МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 16 октября 2000 г. N 92н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОМОЩИ" ПБУ 13/2000
Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в
соответствии с международными стандартами финансовой отчетности,
утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от
6 марта 1998 г. N 283, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету
"Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000.
2. Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной
помощи" ПБУ 13/2000 применяется в отношении подлежащих признанию в
бухгалтерском учете бюджетных средств, предоставленных после
1 января 2001 г., а также бюджетных средств, предоставленных до
1 января 2001 г., в части, относящейся к периодам после 1 января
2001 г.
Министр финансов
Российской Федерации
А.КУДРИН
По заключению Минюста России от 20 ноября 2000 г. N 9898-ЮД
Приказ Минфина России от 16 октября 2000 г. N 92н не нуждается
государственной регистрации.
Утверждено
Приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 16 октября 2000 г. N 92н
ПОЛОЖЕНИЕ
ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ"
ПБУ 13/2000
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в
бухгалтерском учете информации о получении и использовании
государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям
(кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по
законодательству Российской Федерации (далее организации), и
признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной
организации в результате поступления активов (денежных средств,
иного имущества).
2. При применении настоящего Положения не рассматриваются в
качестве экономической выгоды создание инфраструктуры в
развивающихся регионах, установление ограничений на деятельность
конкурентов, занимающих доминирующее положение на рынке и
осуществляющих монополистическую деятельность и т.п. действия,
которые могут оказывать влияние на общие хозяйственные условия, в
которых ведет деятельность организация.
3. Настоящее Положение не применяется в отношении
экономической выгоды, связанной с:
государственным регулированием цен и тарифов;
применением соответствующих правил налогообложения прибыли
(предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате
налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов и др.);
участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах
юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).
4. Исходя из настоящего Положения в бухгалтерском учете
формируется информация о государственной помощи, предоставленной в
форме субвенций, субсидий (далее субвенции и субсидии именуются
бюджетные средства), бюджетных кредитов (за исключением налоговых
кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и
других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов,
отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы
и другое имущество), и в прочих формах. Информация о
государственной помощи формируется независимо от вида
предоставленных ресурсов (в виде денежных средств или (и) в виде
ресурсов, отличных от денежных средств).
Для целей бухгалтерского учета бюджетные средства
подразделяются на:
средства на финансирование капитальных расходов, связанных с
покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных
активов (основных средств и др.). Предоставление этих средств
может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими
приобретение определенных видов активов, их местонахождение или
сроки приобретения и владения;
средства на финансирование текущих расходов. К ним относятся
бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование
капитальных расходов.
II. Учет бюджетных средств
5. Организация принимает бюджетные средства, включая ресурсы,
отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии
следующих условий:
имеется уверенность, что условия предоставления этих средств
организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть
заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные
решения, технико - экономические обоснования, утвержденная
проектно - сметная документация и т.п.;
имеется уверенность, что указанные средства будут получены.
Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись,
уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных
обязательств, акты приемки - передачи ресурсов и иные
соответствующие документы.
6. В случае предоставления организации государственной помощи
в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки,
природные ресурсы и другое имущество), указанные ресурсы
принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной стоимости
полученных или подлежащих получению активов. Стоимость активов,
полученных или подлежащих получению, определяется организацией
исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно она
устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов.
7. Бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в
соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, отражаются в
бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и
задолженности по этим средствам. По мере фактического получения
средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и
увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и
т.п.
Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по
мере фактического получения ресурсов, то с возникновением целевого
финансирования увеличиваются счета учета денежных средств,
капитальных вложений и т.п.
8. Бюджетные средства списываются со счета учета целевого
финансирования как увеличение финансовых результатов организации.
Одновременно по внеоборотным активам, приобретенным за счет
бюджетных средств и подлежащим согласно действующим правилам
амортизации, в общем порядке начисляются амортизационные
отчисления.
9. Списание бюджетных средств со счета учета целевого
финансирования производится на систематической основе:
суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов
- на протяжении срока полезного использования внеоборотных
активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации, или
в течение периода признания расходов, связанных с выполнением
условий предоставления бюджетных средств на приобретение
внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно
действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается
в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов
внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в
течение срока полезного использования объектов внеоборотных
активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты
организации как внереализационные доходы;
суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов - в
периоды признания расходов, на финансирование которых они
предоставлены. При этом целевое финансирование признается в
качестве доходов будущих периодов в момент принятия к
бухгалтерскому учету материально - производственных запасов,
начисления оплаты труда и осуществления других расходов
аналогичного характера с последующим отнесением на доходы
отчетного периода при отпуске материально - производственных
запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание
услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов
аналогичного характера.
