Утверждены
Постановлением
Госстандарта России
от 25 декабря 2000 г. N 409-ст
Дата введения -
1 апреля 2001 года
ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ
ТЕХНИКО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
И УНИФИЦИРОВАННЫХ СИСТЕМ ДОКУМЕНТАЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПР 50.1.019-2000
Предисловие
Разработаны Всероссийским научно - исследовательским
институтом классификации, терминологии и информации по
стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России, Главным
межрегиональным центром обработки и распространения статистической
информации (ГМЦ) Госкомстата России.
Внесены Научно - техническим управлением Госстандарта России.
Приняты и введены в действие Постановлением Госстандарта
России от 25 декабря 2000 г. N 409-ст.
Взамен ПР 50-733-93.
1. Область применения
Настоящие Основные положения определяют содержание работ по
классификации и кодированию технико - экономической и социальной
информации и унификации документации, проводимых в области
создания и развития Единой системы классификации и кодирования
технико - экономической и социальной информации (ЕСКК) и
унифицированных систем документации (УСД) в Российской Федерации,
категории классификаторов и унифицированных форм документов,
стадии их разработки, порядок введения в действие и применения,
методы классификации и кодирования информации и унификации
документации, международное сотрудничество в этой области.
Основные положения предназначены для федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов, осуществляющих лицензирование,
хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями, действующими на территории
Российской Федерации независимо от их формы собственности и
организационно - правовой формы, при проведении работ по
классификации и кодированию технико - экономической и социальной
информации и унификации документации.
Порядок разработки общероссийских классификаторов приведен в
[1], а процесс их ведения - в [2].
2. Определения
В области ЕСКК и УСД применяются следующие термины с
соответствующими определениями:
2.1. Классификация - разделение множества объектов на
подмножества по их сходству или различию в соответствии с
принятыми методами классификации.
2.2. Объект классификации - элемент классифицируемого
множества.
2.3. Признак классификации - свойство или характеристика
объекта классификации, по которому проводится классификация.
2.4. Классификационная группировка - подмножество объектов,
полученное в результате классификации.
2.5. Ступень классификации - этап классификации при
иерархическом методе классификации, результатом которого является
совокупность классификационных группировок.
2.6. Глубина классификации - число ступеней классификации.
2.7. Код: Знак (символ) или совокупность знаков (символов),
принятых для обозначения классификационной группировки или объекта
классификации.
2.8. Кодирование - присвоение кода классификационной
группировке или объекту классификации.
2.9. Алфавит кода - система знаков (символов), принятых для
образования кода.
2.10. Иерархический метод классификации - метод классификации,
при котором заданное множество последовательно делится на
подчиненные подмножества.
2.11. Фасетный метод классификации - метод классификации, при
котором заданное множество объектов делится на подмножество
независимо, по различным признакам классификации.
2.12. Последовательный метод кодирования - метод кодирования,
при котором в кодовом обозначении знаки на каждой ступени деления
зависят от результатов разбиения на предыдущих ступенях.
2.13. Параллельный метод кодирования - метод кодирования, при
котором признаки классификации кодируются независимо друг от друга
определенными разрядами или группой разрядов кодового обозначения.
2.14. Порядковый метод кодирования - метод кодирования, при
котором кодовыми обозначениями служат числа натурального ряда.
2.15. Серийно - порядковый метод кодирования - метод
кодирования, при котором кодовыми обозначениями служат числа
натурального ряда с закреплением отдельных диапазонов (серий) этих
чисел за объектами классификации с одинаковыми признаками.
2.16. Классификатор технико - экономической и социальной
информации (классификатор) - нормативный документ, представляющий
систематизированный свод наименований и кодов классификационных
группировок и (или) объектов классификации.
2.17. Общероссийский классификатор (ОК) - классификатор,
принятый Госстандартом России и обязательный для применения при
межотраслевом обмене информацией.
2.18. Отраслевой (ведомственный) классификатор -
классификатор, принятый федеральным органом исполнительной власти
(министерством, ведомством), на который возложено выполнение
определенных видов экономической деятельности, и не подлежащий
применению при межотраслевом обмене информацией.
2.19. Классификатор организации - классификатор, принятый
организацией, предприятием или их группами, занимающимися
аналогичными видами экономической деятельности, применяемый только
этими хозяйствующими субъектами.
2.20. Международная классификация - классификация, принятая
международной организацией.
2.21. Ведение классификатора - поддержание классификатора в
достоверном состоянии и информационное обслуживание
заинтересованных юридических и физических лиц.
2.22. Гармонизация классификаторов - приведение данного
классификатора в соответствие с классификатором, выбранным в
качестве основы, установленными путями гармонизации.
2.23. Переходной ключ - таблица, устанавливающая соответствие
каждой группировке или объекту классификации одного классификатора
одной или нескольким группировкам или объектам классификации
другого классификатора.
2.24. Унифицированная форма документа (УФД) - созданная с
использованием методов унификации документации совокупность
реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данном виде
экономической деятельности задачами и расположенных в определенном
порядке на носителе информации.
2.25. Унифицированная система документации - созданная с
использованием методов унификации документации совокупность
взаимоувязанных унифицированных форм документов, отвечающих единым
требованиям и объединенных в зависимости от сферы их применения в
общероссийские унифицированные системы документации, отраслевые
(ведомственные) унифицированные системы документации,
унифицированные системы документации организаций.
2.26. Общероссийская унифицированная форма документа -
унифицированная форма документа, входящая в состав общероссийской
унифицированной системы документации и обязательная для применения
на всей территории Российской Федерации в определенном виде
экономической деятельности.
