УТРАТИЛО СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 30.07.2004 N 395
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2000 г. N 1038
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О МИНИСТЕРСТВЕ ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(с изм. и доп., согл. Постановлений Правительства РФ от 18.09.2001 N 679,
от 29.11.2002 N 854, от 18.01.2003 N 26, от 31.07.2003 N 465)
В соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской
Федерации от 17 мая 2000 г. N 867 "О структуре федеральных органов
исполнительной власти" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве транспорта
Российской Федерации.
2. Министерству транспорта Российской Федерации совместно с
Министерством имущественных отношений Российской Федерации
уточнить в первом полугодии 2001 г. перечень организаций,
находящихся в ведении Министерства транспорта Российской
Федерации.
3. Признать утратившими силу:
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля
1997 г. N 501 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1997, N 24, ст. 2758; 1998, N 34, ст. 4087; N 45,
ст. 5521);
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа
1997 г. N 1033 "Об утверждении Положения о Федеральной дорожной
службе России" (Собрание законодательства Российской Федерации,
1997, N 34, ст. 3974; N 49, ст. 5601; 1998, N 45, ст. 5526);
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября
1999 г. N 1319 "Об утверждении Положения о Федеральной службе
воздушного транспорта России" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1999, N 49, ст. 6003).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 декабря 2000 г. N 1038
ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИСТЕРСТВЕ ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.09.2001 N 679,
от 29.11.2002 N 854, от 18.01.2003 N 26, от 31.07.2003 N 465)
I. Общие положения
1. Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс
России) является федеральным органом исполнительной власти,
проводящим государственную политику и осуществляющим управление в
области транспортного комплекса, а также в случаях, установленных
законодательством Российской Федерации, координирующим
деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной
власти.
2. Транспортный комплекс включает в себя гражданскую авиацию,
морской, внутренний водный, автомобильный, городской электрический
(включая метрополитен), промышленный (кроме отнесенного к ведению
Министерства путей сообщения Российской Федерации) транспорт и
дорожное хозяйство с входящими в них юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют:
1) перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность;
2) работы (услуги), связанные с обслуживанием пассажиров,
грузов, транспортных средств и их экипажей;
3) организацию использования части воздушного пространства,
которая в установленном порядке определена для воздушных трасс
(внутренних и международных), местных воздушных линий, районов
авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов;
4) обследование, проектирование, строительство, реконструкцию,
ремонт, содержание автомобильных дорог общего пользования, водных
путей сообщения и судоходных гидротехнических сооружений, морских
(за исключением рыбных) и речных портов;
5) добычу и переработку нерудных ископаемых для дорожного
строительства;
6) научные исследования;
7) информационное обеспечение;
8) подготовку кадров;
9) изготовление и ремонт транспортных средств и
технологического оборудования;
10) иные работы, выполняемые входящими в транспортный комплекс
организациями.
3. Министерство транспорта Российской Федерации
руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, международными договорами Российской
Федерации, а также настоящим Положением.
4. Министерство транспорта Российской Федерации и его
территориальные органы осуществляют свою деятельность во
взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, а также организациями и
объединениями, в том числе общественными.
5. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата
и территориальных органов Министерства транспорта Российской
Федерации осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных в
федеральном бюджете на государственное управление.
6. В ведении Министерства транспорта Российской Федерации
находятся федеральные государственные унитарные предприятия и
федеральные государственные учреждения.
II. Основные задачи и функции Министерства транспорта
Российской Федерации
7. Основными задачами Министерства транспорта Российской
Федерации являются:
1) разработка и реализация государственной транспортной
политики, направленной на максимальное удовлетворение спроса
населения и потребностей государства в транспортных услугах,
сокращение транспортных издержек, сохранение на территории
Российской Федерации единого транспортного пространства;
2) формирование и совершенствование правовых основ
функционирования транспортного комплекса;
3) разработка и реализация совместно с другими
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
программ развития транспортного комплекса, проведение в
транспортном комплексе структурной перестройки;
4) обеспечение эффективного управления федеральной
собственностью в транспортном комплексе;
5) содействие повышению эффективности работы организаций
транспортного комплекса и росту конкурентоспособности российских
транспортных операторов на российском и зарубежном рынках
транспортных услуг;
6) координация развития транспортной инфраструктуры и
формирования на территории Российской Федерации международных
транспортных коридоров;
7) организация оптимального взаимодействия различных видов
транспорта;
8) организация совместно с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти проведения статистических
наблюдений в транспортном комплексе;
9) содействие развитию экспорта транспортных услуг и повышению
эффективности транспортного обеспечения экспортно-импортных
операций;
10) осуществление в пределах своей компетенции
государственного регулирования, управления и контроля деятельности
по обеспечению безопасного, устойчивого и эффективного
функционирования транспортного комплекса;
11) формирование и проведение в транспортном комплексе единой
экономической, инвестиционной, тарифно-ценовой,
научно-технической, информационной, кадровой и социальной
политики;
12) осуществление взаимодействия с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в решении
вопросов предоставления транспортных услуг, обеспечения
энергопотребления в транспортном комплексе и других комплексных
проблем развития транспорта;
13) взаимодействие в установленном порядке с полномочными
представителями Президента Российской Федерации в федеральных
округах, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и ассоциациями экономического взаимодействия субъектов
Российской Федерации по вопросам формирования и реализации
государственной транспортной политики;
14) осуществление государственной политики в области развития
международного сотрудничества и внешнеэкономических связей
Российской Федерации с другими государствами и международными
организациями по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства,
при координации этой деятельности Министерством иностранных дел
Российской Федерации.
