ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 14 декабря 2000 г. N 1155
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ ГТК РОССИИ
В целях совершенствования работы по подготовке нормативных
правовых актов ГТК России в соответствии с Таможенным кодексом
Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,
1993, N 31, ст. 1224; Собрание законодательства Российской
Федерации, 1995, N 26, ст. 2397; 1996, N 1, ст. 4; 1997, N 30, ст.
3586; 1997, N 47, ст. 5341; 1999, N 7, ст. 879), Указом Президента
Российской Федерации от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и
вступления в силу актов Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2663; 1997,
N 20, ст. 2242; 1998, N 33, ст. 3967) и Постановлением
Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009 "Об
утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти и их государственной
регистрации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
1997, N 3, ст. 3895, N 50, ст. 5689; 1998, N 47, ст. 5771; 1999,
N 8, ст. 1026) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о нормативных правовых
актах Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа осуществлять
статс - секретарю - заместителю председателя Комитета Ю.Ф.
Азарову.
Председатель Комитета
генерал - полковник
таможенной службы
М.В.ВАНИН
Данный документ в государственной регистрации не нуждается
(письмо Минюста РФ от 21 марта 2001 г. N 07/2777-ЮД).
Приложение
к Приказу ГТК России
от 14.12.2000 N 1155
ПОЛОЖЕНИЕ
О НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Положение о нормативных правовых актах Государственного
таможенного комитета Российской Федерации (далее - Положение)
определяет единый порядок подготовки, утверждения, вступления в
силу, отмены, изменения и дополнения нормативных правовых актов
Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее
- ГТК России).
2. Положение распространяется на нормативные правовые акты,
издаваемые ГТК России, направленные на установление, изменение или
отмену правовых норм.
3. При подготовке нормативных правовых актов рекомендуется
использовать Постановление Государственной Думы от 11.11.96
N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской
Федерации", в котором приводятся определения нормативного
правового акта и правовой нормы:
"Нормативный правовой акт - это письменный официальный
документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим
органом в пределах его компетенции и направленный на установление,
изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой
нормой принято понимать общеобязательное государственное
предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на
многократное применение.".
4. Положение разработано на основе Таможенного кодекса
Российской Федерации <*>, Указа Президента Российской Федерации от
23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов
Президента Российской Федерации, Правительства Российской
Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти" <**>, Постановления Правительства
Российской Федерации от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил
подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их государственной регистрации" <***>, а
также Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их
государственной регистрации, утвержденных Приказом Министерства
юстиции Российской Федерации от 14.07.99 N 217 (зарегистрирован
Минюстом России 16.07.99, рег. N 1835).
--------------------------------
<*> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, N 31, ст. 1224; Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст. 2397; 1996,
N 1, ст. 4; 1997, N 47, ст. 5341; 1999, N 7, ст. 879.
<**> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,
N 22, ст. 2663; 1997, N 20, ст. 2242; 1998, N 33, ст. 3967.
<***> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997,
N 3, ст. 3895; N 50, ст. 5689; 1998, N 47, ст. 5771; 1999, N 8,
ст. 1026.
5. Действие Положения не распространяется на правовые акты,
если они содержат разовые предписания, адресованы конкретным лицам
и рассчитаны на однократное применение, в том числе на:
- правовые акты о приеме на службу, работу и назначении на
должность, об увольнении со службы, работы и освобождении от
должности, о присвоении специальных званий, о материальном и ином
поощрении, о выплате надбавок, о командировании, об отпусках, о
наложении взысканий и тому подобные акты, если они издаются в
отношении конкретных лиц;
- правовые акты о создании, реорганизации и ликвидации
структурных подразделений ГТК России, таможенных органов
Российской Федерации, организаций системы ГТК России, за
исключением правовых актов, устанавливающих правовой статус таких
органов, организаций.
Положение также не распространяется на рекомендательные
документы, протоколы заседаний Коллегии ГТК России и различного
рода совещаний, докладные и служебные записки структурных
подразделений ГТК России, информационные материалы.
6. Нормативные правовые акты ГТК России должны соответствовать
Конституции Российской Федерации, федеральным законам, другим
нормативным правовым актам Российской Федерации, международным
договорам Российской Федерации и издаваться в пределах компетенции
ГТК России.
7. Нормативные правовые акты ГТК России обязательны для
исполнения таможенными органами Российской Федерации и иными
государственными органами, организациями независимо от форм
собственности и подчиненности, а также должностными лицами и
гражданами.
8. Структурные подразделения ГТК России, нижестоящие
таможенные органы Российской Федерации не вправе издавать
нормативные правовые акты.
9. Нормативные правовые акты ГТК России издаются:
- на основе и во исполнение федеральных законов, международных
договоров Российской Федерации, указов и распоряжений Президента
Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства
Российской Федерации;
- во исполнение решений Коллегии ГТК России, поручений
руководства ГТК России;
- по инициативным предложениям структурных подразделений ГТК
России (далее - подразделения), таможенных органов Российской
Федерации.
II. Виды нормативных правовых актов ГТК России
10. ГТК России издает нормативные правовые акты в виде:
- приказов;
- распоряжений;
- правил;
- инструкций;
- положений.
11. Издание нормативных правовых актов ГТК России в виде
писем, телеграмм, телетайпограмм не допускается.
В исключительных случаях в целях оперативного доведения до
сведения таможенных органов Российской Федерации положений
нормативных правовых актов вышестоящих органов государственной
власти информация об этих актах доводится в форме письма,
телеграммы, телетайпограммы.
12. Нормативные правовые акты ГТК России могут быть:
- постоянно действующими, то есть установленными без
ограничения срока применения;
- временными, то есть содержащими указание на действие в
течение обозначенного временными рамками периода либо на действие
до наступления определенного события.
III. Этапы подготовки нормативных
правовых актов ГТК России
13. Подготовка нормативных правовых актов ГТК России включает
следующие этапы:
а) планирование подготовки нормативных правовых актов и
проведение мероприятий по подготовке проекта нормативного
правового акта;
б) подготовку проекта нормативного правового акта;
в) согласование проекта нормативного правового акта;
г) подписание (утверждение) нормативного правового акта и его
регистрацию;
д) направление нормативного правового акта на государственную
регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации (далее -
Минюст России);
е) сопровождение прохождения государственной регистрации
нормативного правового акта в Минюсте России;
ж) опубликование нормативных правовых актов (за исключением
актов или отдельных положений с грифами "для служебного
пользования", "секретно" и "совершенно секретно") и вступление их
в силу.
IV. Планирование подготовки нормативных правовых
актов и проведение мероприятий по подготовке
проекта нормативного правового акта
14. Общее руководство процессом подготовки нормативных
правовых актов ГТК России осуществляет председатель ГТК России,
непосредственное руководство - заместитель председателя ГТК
России, курирующий Правовое управление (подразделение ГТК России).