Если выделение бюджетных средств связано с выполнением
определенных условий, то период, в течение которого производится
списание суммы со счета учета целевого финансирования, должен
определяться исходя из времени признания отдельных видов расходов.
10. Бюджетные средства, предоставленные в установленном
порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в
предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение
задолженности по таким средствам и увеличение финансового
результата организации как внереализационные доходы.
11. Любые условные обязательства и условные активы, связанные
с признанными в бухгалтерском учете организации бюджетными
средствами, рассматриваются в соответствии с Положением по
бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности"
ПБУ 8/98 (утверждено Приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г.
N 57н, зарегистрирован в Минюсте России 31 декабря 1998 г.,
регистрационный N 1675).
12. Если организация фактически получила бюджетные средства,
но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия
предоставления этих средств, отсутствует, то в бухгалтерском учете
отражаются возникновение целевого финансирования и поступление
денежных средств, капитальных вложений и т.п.
Эти суммы учитываются как целевое финансирование до получения
достаточных подтверждений того, что организация выполнит условия
их предоставления.
13. Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с
которыми организация должна возвратить ресурсы, признанные ранее в
этом же году в качестве бюджетных средств согласно пункту 5
настоящего Положения, то в бухгалтерском учете производятся
исправительные записи.
14. Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с
которыми организация должна возвратить средства, полученные в
качестве государственной помощи в предыдущие годы, то на сумму,
подлежащую возврату, производится запись:
в части предоставленных бюджетных средств на финансирование
капитальных расходов - в уменьшение целевого финансирования и
возникновение задолженности по их возврату. Одновременно
уменьшаются финансовые результаты организации и восстанавливается
целевое финансирование на сумму амортизации основных средств и
нематериальных активов, которая была начислена, и несписанной
суммы доходов будущих периодов;
в части бюджетных средств на финансирование текущих расходов -
в уменьшение целевого финансирования и возникновения задолженности
по их возврату. Если сумма, подлежащая возврату, превышает
соответствующий остаток целевого финансирования или такой остаток
отсутствует вовсе, то в бухгалтерском учете производится запись в
уменьшение финансовых результатов организации и возникновение
задолженности по их возврату.
15. Порядок бухгалтерского учета бюджетных средств не зависит
от вида ресурсов, предоставляемых организации (денежные средства,
активы, отличные от денежных средств), а также способа
предоставления их (фактическая передача, уменьшение обязательств
перед государством).
III. Учет бюджетных кредитов и прочих форм
государственной помощи
16. Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются
в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных
средств.
17. Если при предоставлении бюджетных кредитов на возвратной
основе предусматривается, что при выполнении определенных условий
организация освобождается от возврата полученных ресурсов, и
существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит
эти условия, то такие средства учитываются в порядке,
установленном настоящим Положением для учета бюджетных средств.
18. Предоставленная организации выгода, которая не может быть
обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на
безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы
или займы с пониженным процентом и др.), а также не может быть
отделена от нормальной хозяйственной деятельности организации
(например, государственные закупки), для целей раскрытия
информации в бухгалтерской отчетности считается прочими формами
государственной помощи.
19. Прочие формы государственной помощи в случае их
существенности для характеристики финансового положения и
финансовых результатов деятельности организации подлежат раскрытию
в бухгалтерской отчетности в пояснительной записке.
IV. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности
20. Остаток средств по счету учета средств целевого
финансирования в части предоставленных организации бюджетных
средств отражается в бухгалтерском балансе по статье "Доходы
будущих периодов" либо обособленно в разделе "Краткосрочные
обязательства".
21. Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете
организации согласно пункту 8 настоящего Положения в качестве
доходов на счете учета финансовых результатов, отражаются в
составе внереализационных доходов как активы, полученные
безвозмездно.
Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете
организации в прошлые годы согласно пункту 8 настоящего Положения
в качестве доходов, но подлежащие возврату в соответствии с
пунктом 14 настоящего Положения, отражаются на счете учета
финансовых результатов в составе внереализационных расходов в
качестве убытков прошлых лет, признанных в отчетном году.
22. В бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию,
как минимум, следующая информация в отношении государственной
помощи:
характер и величина бюджетных средств, признанных в
бухгалтерском учете в отчетном году;
назначение и величина бюджетных кредитов;
характер прочих форм государственной помощи, от которых
организация прямо получает экономические выгоды;
не выполненные по состоянию на отчетную дату условия
предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные
обязательства и условные активы.
|