8. Министерство транспорта Российской Федерации в соответствии
с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
в области государственной транспортной политики
1) проводит во взаимодействии с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти комплексный анализ деятельности и
осуществляет разработку прогнозов развития транспортного комплекса
на основе прогнозов развития входящих в него видов транспорта и
дорожного хозяйства, вырабатывает рекомендации и реализует меры по
обеспечению их устойчивого функционирования и развития;
2) разрабатывает во взаимодействии с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти и реализует концепции
и программы социально-экономического развития транспортного
комплекса на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды,
участвует в формировании и реализации межгосударственных и
межотраслевых программ;
3) выполняет в установленном порядке функции государственного
заказчика межгосударственных, федеральных целевых и иных программ
развития транспортного комплекса;
4) обосновывает потребности в финансовых, в том числе
валютных, материальных и трудовых ресурсах для реализации
межгосударственных и федеральных целевых программ развития
транспортного комплекса, обеспечения его устойчивого и безопасного
функционирования, выполнения государственного оборонного заказа и
обеспечения других федеральных государственных нужд;
5) подготавливает во взаимодействии с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти и с участием
организаций транспортного комплекса предложения по размещению
заказов на изготовление продукции, выполнение работ (услуг) для
реализации федеральных целевых программ, государственного
оборонного заказа и обеспечения других федеральных государственных
нужд, осуществляет меры по развитию кооперации организаций
транспортного комплекса, производящих специальные виды
промышленной продукции;
в области правового и нормативного обеспечения
6) разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных
правовых актов, определяющих функционирование транспортного
комплекса, в установленном порядке принимает участие в их
рассмотрении;
7) издает в установленном порядке нормативные акты по
вопросам, отнесенным к компетенции Министерства; принимает участие
в установленном порядке в разработке и согласовании проектов
федеральных законов и других нормативных правовых актов;
8) контролирует в пределах своей компетенции исполнение
законодательных, иных нормативных правовых и нормативных
технических актов, проводит анализ практики их применения в
транспортном комплексе и на его основе разрабатывает предложения
по совершенствованию законодательства Российской Федерации;
в области развития транспортной инфраструктуры
9) содействует совместно с Министерством путей сообщения
Российской Федерации развитию смешанных перевозок, осуществляет
координацию взаимодействия видов транспорта в транспортных узлах,
разрабатывает предложения о преодолении внутриструктурных и
региональных диспропорций в развитии транспортных систем;
10) разрабатывает и реализует в пределах своей компетенции
программы формирования и планомерного развития российской части
международных транспортных коридоров, интегрированных в единую
евроазиатскую транспортную сеть;
11) содействует развитию наземной транспортной инфраструктуры,
разрабатывает схемы оптимального размещения крупных объектов
транспортной инфраструктуры;
12) осуществляет координацию работ по строительству портовых и
аэропортовых комплексов, грузовых терминалов, подъездных
железнодорожных путей и автомобильных дорог к транспортным узлам,
других объектов транспортного комплекса;
13) осуществляет меры по развитию и совершенствованию
транспортно-экспедиционной деятельности, формированию
разветвленной сети терминалов в транспортном комплексе;
14) организует и координирует работу организаций транспортного
комплекса по обеспечению завоза грузов в районы Крайнего Севера и
приравненные к ним местности, перевозок экспортно-импортных и
других грузов для государственных нужд;
15) проводит в установленном порядке работу по приобретению,
закреплению и резервированию земель, необходимых для строительства
и реконструкции объектов транспортного комплекса (федеральных
автомобильных дорог общего пользования, аэропортов, морских и
речных портов и других объектов), находящихся в федеральной
собственности;
в области экономики, финансов
и инвестиционной деятельности
16) участвует в государственном регулировании инвестиционного
процесса в транспортном комплексе и создании условий для
привлечения инвестиций, в том числе иностранных, взаимодействует
по этим вопросам в установленном порядке с международными
финансовыми и другими организациями;
17) осуществляет анализ предложений организаций транспортного
комплекса о размещении инвестиций в иностранных государствах, а
также о привлечении инвестиций и кредитов, в том числе под
гарантии государства, представляет заключения о целесообразности
их привлечения; вносит предложения по развитию международного
инвестиционного сотрудничества;
18) содействует развитию лизинговой деятельности в
транспортном комплексе;
19) вносит в установленном порядке предложения по вопросам
формирования регулируемых государством тарифов на услуги
транспорта и цен на дорожные работы, а также участвует в
разработке и обосновании сквозных тарифов на перевозку грузов;
20) обосновывает объемы и направления бюджетного
финансирования в транспортном комплексе, в качестве главного
распорядителя бюджетных средств осуществляет распределение средств
государственной поддержки и контроль за целевым и рациональным их
использованием, содействует привлечению внебюджетных источников
финансирования развития транспортного комплекса;
21) содействует развитию обязательного и добровольного
страхования в транспортном комплексе, направлению финансовых
ресурсов страховых организаций на инвестирование мероприятий по
обеспечению безопасности функционирования транспортного комплекса;
22) осуществляет в установленном порядке распоряжение
средствами, получаемыми Министерством за счет внебюджетных
источников, включая добровольные целевые отчисления предприятий,
организаций и учреждений;
23) исключен. - Постановление Правительства РФ от 31.07.2003
N 465;
24) организует в транспортном комплексе проведение в
установленном порядке конкурсов на строительство, реконструкцию,
расширение и техническое перевооружение объектов транспортной
инфраструктуры и дорожного хозяйства, финансируемых за счет
средств федерального бюджета, заключает в установленном порядке
договоры (контракты) с отечественными и зарубежными организациями,
осуществляет контроль за их реализацией;
в области государственного регулирования,
контроля и надзора
25) организует по согласованию с Министерством внутренних дел
Российской Федерации стационарные пункты, на которых производится
весовой контроль транспортных средств; согласовывает вопросы
организации стационарных постов органов внутренних дел на
федеральных автомобильных дорогах;
26) организует и проводит в установленном порядке в пунктах
пропуска через государственную границу Российской Федерации
транспортных средств, стационарных и передвижных контрольных
пунктах, в аэропортах, на аэродромах, в морских (за исключением
рыбных) портах, речных портах, открытых для международных
сообщений, государственный контроль за соблюдением гражданами и
организациями, осуществляющими международные перевозки пассажиров
и грузов, законодательства Российской Федерации и международных
договоров Российской Федерации по вопросам, отнесенным к
компетенции Министерства;
27) организует и осуществляет в случаях и в порядке,
установленных законодательством Российской Федерации,
лицензирование соответствующих видов деятельности, надзор за
соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов
деятельности лицензионных требований и условий;
28) осуществляет функции компетентного органа Российской
Федерации по перевозке опасных грузов воздушным, морским,
внутренним водным, автомобильным и промышленным транспортом;
29) осуществляет координацию действий поисковых и
аварийно-спасательных служб на морском, внутреннем водном и
воздушном транспорте, находящихся в ведении Министерства, и
аналогичных служб, находящихся в ведении других федеральных
органов исполнительной власти, в установленных случаях
взаимодействует с такими службами иностранных государств при
проведении работ (операций) по предотвращению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на
транспортных средствах и транспортных коммуникациях, в том числе
при поиске и спасании людей и транспортных средств, терпящих или
потерпевших бедствие;
30) организует и координирует работу специализированных
организаций при разливах нефти и нефтепродуктов в море и на
внутренних водных путях с судов и объектов независимо от их
ведомственной и национальной принадлежности;
31) организует государственную регистрацию гражданских
воздушных и морских судов (кроме судов, используемых для добычи и
обработки рыбы и других продуктов моря, и судов, обслуживающих
рыбопромысловый комплекс), судов внутреннего плавания, а также в
случаях, установленных федеральными законами, прав собственности,
иных вещных прав на них и сделок с ними;
в области структурной перестройки
32) осуществляет координацию и контроль за деятельностью
находящихся в ведении Министерства федеральных государственных
унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений,
организует создание и обеспечивает работу балансовых комиссий, а
также координирует деятельность организаций транспортного
комплекса по решению возложенных на Министерство задач;
33) участвует в установленном порядке в акционировании и
