МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 декабря 2000 г. N 2510/14329-32
О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ
ЗА НАЗНАЧЕНИЕМ ЛЕКАРСТВ
Во исполнение решения коллегии Минздрава России от 25.04.2000
(протокол N 8, п. 3) "О лекарственном обеспечении ветеранов"
Минздравом России совместно с привлечением специалистов по
клинико - экспертной работе, по организации и управлению
деятельностью лечебно - профилактических и фармацевтических
учреждений, по организации обязательного медицинского страхования
были проведены комплексные проверки состояния лекарственного
обеспечения ветеранов в ряде территорий Северо - Западного и
Центрального районов России.
В ходе проверок были изучены медицинские документы пациентов,
находящихся в стационарах различного уровня и профиля (областные,
городские, центральные районные и участковые больницы,
специализированные диспансеры), а также в соответствующих
амбулаторно - поликлинических учреждениях. Наряду с лечебно -
профилактическими учреждениями государственной и муниципальной
систем здравоохранения были проверены медицинские учреждения иной
ведомственной принадлежности.
Во всех проверенных субъектах Российской Федерации утверждены
территориальные целевые программы лекарственного обеспечения
населения и лечебно - профилактических учреждений, территориальные
перечни и формуляры жизненно необходимых и важнейших лекарственных
средств, осуществляются меры по контролю за ценообразованием на
лекарства и по оптимизации закупок препаратов для лечебно -
профилактических учреждений и льготных групп населения путем
проведения тендерных торгов.
Вместе с тем были выявлены случаи нерационального расходования
выделенных на эти цели государственных средств, связанные с
необоснованным назначением лекарств.
Установлено, что назначение лекарственных средств пациентам
при амбулаторном и стационарном лечении осуществляется в
соответствии с Приказом Минздрава России от 23.08.99 N 328 "О
рациональном назначении лекарственных средств, правилах
выписывания рецептов на них и порядке отпуска аптечными
учреждениями (организациями)".
В то же время должный текущий и плановый контроль со стороны
заведующих отделениями и заместителей главных врачей по
клинико - экспертной работе за обоснованностью проводимой терапии,
регламентированный Приказом Минздрава России и Федерального фонда
ОМС от 11.12.98 N 361/99 "О порядке осуществления контроля за
назначением и обеспечением отдельных категорий граждан Российской
Федерации на льготных условиях лекарственными средствами и
изделиями медицинского назначения", в полной мере не проводится.
Наиболее часто встречаются следующие недостатки:
- при назначении лекарств не принимаются во внимание
утвержденные Минздравом России федеральные стандарты лечения
отдельных групп заболеваний (гастроэнтерологических,
пульмонологических, психоневрологических и др.);
- назначаются лекарственные препараты с недоказанной
эффективностью (АТФ, кокарбоксилаза, рибоксин, витамины,
поляризующие смеси и др.);
- без достаточных показаний назначается парентеральное
введение лекарств, таких, как фуросемид, эуфиллин, препараты
калия, нитраты, смеси электролитов и пр.;
- необоснованно часто соматическим больным в стационарах
назначаются психотропные средства (транквилизаторы,
антидепрессанты, снотворные и т.д.);
- без достаточных оснований назначаются антигистаминные
препараты при неаллергической патологии, гентамицин и другие
антибиотики при внебольничных пневмониях без посева мокроты и
определения чувствительности к антибиотикам, препараты калия у
кардиологических больных без контроля уровня калия в крови, а
также, невзирая на нормальный или высокий уровень, фуросемид и
коротко действующие дигидропиридины в лечении артериальной
гипертонии и пр.;
- не назначаются абсолютно показанные лекарственные средства
(антибактериальная терапия при язвенной болезни, бета - блокаторы
при ишемической болезни сердца с гиперкинетическим типом
кровообращения, ингибиторов АПФ при недостаточности
кровообращения, базисной противовоспалительной терапии при
бронхообструктивных заболеваниях и т.д.);
- одновременно назначаются препараты с однонаправленным
терапевтическим эффектом (бета - блокатор + верапамил, эуфиллин +
теопэк, диклофенак + индометацин и т.п.);
- имеют место случаи назначения лекарств при наличии
противопоказаний (диклофенак при обострении язвенной болезни,
пенициллин при бронхиальной астме), а также назначение
несовместимых препаратов;
- при стационарном и амбулаторном лечении имеет место
полипрагмазия (одновременное назначение 7 - 8 препаратов для
лечения одного заболевания) и политерапия (одновременная терапия
всех имеющихся у пациента заболеваний). Наиболее часто эти
недостатки отмечаются в больницах и госпиталях ветеранов войн, а
также при назначении лекарств на льготных условиях этой категории
граждан;
- не осуществляется возрастная корректировка дозировок
лекарственных средств, режимов и способов введения препаратов
(парентеральное назначение больших объемов жидкостей, недостаточно
медленно и т.д.) у граждан пожилого, особенно старческого
возраста;
- в историях болезни отсутствуют достаточные обоснования для
назначения того или иного препарата, отсутствуют необходимые
данные лабораторных и инструментальных исследований, записи
консультаций узких специалистов, подтверждающие целесообразность
выбора лекарств.
