Утверждаю
Министр путей сообщения
Российской Федерации
25 декабря 2000 г. N ЦУКС-799
Согласовано
письмо
Госстроя России
от 17 ноября 1999 г. N ЛБ-4013/9
Постановление
Президиума ЦК Российского
профсоюза железнодорожников
и транспортных строителей
от 24 ноября 2000 г. N 17.35
ПРАВИЛА
ПРИЕМКИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЗАКОНЧЕННЫХ СТРОИТЕЛЬСТВОМ,
УСИЛЕНИЕМ, РЕКОНСТРУКЦИЕЙ ОБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
1. Общие положения
1.1. Законченные строительством, усилением или реконструкцией в
соответствии с утвержденным проектом объекты федерального
железнодорожного транспорта (далее объекты железнодорожного
транспорта) должны быть приняты от подрядчика и введены в
эксплуатацию в порядке, установленном настоящими Правилами. К этим
объектам относятся новые железнодорожные линии, дополнительные -
вторые, третьи и четвертые - главные пути, усиливаемые или
реконструируемые существующие железнодорожные линии, станции и
узлы, отдельные сооружения или устройства железных дорог
(электрификации, связи, сигнализации, централизации и блокировки,
автоматизированные системы управления и вычислительные центры,
заводы, мосты и тоннели, служебно-технические, жилые и другие
здания и сооружения производственного и непроизводственного
назначения, конструкции и устройства защиты пути, сооружений и
охраны окружающей среды). При приемке в эксплуатацию законченных
строительством жилых зданий и других объектов непроизводственного
(социального) назначения следует руководствоваться также
нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации по приемке и вводу в эксплуатацию законченных
строительством объектов.
1.2. Приемка законченных строительством, усилением или
реконструкцией объектов железнодорожного транспорта осуществляется
государственными приемочными комиссиями или заказчиком с участием
представителей государственных органов и органов местного
самоуправления.
Приемкой должно быть установлено соответствие объекта
железнодорожного транспорта утвержденному проекту, а также
требованиям строительно-технических норм МПС России "Железные
дороги колеи 1520 мм" СТН Ц-01-95.
1.3. Приемка законченных строительством, усилением или
реконструкцией объектов железнодорожного транспорта по
государственному контракту, при котором полностью или частично
использовались инвестиционные ресурсы государственного органа или
организации, наделенной правом распоряжаться такими ресурсами, а
также новых железнодорожных линий, независимо от форм
инвестирования, осуществляется государственными приемочными
комиссиями.
В иных случаях приемка законченных строительством, усилением
или реконструкцией объектов железнодорожного транспорта
осуществляется заказчиком.
1.4. Новые железнодорожные линии, дополнительные главные пути,
усиливаемые (реконструируемые) линии, электрифицируемые
железнодорожные участки, устройства сигнализации, централизации и
блокировки (СЦБ), реконструируемые узлы и станции, заводы и другие
объекты железнодорожного транспорта производственного назначения
могут быть приняты в эксплуатацию по отдельным частям (участкам,
перегонам, паркам или путям узлов и станций, цехам и другим), если
это предусмотрено утвержденным проектом. При этом приемка в
эксплуатацию последней части объекта (участка, перегона, парка,
группы путей, цеха и других) производится одновременно с приемкой
объекта в целом или его последней очереди.
1.5. Объекты железнодорожного транспорта, законченные
строительством, усилением или реконструкцией, принимаемые в
эксплуатацию государственной приемочной комиссией, предъявляют к
приемке совместно заказчик и подрядчик, а принимаемые заказчиком -
подрядчик или застройщик, выполняющий строительство (усиление,
реконструкцию).
1.6. Приемка в эксплуатацию объектов железнодорожного
транспорта или их отдельных комплексов по очередям строительства
выполняется при полном их соответствии утвержденному проекту, с
учетом внесенных в него в установленном порядке изменений. Все
выявленные недостатки (недоделки) должны быть устранены до приемки
в эксплуатацию предъявленных объектов.
Объекты железнодорожного транспорта производственного
назначения необходимо принимать в эксплуатацию при полной
готовности, обеспечении энергоресурсами, сырьем и другом
обеспечении, а также способности выпускать продукцию (оказывать
услуги), предусмотренные проектом в объеме, соответствующем
освоению проектных мощностей в начальный период. Объекты или их
отдельные очереди (комплексы), связанные с выполнением перевозок
пассажиров и грузов, должны обеспечивать объем этих перевозок в
размерах, предусмотренных проектом, установленные скорости,
безопасность движения поездов и надежность.
Из состава пусковых комплексов не допускается исключать объекты
железнодорожного транспорта производственного назначения,
предназначенные для обеспечения охраны труда и окружающей среды,
пожарной безопасности, надежности сооружений.
1.7. Объекты железнодорожного транспорта производственного
назначения допускается принимать в эксплуатацию в составе
предусмотренных проектом пусковых комплексов с внесенными в него
изменениями.