приватизации объектов транспортного комплекса, находящихся в
федеральной собственности, формировании рынка ценных бумаг,
реализации законодательства по вопросам банкротства и санации
организаций транспортного комплекса;
34) реализует во взаимодействии с Министерством имущественных
отношений Российской Федерации комплекс мер по совершенствованию
управления объектами транспортного комплекса, находящимися в
федеральной собственности;
35) принимает совместно с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти участие в подготовке предложений по
передаче из федеральной собственности в собственность субъектов
Российской Федерации, приватизации либо ликвидации в установленном
порядке неперспективных организаций и объектов транспортного
комплекса;
36) содействует совместно с Министерством Российской Федерации
по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
формированию конкурентной среды, поддержке и развитию
предпринимательства на рынке транспортных услуг;
37) участвует в установленном порядке в управлении
находящимися в федеральной собственности акциями акционерных
обществ транспортного комплекса;
38) организует и проводит в установленном порядке аттестацию
руководителей находящихся в ведении Министерства федеральных
государственных унитарных предприятий и федеральных
государственных учреждений;
39) обеспечивает в установленном порядке контроль за целевым и
эффективным использованием федерального имущества в транспортном
комплексе, организует его централизованное приобретение,
согласовывает размер платы за аренду этого имущества, совместно с
Министерством имущественных отношений Российской Федерации ведет
учет имущества, находящегося в федеральной собственности и
закрепленного в установленном порядке за организациями
транспортного комплекса;
40) участвует в совершенствовании системы управления и
экономических механизмов регулирования работы организаций
транспортного комплекса в условиях рыночных отношений;
41) исключен. - Постановление Правительства РФ от 31.07.2003
N 465;
в области технической политики
42) реализует государственную научно-техническую политику в
транспортном комплексе, организует проведение
научно-исследовательских, проектных и научно-технических работ по
приоритетным направлениям его развития и функционирования,
координирует деятельность научных организаций транспортного
комплекса, организует разработку и реализацию федеральных и
межотраслевых научно-технических программ и инновационных
проектов;
43) разрабатывает, согласовывает и в установленном порядке
утверждает технические нормативы (стандарты, нормы, правила,
включая федеральные авиационные), определяющие требования к
внутренним водным путям, судоходным гидротехническим сооружениям,
технологической сети связи, транспортным средствам, дорожным
машинам, технологическому оборудованию, материалам, используемым в
транспортном комплексе, а также работам (услугам), организует в
пределах своей компетенции контроль за соблюдением этих
требований;
44) организует во взаимодействии с Государственным комитетом
Российской Федерации по стандартизации и метрологии, другими
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
работы по обязательной сертификации объектов транспортного
комплекса (транспортных средств, дорожной техники,
технологического и иного оборудования, работ (услуг), материалов и
иных объектов), подлежащих такой сертификации в соответствии с
законодательством Российской Федерации, в установленном порядке
проводит сертификацию этой продукции или участвует в ней,
утверждает правила сертификации, определяет по согласованию с
федеральным органом исполнительной власти в области финансов
порядок оплаты работ по обязательной сертификации; выдает
соответствующие сертификаты (свидетельства), содействует
добровольной сертификации продукции транспортного комплекса;
45) организует во взаимодействии с Государственным комитетом
Российской Федерации по стандартизации и метрологии, другими
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в
соответствии с законодательством Российской Федерации работы по
обеспечению единства измерений, совершенствованию метрологического
обеспечения и стандартизации производственной деятельности,
созданию современной измерительной, испытательной и
диагностической базы в транспортном комплексе;
46) планирует и осуществляет мероприятия по охране окружающей
природной среды и ресурсосбережению в транспортном комплексе;
47) организует и координирует работы по развитию и
совершенствованию технических средств и систем информатизации в
транспортном комплексе, повышению их качества, обеспечению их
доступности и информационной безопасности, а также по созданию,
функционированию и развитию технологической сети связи, в том
числе с использованием спутниковых систем и средств навигации;
участвует в разработке и реализации планов частотного обеспечения,
в работах по международно-правовой защите частотных присвоений
радиоэлектронным средствам в транспортном комплексе; организует и
осуществляет контроль использования выделенных полос
радиочастотного спектра для радиоэлектронных средств, используемых
в транспортном комплексе;
48) осуществляет ведение и хранение банков данных, формируемых
в транспортном комплексе, в том числе реестра его субъектов,
организует информационное обеспечение организаций транспортного
комплекса;
в области труда, кадров и социальной политики
49) участвует в формировании и реализации государственной
политики, направленной на подготовку, переподготовку и повышение
квалификации кадров транспортного комплекса, обеспечение
занятости, социальной защиты работников транспортного комплекса,
их пенсионное обеспечение, развитие трудовых отношений на основе
социального партнерства и предотвращения трудовых конфликтов,
охраны труда;
50) участвует в случаях и в порядке, установленных
законодательством Российской Федерации, в работе Российской
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений, взаимодействует с отраслевыми профсоюзами и по
поручению работодателей организаций транспортного комплекса
заключает соответствующие отраслевые тарифные соглашения;
51) осуществляет управление находящимися в ведении
Министерства высшими и средними профессиональными образовательными
учреждениями транспортного комплекса;
52) проводит в установленном порядке государственную
аккредитацию находящихся в ведении Министерства образовательных
учреждений, реализующих программы среднего профессионального
образования;
53) согласовывает государственные образовательные стандарты в
области высшего и среднего профессионального образования по
перечню специальностей, закрепленных за Министерством;
54) в установленном порядке организует и проводит аттестацию
работников, обеспечивающих в организациях транспортного комплекса
безопасность полетов, мореплавания, судоходства и движения
автомобильного, городского электрического и промышленного
транспорта, ядерную, радиационную, промышленную безопасность и
производство аварийно-спасательных работ;
55) содействует развитию сети образовательных учреждений по
подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров
транспортного комплекса;
56) взаимодействует с Министерством здравоохранения Российской
Федерации по вопросам медицинского обслуживания работников
транспортного комплекса;
57) осуществляет общее руководство проведением в транспортном
комплексе аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей
сертификацией работ по охране труда;
в области международного сотрудничества
и внешнеэкономических связей
58) осуществляет контроль за соблюдением на территории
Российской Федерации и за ее пределами (где ответственность за
этот контроль возложена на Российскую Федерацию) национальных и
международных требований, стандартов, норм, правил и процедур в
области гражданской авиации, морского, внутреннего водного,
промышленного, автомобильного, городского электрического
транспорта и дорожного хозяйства (за исключением нормативных
правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного
движения);
59) организует, координирует и контролирует выполнение по
международным договорам Российской Федерации обязательств,
касающихся деятельности транспортного комплекса, в пределах своей
компетенции представляет и защищает в установленном порядке
интересы Российской Федерации в международных организациях;
60) участвует совместно с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти в деятельности Комитета по
внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН,
Комитета по транспорту, связи, туризму и развитию инфраструктуры
Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана,
Европейской конференции министров транспорта, а также других
международных специализированных транспортных организаций;
61) регулирует в установленном порядке паспортно-визовые
вопросы в отношении членов экипажей морских судов, судов
смешанного (река-море) плавания (кроме судов, используемых для
добычи и обработки рыбы и других продуктов моря, а также
обслуживающих рыбопромысловый комплекс) и воздушных судов
гражданской авиации, водителей автомобильного транспорта, занятых
на международных перевозках, осуществляет подбор, оформление и
командирование специалистов за границу по служебным делам;
62) обеспечивает при осуществлении межгосударственных
отношений проведение транспортной политики, отвечающей интересам
Российской Федерации, выработку соответствующих позиций и их
поддержку в международных организациях;
63) осуществляет по поручению Правительства Российской
Федерации функции компетентного органа по реализации на территории
Российской Федерации подписанных и ратифицированных международных
договоров Российской Федерации по вопросам, отнесенным к