2.27. Отраслевая (ведомственная) унифицированная форма
документа - унифицированная форма документа, входящая в состав
отраслевой (ведомственной) унифицированной системы документации и
не предназначенная для межотраслевого применения.
2.28. Унифицированная форма документа организации -
унифицированная форма документа, входящая в состав унифицированной
системы документации организации и обязательная для применения
только в данной организации (предприятии) или их группах,
занимающихся аналогичными видами экономической деятельности.
3. Общие положения
3.1. Создание и развитие ЕСКК в Российской Федерации
осуществляются в соответствии с:
Законом Российской Федерации "О стандартизации" от 10 июня
1993 г. N 5154-1;
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 12 февраля 1993 г. N 121 "О мерах по реализации
Государственной программы перехода Российской Федерации на
принятую в международной практике систему учета и статистики в
соответствии с требованиями развития рыночной экономики";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12
февраля 1994 г. N 100 "Об организации работ по стандартизации,
обеспечению единства измерений, сертификации продукции";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27
декабря 1995 г. N 1251 "О Федеральной программе государственной
поддержки местного самоуправления";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября
1996 г. N 1410 "О Федеральной целевой программе "Реформирование
статистики в 1997 - 2000 годах";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября
1999 г. N 1212 "О развитии единой системы классификации и
кодирования технико - экономической и социальной информации".
3.2. ЕСКК представляет собой систему, включающую:
общероссийские классификаторы технико - экономической и
социальной информации (далее - общероссийские классификаторы);
нормативные и методические документы, регламентирующие
разработку, ведение и применение общероссийских классификаторов.
Перечень общероссийских классификаторов и федеральных органов
исполнительной власти, ответственных за их ведение, приведен в
Приложении А.
3.3. УСД состоят из совокупности взаимосвязанных
унифицированных форм документов, обеспечивающих документированное
представление данных в определенных видах экономической
деятельности; средств их ведения; нормативных и методических
документов по их разработке, ведению и применению.
Перечень общероссийских унифицированных систем документации,
включенных в Общероссийский классификатор управленческой
документации, и федеральных органов исполнительной власти или иных
организаций, ответственных за их ведение, приведен в Приложении Б.
3.4. Объектами классификации и кодирования в ЕСКК являются
технико - экономические и социальные объекты и их свойства,
используемые в различных видах экономической деятельности при
межотраслевом обмене информацией.
3.5. Работы по классификации и кодированию технико -
экономической и социальной информации и унификации документации
проводятся в различных видах экономической деятельности, включая
статистику, налоговую, финансовую и правоохранительную
деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизацию,
сертификацию, производство продукции и предоставление услуг,
таможенное дело, образование, транспорт, торговлю,
внешнеэкономическую, лицензионную деятельность, и осуществляются с
целью унификации и стандартизации информационного обеспечения
процессов экономической деятельности.
3.6. Общероссийские классификаторы создаются федеральными
органами исполнительной власти или соответствующими организациями
(далее - учреждения, ответственные за разработку общероссийских
классификаторов) по согласованию с Госстандартом России,
Госкомстатом России и Минэкономразвития России в части основных
видов технико - экономической и социальной информации,
используемой при межотраслевом обмене.
Могут создаваться отраслевые (ведомственные) классификаторы
технико - экономической и социальной информации и классификаторы
указанной информации, используемые группой организаций,
занимающихся аналогичными видами деятельности, или одной
организацией.
На этапе принятия общероссийских классификаторов Госстандарт
России совместно с учреждением, ответственным за разработку
общероссийского классификатора, определяет федеральный орган
исполнительной власти или организацию, ответственные за ведение
общероссийских классификаторов (далее - учреждения, ответственные
за ведение общероссийских классификаторов), а также организации, с
которыми эти классификаторы должны быть согласованы в обязательном
порядке.
3.7. Межотраслевую координацию работ по разработке, ведению и
развитию ЕСКК осуществляют Госстандарт России и Всероссийский
научно - исследовательский институт классификации, терминологии и
информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта
России.
Госстандарт России в соответствии с Законом Российской
Федерации "О стандартизации" устанавливает порядок разработки,
принятия, введения в действие, применения и ведения общероссийских
классификаторов.
3.8. Федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы,
осуществляющие лицензирование, при создании информационных систем
и ресурсов на федеральном и региональном уровнях управления и
разработке правовых актов обеспечивают обязательное применение
общероссийских классификаторов.
Банку России и органам местного самоуправления рекомендуется
обеспечить применение общероссийских классификаторов.
3.9. Федеральные органы исполнительной власти при разработке
проектов правовых актов, связанных с созданием и ведением
государственных информационных систем и ресурсов, согласовывают с
Госкомстатом России эти проекты в части обязательного применения
общероссийских классификаторов в целях обеспечения сопоставимости
экономико - статистических данных о деятельности юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей.
3.10. Госкомстат России и Госстандарт России совместно с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и
учреждениями, ответственными за ведение общероссийских
классификаторов, обеспечивают их автоматизированное ведение и
предоставление в установленном порядке пользователям на всей
территории Российской Федерации информации об общероссийских
классификаторах и вносимых в них изменениях, записанных на
машинных носителях, в том числе с использованием средств
телекоммуникаций на базе информационно - вычислительной сети
Госкомстата России.
3.11. Минюст России при осуществлении государственной
регистрации нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти учитывает требования об обязательном
применении общероссийских классификаторов.
