ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГО
РЫНКА ТРУДА И РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
(Москва, 15 декабря 2000 года)
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить Концепцию поэтапного формирования общего рынка
труда и регулирования миграции рабочей силы государств-участников
СНГ (прилагается), разработанную Консультативным советом по труду,
миграции и социальной защите населения государств-участников СНГ
совместно с Департаментом анализа экономических условий
формирования зоны свободной торговли Исполнительного комитета СНГ
с учетом предложений и замечаний государств-участников СНГ и
рассмотренную Комиссией по экономическим вопросам.
2. Направить данную Концепцию правительствам
государств-участников СНГ для использования в работе
соответствующих органов.
3. Консультативному совету по труду, миграции и социальной
защите населения государств-участников СНГ с участием
заинтересованных министерств и ведомств продолжить работу по
созданию механизмов поэтапного формирования общего рынка труда,
обеспечить координацию действий по выполнению предусмотренных
Концепцией Приоритетных мероприятий по формированию общего рынка
труда и регулирования миграции рабочей силы государств-участников
СНГ на 2000 - 2005 гг., а также информацию о ходе их реализации
указанному Совету ежегодно представлять в Экономический совет СНГ.
Председатель
Экономического совета
Содружества Независимых
Государств
Л.КОЗИК
Одобрена
Решением
Экономического совета
Содружества Независимых Государств
15 декабря 2000 года
КОНЦЕПЦИЯ
ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕГО РЫНКА ТРУДА
И РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
Преамбула
После распада единого народнохозяйственного комплекса бывшего
Союза ССР возникли отдельные национальные рынки труда, которые
функционируют в границах образованных суверенных государств и
опираются на национальные законодательства в сфере
социально-трудовых отношений. Однако складывающиеся рынки труда
государств-участников СНГ не стали изолированными, замкнутыми
системами, а продолжают действовать во взаимосвязи друг с другом.
Процессу формирования общего рынка труда государств-участников
СНГ способствуют следующие интеграционные факторы:
- исторически сложившиеся культурные и межнациональные связи
народов независимых государств, входящих в СНГ;
- экономически сформировавшаяся в годы существования Союза ССР
общая система неравномерного размещения производительных сил;
- наличие миграционных потоков между государствами
Содружества;
- демографический потенциал государств-участников СНГ.
Концепция поэтапного формирования общего рынка труда и
регулирования миграции рабочей силы государств-участников СНГ
(далее - Концепция) - это система взглядов на цель, принципы,
задачи и этапы формирования общего рынка труда, приоритеты и
механизмы реализации политики в сфере социально-трудовых отношений
с учетом анализа основных тенденций, национальных и региональных
аспектов формирования рынка, социально-экономических последствий
принимаемых решений, создание нормативно-правовой базы общего
рынка труда и регулирования миграции рабочей силы.
Разработка согласованных подходов к формированию общего рынка
труда и регулирования миграции рабочей силы является важным
условием обеспечения свободного перемещения товаров, услуг,
капиталов и рабочей силы.
Под формированием общего рынка труда понимается система
согласованных мер по воспроизводству, регулированию, обмену и
совместному использованию рабочей силы в странах Содружества,
направленных на повышение эффективности труда и отдачи совокупного
трудового и интеллектуального потенциалов. Эти меры призваны
обеспечить увеличение занятости населения, снижение безработицы,
повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы,
предоставление социальных гарантий гражданам в области труда,
медицинского страхования, получение профессионального образования,
соблюдение ряда других социальных стандартов и нормативов.
В конечном итоге реально функционирующий общий рынок труда
предполагает формирование правовых, экономических условий и
механизмов, максимально учитывающих интересы государств
Содружества и работников.
Создание общего рынка труда как составной и необходимой части
общего экономического пространства станет важнейшим фактором
экономического подъема государств и на взаимовыгодной основе будет
способствовать гармонизации интеграционных процессов в странах
Содружества.
