ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 1999 г. N 3904-II ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 112 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
внесении изменения в статью 112 Закона Российской Федерации "О
государственных пенсиях в Российской Федерации", внесенный членом
Совета Федерации И.П. Фархутдиновым.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по труду и социальной
политике в месячный срок со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по труду и социальной
политике доработать указанный законопроект с учетом поступивших
поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во
втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится
членом Совета Федерации
ФАРХУТДИНОВЫМ И.П.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 112 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 1
Внести в статью 112 Закона Российской Федерации "О
государственных пенсиях в Российской Федерации" (Ведомости Съезда
народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27,
ст. 351; 1991, N 17, ст. 508; Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,
1992, N 11, ст. 531) следующее изменение:
В части первой во втором предложении слово
"непроизводственных" заменить словом "производственных".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от
15 июня 1964 г. N 620 к заработной плате рабочих и служащих,
проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях были установлены районные коэффициенты. При этом
были установлены разные коэффициенты - для работников
производственной сферы на 20% выше, чем для рабочих и служащих
непроизводственных отраслей народного хозяйства.
Такое положение является несправедливым, поскольку люди,
независимо от того в какой сфере народного хозяйства работают,
проживают в одном и том же районе в одинаковых климатических
условиях, подвергаясь влиянию отрицательных факторов климата
северных территорий.
Не случайно в статье 10 Закона Российской Федерации "О
государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и
проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях" от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 предусмотрено, что
лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, устанавливается единый для всех производственных и
непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной
плате.
Однако до настоящего времени Правительство Российской
Федерации не выполнило требование части первой статьи 10
вышеназванного Закона и не внесло представление в высший
законодательный орган России об установлении в субъектах Федерации
единого районного коэффициента.
Сахалинская область до настоящего времени не поднимала вопрос
перед Правительством РФ об установлении единого районного
коэффициента, поскольку после введения в действие Закона "О
северах" в соответствии с указанием Министерства социальной защиты
населения РФ, Пенсионного фонда РФ и Министерства по делам
национальностей и региональной политике РФ от 06.07.94 N 1-4-У, от
08.07.94 N ЮЛ-6/23/3562, от 14.07.94 N 1459 (пункт 8) было
разрешено при начислении пенсий в случае отсутствия единых
районных коэффициентов применять районные коэффициенты,
предусмотренные для производственных отраслей.
С 1 апреля 1998 года введен в действие Федеральный закон "О
внесении изменения и дополнения в ст. 112 Закона Российской
Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"
N 43-ФЗ от 28.03.98, отменивший предельный размер районного
коэффициента, с учетом которого определялись максимальные размеры
трудовых пенсий, - 1,5. Одновременно с принятием данного Закона
Министерство труда и социального развития РФ совместно с
Пенсионным фондом РФ отменили свое разъяснение по применению к
пенсиям районного коэффициента по производственной сфере и
предложили руководствоваться частью первой статьи 112 Закона РФ "О
государственных пенсиях в Российской Федерации", т.е. к пенсиям
применять районный коэффициент по непроизводственной сфере.
В результате возникла парадоксальная ситуация, когда нормы
Федерального закона N 43-ФЗ от 28.03.98, направленные на
увеличение пенсий, фактически повлекли за собой снижение размеров
пенсий для пенсионеров, вышедших на пенсию после 1 апреля
1998 года. Более того, это решение разделило пенсионеров,
проживающих в одинаковых климатических условиях, на две группы -
одни будут получать пенсию с повышенным районным коэффициентом по
производственной сфере, а другие - с пониженным по
непроизводственной сфере.
Сложившаяся ситуация вызвала крайне негативную реакцию среди
населения северных регионов России, в том числе Сахалинской
области.
Известно, что прожиточный минимум в северных территориях
значительно выше, чем в территориях с более благоприятными
условиями проживания. Так, прожиточный минимум в Сахалинской
области составляет 730 рублей, а минимальная продовольственная
корзина стоит 480 - 500 рублей. Максимальный размер пенсии гораздо
ниже прожиточного минимума и составлял до 1 апреля 1998 года
590 рублей, а при снижении районного коэффициента с 1 апреля т.г.