компетенции Министерства, а также функции Уполномоченного
Российской Федерации по осуществлению условий Договора между
Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской
Республикой о передаче в аренду Финляндской Республике советской
части Сайменского канала и острова Малый Высоцкий от 27 сентября
1962 года;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.09.2001 N 679)
64) осуществляет руководство и координацию участия
представителей Российской Федерации в межправительственных
комиссиях по торгово-экономическому и научно-техническому
сотрудничеству между Российской Федерацией и зарубежными странами,
в том числе государствами-участниками Содружества Независимых
Государств, по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;
65) разрабатывает по согласованию с Министерством иностранных
дел Российской Федерации предложения по сотрудничеству с
государствами-участниками Содружества Независимых Государств по
вопросам, входящим в компетенцию Министерства транспорта
Российской Федерации;
в других областях
66) организует, координирует и контролирует во взаимодействии
с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
выполнение мероприятий по реализации задач гражданской обороны,
мобилизационной подготовки;
67) осуществляет руководство проведением мер по обеспечению
безопасности полетов российских воздушных судов гражданской
авиации, российского морского судоходства в условиях вооруженных
конфликтов, при появлении непосредственной угрозы агрессии или в
период агрессии против Российской Федерации;
68) обеспечивает участие организаций транспортного комплекса в
перевозке сил, средств и материальных ресурсов, необходимых для
ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления эвакуационных
мероприятий;
69) создает функциональные подсистемы единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по
транспортному обеспечению при ликвидации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера в транспортном комплексе и
руководит деятельностью этих подсистем;
70) организует, координирует и контролирует во взаимодействии
с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
разработку и выполнение организациями транспортного комплекса
мероприятий по обеспечению охраны их объектов, предотвращению в
отношении этих объектов совершения террористических актов и иных
противоправных действий;
71) осуществляет сбор и обработку бухгалтерских отчетов
находящихся в ведении Министерства федеральных государственных
унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений,
формирует сводную бухгалтерскую отчетность по транспортному
комплексу в соответствии с законодательством Российской Федерации;
72) осуществляет проведение государственных статистических
наблюдений в транспортном комплексе в соответствии с официальной
статистической методологией, утверждаемой Государственным
комитетом Российской Федерации по статистике; разрабатывает
предложения по совершенствованию системы государственного
статистического наблюдения в транспортном комплексе;
73) организует в установленном порядке издание карт и схем
навигационно-гидрографического обеспечения плавания морских судов,
судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, других
справочных изданий по вопросам, относящимся к компетенции
Министерства;
74) обеспечивает защиту государственных информационных
ресурсов ограниченного доступа и контролирует эффективность защиты
сведений, составляющих государственную тайну, в организациях,
находящихся в ведении Министерства;
в области гражданской авиации
75) является специально уполномоченным органом в области
гражданской авиации;
76) утверждает номенклатуру подлежащих обязательной
сертификации видов продукции, работ (услуг), а также юридических
лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением
безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности;
77) участвует в установленном порядке в организации и
проведении сертификации категорированных и международных
аэродромов, типов их оборудования, типов наземных радиотехнических
средств и комплексов радиолокации, радионавигации и радиосвязи,
отдельных подсистем и компонентов, автоматизированных и
неавтоматизированных систем управления воздушным движением,
предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов по
воздушным трассам, а также в осуществлении производства этого
оборудования;
78) участвует в сертификации гражданских воздушных судов,
авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа, а также в
процедурах признания норм летной годности и удостоверений о
годности к полетам гражданских воздушных судов иностранного
производства, импортируемого наземного авиационного оборудования;
выдает удостоверения о годности гражданских воздушных судов к
полетам (сертификаты летной годности воздушных судов);
79) ведет государственные реестры гражданских воздушных судов,
аэродромов, аэропортов и сертифицированных объектов; реестры
лицензий, реестры федеральных правил использования воздушного
пространства и федеральных авиационных правил, утвержденных в
Российской Федерации, баз и банков данных нормативных документов в
области гражданской авиации, являющихся федеральными
информационными ресурсами;
80) осуществляет государственный контроль обеспечения
безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности
гражданской авиации, а также летной годности гражданских воздушных
судов, авиационных двигателей и воздушных винтов во время их
эксплуатации;
81) участвует в установленном Правительством Российской
Федерации порядке в расследовании авиационных происшествий с
гражданскими воздушными судами на территории Российской Федерации
и с гражданскими воздушными судами Российской Федерации на
территории других государств; организует и проводит расследования
чрезвычайных происшествий, инцидентов и повреждений гражданских
воздушных судов на территории Российской Федерации, участвует в
расследовании таких событий с гражданскими воздушными судами
Российской Федерации на территории других государств; ведет учет
авиационных и чрезвычайных происшествий, инцидентов с гражданскими
воздушными судами и их повреждений;
82) организует и контролирует поисковое, аварийно-спасательное
и противопожарное обеспечение полетов и объектов инфраструктуры
гражданской авиации;
83) участвует в проведении операций по урегулированию
кризисных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в
деятельность гражданской авиации, а также проводит по ним
служебные расследования;
84) выполняет функции государственного заказчика федеральных
целевых программ развития гражданской авиации, создания и
испытания авиационной и наземной техники, систем и средств
организации воздушного движения, совместно с Министерством обороны
Российской Федерации - программ модернизации единой системы
организации воздушного движения Российской Федерации, утверждает
технические условия на поставляемую серийную технику;
85) утверждает по согласованию с Министерством обороны
Российской Федерации программы и планы оснащения гражданских
органов единой системы организации воздушного движения Российской
Федерации средствами радиолокации, радионавигации и радиосвязи,
автоматизированными комплексами, предназначенными для планирования
использования воздушного пространства и организации воздушного
движения, а также программы и планы оснащения гражданских
воздушных судов средствами государственного радиолокационного
опознавания;
86) выполняет функции государственного заказчика в области
аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов, заключает
с пользователями воздушного пространства соглашения об
аэронавигационном обслуживании;
87) организует взимание платы за аэронавигационное
обслуживание полетов воздушных судов, распределяет полученные
средства между организациями по аэронавигационному обслуживанию и
осуществляет контроль за целевым и эффективным их использованием;
88) устанавливает формы перевозочных документов (билета,
багажной квитанции, грузовой накладной), удостоверяющих заключение
договора о перевозке воздушным транспортом пассажиров, багажа,
груза; совместно с Министерством Российской Федерации по связи и
информатизации устанавливает форму почтовой накладной,
удостоверяющей договор о перевозке почты воздушным транспортом;
89) утверждает в установленном порядке правила формирования,
применения и регистрации тарифов, взимания сборов (включая
разработку и утверждение их перечня) в области гражданской
авиации;
90) утверждает ставки сборов за аэронавигационное
обслуживание, кроме аэронавигационных сборов в аэропортах, в
соответствии с межправительственными соглашениями - тарифы на
международные перевозки;
91) устанавливает классификацию районов воздушного
пространства по видам обслуживания воздушного движения;
92) участвует в разработке и реализации планов развития
системы контроля воздушного пространства, создания единых
радиолокационных и радионавигационных полей, полей радиосвязи;
93) организует и осуществляет контроль летной работы, выдает
сертификаты (свидетельства) авиационному персоналу гражданской
авиации;
94) разрабатывает и организует выполнение мероприятий по
развитию материально-технической базы для технического
обслуживания и ремонта авиационной техники и топливозаправочных
комплексов;
95) согласовывает с полномочными государственными органами
гражданской авиации других государств маршруты и частоту полетов,
типы воздушных судов и предоставляемых емкостей, квоты на
международные воздушные перевозки и условия их выполнения;
96) утверждает в установленных случаях требования к состоянию
здоровья авиационного персонала, организует и совершенствует
проведение врачебно-летной экспертизы и оказание