Общие тенденции и ключевые проблемы
национальных рынков труда государств-участников СНГ
Современное состояние национальных рынков труда государств
Содружества характеризуется следующими основными признаками:
- недостаточной реформированностью трудовой сферы, что ведет к
сохранению прежних особенностей национальных рынков труда в
некоторых государствах-участниках СНГ, сложившихся в условиях
централизованной экономики;
- преобладанием неэффективной занятости, которая выражается в
высокой концентрации рабочей силы на убыточных предприятиях,
больших масштабах недоиспользования рабочего времени, низкой
эффективности труда, снижении в общем числе работников доли
занятых в высокотехнологичных и наукоемких видах деятельности;
- практическим отсутствием эффективно работающего рыночного
механизма, адекватного макроэкономическим преобразованиям;
- потерей квалификации высококвалифицированными кадрами из-за
отсутствия реальной связи между доходом и уровнем профессионализма
работников, их перетока в неформальную занятость, миграции за
рубеж;
- общей тенденцией нарастания разрыва между спросом и
предложением квалифицированной рабочей силы;
- ухудшением качественных характеристик имеющихся рабочих мест
и медленным созданием новых, что резко снижает возможности
трудоустройства незанятого населения;
- увеличением травматизма и числа профессиональных заболеваний
из-за роста доли рабочих мест с неблагоприятными условиями труда;
- обострением проблем трудоустройства отдельных
социально-демографических групп населения: молодежи, инвалидов,
женщин, уволенных в запас военнослужащих и др.;
- поиском работы гражданами, ранее не претендовавшими на
рабочие места;
- сохранением на производстве значительных масштабов скрытой
безработицы, расширением предложения рабочей силы в "теневой"
(избегающей налогообложения) сфере занятости;
- в целом неблагоприятной ситуацией в вопросе удовлетворения
спроса на рабочие места при общей тенденции роста численности
населения в трудоспособном возрасте и соответственно расширения в
будущем масштабов предложения рабочей силы в ряде
государств-участников СНГ;
- недостаточно гибко реагирующей на изменения спроса на
рабочую силу системой государственного профессионального
образования;
- наличием территорий с острой критической ситуацией в сфере
занятости при ограниченных возможностях переливов рабочей силы на
территориях ряда государств-участников СНГ;
- медленным развитием рынка жилья, что препятствует гибкому
перемещению и использованию экономически активного населения;
- отсутствием возможности ускоренного переобучения безработных
по требуемым специальностям;
- недостаточным использованием вахтового метода организации
работы;
- преобладанием направления трудовой миграции из
государств-участников СНГ в Российскую Федерацию;
- значительным объемом нелегальной трудовой миграции и
отсутствием механизмов по возвращению трудящихся-мигрантов,
незаконно находящихся на территориях государств Содружества, в
места их постоянного проживания;
- недостаточностью нормативно-правовой базы в ряде
государств-участников СНГ и низким уровнем взаимодействия в
области привлечения и использования трудящихся-мигрантов;
- отсутствием общей информационной базы по вопросам занятости
населения государств-участников СНГ.
Цель, принципы, приоритеты
и задачи формирования общего рынка труда
Общий рынок труда является частью общего экономического
пространства Содружества.
Цель политики формирования общего рынка труда - создание
условий для беспрепятственного перемещения рабочей силы стран
Содружества по территории государств-участников СНГ, базирующихся
на балансе социальных и экономических интересов, с учетом
особенностей национальных законодательств каждого государства.
Приоритетами политики создания общего рынка труда
государств-участников СНГ являются: преодоление стихийности в его
развитии; координация решений по регулированию рынка труда с
учетом национальных интересов стран Содружества; принятие мер по
недопущению нелегальной трудовой миграции.
Принципами создания общего рынка труда являются:
- добровольность участия в нем государств-участников СНГ,
объединяющих свои усилия по гармонизации интеграционных процессов
в сфере социально-трудовых отношений;
- равные права всех трудящихся-мигрантов и членов их семей -
граждан государств-участников СНГ в области труда и занятости
независимо от государства пребывания;
- свобода передвижения трудящихся-мигрантов и членов их семей
по территориям государств-участников СНГ с учетом национальных
законодательств.
Свобода передвижения означает наличие у трудящихся-мигрантов и
членов их семей - граждан государств-участников СНГ права:
- беспрепятственного выезда и въезда на территорию других
государств-участников СНГ в целях получения реально предлагаемой
работы на основе двусторонних и многосторонних соглашений с учетом
национальных законодательств;
- пребывания в странах Содружества с намерением работать в
соответствии с национальным законодательством, регулирующим
привлечение рабочей силы.
После окончания срока трудового договора трудящиеся-мигранты
должны выезжать с территории государства-участника СНГ, если иное
не предусмотрено национальным законодательством страны
трудоустройства.