3.12. Госстандарт России принимает и обеспечивает официальное
типографское издание общероссийских классификаторов и изменений к
ним.
3.13. Минфин России при разработке проекта федерального
бюджета на соответствующий год предусматривает выделение
Госстандарту России средств на развитие ЕСКК.
4. Общие принципы функционирования
Единой системы классификации и кодирования
технико - экономической и социальной информации
Общими принципами функционирования ЕСКК и ведения работ,
связанных с ее развитием, являются:
учет социально - экономических изменений в стране;
открытость и общедоступность ЕСКК для пользователей в той
части, которая не содержит сведений, составляющих государственную
тайну;
автоматизация процесса обработки технико - экономической и
социальной информации;
обеспечение методического и организационного единства ЕСКК;
комплексность ЕСКК, предусматривающая наиболее полный охват
технико - экономической и социальной информации, используемой при
межотраслевом обмене;
постоянная актуализация технико - экономической и социальной
информации;
обязательность применения ЕСКК при формировании
государственных информационных систем и ресурсов;
совместимость ЕСКК, государственных информационных систем и
ресурсов и их взаимодействие в едином информационном пространстве
Российской Федерации на основе использования ЕСКК;
гармонизация ЕСКК с международными и региональными
классификаторами и стандартами.
5. Задачи Единой системы классификации
и кодирования технико - экономической и социальной
информации и унифицированных систем документации
в Российской Федерации
Основными задачами ЕСКК и УСД являются:
создание условий для формирования единого информационного
пространства на территории Российской Федерации;
систематизация информации по единым классификационным правилам
и их использование при прогнозировании социально - экономического
развития страны и ведении учета и отчетности;
информационное обеспечение налогообложения, лицензирования,
квотирования, операций с недвижимостью, социального страхования,
финансового посредничества;
содействие специализации и кооперированию в области
производства продукции и оказания услуг;
упорядочение стандартизации и сертификации выпускаемой
продукции и оказываемых услуг;
создание условий для унификации документации при осуществлении
межотраслевого документооборота;
обеспечение совместимости информационных систем и ресурсов;
обеспечение межотраслевого обмена информационными ресурсами;
гармонизация ЕСКК с международными и региональными
классификациями и со стандартами.
6. Категории классификаторов и унифицированных
форм документов
6.1. В зависимости от области применения классификаторы
подразделяются на следующие категории:
общероссийские классификаторы;
отраслевые (ведомственные) классификаторы;
классификаторы организаций, предприятий или их групп,
занимающихся аналогичными видами экономической деятельности (далее
- классификаторы организаций).
6.2. Общероссийские классификаторы разрабатываются в целях
обеспечения:
сопоставимости данных в различных сферах и на различных
уровнях экономической деятельности (межотраслевое применение);
совместимости и взаимодействия государственных информационных
систем и ресурсов;
гармонизации с международными и региональными классификациями;
информационной связи с действующими общероссийскими
классификаторами;
использования их в общероссийских унифицированных формах
документов.
6.3. Отраслевые (ведомственные) классификаторы разрабатываются
в целях включения в них информации, содержащейся в унифицированных
отраслевых (ведомственных) формах документов, отсутствующей в
общероссийских классификаторах или представляющей собой выборки из
общероссийских классификаторов, в которых допускается
перекодирование объектов классификации, дополнение отсутствующими
в них объектами и (или) признаками классификации.
6.4. Классификаторы организаций разрабатываются в целях
включения в них информации, содержащейся в унифицированных формах
документов организаций, отсутствующей в общероссийских и (или)
отраслевых (ведомственных) классификаторах либо представляющей
собой выборки из общероссийских и (или) отраслевых (ведомственных)
классификаторов, в которых допускается перекодирование объектов
классификации, дополнение отсутствующими в них объектами и (или)
признаками классификации.
6.5. Для проведения сопоставимости объектов классификации или
их группировок из различных классификаторов могут создаваться и
использоваться переходные ключи, которые следует рассматривать в
качестве справочно - поискового аппарата.
Переходные ключи могут разрабатываться между классификаторами,
в которых по разным признакам классифицируются одни и те же
объекты классификации; между классификаторами, имеющими
взаимосвязанные объекты классификации и т.п.
6.6. Унифицированные системы документации и входящие в них
унифицированные формы документов подразделяются на следующие
категории:
общероссийские;
отраслевые (ведомственные);
организаций, предприятий или их групп, занимающихся
аналогичными видами экономической деятельности (далее -
организаций).
6.7. Общероссийские унифицированные формы документов
утверждаются федеральными органами исполнительной власти или
другими организациями, ответственными за разработку общероссийских
унифицированных систем документации, в состав которых входят
данные унифицированные формы документов.
6.8. Отраслевые (ведомственные) унифицированные формы
документов и унифицированные формы документов организаций
разрабатываются на основе общероссийских унифицированных форм
документов или во взаимосвязи с ними.
6.9. Отраслевые (ведомственные) унифицированные формы
документов утверждаются федеральными органами исполнительной
власти или другими организациями, ответственными за разработку
отраслевых (ведомственных) унифицированных систем документации, в
состав которых входят данные унифицированные формы документов.
Формы этой категории включают наряду с реквизитами, содержащимися
в общероссийских унифицированных формах документов, реквизиты,
отражающие специфику конкретной отрасли (ведомства).
6.10. Унифицированные формы документов организаций
утверждаются соответствующими организациями. Формы этой категории
включают наряду с реквизитами, содержащимися в общероссийских и
отраслевых (ведомственных) унифицированных формах документов,
реквизиты, отражающие специфику конкретной организации.
