ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 1999 г. N 3535-II ГД
О ЗАЯВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО
СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВЫБОРАХ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять Заявление Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации "О совершенствовании
законодательства Российской Федерации о выборах".
2. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление для
опубликования в "Российской газете" и "Парламентской газете".
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАЯВЛЕНИЕ
от 20 января 1999 года
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВЫБОРАХ
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации выражает серьезное беспокойство по поводу задержек с
принятием федеральных законов по вопросам избирательных прав
граждан Российской Федерации.
В сентябре 1997 года вступил в силу Федеральный закон "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации". В ноябре 1997 года был
принят в первом чтении проект Федерального закона "О выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации".
Доработка указанного законопроекта ко второму чтению с учетом
нескольких сотен предложений, поступивших от субъектов права
законодательной инициативы, а также практика проведения выборов в
органы государственной власти и органы местного самоуправления в
ряде субъектов Российской Федерации показали, что необходимо
внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации". Рабочая группа Комитета
Государственной Думы по законодательству и судебно - правовой
реформе в тесном сотрудничестве с Центральной избирательной
комиссией Российской Федерации подготовила проект Федерального
закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации". Данный Федеральный
закон был принят Государственной Думой 2 июля 1998 года, но
отклонен Советом Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации 17 июля 1998 года. Для преодоления возникших разногласий
была создана согласительная комиссия, которая в начале сентября
1998 года (задержка из-за летнего перерыва) единогласно одобрила
указанный Федеральный закон в согласованной редакции.
В этой редакции указанный Федеральный закон был принят
Государственной Думой 11 сентября 1998 года, но вновь отклонен
Советом Федерации с нарушением конституционных сроков рассмотрения
поступающих из Государственной Думы федеральных законов. После
этого представителями Комитета Государственной Думы по
законодательству и судебно - правовой реформе была достигнута
договоренность с рядом ответственных работников Администрации
Президента Российской Федерации о том, что указанный Федеральный
закон, в котором было учтено большинство замечаний Президента
Российской Федерации, будет подписан Президентом Российской
Федерации в данной редакции.
23 октября 1998 года Государственной Думой был повторно
рассмотрен и принят в ранее принятой редакции Федеральный закон "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации", однако 5 ноября 1998 года указанный
Федеральный закон был отклонен Президентом Российской Федерации. В
соответствии со статьей 134 Регламента Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации была создана
специальная комиссия для преодоления возникших разногласий, для
работы в которой были приглашены также представители Совета
Федерации и Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации. Заседание комиссии, ранее многократно откладывавшееся
по инициативе представителей Президента Российской Федерации,
наконец, было назначено на 7 декабря 1998 года, но в этот день
было объявлено о ряде отставок в Администрации Президента
Российской Федерации, в результате чего представители Президента
Российской Федерации на указанное заседание не явились. Тем не
менее члены указанной комиссии, представляющие Государственную
Думу (В.А. Рыжков, А.И. Лукьянов, В.Л. Шейнис, А.И. Салий и
другие), Совет Федерации (В.М. Платонов), Центральную
избирательную комиссию Российской Федерации (А.А. Вешняков,
М.В. Гришина), пришли к соглашению по подавляющему большинству
обсуждавшихся вопросов, в том числе по новым замечаниям,
содержавшимся в письме Президента Российской Федерации в связи с
отклонением указанного Федерального закона.
Существующая неопределенность препятствует рассмотрению
Государственной Думой во втором чтении проекта Федерального закона
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации", а также внесению в Государственную Думу
проекта Федерального конституционного закона "О референдуме
Российской Федерации" и проекта Федерального закона "О выборах
Президента Российской Федерации". Действующее законодательство
Российской Федерации по данным вопросам не позволяет надлежащим
образом пресекать злоупотребления в ходе избирательного процесса,
искажение воли избирателей, покупку голосов избирателей,
административное вмешательство в избирательный процесс, а также не
устанавливает надлежащую ответственность за нарушение
законодательства Российской Федерации о выборах. Представляется
неконструктивной позиция Президента Российской Федерации как
участника законодательного процесса, направленная на затягивание
рассмотрения поправок к данному законопроекту, высказанных им
самим.
Сложившееся положение особенно нетерпимо в связи с
безответственными заявлениями ряда должностных лиц в средствах
массовой информации, возлагающих на Государственную Думу
ответственность за умышленное затягивание рассмотрения и принятия
указанных федерального конституционного закона и федерального
закона. Если прохождение нового законодательства будет и впредь
блокироваться, выборы будут проводиться в соответствии с
Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в
редакции 1997 года и Федеральным законом "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в
редакции 1995 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении
от 17 ноября 1998 г. N 26-П признал необоснованными основные
положения запроса Саратовской областной Думы, что означает
сохранение неизменными фундаментальных принципов нашей
избирательной системы, и поэтому у депутатов Государственной Думы
нет каких-либо опасений за свою судьбу. Скорейшее принятие
Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
требуется для совершенствования законодательства Российской
Федерации о выборах. Поэтому все ответственные политические силы в
нашей стране, все государственные институты должны быть
заинтересованы в таком совершенствовании избирательного
законодательства. Именно это стремится реализовать в своей работе
Государственная Дума.
|