Кроме того, при амбулаторном лечении клиническая эффективность
проводимой терапии оценивается недостаточно: записи в амбулаторных
картах также не всегда мотивируют выбор рекомендуемых препаратов,
в течение длительного времени назначаются одни и те же
лекарственные средства, несмотря на отсутствие клинического
эффекта.
В целях обеспечения проведения рациональной лекарственной
терапии и усиления контроля за обоснованностью назначения лекарств
Минздрав России рекомендует принять следующие меры:
1. Активизировать работу по созданию формулярных комитетов при
органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации
и крупных муниципальных образований, а также по созданию
формулярных комиссий в лечебно - профилактических учреждениях.
При этом на формулярные комитеты и комиссии рекомендуется
возложить следующие функции:
- разработка и утверждение соответствующих формуляров
(территориальных, амбулаторно - поликлинических, больничных,
отделенческих и т.п.) лекарственных средств на основе принципов
доказательной медицины по наиболее распространенным нозологическим
формам с учетом профиля учреждений, их мощности и объемов
финансирования; выделение в формулярах препаратов для
этиопатогенетической, вспомогательной терапии и для профилактики
возможных осложнений;
- контроль за обоснованностью и целесообразностью назначения
лекарственных препаратов; регулярное обсуждение выявленных
недостатков на клинических конференциях;
- на основании представлений из аптечных учреждений сведений о
неправильно выписанных рецептах проведение семинарских занятий о
правилах оформления рецептурных бланков с врачами и средним
медицинским персоналом лечебно - профилактических учреждений.
2. Продолжить работу по введению должностей клинических
фармакологов в штатное расписание крупных лечебно -
профилактических учреждений.
При этом необходимо возложить на клинических фармакологов
функции постоянного мониторинга за обоснованностью назначения,
совместимостью и побочным действием лекарственных средств.
3. Осуществлять регулярный мониторинг главными специалистами
различного профиля органов управления здравоохранением субъектов
федерации и муниципальных образований за выполнением контрольных
функций в части обоснованности назначения лекарств заместителями
главных врачей лечебно - профилактических учреждений по клинико -
экспертной работе.
4. Регулярно проводить семинары по вопросам клинической
фармакологии и рациональной фармакотерапии для врачей
практического звена с привлечением клиницистов из
научно - исследовательских и образовательных медицинских
учреждений и главных специалистов различного профиля органов
управления здравоохранением субъектов федерации и муниципальных
образований.
5. Ускорить внедрение в лечебно - профилактических учреждениях
автоматизированной информационно - аналитической системы анализа
состояния лекарственного обеспечения и контроля за качеством
лечения больных.
6. Завершить работу по внедрению персонифицированного учета
граждан, имеющих льготный статус, и отпускаемых им лекарственных
средств.
Первый заместитель Министра
А.И.ВЯЛКОВ
|