Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 14.12.2000 N 2 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


             МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                 ПИСЬМО
                       от 14 декабря 2000 г. N 2

              ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
                    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

       Настоящее инструктивное  письмо определяет порядок организации
   деятельности логопедического пункта как структурного подразделения
   государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.
       Логопедический пункт    создается    в     общеобразовательном
   учреждении в целях оказания помощи обучающимся,  имеющим нарушения
   в развитии устной и  письменной  речи  (первичного  характера),  в
   освоении  ими  общеобразовательных  программ  (особенно по родному
   языку).
       Основными задачами логопедического пункта являются:
       коррекция нарушений  в  развитии  устной  и  письменной   речи
   обучающихся;
       своевременное предупреждение  и   преодоление   трудностей   в
   освоении обучающимися общеобразовательных программ;
       разъяснение специальных знаний по логопедии  среди  педагогов,
   родителей (законных представителей) обучающихся.
       Логопедический пункт    создается    в     общеобразовательном
   учреждении,  находящемся в городской местности, при наличии пяти -
   десяти классов I ступени начального общего образования  и  трех  -
   восьми   классов   I   ступени  начального  общего  образования  в
   общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.
       В логопедический       пункт      зачисляются      обучающиеся
   общеобразовательного  учреждения,  имеющие  нарушения  в  развитии
   устной  и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи
   разной   степени   выраженности;   фонетико    -    фонематическое
   недоразвитие  речи;  фонематическое  недоразвитие речи;  заикание;
   недостатки  произношения  -  фонетический  дефект;  дефекты  речи,
   обусловленные  нарушением  строения и подвижности органов речевого
   аппарата  (дизартрия,  ринолалия);  нарушения  чтения  и   письма,
   обусловленные  общим,  фонетико  - фонематическим,  фонематическим
   недоразвитием речи).
       В первую    очередь   в   логопедический   пункт   зачисляются
   обучающиеся,  имеющие нарушения в  развитии  устной  и  письменной
   речи,  препятствующие  их  успешному  освоению общеобразовательных
   программ (дети с общим фонетико - фонематическим и  фонематическим
   недоразвитием речи).
       Зачисление в логопедический  пункт  осуществляется  на  основе
   обследования  речи  обучающихся,  которое  проводится  с  1  по 15
   сентября и с 15 по  30  мая.  Обследованные  обучающиеся,  имеющие
   нарушения  в развитии устной и письменной речи,  регистрируются по
   форме согласно  Приложению  1.  Зачисление  в логопедический пункт
   обучающихся   из   числа   обследованных   и    зарегистрированных
   производится в течение всего учебного года.
       Предельная наполняемость  логопедического  пункта   городского
   общеобразовательного  учреждения  не  более 25 человек,  сельского
   общеобразовательного учреждения - не более 20 человек.
       На каждого обучающегося,  зачисленного в логопедический пункт,
   учитель  -  логопед  заполняет   речевую  карту  по форме согласно
   Приложению 2.
       Выпуск обучающихся  из  логопедического  пункта производится в
   течение всего учебного года после устранения  у  них  нарушений  в
   развитии устной и письменной речи.
       Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально,  так и  в
   группе.  Основной  формой  являются групповые занятия.  Предельная
   наполняемость   групп  устанавливается  в зависимости от характера
   нарушения в развитии  устной  и  письменной  речи  обучающегося  и
   местонахождения общеобразовательного учреждения (Приложение 3).
       Занятия с обучающимися в логопедическом пункте,  как  правило,
   проводятся   во   внеурочное   время   с   учетом   режима  работы
   общеобразовательного учреждения.
       Коррекция произношения   у   обучающихся   первых   классов  с
   фонетическими дефектами,  не влияющими  на  успеваемость,  в  виде
   исключения,  может  осуществляться  во  время уроков (кроме уроков
   русского языка и математики).
       Периодичность групповых  и индивидуальных занятий определяется
   тяжестью нарушения речевого развития.
       Групповые занятия проводятся:
       с обучающимися,  имеющими общее недоразвитие  речи;  нарушения
   чтения  и  письма,  обусловленные  общим недоразвитием речи,  - не
   менее трех раз в неделю;
       с обучающимися,   имеющими   фонетико   -  фонематическое  или
   фонематическое  недоразвитие  речи;  нарушения  чтения  и  письма,
   обусловленные   фонетико   -   фонематическим  или  фонематическим
   недоразвитием речи, - не менее двух - трех раз в неделю;
       с обучающимися,  имеющими  фонетический  дефект,  -  не  менее
   одного - двух раз в неделю;
       с заикающимися обучающимися - не менее трех раз в неделю.
       Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с
   обучающимися,  имеющими  общее недоразвитие речи второго уровня по
   Р.Е. Левиной,  дефекты речи,  обусловленные нарушением строения  и
   подвижности органов речевого аппарата (дизартрия,  ринолалия).  По
   мере формирования  произносительных  навыков  у  этих  обучающихся
   занятия с ними проводятся в группе.  При этом занятия с указанными
   обучающимися не могут проводиться в одной  группе  с  заикающимися
   обучающимися  и обучающимися с недостатками произношения отдельных
   звуков.
       Продолжительность группового   занятия  составляет  40  минут,
   продолжительность индивидуального занятия - 20 минут.
       Темы групповых  и индивидуальных занятий с обучающимися и учет
   их   посещаемости   отражаются   в   журнале   факультативных    и
   логопедических занятий.
       В случае  необходимости  уточнения  диагноза   обучающиеся   с
   нарушениями  речи  с  согласия родителей (законных представителей)
   направляются учителем -  логопедом  в  соответствующее  лечебно  -
   профилактическое    учреждение    для   обследования   врачами   -
   специалистами      (невропатологом,      детским       психиатром,
   отоларингологом,  офтальмологом  и др.) или в психолого - медико -
   педагогическую комиссию.
       Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий
   в  логопедическом  пункте  несут  учитель  -   логопед,   классный
   руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.
       Учитель - логопед оказывает  консультативную  помощь  учителям
   общеобразовательного     учреждения    и    родителям    (законным
   представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости  и
   дает  рекомендации  по  их  преодолению.  Учитель  - логопед несет
   ответственность   за   организацию   и   своевременное   выявление
   обучающихся  с  первичной  речевой  патологией и за комплектование
   групп.
       Учитель - логопед:
       а) проводит занятия с обучающимися  по  исправлению  различных
   нарушений устной и письменной речи.  В ходе занятий осуществляется
   работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости  по  родному
   языку, обусловленной первичным речевым нарушением;
       б) осуществляет  взаимодействие  с   учителями   по   вопросам
   освоения  обучающимися  общеобразовательных  программ (особенно по
   родному языку);
       в) поддерживает    связь    с   дошкольными   образовательными
   учреждениями,  со специальными  (коррекционными)  образовательными
   учреждениями  для  обучающихся,  воспитанников  с  отклонениями  в
   развитии,  логопедами и врачами - специалистами детских поликлиник
   и психолого - медико - педагогических комиссий;
       г) участвует в  работе  методических  объединений  учителей  -
   логопедов;
       д) представляет руководителю  общеобразовательного  учреждения
   ежегодный  отчет  о количестве обучающихся,  имеющих  нарушения  в
   развитии   устной   и   письменной   речи,  в  общеобразовательном
   учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме
   (Приложение 4).
       Для логопедического  пункта   выделяется   кабинет   площадью,
   отвечающей санитарно - гигиеническим нормам.  Логопедический пункт
   обеспечивается специальным оборудованием (Приложение 5).