1.8. Вновь построенные, усиленные или реконструированные
объекты железнодорожного транспорта производственного назначения
должны вводиться в действие в соответствии с требованиями
законодательства Российской Федерации и Правилами технической
эксплуатации железных дорог Российской Федерации после утверждения
технической документации, устанавливающей порядок их работы,
обеспечивающий охрану труда и безопасность движения поездов
(техническо-распорядительные акты, инструкции по работе), и после
проверки знаний указанной документации работниками, обслуживающими
эти объекты, сооружения или устройства.
1.9. Объекты железнодорожного транспорта производственного или
социального назначения, а также их инженерного обеспечения,
включая вахтовые комплексы и комплексы для смен, работающих на
расстоянии более 4 км от населенных пунктов, должны приниматься
после выполнения всех строительно-монтажных работ, благоустройства
территории и обеспечения объектов оборудованием и инвентарем в
полном соответствии с утвержденными проектами и требованиями
строительно-технических норм МПС России "Железные дороги колеи
1520 мм" СТН Ц-01-95.
1.10. При приемке объектов железнодорожной автоматики,
телемеханики и связи, дополнительно к настоящим Правилам,
необходимо руководствоваться инструкцией по приемке в эксплуатацию
законченных строительством объектов железнодорожной автоматики,
телемеханики и связи. При приемке в эксплуатацию устройств
электроснабжения дополнительно, следует соблюдать требования Норм
по производству и приемке строительных и монтажных работ при
электрификации железных дорог (устройства электроснабжения).
1.11. Датой ввода объекта железнодорожного транспорта в
эксплуатацию считается дата подписания акта государственной
приемочной комиссией или заказчиком.
1.12. Данные о вводе в эксплуатацию законченных строительством,
усилением или реконструкцией объектов железнодорожного транспорта
представляются в органы государственной статистики в установленном
порядке.
1.13. В случае нарушения Правил приемки в эксплуатацию
законченных строительством, усилением или реконструкцией объектов
железнодорожного транспорта виновные лица несут ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.14. Техническая документация и смета после приемки
законченных строительством, усилением или реконструкцией объектов
железнодорожного транспорта, а также акты приемки и заключения
соответствующих органов надзора должны храниться в архивах
железных дорог и МПС России.
2. Приемка объектов железнодорожного транспорта
государственными приемочными комиссиями
2.1. Государственные приемочные комиссии по объектам
федерального железнодорожного транспорта назначаются в зависимости
от источника финансирования и стоимости объекта:
Правительством Российской Федерации - при финансировании
строительства за счет средств федерального бюджета;
Министром путей сообщения Российской Федерации или его
заместителями - при сметной стоимости 500 млн. руб. и более (здесь
и ниже в данном пункте в ценах на 01.01.2000);
руководителями департаментов и управлений - при сметной
стоимости от 100 до 500 млн. руб.;
руководителями железных дорог и других предприятий
железнодорожного транспорта - при сметной стоимости до 100 млн.
руб.
2.2. В состав государственных приемочных комиссий включаются
представители заказчика (застройщика), инвестора или инвесторов
(по согласованию), эксплуатационных подразделений предприятий
железнодорожного транспорта, генеральных подрядчика и
проектировщика, органа государственной власти субъекта Российской
Федерации или органа местного самоуправления, профессионального
союза, органов санитарного надзора, государственного и
ведомственного пожарного надзора на железнодорожном транспорте и,
при необходимости, других органов по согласованию с ними.
2.3. При приемке в эксплуатацию объектов железнодорожного
транспорта, не входящих в состав железных дорог, и предприятий,
включающих в себя такие объекты, представители железной дороги или
МПС России должны принимать участие в работе государственных
приемочных комиссий или выдавать заключение о соответствии
объектов железнодорожного транспорта нормативным актам и проекту.
2.4. Государственные приемочные комиссии назначаются
заблаговременно в зависимости от характера и сложности объекта, но
не позднее, чем за два месяца до установленного срока приемки для
объектов железнодорожного транспорта производственного назначения
и за один месяц - для объектов железнодорожного транспорта
непроизводственного (социального) назначения.
2.5. Для проверки готовности объекта железнодорожного
транспорта к сдаче в эксплуатацию и предъявления его
государственной приемочной комиссии заказчик может назначить
рабочие комиссии в пятидневный срок после получения письменного
извещения от генерального подрядчика о готовности к приемке
объекта железнодорожного транспорта или его отдельных частей, а
также оборудования, устройств и механизмов к комплексному
опробованию.
2.6. Генеральный подрядчик и заказчик должны представить
рабочей комиссии техническую документацию и смету по всему
предъявляемому к приемке объекту в соответствии с перечнем,
приведенным в приложениях 1, 9 - 35 (не приводятся) к настоящим
Правилам.
Вся документация по окончании работы этой комиссии
представляется государственной приемочной комиссии.