15. Планирование подготовки нормативных правовых актов ГТК
России осуществляется уполномоченным председателем ГТК России
подразделением в виде полугодовых планов.
16. Полугодовые планы по подготовке нормативных правовых актов
ГТК России разрабатываются в соответствии с актами, решениями,
поручениями, предложениями, указанными в п. 9 настоящего
Положения.
17. В плане по подготовке нормативных правовых актов ГТК
России (далее - план) указываются подразделения, ответственные за
подготовку проектов нормативных правовых актов, и сроки, в которые
должны быть подготовлены проекты нормативных правовых актов.
18. Подготовленный план согласовывается с подразделениями.
При необходимости согласования проектов нормативных правовых
актов ГТК России с другими федеральными органами исполнительной
власти, иными органами (организациями) в плане могут быть указаны
наименования соответствующих федеральных органов исполнительной
власти, иных органов (организаций).
19. Подготовка проекта нормативного правового акта может быть
возложена на одно или несколько подразделений с учетом их
компетенции.
Если проект нормативного правового акта затрагивает
компетенцию более чем одного подразделения ГТК России,
ответственным исполнителем за подготовку определяется то
подразделение ГТК России, чья компетенция затрагивается в
наибольшей степени.
20. Полугодовой план утверждает председатель ГТК России или
лицо, исполняющее его обязанности, либо заместитель председателя
ГТК России, курирующий Правовое управление.
21. В случае существенного изменения законодательства
Российской Федерации и в незапланированных случаях, если требуется
издание нормативных правовых актов для правового регулирования,
подготовка нормативных правовых актов осуществляется по поручению
председателя ГТК России или лица, исполняющего его обязанности,
либо заместителя председателя ГТК России, курирующего Правовое
управление.
Поручение о подготовке проекта нормативного правового акта
дается подразделениям в соответствии с п. 19 настоящего Положения.
22. В случае, если подразделение инициирует подготовку проекта
нормативного правового акта, не включенного в план, заместителю
председателя ГТК России, курирующему Правовое управление,
представляется докладная записка, подписанная начальником такого
подразделения, в которой излагаются:
- существо проблемы, требующей правового регулирования;
- цели предполагаемого правового регулирования;
- конкретные меры, направленные на решение проблемы, которые
предполагается положить в основу нормативного правового акта;
- перечень действующих нормативных правовых актов по
проблемному вопросу и анализ недостатков действующего правового
регулирования.
По поручению заместителя председателя ГТК России Правовое
управление осуществляет рассмотрение оснований, приведенных в
докладной записке, и готовит заключение о целесообразности
подготовки нормативного правового акта.
23. Решения по организационным, кадровым, финансовым,
материально - техническим и другим мероприятиям, проведение
которых требуется в связи с подготовкой и изданием нормативного
правового акта, принимает заместитель председателя ГТК России,
курирующий подразделение, ответственное за подготовку проекта
нормативного правового акта, на основе докладной записки,
указанной в п. 22 настоящего Положения.
24. Срок подготовки проекта нормативного правового акта
устанавливается в плане или в поручении лиц, определенных в п. 21
настоящего Положения, о подготовке проекта нормативного правового
акта. При этом принимается во внимание необходимость проведения
соответствующих мероприятий для подготовки проекта акта.
Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта
во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений
Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений
Правительства Российской Федерации не должен превышать одного
месяца, если в актах не установлен другой срок.
25. Для подготовки проектов нормативных правовых актов,
затрагивающих компетенцию различных подразделений, по совместной
инициативе подразделения, ответственного за подготовку проекта
нормативного правового акта (далее - подразделение - исполнитель),
и подразделений, участвующих в подготовке проекта акта (далее -
подразделения - соисполнители), могут создаваться рабочие группы.
Решение о создании рабочей группы по подготовке нормативного
правового акта принимает заместитель председателя ГТК России,
курирующий подразделение - исполнителя. В рабочую группу
включаются сотрудники подразделения - исполнителя, подразделений -
соисполнителей.
В случае необходимости для участия в рабочей группе могут
привлекаться сотрудники Российской таможенной академии (далее -
РТА), таможенных органов Российской Федерации по решению
заместителя председателя ГТК России, курирующего подразделение -
исполнителя.
26. Начальник подразделения - исполнителя или по его поручению
руководитель отдела такого подразделения определяет сотрудника,
ответственного за подготовку проекта нормативного правового акта
(далее - ответственный сотрудник), и срок подготовки основных
положений проекта акта.
27. Правовое управление:
- обеспечивает информацией подразделения о принятых,
отмененных, измененных, дополненных и утративших силу нормативных
правовых актах;
- готовит по поручению заместителя председателя ГТК России,
курирующего Правовое управление, заключения о целесообразности
подготовки нормативных правовых актов;
- участвует в подготовке проекта нормативного правового акта
путем проверки акта на соответствие законодательству Российской
Федерации;
- решает вопрос о необходимости государственной регистрации
нормативного правового акта в Минюсте России.
Правовое управление принимает участие в непосредственной
подготовке проектов нормативных правовых актов в соответствии с
поручением председателя ГТК России или лица, исполняющего его
обязанности, либо заместителя председателя ГТК России, курирующего
Правовое управление.
28. Ответственность за качество и проработанность проекта
нормативного правового акта несет начальник подразделения -
исполнителя, за соответствие законодательству Российской Федерации
- начальник Правового управления.
V. Подготовка проекта нормативного правового акта
29. Разработка основных положений проекта нормативного
правового акта осуществляется в целях подготовки нормативного
правового акта, содержащего новые нормативные предписания, либо
изменений и дополнений действующих нормативных правовых актов,
предусматривающих внесение в текст таких актов новых нормативных
предписаний или замену прежних нормативных предписаний новыми
предписаниями, меняющими и уточняющими содержание правового
регулирования.
30. В процессе работы над основными положениями проекта
нормативного правового акта (далее - основные положения)
ответственный сотрудник обязан собрать и изучить относящиеся к
теме проекта:
- законодательство Российской Федерации;
- международные договоры;
- практику применения соответствующих действующих нормативных
правовых актов;
- зарубежное таможенное законодательство;
- научную литературу и материалы периодической печати;
- данные социологических и иных исследований, включая научные
исследования РТА, если таковые проводились;
- информационные материалы, представляемые таможенными
органами Российской Федерации.
Ответственный сотрудник обязан обеспечить возможность
ознакомления с такой информацией сотрудников подразделений -
соисполнителей.
31. В ходе подготовки основных положений ответственный
сотрудник вправе получать консультации от сотрудников
подразделений и сотрудников таможенных органов Российской
Федерации.
32. Сотрудники подразделений - соисполнителей обеспечивают
ответственного сотрудника необходимыми для подготовки основных
положений материалами, представляют предложения, относящиеся к
теме проекта нормативного правового акта.
33. Основные положения представляются на рассмотрение
руководства подразделения - исполнителя.
После одобрения основных положений руководством подразделения
- исполнителя такие положения направляются на рассмотрение в
подразделения - соисполнители.