Важнейшими задачами формирования общего рынка труда являются:
а) достижение сбалансированности предложения и спроса рабочей
силы путем:
- преодоления дефицита рабочих мест через повышение
инвестиционной активности за счет всех источников финансирования,
в том числе привлечения иностранного капитала, развития
предпринимательства, совершенствования налоговой политики, учета
влияния экономических решений с точки зрения их воздействия на
рынок труда;
- обеспечения прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре
занятости населения;
- развития социальной инфраструктуры, прежде всего рынка жилья
в государствах-участниках СНГ;
- переориентации экономически активного населения на новые
формы производственных отношений;
- создания новых и повышения эффективности существующих
рабочих мест;
- развития и повышения эффективности реализуемых
государственными службами занятости населения программ и услуг,
направленных на предотвращение массовой безработицы;
- повышения мобильности трудовых ресурсов;
- последовательной стабилизации и последующего роста уровня
жизни, усиления адресности социальной поддержки населения,
направленной, в том числе, на снижение потребности в работе,
которая имеется у отдельных социальных групп;
б) проведение политики в области трудовой миграции,
ориентированной на:
- создание условий для оптимального территориального
перемещения населения с целью трудоустройства, в том числе
вахтовым методом;
- обеспечение равных прав граждан государств-участников СНГ на
трудовую деятельность на территориях стран Содружества с учетом
национальных интересов государства пребывания;
в) развитие и совершенствование кадровой политики посредством:
- сохранения кадрового потенциала высококвалифицированных
работников, эффективного использования имеющихся рабочих мест;
- улучшения системы обучения, переобучения, переподготовки и
повышения квалификации работников;
- развития системы непрерывного образования как наиболее
прогрессивного средства формирования высококачественной рабочей
силы;
г) совершенствование политики в области оплаты труда и
социального страхования.
Этапы формирования общего рынка труда
государств-участников СНГ
Формирование общего рынка труда предполагает поэтапное
сближение нормативно-правовой базы государств-участников СНГ в
социально-трудовой сфере.
На первом этапе предполагается продолжить практику разработки
модельных законодательных, иных нормативно-правовых актов
государств-участников СНГ и заключения межгосударственных
договоров и межправительственных соглашений, базирующихся на
приоритетах национальных интересов государств Содружества. При
этом осуществить:
- сохранение права на беспрепятственное перемещение граждан по
территории государств-участников СНГ;
- разработку и использование Межгосударственного
классификатора профессий рабочих и должностей служащих;
- подготовку проекта конвенции о правовом статусе
трудящихся-мигрантов и членов их семей - граждан
государств-участников СНГ;
- формирование согласованных требований к подтверждению
профессиональной деятельности и обучению работников;
- разработку основ информационной системы общего рынка труда;
- подготовку проекта соглашения об общих принципах
сотрудничества государств-участников СНГ в области приграничной
трудовой миграции;
- подготовку проекта соглашения о сотрудничестве
государств-участников СНГ по защите национальных рынков труда от
нелегальной трудовой миграции;
- сотрудничество в области охраны труда на основе принятых
межгосударственных соглашений, признание (до разработки новых)
ранее действующих систем стандартов безопасности труда;
- выработку общих подходов к государственному социальному
обеспечению и социальному страхованию трудящихся-мигрантов и
членов их семей;
- предоставление трудящимся-мигрантам и членам их семей -
граждан государств-участников СНГ скорой и
неотложной медицинской помощи при нарушениях физического или
психического здоровья, угрожающих их жизни или здоровью
окружающих в объеме и на условиях не менее благоприятных,
чем для граждан страны пребывания;
- содействие созданию реального механизма регулирования
социально-трудовых отношений в создаваемых и действующих на
территориях стран Содружества транснациональных корпорациях;
- установление тесного сотрудничества государственных служб
занятости и миграционных служб в решении вопросов трудовой
миграции;
- взаимное признание документов государственного образца о
среднем, среднем специальном и высшем образовании, ученых степенях
и званиях;
- взаимное признание при поступлении на работу документов
квалификационных комиссий о присвоении квалификационных разрядов
согласно требованиям Единого тарифно-квалификационного справочника
работ и профессий рабочих к уровню квалификации рабочих.