лечебно-профилактической помощи;
97) осуществляет организационно-методическое руководство
авиационной медициной и координацию деятельности в области охраны
труда и медицинского обслуживания работников в сфере гражданской
авиации;
98) осуществляет функции головной организации по обеспечению
участия Российской Федерации в Международной организации
гражданской авиации (ИКАО); обеспечивает деятельность Комиссии
Российской Федерации по делам Международной организации
гражданской авиации;
в области морского транспорта
99) осуществляет контроль соответствия судоходных компаний и
судов (за исключением организаций рыбопромыслового комплекса и
судов, используемых для добычи и обработки рыбы и других продуктов
моря, а также судов, обслуживающих рыбопромысловый комплекс)
требованиям международных правил, стандартов и норм, в том числе
Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией
судов и предотвращением загрязнения морской среды и меморандумов о
взаимопонимании о контроле со стороны государства порта,
организует государственный надзор за соблюдением законодательства
Российской Федерации в области безопасности мореплавания и охраны
морской среды в российских морских торговых портах всеми судами
независимо от формы собственности, ведомственной и национальной
принадлежности;
100) является головным межотраслевым координирующим органом в
системе федеральных органов исполнительной власти по вопросам
морской деятельности Российской Федерации, в том числе по
проблемам развития и использования торгового, речного,
ледокольного и служебно-вспомогательного флота Российской
Федерации, а также прибрежно-береговой инфраструктуры гражданского
назначения;
101) организует создание и функционирование объектов и средств
обеспечения безопасности мореплавания в акваториях морских портов
(за исключением рыбных) и на подходе к ним, в том числе средств
управления движением судов;
102) осуществляет общее руководство операциями по спасанию
людей и судов, терпящих бедствие на море, по ликвидации разливов
нефти, нефтепродуктов и других вредных веществ в море;
103) организует при выпуске судов из морских портов (за
исключением рыбных) контроль их технического состояния и
соответствия международным требованиям и требованиям
законодательства Российской Федерации, в том числе по вопросам
пожарной безопасности;
104) участвует в организации и проведении работ по
сертификации оборудования, изделий и технологий для судовых
ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения
ядерных материалов и радиоактивных веществ в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
105) выдает разрешения на осуществление перевозок и буксировки
в каботаже судами, плавающими под иностранным флагом;
106) содействует развитию Северного морского пути;
107) осуществляет государственный надзор за судоходством по
Северному морскому пути, обеспечивает навигационную,
гидрографическую и гидрологическую обстановку в Арктике;
108) выдает разрешения на проводку судов по Северному морскому
пути;
109) координирует вопросы, связанные с завозом морем грузов в
районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;
110) регулирует в пределах своей компетенции вопросы найма и
трудоустройства моряков на суда, плавающие под иностранным флагом;
111) осуществляет руководство и контроль деятельности
администраций морских портов (за исключением рыбных), в том числе
по созданию условий для добросовестной конкуренции хозяйствующих
субъектов в морских портах, эффективного использования объектов,
находящихся в федеральной собственности, и соблюдения
установленного порядка выдачи паспортов моряка;
112) осуществляет методическое руководство и контроль
деятельности организаций морского транспорта по выполнению
международных договоров Российской Федерации в области охраны
морской среды и требований природоохранительного законодательства
Российской Федерации;
113) вносит в установленном порядке представления об
утверждении тарифов на услуги ледокольного флота на трассах
Северного морского пути;
114) проводит работу, направленную на увеличение объемов
экспортно-импортных и транзитных перевозок через российские
морские порты;
115) устанавливает на основе международных требований правила
выдачи морякам дипломов и подтверждений к ним, квалификационных и
специальных свидетельств специалиста, осуществляет контроль за
выполнением этих требований;
116) принимает по согласованию с Министерством иностранных дел
Российской Федерации, а в необходимых случаях и с другими
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти от
имени Российской Федерации поправки технического характера к
международным договорам Российской Федерации о торговом
мореплавании;
117) осуществляет государственное управление использованием
атомной энергии на морском транспорте, а также ведомственный учет
и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ;
118) разрабатывает и реализует меры по обеспечению
безопасности при использовании атомной энергии;
119) представляет в Правительство Российской Федерации
предложения по перечню портов Российской Федерации, в которые
разрешаются заходы судов и иных плавучих средств с ядерными
установками и радиационными источниками;
120) участвует в предупреждении, выявлении и пресечении
ядерного терроризма и ликвидации (локализации) его последствий на
ядерно опасных и радиационно опасных объектах морского транспорта;
121) проводит во взаимодействии с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти мероприятия по защите
морского торгового судоходства от актов незаконного вмешательства,
направленных против безопасности мореплавания;
122) осуществляет функции головной организации по обеспечению
участия Российской Федерации в Международной морской организации
(ИМО) и при наличии соответствующих полномочий - в других
международных организациях по вопросам морского транспорта;
123) осуществляет функции секретариата Межведомственной
комиссии Российской Федерации по делам Международной морской
организации;
124) осуществляет совместно с Министерством иностранных дел
Российской Федерации руководство работой Постоянного
представительства Российской Федерации при Международной морской
организации;
в области внутреннего водного транспорта
125) организует и обеспечивает проведение государственного
надзора за соответствием судоходных компаний внутреннего водного
транспорта и судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания,
работающих на внутренних водных путях, требованиям безопасности
судоходства и пожарной безопасности;
126) организует и осуществляет в портах внутреннего водного
транспорта, в том числе устьевых и открытых для захода иностранных
судов, государственный надзор за соблюдением международных правил,
стандартов и норм, в том числе меморандумов о взаимопонимании о
контроле со стороны государства порта; организует государственный
надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в
области безопасности судоходства и охраны окружающей природной
среды всеми судами независимо от формы собственности,
ведомственной и национальной принадлежности (кроме военных,
военно-вспомогательных судов, судов, используемых для добычи и
обработки рыбы и других продуктов моря, судов, обслуживающих
рыбопромысловый комплекс);
127) организует в установленном порядке технический надзор в
отношении судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания;
128) организует регулирование движения судов по внутренним
водным путям;
129) осуществляет координацию и взаимодействие с другими
федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам
строительства, эксплуатации и содержания внутренних водных путей и
судоходных гидротехнических сооружений;
130) подготавливает с участием заинтересованных федеральных
органов исполнительной власти и утверждает планы строительства
судов и плавучих средств за счет средств федерального бюджета;
131) согласовывает размещение искусственных сооружений на
внутренних водных путях;
132) обеспечивает государственный надзор за безопасностью
судоходных гидротехнических сооружений, ведет регистр судоходных
гидротехнических сооружений, участвует в формировании и ведении
Российского регистра гидротехнических сооружений, организует
навигационно-гидрографическое обеспечение плавания судов по
внутренним водным путям;
133) взаимодействует с Министерством природных ресурсов
Российской Федерации и его территориальными органами, а также с
другими федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам
регулирования режимов попуска воды и эксплуатации водохранилищ;
134) устанавливает габариты судовых ходов, категорию и сроки
действия судоходной обстановки, а также сроки работы шлюзов;
135) координирует и регулирует работу организаций внутреннего
водного транспорта по обеспечению перевозок грузов в районы
Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также
экспортно-импортные перевозки по государственным заказам;
136) утверждает в установленном порядке размер платы за
услуги, оказываемые судам и судовладельцам государственными
бассейновыми управлениями водных путей и судоходства, федеральным
государственным унитарным предприятием "Канал имени Москвы" и
морскими администрациями портов внутреннего водного транспорта, а
также порядок применения такой платы;
137) представляет Российскую Федерацию в Постоянной
международной ассоциации конгрессов по судоходству и при наличии
соответствующих полномочий - в других международных организациях
по вопросам внутреннего водного транспорта;
в области автомобильного, городского электрического
и промышленного транспорта
138) участвует в разработке и реализации мер по повышению
безопасности дорожного движения и снижению вредного воздействия