При наличии принципиальных замечаний по основным положениям в
целях урегулирования разногласий начальник подразделения -
исполнителя обязан провести обсуждение основных положений и
замечаний по ним с руководством подразделений - соисполнителей с
участием сотрудников таких подразделений, включая ответственного
сотрудника.
Если обсуждение не привело к устранению разногласий, о них
докладывается заместителю председателя ГТК России, курирующему
подразделение - исполнителя, для принятия им решения. В этом
случае к основным положениям прилагаются письменные замечания
подразделений и мотивированное возражение подразделения -
исполнителя.
Заместитель председателя ГТК России, курирующий подразделение
- исполнителя, принимает решение об одобрении основных положений
либо возвращении их на доработку.
34. Проект нормативного правового акта должен иметь
наименование вида акта, название.
Текст проекта нормативного правового акта должен состоять из
двух частей: вступительной (преамбула) и распорядительной.
В преамбуле излагаются цели и мотивы издания нормативного
правового акта. Если основанием для издания нормативного правового
акта является федеральный закон, указ и распоряжение Президента
Российской Федерации, постановление и распоряжение Правительства
Российской Федерации, то в преамбуле указывается вид нормативного
правового акта, дата, номер, название и официальный источник его
опубликования (наименование издания, его номер и дата). Положения
нормативного характера в преамбулу не включаются.
В распорядительной части излагаются нормативные предписания.
35. Нормативные предписания оформляются в виде пунктов,
которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не
имеют.
Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь
буквенную или цифровую нумерацию.
Значительные по объему нормативные правовые акты могут
делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют
заголовки.
36. Написание проекта нормативного правового акта должно
отвечать следующим критериям:
- логическое развитие темы правового регулирования;
- стройность и последовательность изложения норм (от общего к
частному, от наиболее важного к менее важному);
- логическая и грамматическая связанность текста;
- четкость и ясность излагаемых норм;
- согласованность новых норм с параллельно действующими
нормами, увязка с нормами, которые необходимо отменить, изменить
или дополнить;
- простота языка, исключение возможности различного понимания
и толкования текста.
37. При изложении текста нормативного правового акта
используется юридическая лексика, применяемая в Таможенном кодексе
Российской Федерации и в других нормативных правовых актах
Российской Федерации.
Не допускается использование в тексте нормативного правового
акта абстрактных и декларативных формулировок.
Не допускается применение образных сравнений, эпитетов,
метафор.
Не допускается использование сокращений без их разъяснения в
тексте проекта нормативного правового акта.
В текст нормативного правового акта не включаются различного
рода рекомендации, цитаты из печатных изданий.
38. Наименования государственных органов и организаций
указываются в проекте нормативного правового акта в соответствии с
их официальными полным или сокращенным наименованиями.
39. При необходимости для полноты изложения вопроса в проекте
нормативного правового акта могут воспроизводиться отдельные
положения актов законодательства Российской Федерации, которые
должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их
опубликования ("Российскую газету", Собрание законодательства
Российской Федерации, Собрание актов Президента и Правительства
Российской Федерации, Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и
другие).
В случае ссылки на акты законодательства Российской Федерации
без воспроизведения их отдельных положений указание на официальный
источник опубликования также является необходимым.
Дата и номер федерального закона может указываться лишь в
случае, если имеется в виду закон, которым вносились изменения в
основной закон по данной теме, и необходимо подчеркнуть дату
внесения этих изменений.
40. В случае воспроизведения в проекте нормативного правового
акта отдельных положений иных нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти, прошедших
государственную регистрацию, либо ссылки на них необходимо
указывать их наименование, полное наименование федерального органа
исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания
(принятия), номер, а также регистрационный номер, присвоенный им
Минюстом России при государственной регистрации, и дату
государственной регистрации.
Ссылка в проекте акта на иной нормативный правовой акт
федерального органа исполнительной власти, не прошедший
государственную регистрацию, не допускается.
41. В проекте нормативного правового акта срок его действия
определяется календарной датой.
Допускается определение сроков указанием на событие, которое
должно неизбежно наступить, или истечением периода времени.
42. Для пояснения текста проекта нормативного правового акта в
целях его лучшего понимания, увязки с другими нормативными
правовыми актами допускается использование сносок (примечаний),
обозначаемых арабскими цифрами.
В целях избежания повторов и показа взаимной связи составных
частей проекта нормативного правового акта может применяться
ссылка на другие составные части акта. Ссылка на последующие
составные части допускается, если иным путем невозможно обеспечить
связанность составных частей проекта.
При наличии у нормативного правового акта приложений
соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.
Приложения к нормативному правовому акту оформляются согласно
установленному порядку.
Таблицы, графики, карты, схемы, образцы документов должны
оформляться в виде приложений.
Нормативный правовой акт с приложениями должен иметь сквозную
нумерацию страниц.
43. Организационные, материально - технические, финансовые,
кадровые и другие вопросы, требующие решения для реализации
положений нормативного правового акта, подлежащего государственной
регистрации в Минюсте России, регулируются путем издания
отдельного правового акта (в форме приказа или распоряжения).
44. Одновременно с разработкой проекта нормативного правового
акта, содержащего новые нормативные предписания, должны быть
подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании
утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их
частей.
45. В целях обеспечения контроля за исполнением нормативного
правового акта в проекте акта определяется лицо, на которое
возлагается контроль за исполнением нормативного правового акта
(первый заместитель председателя ГТК России или заместитель
председателя ГТК России).
Возложение контроля за исполнением нормативного правового акта
на начальников подразделений не допускается.
VI. Согласование проекта нормативного правового акта
46. Начальник подразделения - исполнителя вносит на
согласование проект нормативного правового акта, о чем делается
соответствующая запись вверху на оборотной стороне последнего
листа проекта, являющегося листом согласования. Запись подписывает
начальник с указанием расшифровки подписи и даты подписи.
Приложения к нормативному правовому акту подписывает начальник
указанного подразделения.
Допускается внесение проекта акта на согласование лицом,
исполняющим обязанности начальника подразделения, либо
заместителем начальника подразделения.
47. Если проект акта был подготовлен несколькими
подразделениями, то он вносится совместно начальником
подразделения - исполнителя и начальниками подразделений -
соисполнителей.
48. Проект нормативного правового акта должен быть завизирован
сотрудником Управления делами (подразделение ГТК России),
уполномоченным осуществлять проверку проектов актов на
соответствие правилам русского языка (далее - редактор).
49. Проект нормативного правового акта представляется на
согласование в Правовое управление только после визы редактора.
50. Согласование проекта нормативного правового акта
оформляется визами начальников подразделений, чья компетенция
затрагивается актом.
Визирование осуществляется согласно установленному порядку
путем проставления на листе согласования подписи начальника
подразделения, расшифровки подписи и даты визирования.
