МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 2 марта 1999 г. N 39
О РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 6 НОЯБРЯ 1998 Г. N 1303
В соответствии с Федеральным законом "О безопасности
гидротехнических сооружений" Постановлением Правительства
Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. N 1303 утверждено
"Положение о декларировании безопасности гидротехнических
сооружений" (далее - Положение).
Согласно Положению Министерство природных ресурсов Российской
Федерации организует проведение декларирования безопасности
гидротехнических сооружений поднадзорных объектов, аварии которых
могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. Положение
определяет, что орган надзора за безопасностью гидротехнических
сооружений во взаимодействии с Министерством Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий устанавливает:
дополнительные требования к содержанию деклараций безопасности
и методику их составления в зависимости от назначения, класса,
конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к
безопасности гидротехнического сооружения;
форму деклараций безопасности;
перечень объектов, имеющих гидротехнические сооружения,
подлежащие декларированию.
Для установления полноты и достоверности сведений, указанных в
декларации безопасности, проводится их государственная экспертиза,
осуществляемая экспертными центрами, определяемыми органом
надзора.
В целях проведения декларирования безопасности гидротехнических
сооружений, поднадзорных МПР России, приказываю:
1. Руководителям структурных подразделений центрального
аппарата МПР России, бассейновых водохозяйственных управлений,
территориальных органов МПР России принять к руководству и
исполнению Постановление Правительства Российской Федерации от 6
ноября 1998 г. N 1303.
2. Утвердить согласованные с МЧС России:
2.1. "Дополнительные требования к содержанию и форме декларации
безопасности гидротехнических сооружений, поднадзорных МПР
России".
2.2. Перечень объектов, гидротехнические сооружения которых
подлежат декларированию безопасности в 1999 - 2000 годах, и сроки
представления деклараций безопасности в органы государственного
надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.
2.3. Перечень организаций, создающих экспертные центры для
экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений и
привлекаемых к экспертизе по специальным вопросам.
3. Установить полномочия надзорных органов МПР России в
утверждении деклараций безопасности гидротехнических сооружений
(ГТС):
- надзорному органу центрального аппарата МПР России -
Департаменту водного хозяйства - утверждение деклараций
безопасности по гидротехническим сооружениям водохранилищ объемом
более 100 млн. куб. м и гидротехническим сооружениям накопителей
стоков объемом более 10 млн. куб. м, а также деклараций
безопасности всех объектов федерального значения;
- бассейновым водохозяйственным управлениям - гидротехнических
сооружений водохранилищ от 50 до 100 млн. куб. м и накопителей
стоков от 1 до 10 млн. куб. м, а также гидротехнических сооружений
всех объектов этих объемов регионального значения;
- территориальным органам (КПР, теркомводы) - гидротехнических
сооружений водохранилищ объемом до 50 млн. куб. м и
гидротехнических сооружений накопителей стоков объемом накопителя
до 1 млн. куб. м.
4. Территориальным органам МПР России:
- согласовать в двухнедельный срок с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами
ГО и ЧС и органами местного самоуправления конкретные сроки
проведения декларирования безопасности гидротехнических сооружений
объектов на их территории;
- довести до сведения собственников эксплуатируемых ГТС,
подлежащих декларированию безопасности (предписанием или в иной
форме), требования к декларации безопасности гидротехнического
сооружения, перечень экспертных центров региона и сроки
представления деклараций безопасности ГТС;
- взять под контроль выполнение плана разработки деклараций по
всем ГТС на территории субъекта Российской Федерации;
- представить в Департамент водного хозяйства МПР России график
обследований гидротехнических сооружений, предшествующих
составлению деклараций безопасности ГТС.
5. Предоставить право территориальным органам и БВУ МПР России
формировать во взаимодействии с территориальными органами ГО и ЧС
дополнительный к настоящему Приказу перечень декларируемых
гидротехнических сооружений по поднадзорным объектам, в пределах
их компетенции, установленной п. 5 настоящего Приказа, с
последующим согласованием его с Департаментом водного хозяйства
МПР России.