На втором этапе согласовываются и отрабатываются механизмы
формирования и функционирования общего рынка труда,
предусматривающие:
- сближение трудового законодательства и законодательства в
области социального обеспечения и социального страхования, включая
выработку согласованной политики по введению системы обязательного
социального страхования от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний;
- формирование информационной системы общего рынка труда, в
том числе банка данных о наличии вакантных рабочих мест;
- разработку единых требований к образовательным стандартам
профессиональной подготовки и переподготовки работников на
территориях стран Содружества;
- разработку национальных программ по обучению
трудящихся-мигрантов языку страны пребывания;
- разработку общей нормативной базы по охране труда;
- достижение договоренностей по расширению обязательного
медицинского обслуживания трудящихся-мигрантов и членов их семей,
в том числе в связи с эпидемиями в стране пребывания и
профессиональными заболеваниями.
На третьем этапе намечается осуществить:
- обеспечение гарантий в области труда и занятости
трудящимся-мигрантам и членам их семей на условиях не менее
благоприятных, чем для граждан страны пребывания;
- введение межгосударственной автоматизированной
информационной системы формирования банка данных о наличии
вакантных рабочих мест, оплате труда, жилищных условиях для
граждан Содружества;
- обеспечение необходимых условий для свободы обустройства и
предпринимательской деятельности граждан;
- реализацию согласованной системы мер в области условий и
охраны труда;
- принятие национальных программ по обучению
трудящихся-мигрантов языку страны пребывания;
- создание на основе межгосударственных соглашений общих
механизмов осуществления контроля за использованием труда
трудящихся-мигрантов и защиты их прав в области социально-трудовых
отношений;
- присоединение государств Содружества к международным
конвенциям по вопросам трудовой миграции.
Организационно-методическое обеспечение
Для решения проблем формирования общего рынка труда и
регулирования трудовой миграции Консультативный совет по труду,
миграции и социальной защите населения государств-участников СНГ и
соответствующие национальные органы будут:
- проводить анализ, обобщение и обмен информацией о состоянии
рынка труда, демографической и миграционной ситуации в странах
Содружества;
- разрабатывать проекты межгосударственных нормативно-правовых
документов по проблемам создания общего рынка труда и
регулирования трудовой миграции с учетом мирового опыта;
- согласовывать механизм формирования квот для привлечения на
работу граждан государств-участников СНГ с учетом состояния
региональных рынков труда, в том числе уровня безработицы,
состояния социальной инфраструктуры и прежде всего рынка жилья;
- осуществлять координацию научных исследований по наиболее
актуальным проблемам создания общего рынка труда и регулирования
миграции рабочей силы.
В силу существенных различий в уровнях
социально-экономического развития государств-участников СНГ
предусматривается разновременность их вхождения в общий рынок
труда.
Приоритетные мероприятия по формированию общего рынка труда и
регулированию миграции рабочей силы государств-участников СНГ на
2000 - 2005 годы прилагаются.
Приложение
ПРИОРИТЕТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕГО РЫНКА ТРУДА И РЕГУЛИРОВАНИЮ
МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
НА 2000 - 2005 ГГ.
