УТРАТИЛ СИЛУ - ПРИКАЗ Госстроя РФ от 29.10.1999 N 98
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬНОЙ, АРХИТЕКТУРНОЙ И ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ
ПРИКАЗ
от 30 марта 1999 г. N 76
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНОМ
НАДЗОРЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с функциями, возложенными на Государственный
комитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и
жилищной политике, в целях повышения эффективности работы системы
Государственного архитектурно - строительного надзора Российской
Федерации, образованной во исполнение распоряжения Президента
Российской Федерации от 27 ноября 1991 г. N 105-рп "Об образовании
органов Государственного архитектурно - строительного надзора
РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного
Совета РСФСР, 1991, N 48, ст. 1692), а также усиления контроля за
качеством и организационно - правовым порядком строительства
объектов на территории Российской Федерации, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном
архитектурно - строительном надзоре на территории Российской
Федерации.
2. Возложить на Главную инспекцию Государственного
архитектурно - строительного надзора и лицензирования Госстроя
России функции по организационно - методическому руководству
деятельности органов Государственного архитектурно - строительного
надзора на территории Российской Федерации.
3. Считать приоритетным направлением деятельности органов
Государственного архитектурно - строительного надзора Российской
Федерации всех уровней контроль за соблюдением участниками
строительства требований действующих нормативных документов,
связанных с обеспечением прочности, устойчивости строящихся зданий
и сооружений, а также теплотехнических характеристик наружных
ограждающих конструкций, установкой приборов контроля, учета и
регулирования тепла, воды, газа.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов
Российской Федерации и органам местного самоуправления:
создать необходимые условия для выполнения работниками органов
Государственного архитектурно - строительного надзора Российской
Федерации возложенных на них функций, обеспечив их необходимыми
материально - техническими и финансовыми ресурсами, штатными
единицами;
предусматривать в реестрах государственных должностей
государственных служащих субъектов Российской Федерации и реестрах
муниципальных должностей муниципальных служащих государственные
(муниципальные) должности - начальник Инспекции (заместитель
начальника Инспекции), начальник отдела Инспекции (заместитель
начальника отдела Инспекции);
устанавливать соответствующие надбавки к должностным окладам
работников архитектурно - строительного надзора, прошедших
профессиональную аттестацию в системе Государственного
архитектурно - строительного надзора Российской Федерации.
5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Председателя Госстроя России Борисова В.И.
Председатель
Е.В.БАСИН
Приложение
к Приказу Госстроя России
от 30 марта 1999 г. N 76
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНОМ
НАДЗОРЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с
Градостроительным кодексом Российской Федерации (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2069),
Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об
архитектурной деятельности в Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4473),
Законом Российской Федерации от 17 декабря 1992 г. N 4121-1 "Об
административной ответственности предприятий, учреждений,
организаций и объединений за правонарушения в области
строительства" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и
Верховного Совета РСФСР, 1993, N 2, ст. 58), распоряжением
Президента Российской Федерации от 27 ноября 1991 г. N 105-рп "Об
образовании органов Государственного архитектурно - строительного
надзора РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и
Верховного Совета РСФСР, 1991, N 48, ст. 1692), Положением о
Государственном комитете Российской Федерации по строительной,
архитектурной и жилищной политике, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 25 января 1999 г. N 95
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 5, ст.
682).
2. Положение устанавливает порядок осуществления на территории
Российской Федерации государственного архитектурно - строительного
надзора, проводимого с целью государственной защиты инвесторов,
граждан, окружающей природной среды, товарного строительного рынка
от недоброкачественных работ, продукции и услуг, обеспечения
безопасности зданий, строений и сооружений в процессе их
строительства и дальнейшей эксплуатации, а также определяет
органы, осуществляющие этот надзор, их функции, права и
ответственность.
3. Государственный архитектурно - строительный надзор - это
деятельность специально уполномоченных государственных и
муниципальных органов по контролю за соблюдением участниками
строительства <*> обязательных требований законодательства
Российской Федерации и иных нормативных документов в вопросах
качества и организационно - правового порядка строительства
объектов, производства строительных материалов, конструкций и
изделий.