7. Стадии разработки и ведения общероссийских
классификаторов и унифицированных форм документов
7.1. Для общероссийского классификатора установлены следующие
стадии разработки и ведения:
1-я стадия - организация разработки общероссийского
классификатора;
2-я стадия - разработка первой редакции проекта
общероссийского классификатора и ее рассылка в заинтересованные
организации;
3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта
общероссийского классификатора, ее обязательное согласование и
представление для принятия;
4-стадия - принятие и государственная регистрация
общероссийского классификатора;
5-я стадия - официальное издание общероссийского
классификатора;
6-я стадия - ведение общероссийского классификатора.
7.2. Для общероссийской унифицированной формы документов
установлены следующие стадии разработки и ведения:
1-я стадия - организация разработки общероссийской
унифицированной формы документов;
2-я стадия - разработка первой редакции проекта общероссийской
унифицированной формы документов;
3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта
общероссийской унифицированной формы документов;
4-я стадия - утверждение и регистрация общероссийской
унифицированной формы документов;
5-я стадия - тиражирование бланков форм документов;
6-я стадия - ведение общероссийской унифицированной формы
документов.
7.3. Порядок разработки, утверждения, введения в действие,
издания, ведения и применения отраслевых (ведомственных)
классификаторов и классификаторов организаций устанавливают
соответственно утвердившие их федеральные органы исполнительной
власти, министерства, ведомства и организации.
7.4. Порядок разработки, утверждения, введения в действие,
тиражирования, ведения и применения отраслевых (ведомственных)
унифицированных форм документов и унифицированных форм документов
организаций устанавливают соответственно утвердившие их
федеральные органы исполнительной власти, министерства, ведомства
и организации.
8. Методы классификации и кодирования
технико - экономической и социальной информации
и унификации документации
8.1. Основными методами классификации технико - экономической
и социальной информации являются иерархический и фасетный.
8.2. Основными методами кодирования технико - экономической и
социальной информации являются последовательный, параллельный,
порядковый и серийно - порядковый.
8.3. Выбор методов классификации и кодирования технико -
экономической и социальной информации в каждом конкретном случае
осуществляется разработчиком классификатора.
8.4. В зависимости от специфики информации и области
применения классификаторов в них возможно применение различных
сочетаний основных методов классификации и кодирования.
8.5. Для защиты кодов классификаторов и обеспечения
достоверности информации на всех этапах информационного
взаимодействия, а также контроля кодов классификаторов при их
применении в классификаторы могут вводиться контрольные числа.
Контрольное число проставляют после кода. Целесообразность
применения контрольных чисел определяет разработчик
классификатора.
Контрольное число рассчитывается в соответствии с методикой,
изложенной в Приложении В.
8.6. Основными методами унификации документации являются
методы содержательной и формальной унификации.
К методам содержательной унификации относятся:
установление ограничительных номенклатур действующих форм;
создание типовых форм;
построение единой модели документов для групп однородных задач
(использование формуляра - образца);
унификация и стандартизация реквизитов, используемых в формах.
Методами формальной унификации являются:
унификация структур документов;
создание общих синтаксических правил построения документа;
унификация методов контроля информации документа.
9. Регистрация классификаторов и унифицированных
форм документов
9.1. Принятые Госстандартом России общероссийские
классификаторы подлежат государственной регистрации,
осуществляемой ВНИИКИ Госстандарта России.
9.2. При государственной регистрации каждому общероссийскому
классификатору присваивается обозначение, состоящее из обозначения
его категории - "ОК", отделенного пробелом трехзначного
регистрационного номера и отделенного тире года принятия
общероссийского классификатора, записываемого четырьмя цифрами.
Для общероссийского классификатора, построенного на основе
полного аутентичного текста международного, регионального или
межгосударственного классификатора или стандарта, а также
гармонизированного с ними, указываются в скобках обозначения этих
классификаторов или стандартов после обозначения категории
общероссийского классификатора "ОК".
Для общероссийского классификатора, построенного с учетом
требований, отражающих потребности российской экономики, на основе
международного, регионального или межгосударственного
классификатора или стандарта их обозначения указываются в скобках
после обозначения общероссийского классификатора.
9.3. При регистрации общероссийских классификаторов на каждый
из них заводится дело общероссийского классификатора.
9.4. Порядок регистрации и обозначения отраслевых
(ведомственных) классификаторов и классификаторов организаций
устанавливают соответственно утвердившие их федеральные органы
исполнительной власти, министерства, ведомства и организации.
9.5. Общероссийские унифицированные формы документов,
утвержденные в установленном порядке, подлежат регистрации во
ВНИИКИ Госстандарта России путем их включения в Общероссийский
классификатор управленческой документации.
9.6. Порядок регистрации отраслевых (ведомственных)
унифицированных форм документов и унифицированных форм документов
организаций устанавливают соответственно утвердившие их
федеральные органы исполнительной власти, министерства, ведомства
или организации.
10. Ведение классификаторов и унифицированных
форм документов
10.1. Основными задачами ведения общероссийских
классификаторов являются:
научно - методическое и организационное обеспечение работ по
ведению общероссийских классификаторов;
поддержание общероссийских классификаторов в достоверном
состоянии;
информационное обслуживание заинтересованных юридических и
физических лиц в части общероссийских классификаторов и вносимых в
них изменений.
