ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 марта 1999 г. N С5-7/УЗ-237
ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 01.10.98 N 168-О
В порядке информации сообщается, что Конституционный Суд
Российской Федерации вынес определение по запросу администрации
Московской области о проверке конституционности части 1 пункта 1 и
пункта 2 статьи 1015 Гражданского кодекса Российской Федерации.
1. В названном определении отмечается, что по смыслу
Конституции Российской Федерации (часть 1 статьи 34) одно и то же
лицо не может совмещать властную деятельность в сфере
государственного и муниципального управления и предпринимательскую
деятельность, направленную на систематическое получение прибыли
(абзац 1 пункта 4 определения).
При этом указывается, что конституционные нормы предопределяют
специальный характер правоспособности публично - правовых
образований, каковыми являются Российская Федерация, субъекты
Российской Федерации и муниципальные образования. Они участвуют в
гражданских правоотношениях как субъекты со специальной
правоспособностью, которая в силу их публично - правовой природы
не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского
права - граждан и юридических лиц. Не могут они выступать и в
качестве доверительных управляющих, поскольку такая деятельность
предполагает получение вознаграждения, представление отчетов
учредителю доверительного управления (статьи 1018 и 1023
Гражданского кодекса Российской Федерации), что противоречит
природе этих образований (абзац 3 пункта 4 определения).
2. Публично - правовые образования, государственные органы и
органы местного самоуправления исключены из круга лиц, наделенных
правом осуществлять права и обязанности доверительных управляющих,
что следует, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации,
из смысла пунктов 1 и 2 статьи 1015 Гражданского кодекса
Российской Федерации (абзац 4 пункта 4 определения).
3. В указанном определении Конституционного Суда приводится
информация, свидетельствующая о различных подходах арбитражных
судов к пониманию статьи 1015 Гражданского кодекса Российской
Федерации и к толкованию ее положений в правоприменительной
практике (абзацы 2 и 3 пункта 2 определения).
С учетом изложенного и в целях обеспечения единства
правоприменительной практики предлагается иметь в виду правовую
позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в
определении, относительно того, что Российская Федерация, субъекты
Российской Федерации и муниципальные образования участвуют в
гражданских правоотношениях как субъекты со специальной
правоспособностью, обусловленной их публично - правовой природой,
и что по смыслу пунктов 1 и 2 статьи 1015 Гражданского кодекса
Российской Федерации публично - правовые образования,
государственные органы и органы местного самоуправления исключены
из круга лиц, наделенных правом осуществлять права и обязанности
доверительных управляющих.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ
|