6. Департаменту водного хозяйства (Казанцев):
- обеспечить руководство и контроль за разработкой, проведением
экспертизы и утверждением деклараций безопасности гидротехнических
сооружений;
- в первом полугодии 1999 года разработать во взаимодействии с
МЧС России положения об экспертном центре и экспертизе деклараций
безопасности, организовать семинар с руководителями экспертных
центров по уточнению квалификационных требований к экспертным
центрам, обмену опытом работы, организационно-методическим,
техническим, правовым вопросам разработки и экспертизы деклараций
безопасности гидротехнических сооружений;
- обеспечить методическую и организационную помощь
территориальным органам по ведению декларирования безопасности
гидротехнических сооружений;
- организовать утверждение деклараций безопасности
гидротехнических сооружений водохозяйственных объектов, отнесенных
к компетенции надзорного органа центрального аппарата МПР России.
7. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
Первого заместителя Министра Михеева Н.Н.
Министр
В.П.ОРЛОВ
Утверждены
Приказом МПР России
от 2 марта 1999 г. N 39
Согласовано
письмо МЧС России
от 22 февраля 1999 г. N 33-544-9
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К СОДЕРЖАНИЮ И ФОРМЕ ДЕКЛАРАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ, ПОДНАДЗОРНЫХ МПР РОССИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящие дополнительные требования по содержанию и форме
декларации безопасности гидротехнических сооружений водохранилищ и
накопителей жидких отходов, поднадзорных МПР России, составлены в
соответствии с п. 12 "Положения о декларировании безопасности
гидротехнических сооружений", утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 N 1303 (далее -
Положение), и раскрывают отдельные требования Положения.
1.2. Декларированию безопасности подлежат все гидротехнические
сооружения I, II и III классов капитальности.
Для гидротехнических сооружений IV класса капитальности
декларация безопасности разрабатывается при напоре на сооружениях
более 3 м и объемах водохранилища более 0,5 млн. куб. м,
накопителя - более 0,1 млн. куб. м. Детальность проработки
вопросов в декларации безопасности сооружений IV класса может быть
понижена (п. 3 "Дополнительных требований").
Для сооружений IV класса с напором на сооружениях менее 3 м и
объемами водохранилища или накопителя менее (соответственно) 0,5 и
0,1 млн. куб. м декларация безопасности не разрабатывается.
По решению органов надзора за безопасностью гидротехнических
сооружений, согласованному с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации или местными органами власти, могут
быть подвергнуты декларированию безопасности гидротехнические
сооружения и других параметров, если авария этих сооружений может
причинить значительный ущерб или после их реконструкции,
капитального ремонта, восстановления либо консервации.
1.3. Решение о декларировании бесхозных гидротехнических
сооружений принимается после завершения процедуры определения
собственника.
2. Форма декларации (оформление материалов)
2.1. Декларация представляется в виде отдельного тома (книги) с
приложениями и оформляется титульным листом, аннотацией,
содержанием:
- титульный лист содержит наименование объекта декларирования,
регистрационный номер декларации, гриф утверждения, место и дату
составления декларации и срок действия декларации;
- аннотация содержит сведения о базовых (исходных) материалах
для декларации и о разработчиках (участниках разработки)
декларации;
- содержание (состав декларации) должно охватывать все
материалы, относящиеся к декларации, включая приложения, чертежи,
отдельные вспомогательные материалы исследований, изысканий и т.п.
2.2. Приложение общих и основных чертежей к декларации является
обязательным требованием для всех категорий декларируемых
сооружений. Если чертежи по сооружениям не сохранились, они
подлежат восстановлению на основании специальной съемки и обмеров
сооружений.
2.3. Каждый из вопросов декларации (пп. 8 "а", "б", "в", "г",
"д", "е" Положения или п. п. 3.1 - 3.4 настоящих дополнительных
требований) оформляются отдельными разделами декларации.