автомобильного транспорта на окружающую среду, поддержанию
находящихся в эксплуатации транспортных средств в технически
исправном состоянии;
139) участвует в рабочих и государственных комиссиях по
приемке в эксплуатацию новых образцов транспортных средств,
предназначенных для перевозки пассажиров и опасных грузов;
140) согласовывает с компетентными органами иностранных
государств и Европейской конференцией министров транспорта квоты
на международные перевозки автомобильным транспортом и условия их
выполнения, получает и распределяет на конкурсной основе между
российскими перевозчиками разрешения на эти перевозки;
141) организует всероссийские конкурсы профессионального
мастерства работников автомобильного, городского электрического и
промышленного транспорта;
142) согласовывает с компетентными органами иностранных
государств вопросы об открытии регулярных международных автобусных
маршрутов, обменивается в установленном порядке бланками
разрешений на осуществление нерегулярных международных
пассажирских перевозок, выдает такие разрешения российским
перевозчикам;
143) рассматривает заявки, осуществляет в случаях,
установленных международными договорами и законодательством
Российской Федерации, оформление и выдачу в установленном порядке
российским и иностранным перевозчикам специальных разрешений на
международные перевозки опасных грузов автомобильным транспортом
по территории Российской Федерации;
в области дорожного хозяйства
144) организует исполнение федерального бюджета в части
финансирования дорожного хозяйства, включая средства Федерального
дорожного фонда Российской Федерации;
145) выполняет в установленном порядке функции по управлению
федеральными автомобильными дорогами общего пользования и
федеральным имуществом, необходимым для обеспечения их
функционирования;
146) координирует деятельность по развитию сети автомобильных
дорог общего пользования во взаимодействии с другими федеральными
органами исполнительной власти и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации; осуществляет перспективное и
текущее планирование развития федеральной дорожной сети,
совершенствование системы обеспечения ее содержания;
147) организует совместно с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации общественные работы в рамках
федеральных и региональных программ дорожного строительства;
148) рассматривает и готовит заключения по вопросам
строительства, содержания и эксплуатации платных автомобильных
дорог общего пользования, объектов дорожного сервиса на
автомобильных дорогах общего пользования, согласовывает их
технические и эксплуатационные параметры;
149) осуществляет контроль за соблюдением порядка пользования
федеральными автомобильными дорогами общего пользования и правил
их охраны;
150) согласовывает нормативные правовые акты федеральных
органов исполнительной власти, устанавливающие правила пересечения
или сближения автомобильных дорог с трубопроводами, сетями и
средствами связи и электропередачи и другими сооружениями, а также
порядок эксплуатации железнодорожных переездов, их открытия и
закрытия;
151) вносит предложения о порядке использования земель,
занятых автомобильными дорогами общего пользования, организует их
рациональное использование в целях привлечения дополнительных
средств для реализации дорожных программ и проектов, согласовывает
в установленном порядке размещение в полосе отвода и придорожной
полосе федеральных автомобильных дорог общего пользования
сооружений и объектов;
152) разрабатывает и утверждает техническую классификацию
автомобильных дорог общего пользования, готовит в установленном
порядке предложения по изменению и уточнению классификации
автомобильных дорог общего пользования и перечней федеральных
автомобильных дорог общего пользования;
153) организует учет автомобильных дорог общего пользования,
учет интенсивности движения транспортных средств, диагностику и
оценку транспортно-эксплуатационного состояния федеральных
автомобильных дорог общего пользования, информирование
пользователей о состоянии этих автомобильных дорог;
154) организует ежегодное планирование работ на автомобильных
дорогах общего пользования, финансируемых за счет средств
федерального бюджета, утверждает перечень объектов, в отношении
которых должны разрабатываться технико-экономические обоснования,
перечни, титульные списки строек и проекты строительства объектов
дорожного хозяйства, финансируемых за счет средств федерального
бюджета, проводит экспертизу проектно-сметной документации;
155) участвует в разработке и согласовании программ ликвидации
пересечений автомобильных дорог общего пользования и
железнодорожных путей на одном уровне, рассматривает вопросы
долевого финансирования строительства путепроводов в местах их
пересечения;
156) утверждает по согласованию с Министерством внутренних дел
Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти правила пропуска по автомобильным
дорогам общего пользования транспортных средств со
сверхнормативными нагрузками на ось, массой и габаритами;
157) уведомляет в установленном порядке полномочные органы
государств, заключивших с Российской Федерацией соглашения о
международном автомобильном сообщении, о правовых актах,
предусматривающих ограничение движения по автомобильным дорогам
или устанавливающих нормативы допустимых весовых нагрузок на ось и
габаритов транспортных средств, заблаговременно оповещает эти
органы о времени и маршрутах введения ограничения движения по
сезонно-климатическим условиям на федеральных автомобильных
дорогах общего пользования;
158) организует взимание установленных неналоговых сборов и
платежей за проезд по федеральным автомобильным дорогам общего
пользования (в том числе платы в счет компенсации ущерба от
перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов) и контроль за их
целевым использованием;
159) осуществляет контроль за качеством проектирования,
строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных
дорог общего пользования в части соблюдения установленных
требований, стандартов и норм, проводит проверку деятельности
организаций дорожного хозяйства по выполнению законодательства
Российской Федерации, стандартов и иных нормативных актов;
160) участвует непосредственно или через уполномоченные
Министерством организации в расследовании причин аварий и
разрушений автомобильных дорог общего пользования и дорожных
сооружений на них;
161) устанавливает порядок определения размера платы за проезд
транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных и
тяжеловесных грузов, взимаемой в счет компенсации ущерба,
наносимого федеральным автомобильным дорогам общего пользования и
дорожным сооружениям на них;
162) выдает специальные разрешения для пропуска по федеральным
автомобильным дорогам общего пользования транспортных средств с
крупногабаритными и тяжеловесными грузами, осуществляющих
международные автомобильные перевозки;
163) выполняет другие функции в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
III. Права Министерства транспорта Российской Федерации
9. Министерство транспорта Российской Федерации имеет право:
1) распределять выделенные из федерального бюджета средства и
осуществлять контроль за их расходованием;
2) вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной
власти предложения по вопросам транспортного комплекса,
участвовать в установленном порядке в рассмотрении органами
государственной власти Российской Федерации вопросов,
затрагивающих интересы транспортного комплекса;
3) осуществлять в установленном порядке концентрацию средств,
получаемых за счет внебюджетных источников;
4) утверждать в установленном порядке по объектам
транспортного комплекса, финансируемым за счет средств
федерального бюджета, технико-экономические обоснования, типовые
проекты, проектно-сметную документацию, титульные списки строек и
объектов, а также требования к составу проектной документации;
5) вносить в Правительство Российской Федерации предложения о
приостановлении выделения субъектам Российской Федерации
субвенций, субсидий и дотаций из Федерального дорожного фонда
Российской Федерации в случае нецелевого использования этих
средств;
6) создавать рабочие и государственные комиссии и осуществлять
приемку объектов транспортного комплекса, относящихся к
федеральной собственности;
7) издавать в установленном порядке обязательные для
исполнения всеми юридическими и физическими лицами нормативные
правовые и нормативные технические акты, в том числе
межведомственного характера, а также методические и инструктивные
документы по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства,
давать по ним разъяснения; согласовывать в установленном порядке
проекты нормативных правовых и нормативных технических актов,
разрабатываемых иными федеральными органами исполнительной власти;
8) вносить в установленном порядке проекты законов и иных
нормативных правовых актов, затрагивающих интересы транспортного
комплекса;
9) отменять решения территориальных органов Министерства,
принятые ими в нарушение законодательства Российской Федерации или
с превышением полномочий, а также рекомендовать организациям,
находящимся в ведении Министерства, отменять такие решения,
принятые этими организациями;
10) утверждать уставы и положения находящихся в ведении
Министерства федеральных государственных унитарных предприятий и
федеральных государственных учреждений;
11) разрабатывать и утверждать совместно с Министерством путей
сообщения Российской Федерации правила перевозок грузов в прямом
смешанном сообщении;
12) разрабатывать и в установленном порядке представлять на
утверждение правила дорожного движения Российской Федерации;
13) выдавать в установленных случаях и порядке юридическим и
