрессий против курдского народа в
Турецкой Республике дают основания считать, что эти репрессии
носят характер геноцида и подпадают под действие Конвенции о
предупреждении преступления геноцида и наказании за него,
участницей которой является Турецкая Республика.
Действия руководства Турецкой Республики в отношении курдов
совершаются фактически с молчаливого согласия Организации
Североатлантического договора. НАТО, полностью игнорируя вопиющие
нарушения прав человека и национальных меньшинств в Турции, не
только не ставит вопрос о санкциях или силовых методах, но,
наоборот, наращивает поставки оружия для турецкой армии, заведомо
зная, что оно используется против курдов. Цинизм и двуличие
подобной позиции особенно видны на фоне событий в Югославии,
против которой НАТО под предлогом защиты албанского населения
развязало прямую агрессию.
Намерение Турции, грубо попирающей права курдов, проживающих
на ее территории, расширить участие в агрессии НАТО против
Югославии является дополнительным доказательством лицемерия как
руководства Турецкой Республики, так и НАТО. Становится все более
очевидным, что действия государств - членов Североатлантического
альянса в отношении Югославии продиктованы отнюдь не гуманными, а
эгоистичными геополитическими соображениями.
Использование двойных стандартов в отношении прав национальных
меньшинств и произвольное применение силы якобы для их защиты в
выгодных тому или иному государству ситуациях создают опаснейший
прецедент, который может сыграть крайне негативную роль в мировой
политике в XXI веке. Открывается путь к полному произволу и
господству права силы на международной арене. Такое развитие
событий должно быть предотвращено.
Государственная Дума полагает, что единственный способ решения
курдского вопроса - прекращение репрессий против курдов на
территории Турецкой Республики, освобождение политических
заключенных, рассмотрение беспристрастным международным судом дела
авторитетного лидера курдского народа А. Оджалана и проведение
переговоров о признании законных прав курдов, проживающих на
территории Турецкой Республики.
Справедливому решению курдского вопроса могли бы также
содействовать направление в Турцию специальной миссии Организации
по безопасности и сотрудничеству в Европе, скорейшее проведение по
предложению Европейского парламента международной конференции по
решению курдской проблемы и обсуждение данного вопроса в рамках
Организации Объединенных Наций.
Государственная Дума решительно осуждает любое применение силы
для урегулирования межнациональных конфликтов и призывает
международное сообщество добиваться соблюдения в Турецкой
Республике общепризнанных принципов и норм международного права в
отношении курдского народа.
|