2.4. Для объектов, в состав которых входит несколько
потенциально опасных ГТС, разрабатывается общая декларация, в
составе которой каждое сооружение декларируется отдельно, с
отдельным заключением по каждому сооружению с объединением их в
комплекс при анализе сценариев развития аварии и с общими выводами
по объекту.
2.5. Приложения и другие сопровождающие декларацию материалы
при их значительном объеме могут оформляться в отдельную от
основного тома книгу, папку, альбом и объединяются общим
содержанием.
3. Содержание декларации безопасности ГТС I, II и III
классов капитальности
3.1. Общая информация (раздел 1 декларации):
3.1.1. Краткие сведения о декларанте, включающие:
- наименование организации декларанта (полное и сокращенное),
его организационно-правовую форму, форму осуществления права
владения, распоряжения, пользования ГТС (на праве собственности,
хозяйственного ведения, оперативного управления), полный почтовый
адрес декларанта;
- собственник ГТС (если декларант не является собственником),
его полное наименование, адрес;
- наименование вышестоящей организации, отраслевого
министерства или ведомства.
3.1.2. Общие сведения о ГТС, включающие:
- состав сооружений, класс, проектные параметры и техническую
характеристику сооружений;
- объемы и площади водохранилища (хранилища жидких отходов),
режим регулирования и уровенный режим;
- наименование организации-генпроектировщика, генподрядных
организаций, выполнивших строительство ГТС и монтаж оборудования;
- годы пуска сооружения во временную и постоянную эксплуатацию,
наличие актов приемки ГТС во временную и постоянную эксплуатацию;
- перечень имеющейся на объекте утвержденной проектной и
исполнительной документации;
- сведения об имевших место реконструкциях, капитальных
ремонтах, авариях;
- сведения о системе контроля за безопасностью ГТС (организация
службы, перечень контрольных показателей, наличие КИА, системы
визуальных наблюдений);
- меры по обеспечению безопасности, предусмотренные проектом,
правилами эксплуатации и предписаниями органа надзора, сведения о
финансовом обеспечении гражданской ответственности за вред,
который может быть причинен в результате аварии гидротехнических
сооружений;
- наличие и численность службы эксплуатации ГТС.
3.1.3. Характеристика природных условий района расположения
ГТС, содержащая:
- сведения о климатических условиях района, особенностях и
параметрах гидрометеорологических воздействий (ветер, оледенение,
шуга, наносы, селевые и др. явления), экстремальные значения
климатических параметров;
- общую характеристику топографии в районе расположения ГТС и в
нижнем бьефе в зоне возможного затопления при аварии ГТС;
- сведения о гидрологических характеристиках водотока
(характере гидрографа, годовом стоке, максимальных расходах,
твердом стоке);
- описание инженерно-геологических условий, проектные данные о
физико-механических характеристиках грунтов основания сооружения,
также материалов тела плотины, дамб;
- данные о сейсмической активности района.
3.1.4. Обоснование включения ГТС в перечень объектов,
подлежащих декларированию безопасности, содержащее:
- документы, подтверждающие включение ГТС в перечень объектов,
подлежащих декларированию безопасности;
- сведения о структуре и масштабе водопользования,
водопотребления и хозяйственной значимости объекта;
- данные о материальных, социальных и экологических
последствиях возможных аварий ГТС, имеющиеся на объекте.
3.2. Анализ и оценка безопасности ГТС (разд. 2 декларации).