10.2. Ведение общероссийских классификаторов, их классов и
(или) группировок обеспечивают учреждения, ответственные за
ведение этих классификаторов, их классов и (или) группировок, или
определенные ими головные организации из числа организаций, как
правило, находящихся в их ведении.
10.3. Поддержание общероссийских классификаторов в достоверном
состоянии включает разработку, согласование, проведение экспертизы
и утверждение изменений, вносимых в общероссийские классификаторы,
их официальное издание, а также автоматизированное внесение
изменений в машинные массивы общероссийских классификаторов.
10.4. Информационное обслуживание заинтересованных юридических
и физических лиц в части общероссийских классификаторов и вносимых
в них изменений обеспечивают Госстандарт России, Госкомстат России
и другие учреждения, ответственные за ведение общероссийских
классификаторов.
10.5. Порядок ведения отраслевых (ведомственных)
классификаторов и классификаторов организаций определяют
соответственно утвердившие их федеральные органы исполнительной
власти, министерства, ведомства и организации.
10.6. Ведение общероссийских унифицированных систем
документации включает внесение изменений во входящие в них
общероссийские унифицированные формы документов, их замену и
включение новых унифицированных форм документов, а также внесение
изменений в ОКУД.
10.7. Ведение общероссийских унифицированных систем
документации обеспечивают федеральные органы исполнительной власти
и организации, ответственные за разработку этих систем
документации.
10.8. Ведение отраслевых (ведомственных) унифицированных форм
документов и унифицированных форм документов организаций
обеспечивают соответственно утвердившие их федеральные органы
исполнительной власти и организации.
10.9. Официальная информация о принятии, отмене, замене
общероссийских классификаторов, внесенных в них изменениях, а
также тексты этих изменений публикуются Госстандартом России в
ежемесячно выпускаемом информационном указателе "Государственные
стандарты".
Перечень действующих на территории Российской Федерации
общероссийских классификаторов публикуется Госстандартом России в
ежегодно выпускаемом информационном указателе "Государственные
стандарты".
11. Основные задачи, функции и принципы построения
автоматизированного банка общероссийских классификаторов
11.1. Автоматизированное ведение общероссийских
классификаторов на базе информационно - вычислительной сети
Госкомстата России осуществляется в рамках автоматизированного
банка общероссийских классификаторов (АБК), предусматривающего
возможность получения хозяйствующими субъектами актуальной
информации по общероссийским классификаторам и изменениям к ним.
11.2. Основными задачами АБК являются:
организация распределенной базы общероссийских классификаторов
и поддержание ее в актуальном состоянии;
создание условий для обозначения сопоставимости данных при
межотраслевом и межрегиональном обмене информацией при внедрении
общероссийских классификаторов;
оперативное предоставление актуальной и достоверной информации
по общероссийским классификаторам пользователям и в системы
обработки данных функционирующие на различных уровнях, в том числе
в Единый Государственный регистр предприятий и организаций
(ЕГРПО), целевые реестры (регистры) федеральных органов
исполнительной власти;
формирование единого информационного фонда нормативно -
справочной информации в целях электронной обработки статистических
данных с использованием классификаторов;
рациональное распределение потоков информации (изменений к
общероссийским классификаторам, запросов, ответов на запросы) на
федеральном и региональном уровнях и уровне местного
самоуправления;
обеспечение эффективного информационного взаимодействия АБК с
различными информационными системами федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
решение с использованием общероссийских классификаторов задач
аналитического характера, включая получение сводно -
группировочных таблиц статистических данных, и обеспечение
информационно - справочного обслуживания пользователей в
регламентном и диалоговом режимах.
11.3. АБК выполняет следующие функции:
хранение, актуализацию и многократное использование базы
общероссийских классификаторов;
поиск и выдачу на видеотерминальные и печатающие устройства
необходимых данных из базы общероссийских классификаторов в
требуемой для пользователя форме;
реализацию работы в пакетном и диалоговом режимах;
формирование и запись на машинные носители данных об
изменениях общероссийских классификаторов для актуализации
нормативно - справочной информации, регистров и других баз данных;
оказание различных информационных услуг по запросам
хозяйствующих субъектов;
обеспечение сохранности, целостности, контроля и защиты баз
данных общероссийских классификаторов от несанкционированного
доступа.
11.4. АБК построен на принципах распределенного банка данных,
включающего АБК на федеральном и региональном уровнях и
обеспечивающего распределение потоков информации и увязку
территориальных банков в единую систему. АБК на федеральном уровне
реализуется в Главном межрегиональном центре обработки и
распространения статистической информации (ГМЦ) Госкомстата
России, на региональном уровне - в территориальных органах
Госкомстата России.
11.5. АБК на федеральном уровне, как и каждый территориальный
банк в отдельности, представляет собой информационно - справочную
систему, предназначенную для хранения и обеспечения актуальности
информации по общероссийским классификаторам и изменениям к ним и
предоставления этой информации хозяйствующим субъектам.
11.6. Информация по общероссийским классификаторам и
изменениям к ним в АБК представляется ВНИИКИ Госстандарта России
на бумажном и машинном носителях на основе принятых Госстандартом
России общероссийских классификаторах и утвержденных ВНИИКИ
Госстандарта России изменениях к ним. Информация по общероссийским
классификаторам и изменениям к ним представляется во ВНИИКИ
Госстандарта России (кроме общероссийских классификаторов,
закрепленных за Госстандартом России) на бумажном и машинном
носителях учреждениями, ответственными за разработку и за ведение
общероссийских классификаторов. ГМЦ Госкомстата России
представляет во ВНИИКИ Госстандарта России общероссийские
классификаторы и изменения к ним только на бумажном носителе.
