ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 1999 г. No. 5412/98
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской
Федерации на решение Омского областного арбитражного суда от
26.01.95 и постановление коллегии того же суда по проверке в
кассационном порядке законности и обоснованности решений, не
вступивших в законную силу, от 03.04.95 по делу No. К/Э-315пр.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя
Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего
протест, Президиум установил следующее.
Товарищество с ограниченной ответственностью "Стомсервис"
обратилось в Омский областной арбитражный суд с иском к Фонду
имущества города Омска о понуждении заключить договор купли -
продажи нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Омск,
ул. Котельникова, 4.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является
правопреемником арендного предприятия "Стоматологическая
поликлиника No. 3" и занимает упомянутое помещение на основании
договора аренды с правом выкупа от 14.10.93 No. 1727/5. Поэтому в
соответствии с пунктом 4.5 Основных положений государственной
программы приватизации государственных и муниципальных предприятий
в Российской Федерации после 1 июля 1994 года он имеет
исключительное право на приобретение в собственность занимаемых
площадей.
Решением от 26.01.95 иск удовлетворен.
Постановлением коллегии по проверке в кассационном порядке
законности и обоснованности решений, не вступивших в законную
силу, от 03.04.95 решение оставлено без изменения.
В протесте заместителя Генерального прокурора Российской
Федерации предлагается указанные судебные акты отменить, дело
направить на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием
его материалов, отсутствием оценки всех сделок по приватизации
недвижимого имущества, а также отсутствием в деле документов,
обосновывающих исковые требования.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по
следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между Комитетом по управлению
муниципальным имуществом города Омска и ТОО "Стомсервис" оформлен
договор аренды нежилых помещений от 14.10.93 No. 1727/5. Данный
договор заключен после введения в действие Закона Российской
Федерации "О приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации". Согласно пунктам 6, 7 Указа
Президента Российской Федерации от 14.10.92 No. 1230 такой договор
не может служить основанием для выкупа арендованного имущества.
В материалах дела не имеется ранее заключенного договора
аренды между организацией арендаторов стоматологической
поликлиники No. 3 и территориальным медицинским объединением
Ленинского района города Омска от 01.04.91, учредительных
документов ТОО "Стомсервис", договора купли-продажи имущества от
06.09.93 No. 146а и оценки им не дано.
В соответствии с пунктом 4.5 Основных положений
государственной программы приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994
года право на приобретение в собственность сданных в аренду
зданий, строений, сооружений, помещений, находящихся в аренде или
фактическом владении, пользовании этих предприятий в процессе их
уставной деятельности, предоставляется физическим и юридическим
лицам, ставшим собственниками приватизированных государственных
(муниципальных) предприятий или государственного (муниципального)
имущества, ранее сданного в аренду, в результате выкупа
последнего.
Судебные инстанции не проверили правомерности приобретения
истцом имущества поликлиники.
Городская стоматологическая поликлиника No. 3 являлась
лечебным учреждением, финансирование которого осуществлялось за
счет бюджетных средств.
Создание в учреждении организации арендаторов
законодательством не предусмотрено.
Приватизация таких объектов запрещена пунктом 2.1.7
Государственной программы приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год.
В связи с этим судебные акты подлежат отмене, а дело -
направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду в качестве ответчика
необходимо привлечь Комитет по управлению муниципальным имуществом
города Омска, так как в соответствии с пунктом 2.6 Государственной
программы приватизации государственных и муниципальных предприятий
в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской
Федерации от 24.12.93 No. 2284, продажа сданных в аренду объектов
нежилого фонда осуществляется соответствующим комитетом по
управлению имуществом на основании заявления арендатора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
п о с т а н о в и л:
решение Омского областного арбитражного суда от 26.01.95 и
постановление коллегии того же суда по проверке в кассационном
порядке законности и обоснованности решений, не вступивших в
законную силу, от 03.04.95 по делу No. К/Э-315пр отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской
области.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф. ЯКОВЛЕВ
|