3.2.1. Исходные материалы и натурные данные к анализу
безопасности ГТС:
- краткий анализ предшествующего составлению декларации
обследования сооружений комиссией: внешние нарушения, наличие
трещин, провалов, оползней откосов, анализ имевших место аварий,
планировавшиеся и невыполненные мероприятия, направленные на
безопасность ГТС (акты обследований приводятся в приложении к
декларации);
- соответствие конструктивно-компоновочных решений, методов
расчета, заложенных в проекте ГТС, действующим нормам и правилам;
- фактические на момент разработки декларации физико-
механические свойства материалов сооружений, оснований и их
сопоставление с проектными (фактические физико-механические
показатели определяются специальными изысканиями с периодичностью
не более 5 лет);
- данные по природным воздействиям, уточненные в результате
наблюдений в процессе эксплуатации ГТС;
- показания контрольно-измерительной аппаратуры и
инструментальных наблюдений (данные мониторинга состояния ГТС):
уровни в пьезометрах, работа дренажей, результаты нивелирных
измерений (осадки, прогибы, смещения), напряжения в арматуре и
другие, сопоставление этих данных с диагностировавшимися в проекте
и исследованиях к проекту.
3.2.2. Показатели состояния ГТС (результаты поверочных
расчетов):
- гидравлические условия безопасности ГТС (пропускная
способность, запасы отметок гребня сооружений над максимальными
уровнями, вероятность перелива или других опасных для ГТС
ситуаций);
- вероятность опасных для сооружения размывов в нижнем и
верхнем бьефах;
- устойчивость и прочность сооружений, конструкций, креплений;
- фильтрационная прочность сооружений, оснований, береговых
примыканий;
- результаты проверки безопасности ГТС при динамических
воздействиях, сейсмических воздействиях, если таковые имеются;
- соответствие показателей состояния ГТС нормативным
показателям (или критериям безопасности).
3.2.3. Анализ факторов, обуславливающих аварии, возможные
сценарии развития аварии на ГТС, их анализ и итоговая оценка
безопасности ГТС.
3.2.4. Предельные показатели контрольно-измерительных приборов
и инструментальных измерений (системы контроля).
3.2.5. Границы зоны возможного затопления для определенных
сценариев аварий на ГТС (для накопителей - дополнительно границы
зон вредного воздействия на окружающую среду), границы зон
действия вторичных поражающих факторов, если таковые могут
проявиться, оценка возможного количества населения, подверженного
риску, оценка величины возможного ущерба в случае возникновения
ЧС.
3.2.6. Технические рекомендации по повышению надежности ГТС
(снижению риска возникновения ЧС).
3.3. Сведения об обеспечении готовности эксплуатирующей
организации к локализации и ликвидации опасных повреждений и
аварийных ситуаций (разд. 3 декларации).
3.3.1. Принимаемые на объекте меры обеспечения эксплуатационной
надежности и безопасности ГТС, включающие:
- перечень и достаточность контролируемых показателей состояния
ГТС;
- оценку организации инструментального и визуального контроля
состояния ГТС, а также применяемых технических и программных
средств контроля;
- перечень имеющейся на объекте документации, регламентирующей
требования по обеспечению безопасности ГТС, планируемых и
выполняемых мероприятий, типовых конструктивно-технологических
решений по предотвращению развития опасных повреждений, аварийных
ситуаций на ГТС, характеристик профессиональной подготовки
персонала;
- перечень имеющихся на объекте резервов строительных
материалов, землеройной техники, автотранспорта, водолазных
средств, другого необходимого оборудования для оперативной
ликвидации повреждений и аварийных ситуаций на сооружении;
- состояние дорог, мостов и подъездов в районе и на территории
ГТС;
- сведения о наличии и подготовленности аварийно-спасательной
службы с численностью ее персонала и утвержденным порядком
действий в случае аварии или чрезвычайной ситуации;
- наличие на объекте плана, согласованного с региональными
органами исполнительной власти и органами ГО и ЧС, по совместной
локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий с
участием спецподразделений и использованием материально-
технических средств, имеющихся в регионе.
3.3.2. Сведения о финансовом обеспечении гражданской
ответственности за возможный причиненный вред в результате аварии
ГТС, содержащие:
- оценку максимально возможного в результате аварии ущерба;
- источники и размер финансового (имущественного) обеспечения
ответственности за вред, причиненный в результате аварии, в том
числе за счет средств и имущества собственника или эксплуатирующей
организации и за счет страховой суммы, определенной договорами
страхования риска гражданской ответственности;
- страховые данные, в том числе наименование и адрес
организации страховщика, вид страхования.