12. Введение в действие общероссийских
классификаторов и унифицированных форм документов
12.1. На этапе принятия Госстандартом России общероссийского
классификатора устанавливается дата введения его в действие,
исходя из необходимости сбора тиража, издания общероссийского
классификатора и подготовки хозяйствующих субъектов к применению
общероссийского классификатора.
12.2. При утверждении общероссийских унифицированных форм
документов федеральными органами исполнительной власти и
организациями, ответственными за их разработку, устанавливается
дата введения их в действие с учетом необходимости регистрации и
тиражирования форм документов, подготовки хозяйствующих субъектов
к внедрению общероссийских унифицированных форм документов.
13. Основные положения по применению
общероссийских классификаторов
13.1. Общероссийские классификаторы подлежат применению в
различных видах экономической деятельности, включая статистику,
финансовую деятельность, налоговую и лицензионную деятельность,
банковское дело, бухгалтерский учет, образование, стандартизацию,
сертификацию, производство продукции и оказание услуг, таможенное
дело, транспорт, торговлю, внешнеэкономическую, правоохранительную
деятельности, для обеспечения информационной совместимости
федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и
ресурсов за счет стандартизации представления объектов технико -
экономической и социальной информации в указанных видах
экономической деятельности.
13.2. Использование общероссийских классификаторов при
разработке правовых актов, а также при создании информационных
систем и ресурсов осуществляется путем:
прямого применения общероссийских классификаторов (выборок
позиций из общероссийских классификаторов) без изменения принятых
кодов и наименований позиций;
включения в общероссийские классификаторы (выборки позиций из
общероссийских классификаторов) дополнительных объектов
классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и
наименования позиций общероссийских классификаторов и
предусмотренных в них резервных позиций.
13.3. Присвоение кодов по общероссийским классификаторам
хозяйствующим субъектам осуществляют органы государственной
статистики при их учете и идентификации в составе Единого
государственного регистра предприятий и организаций.
В других случаях присвоение кодов объектам классификации по
общероссийским классификаторам хозяйствующие субъекты осуществляют
самостоятельно путем их отнесения к соответствующему коду и
наименованию позиции общероссийского классификатора и несут
установленную законодательством Российской Федерации
ответственность за неправильное их присвоение и применение.
13.4. При межотраслевом обмене информацией, создании
информационных систем и ресурсов не допускается применение
отраслевых (ведомственных) классификаторов технико - экономической
и социальной информации и классификаторов организаций для объектов
классификации, установленных в общероссийских классификаторах, а
также резервных кодов общероссийских классификаторов.
14. Международное сотрудничество в области
Единой системы классификации и кодирования
технико - экономической и социальной информации
и унифицированных систем документации
14.1. Международное сотрудничество по классификации и
кодированию технико - экономической и социальной информации и
унификации документации осуществляется по линии международных
организаций, занимающихся указанными вопросами, а также на
двусторонней и многосторонней основах с соответствующими
организациями других стран.
14.2. Международное сотрудничество в области ЕСКК и УСД
осуществляется в таких международных организациях, как: ООН, ИСО,
МОТ, ЮНЕСКО, ЕЭК, Евростат и других.
В рамках ИСО оно осуществляется техническим комитетом по
стандартизации ТК 257 "Документы и информация в управлении,
торговле, промышленности и банковском деле" во взаимосвязи с
техническими комитетами ИСО/ТК 154 "Документы и информационные
элементы в управлении, торговле и промышленности" и ИСО/ТК 68
"Банковское дело и соответствующие финансовые службы".
14.3. Международное сотрудничество по линии международных
организаций заключается в участии в разработке международных
классификаций и стандартов, подготовке замечаний и предложений по
проектам международных классификаций и стандартов.
14.4. Проведение работ по классификации и кодированию в
странах - членах СНГ осуществляется в соответствии с Соглашением
этих стран о проведении согласованной политики в области
стандартизации, метрологии и сертификации.
Выработку согласованных решений, координацию работ и
определение основных направлений деятельности на
межправительственном уровне осуществляет Межгосударственный совет
по стандартизации, метрологии и сертификации.
14.5. Использование международных и региональных классификаций
осуществляется на основе гармонизации с ними разрабатываемых
общероссийских классификаторов путем:
прямого применения международных и региональных классификаций
без изменения принятых в них кодов и наименований;
включения в них дополнений, отражающих специфику российской
экономики, не нарушающих коды и наименования позиций международных
и региональных классификаций и предусмотренных в них резервных
позиций, если иное не предусмотрено в международной и региональной
классификации.
14.6. Двустороннее или многостороннее сотрудничество по
вопросам классификации, кодирования и унификации документации
включает работы по гармонизации национальных классификаторов стран
- партнеров и систем их ведения, совместную разработку
классификаторов, нормативных документов, проведение взаимных
консультаций, обмен опытом и информацией.