После согласования проекта нормативного правового акта
начальниками соответствующих подразделений проект акта подлежит
визированию начальником Правового управления.
Если в процессе визирования в проект нормативного правового
акта вносят изменения и дополнения, проект подлежит повторному
визированию.
Допускается визирование проектов актов, представленных на
согласование, лицом, исполняющим обязанности начальника
подразделения, либо заместителем начальника подразделения.
51. После согласования проекта нормативного правового акта
начальником Правового управления проект акта визируют заместители
председателя ГТК России, курирующие подразделение - исполнителя,
подразделения - соисполнителей, подразделения, чья компетенция
затрагивается актом, заместитель председателя ГТК России,
курирующий Правовое управление, а также начальник Управления
делами.
52. Отказ в визировании проекта нормативного правового акта не
допускается.
При наличии замечаний, затрагивающих содержание положений
проекта нормативного правового акта, начальник подразделения или
заместитель председателя ГТК России излагает мотивированные
замечания на отдельном листе с проставлением на листе согласования
отметки "Замечания прилагаются" либо "Против" с подписью, ее
расшифровкой и датой подписи.
Замечания и предложения редакционного характера могут быть
изложены по тексту проекта акта.
Замечания начальника подразделения при согласии с ними
начальника подразделения - исполнителя учитываются путем внесения
в проект нормативного правового акта соответствующих изменений и
дополнений.
Замечания начальника подразделения, с которыми начальник
подразделения - исполнителя не согласен, замечания заместителя
председателя ГТК России, мотивированное заключение начальника
подразделения - исполнителя по существу замечаний указанных лиц
подлежат рассмотрению первым заместителем председателя ГТК России
либо лицом, которому надлежит подписывать (утверждать) акт, для
принятия соответствующего решения.
53. На этапе согласования проекта нормативного правового акта
Правовое управление осуществляет проверку проекта акта на
соответствие законодательству Российской Федерации, а также
требованиям настоящего Положения.
В случае несоответствия проекта нормативного правового акта
законодательству Российской Федерации или требованиям настоящего
Положения проект акта подлежит возврату для доработки в
подразделение - исполнитель с письменным указанием причин
невозможности согласования.
Начальник Правового управления, визируя проект акта, не
учитывающий замечания и предложения Правового управления, вправе
поставить согласно установленному порядку на листе согласования
отметку "Против" с приложением мотивированного заключения по
существу вопроса к проекту акта.
54. Управление делами перед представлением нормативного
правового акта на подпись (утверждение) председателю ГТК России
либо лицу, исполняющему его обязанности, осуществляет контроль за
наличием виз начальников подразделений, заместителей председателя
ГТК России и иных лиц, указанных в листе согласования.
55. Если проект нормативного правового акта представлен на
подпись или утверждение председателю ГТК России или лицу,
исполняющему его обязанности, без визы начальника Правового
управления на листе согласования, акт может быть направлен на
правовую экспертизу в Правовое управление в соответствии с
поручением председателя ГТК России или лица, исполняющего
обязанности, либо заместителя председателя ГТК России, курирующего
Правовое управление.
Правовое управление рассматривает проект нормативного
правового акта согласно установленному порядку.
56. На этапе согласования к проекту нормативного правового
акта ответственный сотрудник прилагает нормативные правовые акты,
на которые имеются ссылки в проекте, и другие материалы,
использованные при подготовке проекта.
57. Нормативный правовой акт может быть издан ГТК России
совместно с другими федеральными органами исполнительной власти,
иными органами (организациями) или по согласованию с указанными
органами (организациями).
58. Согласованию с другими федеральными органами
исполнительной власти, иными органами (организациями) подлежит
проект нормативного правового акта ГТК России:
- если в соответствии с законодательством Российской Федерации
согласование такого акта является обязательным;
- если в таком акте содержатся положения, нормы и поручения,
затрагивающие компетенцию других федеральных органов
исполнительной власти, иных органов (организаций);
- если такой акт вносит изменения и дополнения либо отменяет
акты, изданные по согласованию с другими федеральными органами
исполнительной власти, иными органами (организациями).
59. Работу по проведению согласования проекта нормативного
правового акта ГТК России с другими федеральными органами
исполнительной власти, иными органами (организациями) организует
начальник подразделения ГТК России (исполнитель) после
согласования проекта акта в ГТК России в соответствии с настоящим
Положением.
Согласование проекта нормативного правового акта ГТК России
оформляется визой руководителя или лица, его замещающего,
соответствующего федерального органа исполнительной власти, иного
органа (организации). Виза включает в себя наименование должности
соответствующего лица, его подпись, расшифровку подписи и дату
визирования. Виза проставляется в нижней части оборотной стороны
последнего листа подлинника нормативного правового акта.
60. В случае издания совместного нормативного правового акта
организацию работы по подготовке проекта такого акта осуществляет
ГТК России, если ГТК России является инициатором разработки такого
акта или обозначен первым в нормативном правовом акте Российской
Федерации либо в поручении вышестоящего органа.
При инициативной подготовке проекта совместного нормативного
правового акта ГТК России согласовывает с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти, иными органами
(организациями) порядок и сроки подготовки проекта.
При подготовке проекта совместного нормативного правового акта
ответственные сотрудники подразделений ГТК России руководствуются
требованиями настоящего Положения.
VII. Подписание (утверждение) нормативного
правового акта и его регистрация
61. Проекты нормативных правовых актов передаются для
подписания (на утверждение) через Управление делами.
62. Нормативные правовые акты ГТК России подписывает
(утверждает) председатель ГТК России или лицо, исполняющее его
обязанности.
Нормативный правовой акт считается изданным совместно, если он
подписан (утвержден) руководителями (лицами, исполняющими
обязанности руководителей) нескольких федеральных органов
исполнительной власти, иных органов (организаций).
63. Подписанные (утвержденные) нормативные правовые акты
передаются в Управление делами для регистрации.
Регистрация включает присвоение номера и даты подписания
нормативному правовому акту. Дату утверждения нормативного
правового акта вправе поставить лицо, утверждающее нормативный
правовой акт.
Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен
иметь следующие реквизиты:
- наименование органа (органов), издавшего (издавших) акт;
- наименование вида акта и его название;
- дата подписания (утверждения) акта и его номер;
- наименование должности (в установленных случаях -
специальное звание) и фамилия лица, подписавшего (утвердившего)
акт.
Регистрационный номер совместно издаваемого нормативного
правового акта должен состоять из соответствующих регистрационных
номеров каждого федерального органа исполнительной власти, иного
органа (организации).
Совместно издаваемые нормативные правовые акты должны иметь
единую дату.
64. После регистрации нормативного правового акта в Управлении
делами ответственный сотрудник подразделения - исполнителя
передает в Правовое управление копию акта на магнитном носителе
(дискета 3,5) в форматах MS DOS или MS WORD 6.0/7.0 и несет
ответственность за идентичность текста акта на бумажном и
магнитном носителях. В сопроводительном листе к дискете
указываются номер и дата документа, подразделение - исполнитель,
фамилия ответственного сотрудника и его телефон.