----T--------------------T-------------------T----------T-----------------¬
¦ N ¦ Наименование ¦ Цели и ожидаемые ¦ Срок ¦ Исполнители ¦
¦п/п¦ мероприятия ¦ результаты ¦исполнения¦ мероприятия ¦
¦ ¦ (проекта ¦ реализации ¦ ¦ ¦
¦ ¦ документа) ¦ мероприятия ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+-------------------+----------+-----------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+---+--------------------+-------------------+----------+-----------------+
¦ 1. Разработка межправительственных соглашений ¦
¦ и программ ¦
+---T--------------------T-------------------T----------T-----------------+
¦1. ¦Концепция ¦Создание ¦2000 г. ¦Всеобщая ¦
¦ ¦Модельного ¦рекомендательной ¦ ¦конфедерация ¦
¦ ¦Трудового кодекса ¦нормативно-правовой¦ ¦профсоюзов, ¦
¦ ¦ ¦базы регулирования ¦ ¦Консультативный ¦
¦ ¦ ¦трудовых отношений ¦ ¦Совет по труду, ¦
¦ ¦ ¦в странах СНГ ¦ ¦миграции и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦социальной ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦защите ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦населения ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦государств - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦участников СНГ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦(далее - ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Консультативный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦Совет), Минтруд ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦России ¦
+---+--------------------+-------------------+----------+-----------------+
¦2. ¦Конвенция о правовом¦Определение ¦2004 г. ¦Минфедерации ¦
¦ ¦статусе ¦правового статуса ¦ ¦России, ¦
¦ ¦трудящихся-мигрантов¦трудящихся - ¦ ¦Консультативный ¦
¦ ¦и членов их семей - ¦мигрантов и членов ¦ ¦Совет ¦
¦ ¦граждан государств -¦их семей в рамках ¦ ¦ ¦
¦ ¦участников СНГ ¦государств - ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦участников СНГ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+-------------------+----------+-----------------+
¦3. ¦Соглашение об общих ¦Содействие более ¦2001 г. ¦Минтруд России, ¦
¦ ¦принципах ¦полному ¦ ¦Минфедерации ¦
¦ ¦сотрудничества ¦использованию ¦ ¦России, ¦
¦ ¦государств - ¦трудовых ресурсов в¦ ¦Консультативный ¦
¦ ¦участников СНГ в ¦приграничных ¦ ¦Совет ¦
¦ ¦области приграничной¦районах ¦ ¦ ¦
¦ ¦трудовой миграции ¦государств - ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦участников СНГ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+-------------------+----------+-----------------+
¦4. ¦Протокол о внесении ¦Содействие ¦2001 г. ¦Минтруд России, ¦
¦ ¦изменений и ¦повышению уровня ¦ ¦Консультативный ¦
¦ ¦дополнений в ¦занятости населения¦ ¦Совет ¦
¦ ¦Соглашение о ¦и регулированию ¦ ¦ ¦
¦ ¦сотрудничестве в ¦миграции рабочей ¦ ¦ ¦
¦ ¦области трудовой ¦силы ¦ ¦ ¦
¦ ¦миграции и ¦на территории ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальной защиты ¦государств - ¦ ¦ ¦
¦ ¦трудящихся-мигрантов¦участников СНГ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+-------------------+----------+-----------------+
¦5. ¦Соглашение о ¦Содействие ¦2001 г. ¦Минтруд России, ¦
¦ ¦сотрудничестве ¦легализации скрытой¦ ¦Консультативный ¦
¦ ¦государств - ¦трудовой миграции ¦ ¦Совет ¦
¦ ¦участников СНГ по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦защите национальных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рынков труда от ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нелегальной трудовой¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦миграции ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+-------------------+----------+-----------------+
¦6. ¦Разработка ¦Определение ¦2001 г. ¦Минтруд ¦
¦ ¦сопоставимых ¦сопоставимых ¦ ¦Казахстана, ¦
¦ ¦требований к ¦требований к ¦ ¦национальные ¦
¦ ¦образовательным ¦образовательным ¦ ¦министерства ¦
¦ ¦стандартам ¦стандартам ¦ ¦(ведомства) по ¦
¦ ¦профессиональной ¦профессиональной ¦ ¦труду и ¦
¦ ¦подготовки, ¦подготовки, ¦ ¦профессиональному¦
¦ ¦повышения ¦повышения ¦ ¦обучению, ¦
¦ ¦квалификации и ¦квалификации и ¦ ¦Консультативный ¦
¦ ¦переподготовки ¦переподготовки ¦ ¦Совет ¦
¦ ¦безработных граждан,¦безработных граждан¦ ¦ ¦
¦ ¦высвобождаемых ¦в рамках государств¦ ¦ ¦
¦ ¦работников и ¦Содружества в целях¦ ¦ ¦
