ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 22 марта 1999 г. Дело N КА-А40/378-99
(извлечение)
Приказом Территориального управления по г. Москве и Московской
области Государственного антимонопольного комитета Российской
Федерации от 9 апреля 1998 года N 77, Управление
вневедомственной охраны ГУВД г. Москвы (с входящими в его
Структуру подразделениями вневедомственной охраны), включено в
Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного
товара долю более 35% по позиции: услуга по охране личного
имущества граждан с помощью пультов централизованного наблюдения
по линиям индивидуальных квартирных телефонов на товарном рынке
г. Москвы.
Полагая, что приказ о включении Управления вневедомственной
охраны при ГУВД г. Москвы в реестр противоречит Закону РФ
"О милиции", Закону РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках", ст. 120 ГК РФ,
- истец обратился в суд с иском о признании приказа
недействительным.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 5 ноября 1998 года,
оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции
того же суда от 30 декабря 1998 года по делу N 94-111,
Управлению вневедомственной охраны при ГУВД г. Москвы в
удовлетворении требований отказано.
Состоявшиеся по делу судебные акты обжалуются в кассационном
порядке Управлением вневедомственной охраны при ГУВД г. Москвы.
В жалобе ставится вопрос об отмене решения и постановления
Арбитражного суда г. Москвы по делу N 94-111 и указывается на
неправильное применение судом Закона РФ "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а
также на неисследованность обстоятельств дела.
По мнению заявителя, суд не дал никакой оценки и не принял во
внимание действующие разъяснения и нормативные документы (письмо
Минюста РФ от 10.01.94 N 06-09/681; письмо Госналогслужбы РФ от
22.08.94 N ВГ-6-01/307; письмо ГУВД МВД России N 36/1031 от
14.11.95; прейскурант на услуги, утвержденный приказом УВО при
ГУВД г. Москвы от 04.12.97 N 379), которые подтверждают, что
деятельность по охране квартир граждан не является
предпринимательской, в связи с чем в реестр хозяйствующих
субъектов истец внесен без достаточных оснований.
Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда
Московского округа, выслушав представителей сторон, их доводы и
соображения, проверив в порядке ст. 174 АПК РФ правильность
применения судом норм материального и процессуального
законодательства, находит что решение и постановление по
настоящему делу подлежат отмене по п. 3 ст. 175 АПК РФ ввиду их
недостаточной обоснованности.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций пришли к
выводу, что истец в соответствии с Положением "Об управлении
вневедомственной охраны при ГУВД г. Москвы", утвержденным Приказом
ГУВД г. Москвы от 23.05.97 N 437, осуществляет свою
финансово - хозяйственную деятельность на основе
самофинансирования и самоокупаемости, за счет средств, поступающих
от подразделений за услуги по охране имущества собственников на
основании договоров, содержится за счет этих средств, а также за
счет специальных (внебюджетных) средств, и за счет оказания
самостоятельных других охранных услуг на договорной основе с
собственниками имущества.
Формирование Фонда оплаты труда работников управления
осуществляется в пределах 80% от средств, поступающих от
межмуниципальных ОВО, полков и отделов ОВД, а также средств,
поступающих за оказание иных услуг сторонним организациям.
Остающиеся в распоряжении Управления средства после уплаты
налогов, изъятию не подлежат.
В соответствии с этим положением, а также ст. 50 ГК РФ и
Федеральным Законом "О некоммерческих организациях", истец
осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию услуг,
предусмотренную положением, и является хозяйствующим субъектом.
Поскольку как хозяйствующий субъект он имеет долю более 35%
на соответствующем рынке по оказанию услуг, - на основании ст. 18
Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" истец обоснованно включен в
реестр.
С выводом суда согласиться нельзя, поскольку обязательства,
имеющие существенное значение для правильного разрешения спора
исследованы судом недостаточно полно, а доказательствам,
представленным сторонами не дана надлежащая оценка.
Так, придя к выводу, что Управление вневедомственной охраны
при ГУВД г. Москвы обоснованно включено антимонопольным органом в
реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке по оказанию
услуг гражданам по охране их квартир более 35%, и сославшись при
этом на Положение, суд не учел, что в соответствии со ст. 9 Закона
РФ "О милиции" управление входит в состав милиции общественной
безопасности. В связи с этим суд не высказал своего суждения о
том, в какой мере на управление вневедомственной охраны и его
отделы и подразделения распространяется Закон РФ "О милиции".
Как это согласуется с тем, что вневедомственная охрана, по
заключению антимонопольных органов, является хозяйствующим
субъектом и занимается предпринимательской деятельностью?
Распространятся ли на вневедомственную охрану Закон РФ
"О защите прав потребителей" и в какой степени?
Согласно п. 10 Положения "О вневедомственной охране при
органах внутренних дел Российской Федерации", утвержденного
постановлением правительства России от 14 августа 1992 года
N 589, оплата охраны объектов и других услуг производится по
договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и
5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения
убытков в связи с кражами и пожарами.
В этой связи суд не выяснил, как и на основании каких
нормативных актов, положений, инструкций определяется стоимость
охраняемого объекта, от чего она зависит, из каких слагаемых цен
состоит и включает в себя понятие "Экономически обоснованные
затраты". Что сюда входит. За счет кого и чего производится оплата
труда сотрудникам вневедомственной охраны, имеющим звание, выслугу
лет и т.д. Поступает ли вневедомственной охране дотация из
бюджета. Выяснение этих обстоятельств имеет существенное значение
для решения вопроса о правильности включения управления
вневедомственной охраны в реестр хозяйствующих субъектов.
Поскольку эти вопросы отражения в судебных актах не нашли, а
на них, по существу, оспаривая приказ, ссылался истец, решение и
постановление Арбитражного суда г. Москвы нельзя признать
правильными, они подлежат отмене.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, более
тщательно проверить доводы и возражения сторон, и с учетом
добытого, с соблюдением требований Закона разрешить спор.
Руководствуясь ст. ст. 174 - 178 АПК РФ, Федеральный
арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 5 ноября 1998 года и
постановление того же суда от 30 декабря 1998 года по делу
N 94-111 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в тот же
суд по первой инстанции.
|