Правовое управление копирует информацию с дискеты для ведения
ведомственной полнотекстовой базы данных и возвращает ее
ответственному сотруднику.
65. Управление делами осуществляет рассылку нормативных
правовых актов, подлежащих государственной регистрации в Минюсте
России, после их регистрации Минюстом России и официального
опубликования.
Нормативные правовые акты, не подлежащие направлению на
государственную регистрацию в Минюст России, рассылает Управление
делами согласно установленному порядку.
VIII. Направление нормативных правовых актов
на государственную регистрацию в Минюст России
66. Государственной регистрации в Минюсте России подлежат
нормативные правовые акты:
а) содержащие правовые нормы, затрагивающие:
- гражданские, политические, социально - экономические и иные
права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации,
иностранных граждан и лиц без гражданства;
- гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции
Российской Федерации и иных законодательных актах Российской
Федерации;
- механизм реализации прав, свобод и обязанностей;
б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые,
примерные положения (уставы) об органах (например,
территориальных) и организациях, подведомственных ГТК России, а
также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в
соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные
наиболее важные государственные функции;
в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие
правовые нормы, обязательные для других федеральных органов
исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему
ГТК России, утвердившего (двух или более федеральных органов
исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой
акт.
Направлению на государственную регистрацию подлежат:
- нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и
обязанности человека и гражданина или имеющие межведомственный
характер, принятые ГТК России либо совместно с другими
федеральными органами исполнительной власти после 14 мая 1992
года;
- нормативные правовые акты ГТК России, устанавливающие
правовой статус организаций, принятые начиная с 4 июня 1996 года
(даты вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от
23.05.96 N 763).
При этом на государственную регистрацию направляются
нормативные правовые акты, обладающие как одним из указанных
признаков, так и несколькими.
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты
независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные
(принятые на определенный срок)), в том числе содержащие сведения,
составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального
характера.
67. В случае возникновения сомнений относительно соответствия
нормативных правовых актов критериям, указанным в п. 66 настоящего
Положения, такие акты также подлежат направлению на
государственную регистрацию в Минюст России. Окончательное решение
вопроса о необходимости государственной регистрации принимает
Минюст России после проведения юридической экспертизы актов.
68. Не подлежат направлению на государственную регистрацию:
а) индивидуальные правовые акты:
- персонального характера (о назначении или освобождении от
должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);
- действие которых исчерпывается однократным применением;
- срок действия которых истек;
- оперативно - распорядительного характера (разовые
поручения);
б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов
доводятся до сведения таможенных органов Российской Федерации и
организаций системы ГТК России;
в) акты, направленные на организацию исполнения решений
вышестоящих органов или собственных решений ГТК России и не
содержащие новых правовых норм;
г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно -
квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и
т.п.), если они не содержат правовых норм;
д) акты рекомендательного характера.
69. Правовое управление:
- обеспечивает соблюдение установленного порядка направления
нормативных правовых актов на государственную регистрацию в Минюст
России;
- организует сопровождение прохождения государственной
регистрации нормативных правовых актов в Минюсте России;
- ведет учет зарегистрированных нормативных правовых актов, а
также актов, в государственной регистрации которых отказано,
признанных не нуждающимися в государственной регистрации,
возвращенных без государственной регистрации;
- направляет копии нормативных правовых актов, возвращенных
без государственной регистрации, а также актов, в государственной
регистрации которых отказано, на доработку в подразделения -
исполнители;
- готовит соответствующие распорядительные документы об отмене
нормативных правовых актов, в государственной регистрации которых
отказано, либо актов, возвращенных без государственной регистрации
и недоработанных в установленные сроки;
- информирует таможенные органы Российской Федерации,
организации системы ГТК России об источниках официального
опубликования и вступлении в силу зарегистрированных нормативных
правовых актов;
- осуществляет возврат в Управление делами подлинников
нормативных правовых актов;
- информирует Управление делами о состоянии прохождения
государственной регистрации нормативных правовых актов и
источниках официального опубликования зарегистрированных
нормативных правовых актов;
- обеспечивает в необходимых случаях заключение договоров с
Минюстом России на осуществление юридической экспертизы проектов
нормативных правовых актов;
- направляет ежемесячно в Минюст России перечни изданных
нормативных правовых актов ГТК России, а также информацию об
источнике опубликования нормативного правового акта ГТК России,
признанного не нуждающимся в государственной регистрации.
70. Необходимость направления нормативного правового акта на
государственную регистрацию в Минюст России определяет начальник
Правового управления либо лицо, исполняющее его обязанности, на
этапе согласования проекта нормативного правового акта.
Одновременно с визированием проекта акта согласно
установленному порядку начальник Правового управления либо лицо,
исполняющее его обязанности, делает на оборотной стороне
последнего листа проекта (листа согласования) запись: "С
государственной регистрацией", заверяемую специальным штампом
"Подлежит госрегистрации".
71. Подлежащие государственной регистрации нормативные
правовые акты направляются в Минюст России не позднее десяти дней
со дня их подписания (утверждения).
Представление на государственную регистрацию нормативного
правового акта, изданного ГТК России совместно с другими
федеральными органами исполнительной власти, иными органами
(организациями), осуществляется ГТК России, если он указан первым
в числе подписавших (утвердивших) акт.
В случае, если нормативный правовой акт утвержден совместно
ГТК России и органами (организациями), акты которых не подлежат
государственной регистрации, и данные органы (организации) указаны
первыми, нормативный правовой акт представляется ГТК России на
государственную регистрацию.
72. Направление на государственную регистрацию нормативных
правовых актов осуществляет Правовое управление совместно с
Управлением делами при участии подразделения - исполнителя в
случаях, указанных в п. 74 настоящего Положения.
73. Управление делами представляет в Правовое управление в
течение трех дней со дня подписания (утверждения) нормативного
правового акта, подлежащего государственной регистрации, подлинник
такого акта и шесть его копий.
Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие
государственную тайну, или сведения конфиденциального характера,
представляются в двух экземплярах (подлинник и одна копия).
Копии нормативных правовых актов должны быть четкими для
прочтения, и текст должен располагаться на листе без оборота и без
уменьшения масштаба.
Если нормативный правовой акт подписан (утвержден) лицом,
исполняющим обязанности председателя ГТК России, Управление делами
представляет в Правовое управление копию распорядительного
документа о возложении соответствующих обязанностей для приложения
к нормативному правовому акту.
74. В случае, если нормативный правовой акт издан ГТК России
совместно с другим федеральным органом исполнительной власти, иным
органом (организацией) и подписан (утвержден) лицом, исполняющим
обязанности руководителя органа (организации), подразделение -
исполнитель обеспечивает получение копии распорядительного
документа о возложении соответствующих обязанностей для приложения
к нормативному правовому акту. Указанный документ представляется в
Правовое управление.