--------------------------------
<*> Организации, выполняющие строительно - монтажные и
проектно - изыскательские работы, организации - заказчики
(застройщики), предприятия, производящие и реализующие
строительные материалы, конструкции и изделия.
4. Органами, осуществляющими на территории Российской
Федерации государственный архитектурно - строительный надзор,
являются:
Главная инспекция Государственного архитектурно -
строительного надзора и лицензирования - самостоятельное
структурное подразделение Госстроя России на правах управления
(Главгосархстройнадзор России);
Инспекция Государственного архитектурно - строительного
надзора Минобороны России;
органы Государственного архитектурно - строительного надзора
субъектов Российской Федерации;
органы архитектурно - строительного надзора органов местного
самоуправления <*>.
--------------------------------
<*> Органы архитектурно - строительного надзора,
осуществляющие деятельность в городах и районах, по согласованию с
органами местного самоуправления могут входить в состав
соответствующих органов Госархстройнадзора субъектов Российской
Федерации.
Указанные органы (в дальнейшем именуются - органы
Госархстройнадзора России) составляют единую функциональную
систему Государственного архитектурно - строительного надзора
Российской Федерации.
5. Главгосархстройнадзор России является вышестоящим органом в
системе Государственного архитектурно - строительного надзора
Российской Федерации и осуществляет организационно - методическое
руководство, разграничение полномочий и контроль за деятельностью
органов Госархстройнадзора России.
Органы Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации
являются вышестоящими органами по отношению к органам
муниципального архитектурно - строительного надзора и в
соответствии с предоставленной компетенцией осуществляют
методическое руководство и контроль за их деятельностью.
6. В своей деятельности органы Госархстройнадзора России
руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными
договорами Российской Федерации, нормативными документами Госстроя
России, субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления, принятыми в пределах их компетенции, иными
нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
7. Органы Госархстройнадзора России выполняют следующие
основные функции:
выдают разрешения на выполнение строительно - монтажных работ
по конкретным объектам;
проводят выборочные проверки строящихся объектов и предприятий
по производству строительных материалов, конструкций и изделий с
целью контроля за:
а) соблюдением участниками строительства технологии и качества
выполнения строительно - монтажных работ, производства
строительных материалов, конструкций и изделий, за их
соответствием обязательным требованиям строительных норм и правил,
государственных стандартов, технических условий, утвержденным
проектам, другой нормативно - технической документации;
б) своевременным и качественным проведением участниками
строительства предусмотренных нормативно - технической и проектной
документацией инженерных изысканий, испытаний, съемок, замеров и
оформлением по их результатам необходимой производственно -
технической и исполнительной документации;
в) соблюдением организационно - правового порядка
строительства объектов и производства строительных материалов,
конструкций и изделий;
г) качеством осуществления производственного контроля
подрядными организациями, технического надзора заказчиками и
авторского надзора проектными организациями;
контролируют наличие технических свидетельств, а также
сертификатов и иных документов о качестве на применяемые новые, в
том числе импортные, строительные материалы, конструкции и
изделия;
в установленном порядке принимают участие в приемке в
эксплуатацию законченных строительством зданий и сооружений, а
также осуществляют надзор за правильностью их приемки;
осуществляют госземконтроль по вопросам, отнесенным к их
компетенции;
обобщают и анализируют материалы, полученные в результате
проводимых проверок, готовят необходимые материалы с оценкой
уровня качества строительства объектов на соответствующей
территории;
разрабатывают соответствующие предложения по внесению
изменений в действующие и разработке новых нормативных и
методических документов, регламентирующих качество выполнения
строительно - монтажных работ, производство строительных
материалов, конструкций и изделий, организационно - правовой
порядок строительства;
принимают участие в расследовании причин аварий строящихся и
законченных строительством зданий и сооружений на территории
Российской Федерации, а также осуществляют надзор за правильностью
расследования аварий;
взаимодействуют с другими органами государственного надзора,
органами экспертизы, лицензирования, научно - исследовательскими
учреждениями, проектными и общественными организациями по вопросам
обеспечения качества строительства.