¦ ¦незанятого населения¦улучшения занятости¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦населения ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+-------------------+----------+-----------------+
¦ 2. Методическое обеспечение формирования общего ¦
¦ рынка труда ¦
+---T--------------------T-------------------T----------T-----------------+
¦1. ¦Разработка и ¦Выработка ¦2000 - ¦НИИ труда и ЦБНТ ¦
¦ ¦совершенствование ¦согласованных ¦2002 гг. ¦Минтруда России, ¦
¦ ¦Межгосударственного ¦решений в области ¦ ¦Минтруда ¦
¦ ¦классификатора ¦тарификации труда ¦ ¦Беларуси, ¦
¦ ¦наименований ¦при установлении ¦ ¦научно - ¦
¦ ¦профессий рабочих и ¦наименований ¦ ¦исследовательские¦
¦ ¦должностей служащих ¦профессий и ¦ ¦организации ¦
¦ ¦стран СНГ ¦должностей на ¦ ¦государств, ¦
¦ ¦ ¦территории СНГ, ¦ ¦Консультативный ¦
¦ ¦ ¦составление ¦ ¦Совет ¦
¦ ¦ ¦программ по ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦подготовке и ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦повышению ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦квалификации ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦рабочих и служащих ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+-------------------+----------+-----------------+
¦2. ¦Разработка единой ¦Предупреждение ¦2001 г. ¦Минтруд Украины, ¦
¦ ¦методики оценки ¦производственного ¦ ¦полномочные ¦
¦ ¦условий труда на ¦травматизма и ¦ ¦органы стран СНГ ¦
¦ ¦рабочих местах ¦выработка единых ¦ ¦по охране труда, ¦
¦ ¦ ¦подходов к созданию¦ ¦Консультативный ¦
¦ ¦ ¦безопасных ¦ ¦Совет ¦
¦ ¦ ¦санитарно - ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦гигиенических и ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦эргономических ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦условий на рабочих ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦местах ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+-------------------+----------+-----------------+
¦4. ¦Разработка ¦Обеспечение ¦2001 г. ¦Минтруд Украины, ¦
¦ ¦согласованных ¦безопасности жизни ¦ ¦полномочные ¦
¦ ¦требований по ¦и здоровья ¦ ¦органы стран СНГ ¦
¦ ¦осуществлению ¦работников ¦ ¦по охране труда, ¦
¦ ¦надзора и контроля ¦ ¦ ¦Консультативный ¦
¦ ¦за соблюдением норм ¦ ¦ ¦Совет ¦
¦ ¦и требований по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦охране труда ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+-------------------+----------+-----------------+
¦ 3. Информационное обеспечение формирования общего ¦
¦ рынка труда ¦
+---T--------------------T-------------------T----------T-----------------+
¦1. ¦Разработка ¦Разработка ¦2001 г. ¦Минтруд ¦
¦ ¦понятийного аппарата¦межгосударственной ¦ ¦Казахстана, ¦
¦ ¦и единых форм ¦системы обмена ¦ ¦Консультативный ¦
¦ ¦документов, программ¦информацией для ¦ ¦Совет ¦
¦ ¦для создания ¦более оперативного ¦ ¦ ¦
¦ ¦межгосударственной ¦управления спросом ¦ ¦ ¦
¦ ¦автоматизированной ¦и предложением ¦ ¦ ¦
¦ ¦системы состояния ¦рабочей силы, ¦ ¦ ¦
¦ ¦национальных рынков ¦трудоустройства ¦ ¦ ¦
¦ ¦труда, базы данных о¦безработных, их ¦ ¦ ¦
¦ ¦наличии вакантных ¦переподготовки ¦ ¦ ¦
¦ ¦рабочих мест, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возможностях и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦условиях ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦трудоустройства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦граждан СНГ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+-------------------+----------+-----------------+
¦2. ¦Разработка ¦Обеспечение ¦2003 г. ¦Минтруд ¦
¦ ¦межгосударственной ¦практического ¦ ¦Казахстана, ¦
¦ ¦системы оперативного¦подхода к ¦ ¦Консультативный ¦
¦ ¦обмена информацией о¦рациональной ¦ ¦Совет ¦
¦ ¦состоянии ¦структуре занятости¦ ¦ ¦
¦ ¦национальных рынков ¦населения ¦ ¦ ¦
¦ ¦труда, о наличии ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вакантных рабочих ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мест, а также о ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программах ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦содействия занятости¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+-------------------+----------+-----------------+
¦3. ¦Координация и ¦Совершенствование и¦2002 - ¦Консультативный ¦
¦ ¦проведение научных ¦углубление ¦2005 гг. ¦Совет ¦
¦ ¦исследований по ¦мониторинга ¦ ¦ ¦
¦ ¦актуальным проблемам¦социально-трудовой ¦ ¦ ¦