физическим лицам, осуществляющим хозяйственную деятельность в
транспортном комплексе, лицензии и свидетельства; при выявлении
нарушений приостанавливать действие лицензий или аннулировать
свидетельства, а также вносить предложения об аннулировании
лицензий в порядке и в случаях, установленных законодательством
Российской Федерации, привлекать нарушителей к ответственности;
14) вносить в установленном порядке в Правительство Российской
Федерации предложения об открытии (закрытии) для международного
сообщения автомобильных переходов, аэропортов, аэродромов, морских
торговых и речных портов, а также об установлении и закрытии в них
пунктов пропуска; принимать в установленном порядке решение об
открытии автомобильных, воздушных, морских и речных пунктов
пропуска через государственную границу Российской Федерации;
15) согласовывать в установленном порядке планы размещения
зданий, сооружений и объектов (в том числе наружной рекламы), не
относящихся к транспортному комплексу, в полосе отвода внутренних
водных путей и придорожной полосе федеральных автомобильных дорог
общего пользования, подъездных железнодорожных путей, в зонах
действия аэропортов, объектов аэронавигации, морских торговых и
речных портов, других объектов транспортного комплекса;
16) проводить проверки соблюдения юридическими и физическими
лицами, входящими в транспортный комплекс, требований в области
обеспечения авиационной безопасности, безопасности полетов и
судоходства, соблюдения правил пользования воздушным
пространством, внутренними водными путями и гидротехническими
сооружениями на них;
17) запрещать или приостанавливать выполнение полетов
воздушных судов гражданской авиации при обнаружении обстоятельств,
угрожающих безопасности полетов, а также в иных случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации;
18) принимать по согласованию с территориальными органами
Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации решения о
временном ограничении или прекращении движения по федеральным
автомобильным дорогам общего пользования при стихийных бедствиях и
чрезвычайных ситуациях, вводить по согласованию с указанными
территориальными органами временное ограничение движения по
федеральным автомобильным дорогам общего пользования при
проведении дорожных работ на проезжей части и в полосе отвода
указанных дорог;
19) вводить по согласованию с Главным управлением
Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации в установленном
порядке временное ограничение движения при неблагоприятных
сезонных природно-климатических условиях;
20) выдавать паспорт моряка членам экипажей морских судов и
судов смешанного (река-море) плавания (кроме судов, используемых
для добычи и обработки рыбы и других продуктов моря, и судов,
обслуживающих рыбопромысловый комплекс), устанавливать и
продлевать срок действия этих паспортов;
21) вносить в специально уполномоченные органы предложения о
проведении проверок соблюдения требований пожарной, промышленной
безопасности и охраны труда юридическими и физическими лицами,
осуществляющими деятельность в области транспортного комплекса, и
участвовать в проведении этих проверок;
22) создавать в установленном порядке временные рабочие группы
и комиссии по ликвидации чрезвычайных ситуаций при их
возникновении на транспортных коммуникациях и с транспортными
средствами;
23) утверждать мобилизационные планы организаций транспортного
комплекса, заключать с ними договоры (контракты) на выполнение
мобилизационных заданий и мероприятий по мобилизационной
подготовке;
24) проводить в установленном порядке проверки деятельности
организаций транспортного комплекса и территориальных органов
Министерства по соблюдению законодательства Российской Федерации в
области транспорта, финансовой дисциплины, мобилизационной
подготовки, безопасности движения и экологических норм, принимать
меры по устранению выявленных нарушений;
25) устанавливать перечень сведений, отнесенных к
государственной тайне и подлежащих засекречиванию в транспортном
комплексе;
26) приостанавливать работы со сведениями, отнесенными к
государственной тайне, в случае обнаружения утечки (или
предпосылок к утечке) указанных сведений до устранения причин,
повлекших несанкционированный доступ к таким сведениям;
27) принимать по согласованию с Министерством имущественных
отношений Российской Федерации и по представлению организаций
транспортного комплекса решения о консервации транспортных
средств, дорожной техники, технологического оборудования и другого
федерального имущества, имеющего мобилизационное назначение или
временно не используемого в связи с сокращением объема перевозок и
производства продукции, работ и услуг;
28) вносить и согласовывать в установленном порядке
предложения о закреплении федерального имущества за организациями
транспортного комплекса в хозяйственном ведении, оперативном
управлении или о его отчуждении, а также о разграничении
государственной собственности в транспортном комплексе на
федеральную собственность и собственность субъектов Российской
Федерации и о передаче федерального имущества в собственность
субъектов Российской Федерации;
29) давать заключения по проектам решений об акционировании и
приватизации предприятий и объектов транспортного комплекса,
находящихся в федеральной собственности;
30) вносить предложения и согласовывать решения об отчуждении
или передаче закрепленных в федеральной собственности акций
организаций транспортного комплекса в собственность субъектов
Российской Федерации, а также о других изменениях, касающихся
вопросов управления и распоряжения этими акциями;
31) представлять в установленном порядке интересы государства
в акционерных обществах транспортного комплекса, акции которых
находятся в федеральной собственности, а также в отношении которых
принято решение об использовании специального права на участие
Российской Федерации в управлении этими акционерными обществами
("золотая акция");
32) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в
установленном порядке свои территориальные органы, а также
подведомственные федеральные государственные учреждения,
утверждать их уставы и положения;
33) подготавливать и вносить в установленном порядке
предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных
государственных унитарных предприятий транспортного комплекса,
утверждать их уставы;
34) давать заключения по вопросам отчуждения, списания и (или)
утилизации федерального имущества, закрепленного за организациями
транспортного комплекса в хозяйственном ведении или оперативном
управлении;
35) заключать, изменять и расторгать в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, контракты с руководителями
находящихся в ведении Министерства федеральных государственных
унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а
также капитанами морских торговых портов;
36) осуществлять в установленном порядке финансирование
проектных, научно-технических и научно-исследовательских работ по
важнейшим проблемам транспортного комплекса, привлекать на
договорной основе научные организации, ученых и специалистов, в
том числе иностранных, к решению проблем, относящихся к ведению
Министерства;
37) определять в установленном порядке размер, правила
взимания и использования платы за услуги, оказываемые
государственными бассейновыми управлениями водных путей и
судоходства, а также правила взимания и использования платы за
услуги, оказываемые администрациями морских торговых портов;
38) утверждать в установленном порядке правила применения и
регистрации тарифов и взимания сборов за услуги, оказываемые
организациями морского, внутреннего водного, автомобильного и
промышленного транспорта;
39) вносить в установленном порядке предложения о размере
платежей и сборов, взимаемых с иностранных перевозчиков,
пользующихся на территории Российской Федерации воздушными
трассами, морскими, внутренними водными путями и федеральными
автомобильными дорогами общего пользования, в случаях, когда
международными договорами Российской Федерации не предусмотрено на
взаимной основе освобождение от взимания указанных платежей и
сборов или когда такие платежи и сборы устанавливаются в отношении
российских перевозчиков полномочными государственными органами
иностранных государств в одностороннем порядке;
40) разрабатывать и утверждать по согласованию с Министерством
труда и социального развития Российской Федерации и иными
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
квалификационные требования в отношении отдельных категорий
работников организаций транспортного комплекса; устанавливать
порядок присвоения званий лицам командного состава воздушных и
морских судов (кроме судов, используемых для добычи и обработки
рыбы и других продуктов моря, и судов, обслуживающих
рыбопромысловый комплекс), судов внутреннего и смешанного
(река-море) плавания и выдавать дипломы, удостоверяющие эти
звания;
41) разрабатывать и утверждать перечни должностей работников,
имеющих право на ведение работ в области использования атомной
энергии в транспортном комплексе;
42) получать в установленном порядке у организаций
транспортного комплекса информацию (в том числе статистические
данные и бухгалтерскую отчетность) по вопросам, входящим в
компетенцию Министерства;
43) учреждать в установленном порядке ведомственные награды и
награждать ими;
44) устанавливать правила ношения форменной одежды и знаки
различия для работников центрального аппарата Министерства, его
территориальных органов и работников отдельных организаций
транспортного комплекса;
45) формировать по согласованию с заинтересованными органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации сеть