Приложение А
(обязательное)
ПЕРЕЧЕНЬ
ОБЩЕРОССИЙСКИХ КЛАССИФИКАТОРОВ
----------------------T---------T-------------T------------------¬
¦ Наименование ¦Аббреви- ¦ Обозначение ¦Федеральные органы¦
¦ общероссийского ¦атура ¦ ¦исполнительной ¦
¦ классификатора ¦ ¦ ¦власти, ответст- ¦
¦ ¦ ¦ ¦венные за ведение ¦
¦ ¦ ¦ ¦общероссийских ¦
¦ ¦ ¦ ¦классификаторов ¦
+---------------------+---------+-------------+------------------+
¦Общероссийский клас- ¦ОКС ¦ОК (МК ¦Госстандарт России¦
¦сификатор стандартов ¦ ¦(ИСО/ИНФКО ¦ ¦
¦ ¦ ¦МКС) 001-96) ¦ ¦
¦ ¦ ¦001-2000 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Общероссийский клас- ¦ОКУН ¦ОК 002-93 ¦Госстандарт России¦
¦сификатор услуг насе-¦ ¦ ¦ ¦
¦лению ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Общероссийский клас- ¦ОКИСЗН ¦ОК 003-99 ¦Госстандарт России¦
¦сификатор информации ¦ ¦ ¦ ¦
¦по социальной защите ¦ ¦ ¦ ¦
¦населения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Общероссийский клас- ¦ОКДП ¦ОК 004-93 ¦Минэкономразвития ¦
¦сификатор видов эко- ¦ ¦ ¦России ¦
¦номической деятель- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ности, продукции и ¦ ¦ ¦ ¦
¦услуг ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Общероссийский клас- ¦ОКП ¦ОК 005-93 ¦Госстандарт России¦
¦сификатор продукции ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Общероссийский клас- ¦ОКОГУ ¦ОК 006-93 ¦Госкомстат России ¦
¦сификатор органов го-¦ ¦ ¦ ¦
¦сударственной власти ¦ ¦ ¦ ¦
¦и управления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Общероссийский клас- ¦ОКПО ¦ОК 007-93 ¦Госкомстат России ¦
¦сификатор предприятий¦ ¦ ¦ ¦
¦и организаций ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Общероссийский клас- ¦ОКСО ¦ОК 009-93 ¦Минобразование ¦
¦сификатор специаль- ¦ ¦ ¦России ¦
¦ностей по образованию¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Общероссийский клас- ¦ОКЗ ¦ОК 010-93 ¦Минтруд России ¦
¦сификатор занятий ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Общероссийский клас- ¦ОКУД ¦ОК 011-93 ¦Госстандарт России¦
¦сификатор управлен- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ческой документации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Общероссийский клас- ¦Классифи-¦ОК 012-93 ¦Госстандарт России¦
¦сификатор изделий и ¦катор ¦ ¦ ¦
¦конструкторских доку-¦ЕСКД ¦ ¦ ¦
¦ментов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Общероссийский клас- ¦ОКОФ ¦ОК 013-94 ¦Госстандарт России¦
¦сификатор основных ¦ ¦ ¦ ¦
¦фондов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Общероссийский клас- ¦ОКВ ¦ОК (МК (ИСО ¦Госстандарт России¦
¦сификатор валют ¦ ¦4217) 003-97)¦ ¦
¦ ¦ ¦014-94 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Общероссийский клас- ¦ОКЕИ ¦ОК 015-94 ¦Госстандарт России¦
¦сификатор единиц из- ¦ ¦(МК 002-97) ¦ ¦
¦мерения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Общероссийский клас- ¦ОКПДТР ¦ОК 016-94 ¦Минтруд России ¦
¦сификатор профессий ¦ ¦ ¦ ¦
¦рабочих, должностей ¦ ¦ ¦ ¦
¦служащих и тарифных ¦ ¦ ¦ ¦
¦разрядов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Общероссийский клас- ¦ОКСВНК ¦ОК 017-94 ¦Минобразование ¦
¦сификатор специаль- ¦ ¦ ¦России ¦
¦ностей высшей научной¦ ¦ ¦ ¦
¦квалификации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Общероссийский клас- ¦ОКИН ¦ОК 018-95 ¦Госстандарт России¦
¦сификатор информации ¦ ¦ ¦ ¦
¦о населении ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Общероссийский клас- ¦ОКАТО ¦ОК 019-95 ¦Госкомстат России ¦
¦сификатор объектов ¦ ¦ ¦ ¦
¦административно - ¦ ¦ ¦ ¦
¦территориального де- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Общероссийский клас- ¦ОКД ¦ОК 020-95 ¦Госстандарт России¦
¦сификатор деталей, ¦ ¦ ¦ ¦
¦изготавливаемых свар-¦ ¦ ¦ ¦
¦кой, пайкой, склеива-¦ ¦ ¦ ¦
¦нием и термической ¦ ¦ ¦ ¦
¦резкой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Общероссийский техно-¦ОТКД ¦ОК 021-95 ¦Госстандарт России¦
¦логический классифи- ¦ ¦ ¦ ¦
¦катор деталей машино-¦ ¦ ¦ ¦
¦строения и приборо- ¦ ¦ ¦ ¦
¦строения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Общероссийский техно-¦ОТКСЕ ¦ОК 022-95 ¦Госстандарт России¦
¦логический классифи- ¦ ¦ ¦ ¦
¦катор сборочных еди- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ниц машиностроения и ¦ ¦ ¦ ¦
¦приборостроения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Общероссийский клас- ¦ОКНПО ¦ОК 023-95 ¦Минобразование ¦
¦сификатор начального ¦ ¦ ¦России ¦
¦профессионального об-¦ ¦ ¦ ¦
¦разования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Общероссийский клас- ¦ОКЭР ¦ОК 024-95 ¦Минэкономразвития ¦
¦сификатор экономичес-¦ ¦ ¦России ¦
¦ких регионов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Общероссийский клас- ¦ОКСМ ¦ОК (МК (ИСО ¦Госстандарт России¦
¦сификатор стран мира ¦ ¦3166) 004-97)¦ ¦
¦ ¦ ¦025-95 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Общероссийский клас- ¦ОКОК ¦ОК 026-95 ¦Госстандарт России¦
¦сификатор информации ¦ ¦ ¦ ¦
¦об общероссийских ¦ ¦ ¦ ¦
¦классификаторах ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Общероссийский клас- ¦ОКФС ¦ОК 027-99 ¦Госкомстат России ¦
¦сификатор форм соб- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ственности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Общероссийский клас- ¦ОКОПФ ¦ОК 028-99 ¦Госкомстат России ¦
¦сификатор организаци-¦ ¦ ¦ ¦
¦онно - правовых форм ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------+---------+-------------+-------------------
Примечание. Порядок расположения общероссийских
классификаторов соответствует последовательности их
государственной регистрации.
