ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 февраля 1999 года
Дело N 64-Г99-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Александрова Д.П.,
Зайцева В.Ю.
рассмотрела в судебном заседании 2 февраля 1999 года
гражданское дело по заявлению прокурора Сахалинской области о
признании незаконными постановлений губернатора Сахалинской
области: 1) "О реорганизации органов приватизации в структуру
Комитета администрации Сахалинской области по управлению
государственным имуществом" N 270 от 20 июня 1997 года; 2) п. п.
2, 4, 5 "Об утверждении положений о Комитете администрации
Сахалинской области по управлению государственным имуществом, о
фонде имущества Сахалинской области и структуре комитета" N 338 от
25 июля 1997 года; 3) п. 3 "О внесении изменений и дополнений в
постановление губернатора области N 338 от 25 июля 1997 года, N
376 от 30 сентября 1998 года - по кассационным жалобам
администрации Сахалинской области и Комитета администрации
Сахалинской области по управлению государственным имуществом на
решение Сахалинского областного суда от 12 ноября 1998 года,
которым признаны незаконными: 1) постановление губернатора
Сахалинской области N 270 от 20 июня 1997 года; 2) п. п. 2, 4, 5
постановления N 338 от 25 июля 1997 года; 3) п. 3 постановления N
376 от 30 сентября 1998 года.
Заслушав доклад судьи Д.П. Александрова, объяснения
представителя губернатора Сахалинской области по доверенности
Беловой Л.В., представителя Комитета администрации Сахалинской
области по управлению государственным имуществом Юрьева Е.В. и
заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации
Л.Л. Корягиной об оставлении решения без изменения, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
20 июня 1997 года губернатором Сахалинской области принято
постановление N 270 "О реорганизации органов приватизации в
структуру Комитета администрации Сахалинской области по управлению
государственным имуществом". П. 1 данного постановления
Сахалинский областной комитет по управлению государственным
имуществом и фонд имущества реорганизованы путем их слияния в
Комитет администрации области по управлению государственным
имуществом (л.д. 3).
25 июля 1997 года им же принято постановление N 338 "Об
утверждении положений о Комитете администрации Сахалинской области
по управлению государственным имуществом, о фонде имущества
Сахалинской области и структуре комитета", которым был дополнен п.
1 вышеуказанного постановления положением о том, что во вновь
созданный комитет входит фонд имущества Сахалинской области с
правом юридического лица, а также утверждены положения о Комитете
администрации Сахалинской области по управлению государственным
имуществом, о фонде имущества области, структура комитета (п. п.
2, 3, 4 постановления), а также признан утратившим силу п. 3
постановления губернатора области N 69 от 14 февраля 1997 года в
части утверждения положения и структуры Сахалинского областного
комитета по управлению государственным имуществом (п. 5
постановления) - л.д. 4 - 11.
Постановлением первого вице-губернатора области N 376 от 30
сентября 1998 года "О внесении изменений и дополнений в
постановление губернатора области от 25.07.98 N 338" п. п. 1, 3
постановления исключены; п. п. 6, 18, абзац 2 п. 21 Положения "О
Комитете администрации Сахалинской области по управлению
государственным имуществом" исключены; п. 11 этого Положения
дополнен абзацем следующего содержания; "...осуществляет продажу
имущества, находящегося в собственности Сахалинской области" (л.д.
39).
Считая постановление N 270 от 20 июня 1997 года в полном
объеме, п. п. 2, 4, 5 постановления N 338 от 25 июля 1997 года и
п. 3 постановления N 376 от 30 сентября 1998 года незаконными,
прокурор Сахалинской области обратился в суд с данным заявлением,
в обоснование которого указал на то, что они не соответствуют
действующему законодательству.
Сахалинский областной суд, приняв дело к своему производству по
первой инстанции, вынес указанное выше решение, которое обжалуют
первый вице-губернатор Сахалинской области и председатель Комитета
администрации Сахалинской области по управлению государственным
имуществом.
В кассационных жалобах ставится вопрос об отмене решения суда и
вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявления
прокурора Сахалинской области и указывается на то, что все
постановления губернатора Сахалинской области соответствуют
требованиям федерального законодательства и Уставу Сахалинской
области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации не находит оснований к отмене решения суда и
удовлетворению жалоб.
Ст. 72 п. "н" Конституции Российской Федерации определено, что
в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится
установление общих принципов организации системы органов
государственной власти и местного самоуправления, в связи с чем
представительный орган субъекта Российской Федерации вправе
принимать свои законы по данному вопросу.
Ст. 76 ч. 5 Конституции Российской Федерации также определено,
что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по
предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного
ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия
между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской
Федерации, действует федеральный закон.
24 июня 1998 года Государственной Думой принят Федеральный
закон 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об
основах приватизации муниципального имущества в Российской
Федерации", ст. 8 которого определено, что органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, в компетенции которых
находятся полномочия на управление и распоряжение государственным
имуществом субъектов Российской Федерации, определяются органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.
26 декабря 1995 года Сахалинской областной Думой принят Устав
Сахалинской области, в который Законами Сахалинской области N 30
от 14 февраля 1997 года и N 41 от 30 июня 1997 года внесены
изменения.
Ст. 24 ч. 3 Устава определено, что структура администрации
Сахалинской области и схема управления Сахалинской областью
устанавливаются законом Сахалинской области.
Компетенция Сахалинской областной Думы определена ст. 20 Устава
области.
П. "щ" данной статьи установлено, что Дума определяет порядок
распоряжения и управления государственной собственностью
Сахалинской области, а также переданной в управление Сахалинской
области федеральной собственностью, утверждает положение об
областном фонде имущества и назначает его руководителя, ежегодно
рассматривает и утверждает отчет о деятельности областного фонда
имущества за прошлый год.
В данном случае в нарушение изложенных выше положений Устава
Сахалинской области, который не противоречит приведенному
Федеральному закону, администрацией Сахалинской области были
приняты указанные постановления, в связи с чем они, как принятые
администрацией Сахалинской области с превышением полномочий,
подлежат отмене.
Ссылка в жалобах на более ранние законы РСФСР, федеральные
законы и указы Президента Российской Федерации, касающиеся
приватизации государственного имущества, утратившие силу в связи с
введением Федерального закона 123-ФЗ от 21 июля 1998 года,
необоснованна.
Довод жалобы о том, что данные постановления приняты
администрацией области в соответствии со ст. ст. 28, 32 и 33
Устава Сахалинской области, также нельзя признать правильным,
поскольку губернатору области предоставлено право принимать
постановления о создании органов исполнительной власти в
соответствии со схемой управления Сахалинской областью и
структурой администрации Сахалинской области, утверждение которой,
как указано в ч. 3 ст. 24 Устава области, отнесено к прерогативе
Сахалинской областной Думы.
Компетенция органов исполнительной власти Сахалинской области и
организация управления государственной собственностью в силу ст.
ст. 32, 33 Устава Сахалинской области отнесены к полномочиям
губернатора области, но опять же в соответствии со схемой
управления Сахалинской областью.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 305 п. 1, 311
Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Сахалинского областного суда от 12 ноября 1998 года
оставить без изменения, кассационные жалобы представителей
администрации Сахалинской области и Комитета администрации
Сахалинской области по управлению государственным имуществом - без
удовлетворения.
|