межреспубликанских и межобластных автобусных маршрутов, утверждать
по согласованию с компетентными органами других государств
международные автобусные маршруты;
46) осуществлять в установленном порядке координацию
деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации, связанным с транспортным
комплексом;
47) создавать в установленном порядке межведомственный
координационный совет по транспорту, совет по координации действий
с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а
также участвовать в работе межведомственных координационных и
совещательных органов по вопросам, входящим в компетенцию
Министерства;
48) заключать с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, ассоциациями экономического взаимодействия
субъектов Российской Федерации и отраслевыми ассоциациями
(союзами) соглашения о взаимодействии в области транспортного
комплекса;
49) представлять по поручению Правительства Российской
Федерации интересы Российской Федерации на межгосударственном
уровне по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, в
установленном порядке участвовать в подготовке и заключении
договоров с иностранными государствами и международными, в том
числе финансовыми, организациями, осуществлять контроль за
выполнением этих договоров;
50) направлять по согласованию с Министерством иностранных дел
Российской Федерации своих представителей в секретариаты и рабочие
органы специализированных международных организаций по вопросам
транспорта и дорожного хозяйства и осуществлять оперативное
руководство деятельностью этих представителей;
51) вырабатывать по согласованию с Министерством иностранных
дел Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти позицию Российской Федерации по
вопросам, относящимся к гражданской авиации, морскому, внутреннему
водному, автомобильному и городскому электрическому транспорту и
дорожному хозяйству;
52) вносить в установленном порядке предложения об открытии и
закрытии представительств Министерства за рубежом, осуществлять
оперативное руководство их деятельностью и кадровое обеспечение, а
также в случае необходимости иметь своих представителей в составе
дипломатических представительств Российской Федерации, их
торгово-экономических отделов и представительств Российской
Федерации по торгово-экономическим вопросам;
53) аккредитовывать в установленном порядке при Министерстве
российские организации и представительства иностранных юридических
лиц, осуществляющих деятельность в области транспортного
комплекса;
54) принимать в установленном порядке иностранные делегации,
прибывающие в Российскую Федерацию, и направлять делегации в
иностранные государства для решения вопросов, входящих в
компетенцию Министерства;
55) согласовывать с компетентными органами других государств
квоты на международные перевозки гражданской авиацией, морским,
внутренним водным и автомобильным транспортом и условия их
выполнения;
56) учреждать в установленном порядке журналы, газеты и другие
средства массовой информации для освещения деятельности
транспортного комплекса;
57) проводить конференции, совещания и семинары,
организовывать выставки по проблемам совершенствования и развития
транспортного комплекса, в том числе международного характера.
IV. Организация деятельности Министерства транспорта
Российской Федерации
10. Министерство транспорта Российской Федерации возглавляет
Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности
Президентом Российской Федерации по представлению Председателя
Правительства Российской Федерации.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и
освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
Министр руководит деятельностью Министерства на основе
единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на Министерство задач и функций.
11. Министр транспорта Российской Федерации:
1) вносит в установленном порядке на рассмотрение
Правительства Российской Федерации проекты законов и других
нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию
Министерства;
2) распределяет обязанности между своими заместителями;
3) распределяет обязанности и определяет ответственность
руководителей структурных подразделений центрального аппарата
Министерства и его территориальных органов;
4) утверждает положения о структурных подразделениях
центрального аппарата Министерства и о его территориальных
органах;
5) в установленном порядке назначает на должность и
освобождает от должности руководящих работников центрального
аппарата Министерства, руководителей его территориальных органов,
находящихся в ведении Министерства федеральных государственных
унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений,
перечень которых устанавливается Министерством, поощряет и
налагает дисциплинарные взыскания на указанных работников;
6) утверждает структуру и штатное расписание центрального
аппарата Министерства, численность и фонд оплаты труда работников
его территориальных органов в пределах установленных
Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда
оплаты труда работников, а также смету расходов на их содержание в
пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на
государственное управление;
7) представляет в установленном порядке особо отличившихся
работников центрального аппарата Министерства, его территориальных
органов и работников организаций транспортного комплекса к
награждению государственными наградами Российской Федерации,
награждает указанных работников, а также работников других
федеральных органов исполнительной власти, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления ведомственными наградами;
8) решает в соответствии с законодательством Российской
Федерации о государственной службе вопросы, связанные с
прохождением федеральной государственной службы в Министерстве и
его территориальных органах;
9) осуществляет в установленном порядке полномочия по
отнесению сведений к государственной тайне и организует их защиту;
10) является по должности начальником гражданской обороны
Министерства и осуществляет руководство гражданской обороной в
Министерстве;
11) осуществляет другие полномочия в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
12. В Министерстве транспорта Российской Федерации образуется
коллегия в составе Министра (председатель коллегии) и заместителей
Министра, входящих в нее по должности.
В состав коллегии могут включаться руководящие работники
центрального аппарата Министерства и руководители организаций
транспортного комплекса, представители федеральных органов
государственной власти, ведущие ученые и специалисты.
Численность и члены коллегии, кроме лиц, входящих в нее по
должности, утверждаются Правительством Российской Федерации по
представлению Министра.
Коллегия рассматривает на своих заседаниях важнейшие вопросы,
входящие в компетенцию Министерства. Решения коллегии оформляются
протоколами и реализуются, как правило, приказами Министра.
В случае разногласий между Министром и членами коллегии
решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях в
Правительство Российской Федерации.
Члены коллегии, имеющие особое мнение по принятому решению,
также могут сообщить о нем в Правительство Российской Федерации.
13. В центральном аппарате Министерства транспорта Российской
Федерации создаются в установленном порядке департаменты, другие
структурные подразделения, а также Администрация Северного
морского пути.
Структурные подразделения Министерства, осуществляющие
специальные функции отраслевого управления, объединяются в
соответствующие отраслевые блоки, возглавляемые первыми
заместителями (заместителями) Министра (государственная служба
гражданской авиации, государственная служба дорожного хозяйства,
государственная служба морского флота, государственная служба
речного флота, служба автомобильного и городского пассажирского
транспорта).
Первые заместители (заместители) Министра, возглавляющие
отраслевые блоки - государственную службу гражданской авиации и
государственную службу морского флота, имеют право в установленном
порядке подписывать (утверждать) нормативные правовые акты по
вопросам безопасности полетов и безопасности мореплавания
соответственно.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.11.2002 N 854)
Подписанные (утвержденные) первыми заместителями
(заместителями) Министра правовые акты могут быть отменены
Министром транспорта Российской Федерации.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.11.2002 N 854)
14. Министерство транспорта Российской Федерации имеет
Российскую транспортную инспекцию, состоящую из подразделения
центрального аппарата Министерства - Департамента Российской
транспортной инспекции и территориальных органов Министерства -
отделений Российской транспортной инспекции.
Российскую транспортную инспекцию возглавляет первый
заместитель Министра - главный государственный транспортный
инспектор Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.01.2003 N 26)
Положение о Российской транспортной инспекции утверждается
Правительством Российской Федерации.
15. В Министерстве транспорта Российской Федерации могут быть
образованы научно-консультативные, экспертные и иные советы по
проблемам функционирования транспортного комплекса.
Состав научно-консультативных, экспертных и иных советов, а
также положения о них утверждаются Министром.
Организационно-техническое обеспечение деятельности указанных
советов осуществляется центральным аппаратом Министерства.
16. Министерство транспорта Российской Федерации является
юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением
Государственного герба Российской Федерации и со своим
наименованием, счета, открываемые в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
|