8. Органы Госархстройнадзора России проводят на
соответствующих территориях выборочные проверки строящихся зданий
и сооружений, предприятий, производящих строительные материалы,
конструкции и изделия, вне зависимости от источников
финансирования строящихся объектов и организационно - правовой
формы участников строительства, выбирая в пределах предоставленных
полномочий формы и методы контроля для реализации возложенных на
них функций.
Проверки проводятся при строительстве новых зданий и
сооружений, при расширении, реконструкции (далее именуется -
строительство) объектов производственного <*> и жилищно -
гражданского назначения <**> независимо от источников
финансирования этого строительства, за исключением объектов,
контроль за организационно - правовым порядком и качеством
строительства которых осуществляется другими государственными
надзорными органами или федеральными органами исполнительной
власти.
-------------------------------
<*> Объекты, которые после ввода их в эксплуатацию будут
функционировать в сфере материального производства: в отраслях
промышленности, сельском и водном хозяйстве, на транспорте,
предприятиях связи, в торговле, в системах общественного питания,
сбыта и материально - технического снабжения.
<**> Жилые здания, гостиницы, детские дошкольные учреждения,
административные здания, объекты научного, учебного, лечебного,
санаторно - курортного, культурно - просветительского,
спортивного, бытового и коммунального назначения, культовые
учреждения.
Полномочия органов Госархстройнадзора России распространяются
также на совместные предприятия и иностранные фирмы,
осуществляющие проектирование и строительство объектов,
производство или реализацию строительных материалов, конструкций и
изделий на территории Российской Федерации, в том числе за счет
иностранных инвестиций, если иное не предусмотрено
межправительственными договорами (соглашениями).
9. Органы Госархстройнадзора России имеют право:
получать от участников строительства всю необходимую
производственную, исполнительную, проектную и технологическую
документацию;
выдавать участникам строительства обязательные для исполнения
предписания об устранении допущенных отступлений от утвержденных
проектов, нарушений строительных норм и правил, стандартов,
технических условий, требований другой нормативно - технической и
проектной документации, а также нарушений организационно -
правового порядка строительства объектов, производства
строительных материалов, конструкций и изделий;
требовать в случае необходимости от участников строительства
проведения за их счет выборочного вскрытия отдельных
конструктивных элементов зданий и сооружений, дополнительных
лабораторных и других испытаний, съемок, замеров;
направлять руководителям организаций, выполняющих строительно
- монтажные работы, организаций - заказчиков, предприятий по
производству строительных материалов, конструкций и изделий
обязательные для исполнения предписания о приостановлении
строительства объекта, производства и реализации строительных
материалов, конструкций и изделий, в случае обнаружения в ходе
проверки критических дефектов или выявления массового брака, а
также в случае отсутствия необходимых лицензий и разрешений;
приостанавливать действие лицензии на осуществление
деятельности в области строительства сроком до 3 месяцев в случае
повторного в течение года однородного правонарушения в области
строительства, а также действие разрешения на строительство
объекта в случае нарушения условий его выдачи;
направлять в органы государственной статистики сообщения об
объектах, введенных в эксплуатацию с нарушением установленного
порядка для исключения их из государственной статистической
отчетности;
вносить в проектно - изыскательские организации предложения по
совершенствованию проектно - изыскательской документации, а также
направлять руководителям этих организаций обязательные для
исполнения предписания по устранению нарушений требований
нормативных документов, допущенных при выполнении проектных работ
и проведении инженерных изысканий;
привлекать независимых экспертов, организации и предприятия
для подготовки заключений по вопросам, входящим в компетенцию
органов Госархстройнадзора России;
составлять протоколы о правонарушениях в области
строительства;
рассматривать в соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации дела об административной ответственности за
правонарушения в области строительства и принимать решения о
наложении штрафов;
применять в установленном порядке меры административной
ответственности за нарушения земельного законодательства;
использовать в установленном порядке часть штрафов за
правонарушения в области строительства, поступающих на развитие их
материально - технической и социальной базы.