По требованию Правового управления в необходимых случаях
подразделение - исполнитель предоставляет для Минюста России одну
копию подлежащего направлению на государственную регистрацию
нормативного правового акта на магнитном носителе.
75. К нормативному правовому акту, подлежащему направлению на
государственную регистрацию, прилагается справка (в одном
экземпляре), которую подписывает начальник Правового управления
либо лицо, исполняющее его обязанности.
Справку, прилагаемую к нормативному правовому акту,
подписанному (утвержденному) руководителем ГТК России и
руководителями других федеральных органов исполнительной власти,
иных органов (организаций), подписывают начальник Правового
управления и руководители юридических служб соответствующих
федеральных органов исполнительной власти, иных органов
(организаций).
Справку готовит Правовое управление с участием подразделения -
исполнителя, ответственный сотрудник которого предоставляет
необходимую информацию для составления справки.
76. В справке, указанной в п. 75 настоящего Положения,
отражаются:
а) основания издания нормативного правового акта:
- сведения об актах законодательства Российской Федерации
(наименование, дата, номер, официальный источник опубликования,
номера статей, пунктов), которыми ГТК России или совместно с
другими федеральными органами исполнительной власти, иными
органами (организациями) поручается разработать нормативный
правовой акт, а также номер и дата поручения Президента Российской
Федерации или Правительства Российской Федерации (копия поручения
прилагается к справке);
- сведения об актах законодательства Российской Федерации
(наименование, дата, номер, официальный источник опубликования,
номера статей, пунктов), определяющие компетенцию ГТК России,
иного органа (организации), в случае издания нормативного
правового акта по инициативе ГТК России, иного органа
(организации);
б) сведения о всех действующих нормативных правовых актах,
издаваемых ГТК России, иным органом (организацией) по данному
вопросу, в том числе о зарегистрированных в Минюсте России с
указанием регистрационных номеров и даты регистрации, и информация
о сроках их приведения в соответствие с принятым актом.
В случае отсутствия необходимости внесения изменений и
дополнений в действующие акты информация об этом также должна быть
отражена в справке;
в) сведения о согласовании нормативного правового акта ГТК
России с заинтересованными федеральными органами исполнительной
власти, иными органами (организациями), если такое согласование
является обязательным;
г) перечень актов законодательства Российской Федерации,
использованных при разработке нормативного правового акта
(наименование, дата, номер, официальный источник опубликования,
номера статей, пунктов).
При наличии в нормативном правовом акте ссылок на нормативные
правовые акты ГТК России (в том числе совместно изданные с другими
федеральными органами исполнительной власти, иными органами,
организациями), не нуждающиеся в государственной регистрации, в
справке указываются номер и дата письма Минюста России, которым
акт признан не нуждающимся в государственной регистрации.
Если нормативный правовой акт направляется на государственную
регистрацию повторно, а также если он издан взамен акта, в
регистрации которого было отказано, в справке указываются номер и
дата письма Минюста России об отказе в государственной регистрации
либо возвращении нормативного правового акта без государственной
регистрации.
В справке указываются телефоны и фамилии начальника
подразделения - исполнителя и ответственного сотрудника.
77. Направление нормативного правового акта на государственную
регистрацию сопровождается письмом ГТК России с приложением
необходимых документов (подлинника нормативного правового акта,
пяти копий акта, заверенных Правовым управлением, копии акта на
магнитном носителе (в случае необходимости), справки Правового
управления и других).
Сопроводительное письмо подписывает заместитель председателя
ГТК России, курирующий Правовое управление, или лицо, его
замещающее.
На обороте каждого листа подлинника нормативного правового
акта проставляются подпись начальника Правового управления либо
лица, исполняющего его обязанности, и специальный штамп "Правовое
управление".
Направление указанных документов в Минюст России осуществляет
уполномоченный сотрудник Правового управления. Допускается
направление документов по почте.
Правовое управление докладной запиской информирует
подразделение - исполнителя о направлении нормативного правового
акта в Минюст России в целях обеспечения сопровождения прохождения
государственной регистрации нормативного правового акта.
78. При поступлении в ГТК России запросов Минюста России о
представлении в Минюст России на юридическую экспертизу для
решения вопроса о государственной регистрации нормативных правовых
актов Правовое управление совместно с Управлением делами
обеспечивает направление таких актов в десятидневный срок.
Информация о запросе Минюста России направляется в Управление
делами докладной запиской Правового управления для получения
подлинника нормативного правового акта и его копий согласно
установленному порядку.
Копия запроса Минюста России направляется Правовым управлением
в соответствующее подразделение, которое подготовило нормативный
правовой акт, указанный в запросе Минюста России.
Направление и сопровождение прохождения государственной
регистрации нормативного правового акта в Минюсте России
осуществляются в соответствии с настоящим Положением.
IX. Сопровождение прохождения
государственной регистрации нормативного
правового акта в Минюсте России
79. Государственная регистрация нормативных правовых актов
производится Минюстом России в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009.
80. Сопровождение прохождения государственной регистрации
нормативного правового акта в Минюсте России обеспечивает
подразделение - исполнитель и Правовое управление.
Ответственный сотрудник подразделения - исполнителя несет
ответственность за все этапы прохождения государственной
регистрации нормативного правового акта до официального
опубликования акта.
81. Ответственный сотрудник осуществляет своевременную
информационную связь с уполномоченным сотрудником Минюста России,
непосредственно производящим юридическую экспертизу акта, а также
оказывает ему содействие (в том числе путем устных разъяснений
либо представления необходимых документов, материалов) при
возникновении вопросов, касающихся положений акта.
В случае необходимости разрешения вопросов правового характера
ответственный сотрудник информирует об этом Правовое управление в
целях организации работы по урегулированию вопросов.
Если в ходе совместной работы по вопросам, касающимся
положений акта, возникли разногласия, о них докладывается
заместителю председателя ГТК России, курирующему подразделение -
исполнителя, заместителю председателя ГТК России, курирующему
Правовое управление, для принятия решения в целях урегулирования
вопросов.
82. Нормативный правовой акт, в государственной регистрации
которого отказано, после проставления на нем соответствующего
штампа возвращается Минюстом России в ГТК России с письмом о
причинах отказа. Правовое управление незамедлительно возвращает
подлинник акта в Управление делами и информирует о причинах отказа
подразделение - исполнителя с приложением копии письма Минюста
России, а также заместителя председателя ГТК России, курирующего
Правовое управление.
В течение десяти дней с момента получения отказа в
государственной регистрации Правовое управление готовит документ
(в форме приказа) об отмене нормативного правового акта, в
регистрации которого отказано, и направляет его копию в Минюст
России.
В сопроводительном письме, с которым направляется копия
документа об отмене акта, указываются дата и номер письма Минюста
России об отказе в государственной регистрации. Указанное письмо
подписывает заместитель председателя ГТК России, курирующий
Правовое управление, или лицо, его замещающее.
