ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 февраля 1999 г. N С5-7/УЗ-164
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОМ
РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО
СПИРТА И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ"
Государственной Думой Федерального Собрания Российской
Федерации 17 декабря 1998 года принят Федеральный закон "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О
государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта и алкогольной продукции" (далее - Закон). Закон подписан
Президентом Российской Федерации 7 января 1999 г. N 18-ФЗ и
опубликован в "Российской газете" 19 января 1999 г. N 9.
1. Действие Закона распространяется на отношения, участниками
которых являются юридические лица (организации) независимо от их
организационно - правовых форм и форм собственности, а также
граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по
розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции
(пункт 2 статьи 1 Закона).
При этом пунктом 3 статьи 1 Закона предусмотрены виды
деятельности, на которые действие Закона не распространяется.
2. Основные понятия, используемые в целях Закона, определяются
в статье 2 (понятия этилового спирта, спиртосодержащей продукции,
промышленного производства этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции, оборота и др.).
Так, понятие оборота определяется как закупка (в том числе
импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная
продажа.
3. В соответствии со статьей 4 Закона государственная
монополия на производство и (или) оборот этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской
Федерации может вводиться федеральным законом.
4. В главе II Закона предусмотрены требования к производству и
обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции.
Так, не допускается сдача в аренду основного технологического
оборудования для производства этилового спирта и алкогольной
продукции (пункт 6 статьи 8). Не допускаются действия,
направленные на уменьшение доли акций государства в общем объеме
уставного капитала акционерных обществ, осуществляющих
деятельность по производству этилового спирта (пункт 7 статьи 8
Закона).
Статья 9 Закона регулирует оборот этилового спирта. В
частности, закупка и поставка этилового спирта для федеральных
государственных нужд осуществляются на основании законодательства
Российской Федерации о поставках продукции для федеральных
государственных нужд организациями, имеющими оборудование для
хранения и отпуска этилового спирта, а также лаборатории контроля
его качества (пункт 1).
Экспорт и импорт этилового спирта осуществляются только
унитарными предприятиями или хозяйственными обществами, в которых
государству принадлежит не менее 51% акций (долей) и которые имеют
соответствующие лицензии на осуществление такой деятельности
(пункт 4).
Квоты на закупку этилового спирта выдаются организациям при
наличии предусмотренных Законом лицензий на осуществление
деятельности с использованием этилового спирта. Порядок
определения квот на закупку этилового спирта устанавливается
Правительством Российской Федерации (статья 10 Закона).
Статья 13 Закона регулирует экспорт и импорт алкогольной
продукции. Вывоз и ввоз на таможенную территорию Российской
Федерации алкогольной продукции осуществляется в порядке,
предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации,
организациями, имеющими лицензии на экспорт или импорт, хранение и
поставки алкогольной продукции.
В соответствии со статьей 16 Закона поставки и розничная
продажа алкогольной продукции осуществляются организациями.
Индивидуальные предприниматели осуществляют розничную продажу
алкогольной продукции. Указанная деятельность осуществляется
только при наличии соответствующих лицензий.
5. Вопросы лицензирования деятельности по производству и
обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
регламентируются главой III Закона. Порядок приостановления,
возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования
лицензии установлен в статье 20 Закона. При этом следует иметь в
виду, что принятое лицензирующим органом решение о приостановлении
действия лицензии может быть обжаловано в суд.
Лицензия на производство и оборот этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована
решением суда на основании заявления лицензирующего органа.
Законом предусмотрены основания для аннулирования такой лицензии в
судебном порядке.
До вступления решения суда в законную силу лицензирующий орган
вправе приостановить действие лицензии (пункт 3 статьи 20 Закона).
В соответствии со статьей 22 Закона решение лицензирующего
органа может быть обжаловано заявителем в лицензирующий орган и
(или) в суд.
6. Статья 26 Закона предусматривает перечень ограничений в
области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции. В частности, запрещается заключение
договоров мены, если обмениваемым товаром является этиловый спирт,
алкогольная или спиртосодержащая продукция. Заключенные в таком
случае договоры считаются ничтожными.
Иные ограничения в области производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции могут
устанавливаться только федеральным законом.
7. Закон вводится в действие со дня его официального
опубликования. При этом предусмотрено, что абзац второй пункта 2
статьи 8 и абзац четвертый пункта 1 статьи 26 Закона вводятся в
действие с 1 января 2000 года.
Заместитель Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О.В.БОЙКОВ
|