¦ ¦общего рынка труда ¦сферы ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+-------------------+----------+-----------------+
¦4. ¦Разработка в ¦Повышение ¦2005 г. ¦Консультативный ¦
¦ ¦государствах ¦мобильности ¦ ¦Совет ¦
¦ ¦Содружества системы ¦трудовых ресурсов ¦ ¦ ¦
¦ ¦информирования о ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦действующих в СНГ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦документах по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использованию и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регулированию ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦трудовой миграции, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальной защите ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦трудящихся-мигрантов¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+-------------------+----------+-----------------+
¦ 4. Организационное обеспечение формирования общего ¦
¦ рынка труда ¦
+---T--------------------T-------------------T----------T-----------------+
¦1. ¦Анализ применения в ¦Обеспечение ¦постоянно ¦Консультативный ¦
¦ ¦государствах - ¦контроля принятых ¦ ¦Совет, Исполком ¦
¦ ¦участниках СНГ ¦межгосударственных ¦ ¦СНГ ¦
¦ ¦принятых ¦решений ¦ ¦ ¦
¦ ¦межправительственных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соглашений в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социально-трудовой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сфере, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечивающих ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦формирование общего ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рынка труда ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+-------------------+----------+-----------------+
¦2. ¦Изучение опыта ¦Совершенствование ¦постоянно ¦Минтруд ¦
¦ ¦работы ¦деятельности ¦ ¦Кыргызстана, ¦
¦ ¦государственных ¦государственных ¦ ¦Федерация ¦
¦ ¦служб занятости ¦служб занятости, ¦ ¦профсоюзов ¦
¦ ¦стран Содружества, ¦улучшение обмена ¦ ¦Кыргызстана, ¦
¦ ¦организации и ¦опытом работы ¦ ¦Консультативный ¦
¦ ¦проведения "ярмарок ¦ ¦ ¦Совет ¦
¦ ¦вакансий"; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разработка общих ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рекомендаций по их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проведению ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+-------------------+----------+-----------------+
¦3. ¦Организация выпуска ¦Освещение ¦2001 г. ¦Исполком СНГ, ¦
¦ ¦информационного ¦проблематики ¦ ¦Консультативный ¦
¦ ¦бюллетеня "Общий ¦формирования общего¦ ¦Совет ¦
¦ ¦рынок труда ¦рынка труда ¦ ¦ ¦
¦ ¦государств - ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦участников СНГ" ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+-------------------+----------+-----------------+
¦4. ¦Организация ¦Улучшение обмена ¦постоянно ¦Исполком СНГ, ¦
¦ ¦выступлений в ¦информацией по ¦ ¦Консультативный ¦
¦ ¦средствах массовой ¦вопросам ¦ ¦Совет ¦
¦ ¦информации ¦функционирования ¦ ¦ ¦
¦ ¦представителей ¦рынка труда, ¦ ¦ ¦
¦ ¦государств ¦деятельности служб ¦ ¦ ¦
¦ ¦Содружества по ¦занятости ¦ ¦ ¦
¦ ¦вопросам общего ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рынка труда ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+-------------------+----------+-----------------+
¦5. ¦Изучение опыта ¦Анализ и обобщение ¦постоянно ¦Исполком СНГ, ¦
¦ ¦использования ¦зарубежного опыта в¦ ¦Консультативный ¦
¦ ¦иностранной рабочей ¦целях его ¦ ¦Совет ¦
¦ ¦силы в государствах ¦применения в ¦ ¦ ¦
¦ ¦Европейского союза и¦странах СНГ при ¦ ¦ ¦
¦ ¦других ¦формировании общего¦ ¦ ¦
¦ ¦межрегиональных ¦рынка труда ¦ ¦ ¦
¦ ¦сообществах ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+-------------------+----------+-----------------+
¦6. ¦Организация ¦Освещение ¦постоянно ¦Исполком СНГ, ¦
¦ ¦телепередач в ¦конкретных ¦ ¦МТРК "Мир", ¦
¦ ¦телепрограмме МТРК ¦направлений ¦ ¦Консультативный ¦
¦ ¦"МИР" по ¦деятельности ¦ ¦Совет ¦
¦ ¦проблематике ¦органов, курирующих¦ ¦ ¦
¦ ¦формирования общего ¦процесс ¦ ¦ ¦
¦ ¦рынка труда в ¦формирования общего¦ ¦ ¦
¦ ¦государствах - ¦рынка труда в ¦ ¦ ¦
¦ ¦участниках СНГ ¦государствах - ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦участниках СНГ ¦ ¦ ¦
L---+--------------------+-------------------+----------+------------------
|