ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 18 января 1999 г. N ГКПИ 98-733
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в
составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда РФ - Редченко Ю.Д.
народных заседателей - Гончаренко Р.А.
Петелина С.Е.
при секретаре - Емельяновой М.А.
с участием прокурора - Масаловой Л.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе Лобанова Николая Геннадьевича о признании незаконным и
недействующим абзаца 3, пункта 16, раздела VIII Инструкции
Государственной налоговой службы РФ от 11 октября 1995 г. N 39 "О
порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с
изменениями и дополнениями на 29 декабря 1997 года),
установила:
Лобанов Н.Г. обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным
требованием, сославшись на то, что оспариваемое им положение
названной Инструкции не соответствует требованиям действующего
налогового законодательства и Конституции РФ и необоснованно
ограничивает права граждан и юридических лиц на получение льгот по
налогу на добавленную стоимость, предусмотренных законом.
В жалобе, в частности, указывает на то, что требования ГНС РФ,
содержащиеся в абзаце 3 пункта 16 Инструкции, о том, что при
отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не облагаемых
налогом, расчетные документы, реестры, приходные кассовые ордера и
первичные учетные документы выписываются без выделения сумм налога
на добавленную стоимость и на них делается надпись или ставится
штамп "Без налога (НДС)", не соответствуют положениям Закона РФ "О
налоге на добавленную стоимость" и в связи с этим нарушают
имущественные права предприятий и организаций, приобретших товары
у таких юридических и физических лиц, при дальнейшей их продаже
или их использовании в процессе производства. Они при этом будут
вынуждены исчислять сумму налога, подлежащую взносу в бюджет, со
всего оборота по реализации, поскольку сумма налога, уплаченная
поставщику, отсутствует.
Полагает, что порядок исчисления и уплаты в бюджет НДС,
установленный оспариваемым пунктом Инструкции, позволяет изымать в
бюджет большую сумму налога, чем вся добавленная стоимость, что
затрудняет возможность использования права на получение налоговых
льгот, предусмотренных налоговым законодательством.
Статья 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", по
мнению заявителя, не предусматривает порядка исчисления НДС, в
случаях освобождения от данного налога товаров на одной из стадий
обращения, облагаемых на последующих стадиях обращения.
В судебное заседание заявитель Лобанов Н.Г. не явился, просил
о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Министерства РФ по налогам и сборам
(правопреемника Государственной налоговой службы РФ) Дятлова Е.В.
с жалобой не согласилась и просила об оставлении ее без
удовлетворения, пояснив при этом о том, что оспариваемое
заявителем положение Инструкции действующему налоговому
законодательству РФ и Конституции РФ не противоречит и прав
заявителя не нарушает.
Кроме того, содержание оспариваемого абзаца Инструкции
полностью соответствует требованиям ст. 7 Закона РФ "О налоге на
добавленную стоимость" и п. 7 утвержденного Постановлением
Правительства РФ от 29 июля 1996 г. N 914 "Порядка ведения
журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на
добавленную стоимость".
Выслушав объяснения представителя Министерства РФ по налогам и
сборам Дятловой Е.В., обсудив доводы жалобы, исследовав материалы
дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ
Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ находит
ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РФ "О налоге на добавленную
стоимость" реализация товаров (работ, услуг) предприятиям
производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму налога на
добавленную стоимость. При этом в расчетных документах на
реализуемые товары (работы, услуги) сумма налога указывается
отдельной строкой, а согласно п. 7 утвержденного Постановлением
Правительства РФ от 29 июля 1996 г. N 914 "Порядка ведения
журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на
добавленную стоимость" при отгрузке товаров (выполнении работ,
оказании услуг), не облагаемых налогом на добавленную стоимость, в
счете - фактуре сумма налога не указывается и делается надпись или
ставится штамп "Без налога (НДС)".
Как установлено судом, Государственной налоговой службой РФ в
пределах своей компетенции была издана Инструкция N 39 от 11
октября 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями), из
абзаца 3 п. 16 раздела VIII которой следует, что при отгрузке
товаров, оказании услуг, выполнении работ, не облагаемых налогом,
расчетные документы, реестры, приходные кассовые ордера и
первичные учетные документы (включая и счета - фактуры)
выписываются без выделения сумм налога на добавленную стоимость и
на них делается надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".
Данная Инструкция принята ГНС РФ в установленном порядке и
прошла государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, чего
не оспаривает в своей жалобе и сам заявитель.
По утверждению представителя Министерства РФ по налогам и
сборам Дятловой Е.В., исходя из содержания п. 1 ст. 7 Закона "О
налоге на добавленную стоимость", в случае реализации товаров
(работ, услуг) без указанного налога выделение данного налога в
расчетных документах не требуется, о чем и указывается в
оспариваемом абзаце Инструкции.
