МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 марта 1999 г. N 7-245
ОБ ИСПОЛНЕНИИ РЕШЕНИЙ ОРГАНОВ
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ О ВЗЫСКАНИИ В БЮДЖЕТ СУММ
ЗА НАРУШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЦЕН
Департамент цен, рассмотрев письмо государственной налоговой
инспекции по Волгоградской области от 28.12.98 N 09-11 об отказе
исполнять решения комитета экономики областной администрации о
применении экономических санкций за нарушения государственной
дисциплины цен и изучив Постановление Конституционного Суда
Российской Федерации от 17.12.96 N 20-П и определение
Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.97 N 111-О, на
которые ссылается госналогслужба, считает необходимым сообщить по
этому поводу следующее.
Бесспорный порядок изъятия сумм излишне полученной выручки
(дохода) в результате нарушения предприятиями и организациями
порядка применения государственных регулируемых цен и тарифов и
штрафа в таком же размере установлен Постановлением Правительства
РСФСР от 19.12.91 N 55 (пункт 11), во исполнение которого
разработан и осуществляется действующий Порядок применения
экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен,
утвержденный от 01.12.92 Роскомцен N 01-17/030-23, Минфином России
N 112 и Госналогслужбой России N ВЗ-6-05/410 и зарегистрированный
Минюстом России 15.12.92 N 101. Хотя само Постановление
Правительства РСФСР от 19.12.91 N 55 и утратило силу в целом,
пункт 11 данного Постановления сохранил свое действие в
соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.06.95 N 600.
Применение санкций в виде взыскания всей суммы излишне
полученной выручки (дохода) и штрафа в таком же размере, а при
повторном нарушении - штрафа в двойном размере - подтверждено
также Указом Президента Российской Федерации от 28.02.95 N 221.
Конституционный Суд Российской Федерации упомянутым выше
Постановлением признал не противоречащим Конституции Российской
Федерации бесспорный порядок взыскания недоимки по налогам, а
также пени в случае задержки уплаты налога (пункт 1
Постановления), вытекающий из обязательного и принудительного
характера налога в силу закона (статья 45 Налогового кодекса
Российской Федерации), и не соответствующим Конституции Российской
Федерации - право федеральных органов налоговой полиции
производить взыскание с юридических лиц в бесспорном порядке сумм
штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода
(прибыли) без их согласия (пункт 2 Постановления).
Правовые основания пунктов Постановления свидетельствуют о
том, что бесспорный порядок взыскания с юридических лиц указанных
сумм признан в одном случае конституционным, в другом
неконституционным вне зависимости от того, каким органом -
налоговой инспекцией или налоговой полицией - принято решение о
производстве взыскания. Данное Постановление Конституционного Суда
Российской Федерации сохраняет свою силу и для исполнения
налоговой инспекцией решений органов ценообразования и контроля
цен о взыскании в доход бюджета сумм, полученных предприятиями и
организациями в результате нарушения государственной дисциплины
цен.
При этом следует иметь в виду, что получение предприятиями и
организациями излишних сумм выручки (дохода) в результате
несоблюдения порядка применения регулируемых цен и тарифов есть не
что иное, как незаконное присвоение средств потребителей
(предприятий и организаций, физических лиц, населения), а
бесспорное изъятие этих средств в бюджет или возврат их
потребителю носит восстановительный характер. Государство вправе и
обязано принимать меры по регулированию правоотношений субъектов
ценообразования в целях защиты законных интересов потребителей.
Эти правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны
другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых -
органу ценообразования, действующему от имени государства, -
принадлежит властное полномочие, а другой - субъекту
ценообразования (продавцу) - обязанность повиновения. Требование
органа ценообразования к субъекту ценообразования, применяющему
регулируемые цены, следует не из договора, а из нормативного
правового акта. Несоблюдение обязательства применять регулируемые
цены находится в рамках публичного, а не гражданского права.
При наличии ценового правонарушения орган ценообразования
вправе применить и карательную меру - принять решение о взыскании
штрафа с юридического лица в размере 100% от суммы излишне
полученной выручки (дохода). Это решение по смыслу статей 45 и 46
(части 1 и 2) Конституции Российской Федерации может быть в
установленном порядке обжаловано юридическим лицом в суд. В случае
такого обжалования взыскание штрафа должно быть приостановлено до
вынесения судом решения по жалобе субъекта ценообразования
(субъекта предпринимательской деятельности), к которому применено
взыскание.
В отсутствие федеральных законов по вопросам ценовой политики
и государственного регулирования цен и тарифов (согласно статье 71
Конституции Российской Федерации основы ценовой политики находятся
в ведении Российской Федерации) и впредь до их введения в действие
контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен и
тарифов осуществляется органами контроля цен в соответствии с
нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации, изданными до введения в
действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации
(статья 7 Федерального закона Российской Федерации "О введении в
действие части первой Налогового кодекса РФ от 31.07.98 N 147-ФЗ).
Руководитель Департамента
И.В.БОДЯГИН
|