10. Должностные лица органов Госархстройнадзора России имеют
право беспрепятственного доступа на подконтрольные строящиеся
объекты и предприятия по производству строительных материалов,
конструкций и изделий по предъявлении служебного удостоверения или
удостоверения государственного строительного инспектора.
11. Предписания органов Госархстройнадзора России, а также
действия их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий
орган Госархстройнадзора России, суд или арбитражный суд. Подача
жалоб и исковых заявлений на предписания, выданные органами
Госархстройнадзора России, не приостанавливает их исполнения, если
вышестоящим органом, судом или арбитражным судом не вынесены
определения о приостановлении исполнения предписаний.
12. Для обобщения и анализа уровня качества строительства на
территории Российской Федерации органы Госархстройнадзора
субъектов Российской Федерации не реже двух раз в год представляют
в Главгосархстройнадзор России информацию о результатах своей
деятельности по форме и в порядке, утверждаемым
Главгосархстройнадзором России.
Указанная информация предоставляется органами архитектурно -
строительного надзора городов и районов в органы
Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации в
устанавливаемые ими сроки.
13. Штатная численность органов Госархстройнадзора России
определяется:
для Главгосархстройнадзора России - Председателем
Государственного комитета Российской Федерации по строительной,
архитектурной и жилищной политике;
для Инспекции Госархстройнадзора Минобороны России - Министром
обороны Российской Федерации;
для органов Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации,
городов и районов - руководителями органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления,
исходя из количества подконтрольных объектов, их технической
сложности, а также других местных условий с учетом рекомендаций,
выдаваемых Главгосархстройнадзором России.
14. Главгосархстройнадзор России вправе давать органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения о
назначении на должность и освобождении от должности руководителей
соответствующих органов Госархстройнадзора России, в том числе по
результатам проведенной профессиональной аттестации.
Органы Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации
вправе давать органам местного самоуправления предложения о
назначении на должность и освобождении от должности руководителей
органов архитектурно - строительного надзора городов и районов.
15. Должностные лица органов Госархстройнадзора России
проходят в порядке, установленном Госстроем России,
профессиональную аттестацию, по результатам которой им
присваивается звание "Государственный строительный инспектор
Российской Федерации", выдаются нагрудные знаки, удостоверения и
квалификационные аттестаты по установленной форме.
16. Финансирование деятельности органов Госархстройнадзора
России осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. В
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
на развитие материально - технической и социальной базы органов
Госархстройнадзора России используются также средства, поступающие
в форме штрафов за правонарушения в области строительства.
По решению органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления для финансирования
деятельности органов Госархстройнадзора России могут также
предусматриваться средства из дополнительных источников.
17. Органы Госархстройнадзора России имеют счета в банковских
учреждениях, печати с изображением Государственного герба
Российской Федерации или герба муниципального образования со своим
наименованием, а также соответствующие бланки и штампы.
18. Вопросы обеспечения органов Госархстройнадзора России
необходимыми производственными помещениями, средствами связи,
контрольно - измерительными приборами, лабораторным оборудованием,
автомобильным транспортом и другими материально - техническими
средствами решаются:
для Главгосархстройнадзора России - Госстроем России;
для Инспекции Госархстройнадзора Минобороны России -
Министерством обороны Российской Федерации;
для органов Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации,
городов и районов - соответствующими органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления.
19. Органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации с учетом местных особенностей и на основании настоящего
Положения могут утверждать по согласованию с Госстроем России
положения о государственном архитектурно - строительном надзоре на
подведомственных территориях.
Министерство обороны Российской Федерации на основании
настоящего Положения по согласованию с Госстроем России может
утверждать положение об органах Госархстройнадзора Минобороны
России, а также о порядке осуществления госархстройнадзора на
объектах, подконтрольных Министерству обороны Российской
Федерации.
________________________________________________
"Бюллетень строительной техники", N 6, 1999
|