Учитывая, что в соответствии с подпунктами "ф" и "х" п. 1
ст. 5 названного Закона товары (за исключением подакцизных,
минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров
по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению
общероссийских общественных организаций инвалидов), работы,
услуги, производимые и реализуемые общественными организациями
инвалидов, о которых упоминает в жалобе заявитель, освобождены от
налога на добавленную стоимость, указанные организации при их
реализации без налога на добавленную стоимость выписывают
расчетные документы без выделения данного налога. В случае отказа
общественных организаций инвалидов от предоставляемой Законом
льготы они реализуют товары по ценам, увеличенным на суммы налога
на добавленную стоимость, и в расчетных документах налог на
добавленную стоимость указывают отдельной строкой, как и все
другие плательщики налога.
Эти утверждения представителя заинтересованного лица
материалами дела не опровергнуты.
Анализ содержания приведенных выше норм Закона и утвержденного
Постановлением Правительства "Порядка ведения журналов учета
счетов - фактур (одного из видов расчетных документов) при
расчетах по налогу на добавленную стоимость" также свидетельствует
о том, что оспариваемое положение Инструкции не противоречит
действующему налоговому законодательству и Конституции РФ и
чьих-либо прав по уплате налога на добавленную стоимость, в том
числе и прав заявителя, по сравнению с Законом РФ "О налоге на
добавленную стоимость" не нарушает и в связи с этим каких-либо
оснований для признания его незаконным не имеется.
Довод заявителя о том, что обжалуемый абзац Инструкции, по
сравнению с налоговым законодательством, ограничивает права
физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица, субъектов малого
предпринимательства, применяющих упрощенную систему
налогообложения, и общественных организаций инвалидов на получение
льгот по налогу на добавленную стоимость, не может быть принят во
внимание, поскольку он ничем фактически не подтвержден и основан
лишь на ошибочных рассуждениях заявителя.
Ссылка заявителя при этом на положения пунктов 1 и 2 ст. 7
Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" не может быть
признана обоснованной, поскольку эти положения содержат
определение самого налога на добавленную стоимость (ст. 1 Закона)
и устанавливают порядок исчисления суммы налога на добавленную
стоимость, подлежащей перечислению в бюджет (п. 2 ст. 7 Закона), и
не связаны с выводом заявителя о том, что обороты по реализации
товаров (работ, услуг) не являются объектами налогообложения.
Кроме того, обжалуемый абзац Инструкции не содержит положений,
определяющих объект налогообложения, и в связи с этим не может
противоречить требованиям приведенного выше Закона.
Не устанавливается данным абзацем Инструкции, о чем утверждает
в жалобе заявитель, и какого-либо нового не предусмотренного
налоговым законодательством вида налога, а лишь определяется
порядок отражения в расчетных документах сведений,
свидетельствующих о том, что реализация товаров произведена как с
уплатой, так и без уплаты налога на добавленную стоимость, что
полностью соответствует п. 7 утвержденного Постановлением
Правительства "Порядка ведения журналов учета счетов - фактур при
расчетах по налогу на добавленную стоимость", который заявителем
не оспаривается.
Исходя из требований закона, Государственная налоговая служба
РФ обязана исполнять постановления Правительства РФ.
Не может суд согласиться и с утверждением заявителя о том, что
оспариваемым положением Инструкции нарушаются требования
ст. ст. 8, 34, 35, 55 и 57 Конституции РФ, так как данное
положение основано на действующем законодательстве и
конституционные права граждан и юридических лиц на реализацию
товаров (работ, услуг), на свободу экономической деятельности и на
охрану права частной собственности не нарушает.
Что касается довода заявителя о необходимости возложения на
Министерство РФ по налогам и сборам обязанности по внесению
изменений в Инструкцию, то он также не может быть признан
обоснованным, поскольку решение вопросов о внесении изменений и
дополнений в соответствующие нормативные правовые акты к
компетенции судов законом не отнесено. Суд в пределах своей
компетенции проверяет лишь соответствие требованиям
законодательства действующих положений названных актов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и
239.7 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда РФ
решила:
жалобу Лобанова Николая Геннадьевича о признании незаконным и
недействующим абзаца 3 пункта 16 раздела VIII Инструкции
Государственной налоговой службы РФ от 11 октября 1995 г. N 39 "О
порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с
изменениями и дополнениями на 29 декабря 1997 г.) оставить без
удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в
десятидневный срок в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ.
Председательствующий
Ю.Д.РЕДЧЕНКО
Народные заседатели
Р.А.ГОНЧАРЕНКО
С.Е.ПЕТЕЛИН
|