УТРАТИЛО СИЛУ - ПРИКАЗ ГТК РФ ОТ 30.09.2003 N 1087
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 апреля 1999 г. N 04-10/11110
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ТАМОЖЕННЫМИ БРОКЕРАМИ
В Государственный таможенный комитет Российской Федерации
поступают многочисленные обращения претендентов на получение
лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного
брокера и таможенных органов по вопросу принятия решения о выдаче
(отказе в выдаче) указанных лицензий. В этой связи разъясняем.
Одним из важных этапов работы таможенных органов по введению в
действие института таможенных брокеров является рассмотрение
заявлений организаций, претендующих на получение лицензии
таможенного брокера. ГТК России придает первостепенное значение
этому этапу, так как он является "разрешительным" с точки зрения
допуска организаций на рынок таможенных услуг. В целях унификации
этой работы ГТК России была предложена схема рассмотрения
заявлений, в основу которой был заложен принцип распределенного
принятия решения (письмо ГТК России от 18.11.98 N 01-15/24086,
далее - методические указания). По этой схеме организация -
претендент на выдачу лицензии подвергается многосторонней проверке
разных подразделений таможенного органа по вопросам, входящим в их
компетенцию. В этом процессе предложено было задействовать
подразделения: отделы таможенных режимов, безопасности, по борьбе
с таможенными правонарушениями (оперативно - разыскные отделы),
таможенных платежей, таможенной инспекции. По нашему мнению, такой
подход позволяет обеспечить максимально объективное принятие
решения о допуске организации к осуществлению деятельности в
качестве таможенного брокера.
Налаживание процесса взаимодействия подразделений таможенных
органов, отладки механизмов принятия решения требует времени и
неформального подхода к этой работе должностных лиц таможенных
органов всех уровней. Следует добавить, что методические указания,
предложенные таможенным органам на местах, носят рекомендательный
характер и призваны оказать методическую помощь для организации
вышеуказанной работы. В этой связи рекомендуем использовать их в
качестве отправной методической базы для построения работы с
таможенными брокерами, а не в качестве "точного алгоритма
действий". Информация из большинства региональных таможенных
управлений свидетельствует, что проведение многосторонней проверки
организации в процессе рассмотрения заявлений позитивно
сказывается как на самом процессе, так и на принятии решения о
выдаче (отказе в выдаче) лицензии таможенного брокера.
Одним из ключевых вопросов при рассмотрении заявлений
организаций является проверка финансово - хозяйственного состояния
деятельности претендента на получение лицензии, а точнее вопроса
анализа финансовых коэффициентов, представляющих собой
относительные показатели финансового состояния организации.
Основной смысловой нагрузкой рассчитываемых показателей
(коэффициентов ликвидности, ИФР и т.п.) является оценка
вероятности риска непокрытия возможных финансовых потерь
федерального бюджета за счет предоставленного заявителем
обеспечения, а также способность заявителя осуществлять
деятельность таможенного брокера без нарушений законодательства
Российской Федерации. С учетом этих показателей в перспективе
предусматривается предоставление таможенному брокеру возможности
осуществлять операции по таможенному оформлению в приоритетном
упрощенном порядке. По данному вопросу следует отметить, что в
связи с тем, что рынок таможенных услуг только формируется и этот
процесс совпал с общеэкономическим кризисом в России, значения
рассчитываемых финансовых коэффициентов отдельных организаций
могут не совпадать с критическими, приведенными в методических
указаниях. Значения коэффициентов не могут являться основанием для
отказа заявителю в выдаче лицензии.
Тем не менее проведение анализа финансово - хозяйственного
состояния организации по предлагаемой форме 2С может явиться
основанием для отказа в выдаче лицензии заявителя. Следует
конкретизировать, какие именно графы приводят к отнесению
организации к "черной зоне". Если, например, в графе "Вид
обеспечения" стоит прочерк или документы, представленные
заявителем, оказались подложными, то, очевидно, необходимо
отказать заявителю в выдаче лицензии на основании подпункта "в"
пункта 2.12 вышеназванного Приказа ГТК России. Конкретный
исчерпывающий перечень случаев, когда принимается решение об
отказе в выдаче лицензии, изложен в пункте 2.12 Приказа ГТК России
от 15.06.98 N 392: а) недостоверная информация в перечисленных
документах; б) неполная информация в представленных документах; в)
несоответствие сведения заявителя требованиям, предъявляемым к
таможенному брокеру, определенным таможенным законодательством
Российской Федерации, Положением о таможенном брокере и Порядком
лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со
стороны таможенных органов; г) неуплата установленной суммы за
рассмотрение заявления о выдаче лицензии.
Учитывая изложенное, просим активизировать работу с
организациями, подавшими заявление на выдачу лицензии на
осуществление деятельности в качестве таможенных органов, и
принять необходимые меры по введению в действие института
таможенных брокеров.
Начальник Управления
таможенных режимов
генерал - лейтенант
таможенной службы
А.Г.ВАСИЛЬЕВ
|