составляет 547 рублей.
Необходимо отметить, что Закон "О внесении изменения и
дополнения в статью 112 Закона Российской Федерации "О
государственных пенсиях в РФ" N 43-ФЗ для граждан, выехавших из
районов Крайнего Севера, оставляет право на получение пенсии с
районным коэффициентом 1,5, в то время когда пенсионеры,
проживающие на Сахалине, будут получать пенсию с
коэффициентом 1,4. С точки зрения здравого смысла это нелепо.
Представленный мною проект Федерального закона вносится с
целью установления к пенсиям такого районного коэффициента,
который является единым при начислении заработной платы и не
ущемляет права граждан, работающих в районах Крайнего Севера и
местностях, к ним приравненных, как в производственных, так и
непроизводственных отраслях.
На реализацию данного законопроекта потребуется дополнительных
средств в сумме 86978 тыс. рублей в год.
РАСЧЕТ
ПОТРЕБНОСТИ СРЕДСТВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 112 ЗАКОНА РФ
"О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Расходы на увеличение минимальных пенсий
1. Минимальный размер пенсии
с компенсацией при требуемом стаже
(84 руб. 19 коп. + 85 руб.) - 169 руб. 19 коп.
2. Назначается пенсий в год - 204480 чел.
3. Количество назначаемых в год пенсий
с минимальными размерами 5%
от нового назначения - 10224 чел.
4. Предлагаемый размер повышения - 20%
5. Предлагаемый размер повышения - 33 руб. 84 коп.
6. Сумма расходов на 1-го чел. в год - 406 руб. 08 коп.
7. Сумма расходов всего
466 руб. 08 коп. x 10224 чел. - 4151,8 тыс. руб.
Расходы на увеличение максимальных пенсий
1. Максимальный размер пенсии
с компенсацией при требуемом стаже работы
(84 руб. 19 коп. x 3 + 85 руб.) - 337 руб. 57 коп.
2. Назначается пенсий в год - 204480 чел.
3. Количество назначаемых в год пенсий
с максимальными размерами 50%
от нового назначения - 102240 чел.
4. Предлагаемый размер повышения - 20%
5. Предлагаемый размер повышения - 67 руб. 51 коп.
6. Сумма расходов на 1-го человека в год - 810 руб. 12 коп.
7. Сумма расходов всего
810 руб. 12 коп. x 102240 чел. - 82826,7 тыс. руб.
Общая потребность средств
на реализацию Закона - 86978,5 тыс. руб.
ПРАВОВАЯ БАЗА ПРЕДЛАГАЕМОГО ЗАКОНОПРОЕКТА
1. Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской
Федерации".
Статья 112. Повышение минимальных и максимальных размеров
трудовых пенсий и социальных пенсий гражданам, проживающим в
районах, где к заработной плате установлены районные коэффициенты.
Минимальные размеры трудовых пенсий и социальные пенсии
определяются для граждан, проживающих в районах, где установлены
районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, с
применением соответствующего коэффициента на весь период их
проживания в указанных местностях. При этом, если установлены
разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном
районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
В таком же порядке определяются для указанных граждан
максимальные размеры трудовых пенсий. При этом предельный размер
районного коэффициента, с учетом которого определяются
максимальные размеры трудовых пенсий, составляет 1,5.
Гражданам, которым пенсия назначена в соответствии со
статьей 14 Закона в районах Крайнего Севера и местностях,
приравненных к районам Крайнего Севера, при выезде из этих районов
и местностей на новое постоянное место жительства, сохраняется
размер пенсии, определенный при ее установлении с учетом
соответствующего районного коэффициента (в ред. Законов РФ от
19.04.91 N 1030-1, от 06.02.92 N 2294-1).
2. Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для
лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях".
3. Федеральный закон "О внесении изменения и дополнения в
статью 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях
в Российской Федерации".
|