Согласование приказа об отмене акта с подразделением -
исполнителем не требуется. Такой документ не должен содержать
правовых норм и нуждаться в государственной регистрации.
Повторное направление на государственную регистрацию
нормативного правового акта, в государственной регистрации
которого отказано, под тем же номером и с той же датой не
допускается.
Доработка нормативного правового акта с учетом замечаний
Минюста России осуществляется подразделением - исполнителем. После
устранения причин отказа акт подлежит переподписанию
(переутверждению) и направлению на государственную регистрацию в
соответствии с порядком, установленным настоящим Положением.
83. Отмена нормативных правовых актов, изданных ГТК России
совместно с другими федеральными органами исполнительной власти,
иными органами (организациями), в государственной регистрации
которых отказано, осуществляется Правовым управлением согласно
установленному порядку.
Подразделение ГТК России (исполнитель), участвовавшее в
подготовке совместного нормативного правового акта, обязано
оказать содействие Правовому управлению при возникновении
вопросов, касающихся процедуры отмены такого акта.
84. Нормативный правовой акт возвращается Минюстом России без
регистрации в ГТК России с письмом о причинах возврата, если
нарушены установленный порядок представления акта на
государственную регистрацию или Правила подготовки нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их
государственной регистрации, утвержденные Постановлением
Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009. Правовое
управление незамедлительно возвращает подлинник акта в Управление
делами и направляет соответствующую информацию в подразделение -
исполнитель с приложением копии текста акта и копии письма Минюста
России.
Повторное направление нормативного правового акта на
государственную регистрацию в течение месяца с момента получения
письма Минюста России осуществляет Правовое управление согласно
установленному порядку, если подразделение - исполнитель в
двухнедельный срок доработает нормативный правовой акт с учетом
замечаний Минюста России.
В случае принятия в двухнедельный срок подразделением -
исполнителем решения об отсутствии необходимости доработки
нормативного правового акта (в форме докладной записки),
согласованного с заместителем председателя ГТК России, курирующим
указанное подразделение, либо, если доработка нормативного
правового акта не осуществлена в указанный срок, Правовое
управление в пределах установленных сроков готовит документ (в
форме приказа) об отмене нормативного правового акта,
возвращенного без государственной регистрации, и направляет его
копию в Минюст России.
В сопроводительном письме, с которым направляется копия
документа об отмене акта, указываются дата и номер письма Минюста
России о возврате акта без государственной регистрации. Указанное
письмо подписывает заместитель председателя ГТК России, курирующий
Правовое управление, или лицо, его замещающее.
Согласование приказа об отмене акта с подразделением -
исполнителем не требуется. Такой документ не должен содержать
правовых норм и нуждаться в государственной регистрации.
85. Если подразделением - исполнителем по согласованию с
Правовым управлением в процессе осуществления Минюстом России
юридической экспертизы нормативного правового акта выявлена
обоснованная необходимость доработки акта, такой акт может быть
возвращен Минюстом России без государственной регистрации в
соответствии с письмом ГТК России.
Письмо ГТК России с просьбой о возвращении нормативного
правового акта без государственной регистрации для доработки
готовится Правовым управлением на основании мотивированной
служебной записки подразделения - исполнителя. Письмо подписывает
заместитель председателя ГТК России, курирующий Правовое
управление, или лицо, его замещающее.
Подлинник нормативного правового акта подлежит возврату в
Управление делами.
Доработка либо отмена нормативного правового акта производится
применительно к порядку, установленному в п. 84 настоящего
Положения.
Повторное представление на государственную регистрацию
доработанного нормативного правового акта осуществляется в
соответствии с настоящим Положением.
86. Если направленный на государственную регистрацию
нормативный правовой акт в результате проведения юридической
экспертизы признается Минюстом России не нуждающимся в
государственной регистрации (не требующим государственной
регистрации), такой акт после проставления Минюстом России
соответствующего штампа возвращается в ГТК России с письмом,
содержащим основание для принятия данного решения. Правовое
управление информирует о решении Минюста России подразделение -
исполнителя с приложением копии письма Минюста России. Подлинник
акта подлежит передаче в Управление делами.
Рассылку такого акта производит Управление делами согласно
установленному порядку.
Если в нормативный правовой акт, признанный Минюстом России не
нуждающимся в государственной регистрации, будут внесены
изменения, такой акт подлежит направлению в Минюст России в
соответствии с порядком, установленным настоящим Положением, для
проведения юридической экспертизы.
87. Получение подлинника нормативного правового акта,
зарегистрированного Минюстом России, осуществляет уполномоченный
сотрудник Правового управления. Акт может быть направлен Минюстом
России по почте.
Официальное опубликование зарегистрированного нормативного
правового акта осуществляется в соответствии с установленным
порядком.
Подлинник зарегистрированного нормативного правового акта
подлежит передаче в Управление делами в течение двух дней.
Рассылку акта производит Управление делами согласно установленному
порядку с учетом п. 65 настоящего Положения.
При опубликовании и рассылке зарегистрированного нормативного
правового акта указание на номер и дату государственной
регистрации является обязательным.
Получение в Минюсте России подлинников нормативных правовых
актов, в государственной регистрации которых отказано, актов,
возвращенных без государственной регистрации, осуществляют
уполномоченные сотрудники Правового управления. Подлинники
указанных актов подлежат передаче в Управление делами.
88. Изменения и дополнения в нормативные правовые акты,
прошедшие государственную регистрацию (независимо от того,
содержат они правовые нормы или нет), а также акты о признании
зарегистрированных нормативных правовых актов утратившими силу
(отмене) подлежат направлению на государственную регистрацию в
соответствии с порядком, установленным настоящим Положением.
X. Опубликование нормативных правовых актов
и вступление их в силу
89. Нормативные правовые акты, прошедшие государственную
регистрацию, подлежат официальному опубликованию, кроме актов или
отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие
государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, в
газете "Российская газета", Бюллетене нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти издательства
"Юридическая литература" Администрации Президента Российской
Федерации. Официальным также является указанный Бюллетень,
распространяемый в машиночитаемом виде научно - техническим
центром правовой информации "Система" <*>.
--------------------------------
<*> В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
23.05.96 N 763.
Указанные акты вступают в силу по истечении тридцати дней
после их опубликования, за исключением случаев, когда эти акты
устанавливают более льготные правила, чем те, которые действуют,
или если акты законодательства Российской Федерации обязывают ГТК
России ввести нормативные правовые акты по таможенному делу в
действие в более короткие сроки <*>.
--------------------------------
<*> В соответствии со ст. 11 Таможенного кодекса Российской
Федерации.
90. Правовое управление уведомляет письмом или
телетайпограммой таможенные органы Российской Федерации о дате и
источнике опубликования и о дате вступления в силу нормативного
правового акта, прошедшего государственную регистрацию в Минюсте
России.