Если страхования риска собственником не проводилось, в
декларации приводится дефицит финансового обеспечения
ответственности собственника.
3.4. Порядок информирования общественности о возможных
чрезвычайных ситуациях (разд. 4 декларации):
- сведения о принятом на объекте порядке информирования
населения, органа государственного надзора и органов местного
самоуправления, на территории которого расположены ГТС, о
возможных и возникших на сооружениях чрезвычайных ситуациях;
- сведения о наличии систем оповещения о возникновении
чрезвычайной ситуации, их готовности к действию, оценка
достаточности и дополнительные требования, порядок привлечения
средств массовой информации на случай чрезвычайной ситуации.
3.5. Заключение.
Должно быть конкретным, иметь формулировки однозначного
толкования и содержать:
- оценку уровня безопасности отдельных ГТС и комплекса ГТС
объекта;
- перечень проводимых мероприятий по обеспечению безопасности;
- конкретный вывод о безопасности сооружения и объекта
(комплекса сооружений).
3.6. Приложения к декларации безопасности ГТС, включающие:
3.6.1. Акт обследования гидротехнических сооружений.
3.6.2. План размещения ГТС с прилегающими территориями,
попадающими в зону затопления в случае прорыва напорного фронта (в
масштабе и детализации, допустимых для открытого пользования).
3.6.3. Основные чертежи по сооружениям:
- генплан;
- характерные продольные и поперечные разрезы по основным ГТС и
их основаниям.
3.6.4. Схема размещения контрольно-измерительной аппаратуры и
пунктов наблюдения на ГТС.
3.6.5. Результаты гидравлических, прочностных, фильтрационных и
других поверочных расчетов к анализу критериев безопасности ГТС.
3.6.6. Материалы согласований, если таковые требовались
(обязательны для ГТС, выводимых из эксплуатации и консервируемых).
3.6.7. Заключение территориальных органов ГО и ЧС о готовности
объектов к локализации и ликвидации возможных чрезвычайных
ситуаций и достаточности принимаемых мер по защите населения и
территории.
3.6.8. Материалы проведенных изысканий, геологической съемки,
специальных исследований и т.п., если таковые проводились при
разработке декларации безопасности.
4. Требования к декларации безопасности ГТС
IV класса капитальности
4.1. Состав вопросов и форма декларации безопасности ГТС IV
класса капитальности сохраняются теми же, что и для I, II и III
классов и могут отличаться меньшей детальностью проработки
вопросов.
4.2. В декларации безопасности ГТС IV класса капитальности
допустимо следующее:
- данные по инженерно-геологическим условиям и характеристикам
грунтов основания и тела земляных сооружений могут определяться на
основании аналогов, фондовых геологических материалов и другими
упрощенными способами с привлечением специалистов-геологов либо
принимаются проектные, их обновление, как это предусматривается
для сооружений I, II и III классов, не требуется;
- аналогичный подход допускается к характеристикам бетона,
металлоконструкциям, другим материалам;
- гидрологические характеристики водотока могут определяться
расчетными способами с использованием гидрологических ежегодников,
аналогов и другими приближенными способами;
- данные о последствии аварии на ГТС при их отсутствии на
объекте определяются экспертно (оценочно);
- в декларации безопасности сооружений этого класса может быть
снижено количество расчетных (анализируемых) поперечников и
соответственно упрощены сценарии развития аварий;
- в связи с допущением приближенных исходных данных допустимы
упрощенные способы поверочных расчетов;
- могут не анализироваться вопросы динамики сооружения и
сейсмики, если очевидно, что безопасность сооружения ими не
определяется;
- если на сооружении отсутствует контрольно-измерительная
аппаратура, то в декларации приводятся требования к визуальному и
инструментальному контролю состояния сооружения.
|