2.7. Законченные строительством, усилением или реконструкцией
отдельные сооружения и здания, в том числе встроенные или
пристроенные помещения производственного и вспомогательного
назначения, входящие в состав объекта или его комплекса
(электроподстанции, компрессорные и насосные станции, санитарно -
бытовые помещения, устройства, сооружения и средства
пожаротушения, в том числе пожарной автоматики, охраны окружающей
среды - очистки, обеззараживания и улавливания производственных
отходов и выбросов, а также ремонтные цеха, склады,
железнодорожные подъездные пути, притрассовые автомобильные дороги
и другие объекты), при необходимости ввода их в эксплуатацию в
процессе строительства принимаются рабочей комиссией или
заказчиком (застройщиком) с участием соответствующих
эксплуатационных подразделений, органов государственного и
ведомственного надзора с последующей их приемкой в составе объекта
в целом государственной приемочной комиссией. По результатам
приемки рабочей комиссией должен быть составлен акт по форме,
приведенной в приложении 2 (не приводится) к настоящим Правилам.
2.8. Решение о соответствии объекта (комплекса),
смонтированного оборудования и выполненных строительно-монтажных
работ утвержденному проекту, а также требованиям строительно-
технических норм МПС России "Железные дороги колеи 1520 мм" СТН Ц-
01-95, рабочая комиссия выносит по результатам проверок,
измерений, индивидуальных испытаний сооружений, устройств и
механизмов и комплексного опробования оборудования. Форма акта
приемки оборудования после индивидуального испытания приведена в
приложении 3 (не приводится) к настоящим Правилам. Форма акта
приемки оборудования после комплексного опробования приведена в
приложении 4 (не приводится) к настоящим Правилам.
Рабочая комиссия в ходе своей работы должна также установить:
готовность объекта к обеспечению пассажирских и грузовых
перевозок в объемах, предусмотренных проектом;
соблюдение требований охраны труда, санитарных правил,
обеспечение объектами социально-бытового назначения, создание
условий труда по сохранению работоспособности и здоровья
работающих на железнодорожном транспорте, а также условий по
сохранению жизни и здоровья пассажиров и населения;
соблюдение требований безопасности движения поездов, пожарной
безопасности, охраны окружающей среды и габаритов приближения
строений.
2.9. По результатам проверки рабочая комиссия выносит
заключение о готовности объекта или его комплекса к приемке в
эксплуатацию государственной приемочной комиссией и составляет
акты по форме приложения 5 (не приводится) к настоящим Правилам.
2.10. Приемка в эксплуатацию законченных строительством,
усилением или реконструкцией объектов железнодорожного транспорта
государственными приемочными комиссиями оформляется актами по
формам приложений 6 и 7 (не приводятся) к настоящим Правилам, к
которым прилагаются документы, представленные генеральным
подрядчиком и заказчиком в соответствии с пунктом 2.6 настоящих
Правил. Акты утверждаются органами и организациями, указанными в
пункте 2.1 настоящих Правил. В их компетенцию входит также
принятие решений по имеющимся разногласиям. Рассмотрение актов,
включая разногласия, и их утверждение по объектам
производственного назначения должно проводиться в срок не более
месяца. Указанные акты приемки составляются в семи экземплярах.
3. Приемка объектов железнодорожного транспорта заказчиком
3.1. Законченные строительством, усилением или реконструкцией
объекты железнодорожного транспорта, указанные в абзаце 2 пункта
1.3 настоящих Правил, принимает от подрядчика заказчик в
соответствии с условиями договора подряда.
При долевом инвестировании строительства, усиления или
реконструкции объекта железнодорожного транспорта приемку
производит головной заказчик, определенный соответствующим
соглашением между инвесторами.
3.2. Заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности
объекта к сдаче, в соответствии с требованиями статьи 753
Гражданского кодекса Российской Федерации, должен немедленно
приступить к его приемке.
3.3. Заказчик может привлекать для приемки законченного
строительством, усилением или реконструкцией объекта
железнодорожного транспорта эксплуатационные подразделения
предприятий железнодорожного транспорта, проектные, научно-
исследовательские и другие организации (юридические лица), а также
физические лица.
3.4. Соответствие объекта утвержденному проекту, а также
требованиям строительно-технических норм МПС России "Железные
дороги колеи 1520 мм" СТН Ц-01-95 заказчик устанавливает в
порядке, регламентированном пунктом 2.8 настоящих Правил. Оно
подтверждается актом приемки и заключениями органов
государственного и ведомственного надзора, которые прилагаются к
акту.
3.5. Акт приемки заказчиком законченных строительством,
усилением или реконструкцией объектов железнодорожного транспорта
составляется по форме приложения 8 (не приводится) к настоящим
Правилам.
3.6. Органы надзора федерального железнодорожного транспорта по
письменному обращению заказчика в течение месяца представляют
заключение о соответствии объекта железнодорожного транспорта
проекту и требованиям действующих нормативных актов.
С введением в действие настоящих Правил "Правила приемки в
эксплуатацию законченных строительством объектов железнодорожного
транспорта и метрополитенов", утвержденные Министром путей
сообщения СССР 11.09.1981 N ЦУКС/4007, на территории Российской
Федерации не применяются.
|