Приложение Б
(обязательное)
ПЕРЕЧЕНЬ
ОБЩЕРОССИЙСКИХ УНИФИЦИРОВАННЫХ СИСТЕМ
ДОКУМЕНТАЦИИ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ОБЩЕРОССИЙСКИЙ
КЛАССИФИКАТОР УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
----------------------T------------T-----------T-----------------¬
¦Наименование общерос-¦Аббревиатура¦Код по ОКУД¦Федеральные орга-¦
¦сийской унифицирован-¦ ¦ ¦ны исполнительной¦
¦ной системы докумен- ¦ ¦ ¦власти или иные ¦
¦тации ¦ ¦ ¦организации, от- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ветственные за ¦
¦ ¦ ¦ ¦ведение общерос- ¦
¦ ¦ ¦ ¦сийских УСД ¦
+---------------------+------------+-----------+-----------------+
¦Унифицированная сис- ¦УСОРД ¦0200000 ¦Росархив ¦
¦тема организационно -¦ ¦ ¦ ¦
¦распорядительной до- ¦ ¦ ¦ ¦
¦кументации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Унифицированная сис- ¦УСПУД ¦0300000 ¦Госкомстат России¦
¦тема первичной учет- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ной документации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Унифицированная сис- ¦УСБД ¦0400000 ¦Банк России ¦
¦тема банковской доку-¦ ¦ ¦ ¦
¦ментации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Унифицированная сис- ¦УСФДБ ¦0500000 ¦Минфин России ¦
¦тема финансовой, ¦ ¦ ¦ ¦
¦учетной и отчетной ¦ ¦ ¦ ¦
¦бухгалтерской доку- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ментации бюджетных ¦ ¦ ¦ ¦
¦учреждений и органи- ¦ ¦ ¦ ¦
¦заций ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Унифицированная сис- ¦УСОСД ¦0600000 ¦Госкомстат России¦
¦тема отчетно - ста- ¦ ¦ ¦ ¦
¦тистической докумен- ¦ ¦ ¦ ¦
¦тации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Унифицированная сис- ¦УСУОБД ¦0700000 ¦Минфин России ¦
¦тема учетной и отчет-¦ ¦ ¦ ¦
¦ной бухгалтерской до-¦ ¦ ¦ ¦
¦кументации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Унифицированная сис- ¦УСДТ ¦0800000 ¦Минтруд России ¦
¦тема документации по ¦ ¦ ¦ ¦
¦труду ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Унифицированная сис- ¦УСДПФ ¦0900000 ¦Пенсионный фонд ¦
¦тема документации ¦ ¦ ¦России ¦
¦Пенсионного фонда ¦ ¦ ¦ ¦
¦Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Унифицированная сис- ¦УСВД ¦1000000 ¦Минэкономразвития¦
¦тема внешнеторговой ¦ ¦ ¦России ¦
¦документации ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------+------------+-----------+------------------
Приложение В
(обязательное)
МЕТОДИКА РАСЧЕТА КОНТРОЛЬНОГО ЧИСЛА
Контрольное число рассчитывается следующим образом:
1. Каждому разряду кода общероссийского классификатора,
начиная со старшего разряда, присваивается набор весов,
соответствующий натуральному ряду чисел от 1 до 10. Если
разрядность кода больше 10, то набор весов повторяется.
2. Каждая цифра кода умножается на вес разряда и вычисляется
сумма полученных произведений.
3. Контрольное число для каждого кода представляет собой
остаток от деления полученной суммы на модуль "11".
4. Контрольное число должно иметь один разряд, значение
которого находится в пределах от 0 до 9.
Если получается остаток, равный 10, то для обеспечения
одноразрядного контрольного числа необходимо провести повторный
расчет, применяя вторую последовательность весов, сдвинутую на два
разряда влево.
Если в случае повторного расчета остаток от деления вновь
сохраняется равным 10, то значение контрольного числа
проставляется равным "0".
Пример расчета контрольного числа.
Код 5 6 3 9 2 1
Вес разрядов 1 2 3 4 5 6
Сумма произведений, полученная путем умножения каждой цифры
кода на вес разряда, равна
5 x 1 + 6 x 2 + 3 x 3 + 9 x 4 + 2 x 5 + 1 x 6 = 78.
Остаток от деления полученной суммы на модуль "11" равен 1
78 : 11 = 7 (1).
Контрольное число для данного кода равно 1.
Приложение Г
(справочное)
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] ПР 50.1.020-2000 Порядок разработки общероссийских
классификаторов.
[2] ПР 50.1.021-2000 Положение о ведении общероссийских
классификаторов на базе информационно - вычислительной сети
Госкомстата России.
|