В случаях опубликования нормативных правовых актов, признанных
Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации,
Правовое управление информирует Минюст России об источнике
опубликования (наименование издания, его номер и дата) с
направлением одного экземпляра данного издания.
91. Нормативные правовые акты, кроме актов и отдельных их
положений, содержащих сведения, составляющие государственную
тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие
государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не
опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых
последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием
для регулирования соответствующих правоотношений, применения
санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за
невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты
нельзя ссылаться при разрешении споров.
XI. Заключительные положения
92. Нормативные правовые акты, изданные до вступления в силу
Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа
1997 г. N 1009, которые не соответствуют видам нормативных
правовых актов, указанным в п. 10 настоящего Положения, до
представления их на государственную регистрацию в Минюст России
подлежат переподписанию (переутверждению).
93. При подготовке проекта нормативного правового акта
ответственным сотрудником обязательно выясняется вопрос о том,
издавались ли ранее ГТК России, центральным таможенным ведомством
или иным органом бывшего Союза ССР или другим государственным
органом нормативные акты по этой же теме.
Если ранее изданные нормативные акты существуют, то
одновременно с подготовкой проекта нормативного правового акта
подготавливаются предложения об изменении и дополнении или
признании утратившими силу ранее изданных по тому же вопросу
нормативных актов.
При наличии ранее изданных нормативных актов ответственный
сотрудник с учетом п. 94 настоящего Положения определяет, можно ли
ограничиться внесением изменений и дополнений в ранее изданный акт
либо следует подготовить новый нормативный правовой акт.
94. Нормативный правовой акт, содержащий новые нормативные
предписания, разрабатывается, если:
- имеется в виду принципиально новое решение вопроса,
требующего правового регулирования;
- ранее изданный акт противоречит либо в значительной мере не
соответствует законодательству Российской Федерации или позднее
изданным нормативным правовым актам ГТК России.
Новый единый нормативный правовой акт, включающий новые, а
также содержащиеся в ранее изданных актах нормативные предписания,
разрабатывается, если:
- в ранее изданный акт неоднократно вносились изменения и
дополнения, которые затрудняют чтение и применение акта;
- изданный до 15 мая 1992 года и не проходивший
государственную регистрацию в Минюсте России акт содержит
признаки, указанные в п. 66 настоящего Положения;
- требуется внести существенные изменения или дополнения в
ранее изданный акт;
- существует несколько актов по одному и тому же вопросу.
Новый нормативный правовой акт разрабатывается также при
необходимости внесения изменений и дополнений в нормативный акт,
ранее изданный в виде, не предусмотренном п. 10 настоящего
Положения.
95. Внесение изменений или дополнений в нормативные акты
центрального таможенного ведомства или иного органа бывшего Союза
ССР не допускается.
В случае необходимости изменения правового регулирования
отношений, на которые распространяется действие актов центрального
таможенного ведомства или иного органа бывшего Союза ССР, издается
нормативный правовой акт ГТК России с указанием в нем, что
соответствующие предписания актов указанного ведомства или иного
органа на территории Российской Федерации не применяются либо
применяются с перечисляемыми особенностями.
Нормативные правовые акты государственных органов, чьи
полномочия по изданию таких актов перешли к ГТК России, признаются
не подлежащими применению на территории Российской Федерации.
96. Отмена ранее изданных по таможенному делу нормативных
актов производится путем признания их утратившими силу, за
исключением нормативных актов, указанных в п. 95 настоящего
Положения.
Отмена нормативных правовых актов производится вышестоящим или
равным по статусу нормативным правовым актом.
Отмене подлежат акты, противоречащие нормативным предписаниям
принятых нормативных правовых актов либо положениям
подготавливаемого нормативного правового акта, а также акты,
положения которых воспроизводятся в предписаниях подготавливаемого
акта.
В целях упорядочения подлежат отмене акты, фактически
утратившие свое значение, но формально не отмененные.
Если в отменяемом нормативном акте содержится пункт о
признании утратившими силу или не подлежащими применению на
территории Российской Федерации ранее изданных нормативных актов,
действие таких актов не восстанавливается, за исключением случаев,
когда иное будет особо оговорено.
Если составная часть нормативного акта, подлежащая отмене,
содержит указание на приложение, то вместе с отменой этой
составной части одновременно отменяется и приложение, что особо не
оговаривается.
С отменой основного нормативного акта не подлежат применению
дополнительные акты, распространяющие действие основного
нормативного акта на дополнительный круг лиц или вопросов.
Признание таких актов в качестве отмененных может производиться
исключительно в целях упорядочения нормативной правовой основы
таможенного дела.
97. Изменения и дополнения, вносимые в ранее изданный
нормативный акт, оформляются, как правило, нормативным актом того
же вида, в каком издан основной документ, за исключением случая,
когда такой акт был издан в виде, не предусмотренном п. 10
настоящего Положения. В таком случае вносимые изменения и
дополнения в нормативный акт оформляются отдельным документом (в
форме приказа).
Изменения в нормативные правовые акты, изданные в виде правил,
инструкций и положений, необходимо вносить приказом.
Если изменения или дополнения, вносимые в ранее изданный
нормативный акт, касаются лишь отдельной составной части
нормативного акта, то подготавливается новая редакция этой
составной части.
Внесение изменений и дополнений может производиться путем
исключения, дополнения или замены составных частей акта, отдельных
слов, цифр в тексте ранее изданного акта. Например:
а) в пункте 1 исключить слова "......";
б) пункт 1 после слов "......" дополнить словами "......";
в) пункт 1 дополнить подпунктами "а" и "б" следующего
содержания:
"а) .............;
б) .............";
г) в пункте 1 слова ".........." заменить словами
"..........";
д) в пункте 1 исключить цифру "6".
Не допускается вместо внесения конкретного изменения или
дополнения в текст ранее изданного нормативного акта использование
в тексте нового нормативного правого акта формул "во изменение" и
"в дополнение".
Положения об изменении, дополнении или признании утратившими
силу ранее изданных нормативных актов или их составных частей
включаются в текст нормативного правового акта (с указанием
отменяемых глав, пунктов, подпунктов и абзацев) либо оформляются
как приложение к акту, о чем в этом акте прямо указывается.
В случае перечисления в приложении к нормативному правовому
акту актов, подлежащих отмене, изменению или дополнению, такие
акты приводятся в хронологическом порядке.
Внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты
производится вышестоящим или равным по статусу нормативным
правовым актом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим
пунктом.
98. При необходимости внесения изменений и дополнений в
несколько нормативных правовых актов, зарегистрированных в Минюсте
России, изменения и дополнения в каждый акт оформляются отдельным
документом с учетом требований п. 97 настоящего Положения.
99. Нормативные акты, изданные ГТК России совместно или по
согласованию с другими федеральными органами исполнительной
власти, иными органами (организациями) изменяются, дополняются или
признаются утратившими силу (отменяются) ГТК России совместно или
по согласованию с такими органами (организациями).
|