                                                 Заместитель Министра
                                                         Е.Е.ЧЕПУРНЫХ






                                                         Приложение 1

                          СПИСОК ОБУЧАЮЩИХСЯ,
         ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
          (заполняется учителем - логопедом после обследования
                              обучающихся)

   ----T-------------T-----T---------T------------T----------T------¬
   ¦ N ¦Фамилия, имя ¦Класс¦Дата обс-¦  Реальная  ¦Заключение¦Приме-¦
   ¦п/п¦обучающегося,¦     ¦ледования¦успеваемость¦учителя - ¦чания ¦
   ¦   ¦дата рождения¦     ¦         ¦ по родному ¦ логопеда ¦      ¦
   ¦   ¦             ¦     ¦         ¦   языку    ¦          ¦      ¦
   +---+-------------+-----+---------+------------+----------+------+
   ¦   ¦             ¦     ¦         ¦            ¦          ¦      ¦
   +---+-------------+-----+---------+------------+----------+------+
   ¦   ¦             ¦     ¦         ¦            ¦          ¦      ¦
   +---+-------------+-----+---------+------------+----------+------+
   ¦   ¦             ¦     ¦         ¦            ¦          ¦      ¦
   L---+-------------+-----+---------+------------+----------+-------






                                                         Приложение 2

                             РЕЧЕВАЯ КАРТА
           (заполняется на каждого обучающегося, зачисленного
                        в логопедический пункт)

       1. Фамилия, имя, возраст.
       2. Класс.
       3. Домашний адрес, телефон.
       4. Дата зачисления в логопедический пункт.
       5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
       6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).
       7. Заключение психиатра.
       8. Состояние слуха.
       9. Данные о ходе развития  речи.  Анамнез  общего  и  речевого
   развития.
       10. Состояние   артикуляционного    аппарата    (строение    и
   подвижность).
       11. Общая характеристика речи (запись беседы,  самостоятельных
   связных высказываний):
       а) словарный  запас:  словарь в пределах обихода,  шире и пр.;
   какие   части   речи   преимущественно   употребляет;   ошибки   в
   употреблении  слов:  замены  по  смыслу  и  акустическому сходству
   (привести примеры);
       б) грамматический   строй:   типы  употребляемых  предложений,
   наличие аграмматизмов (привести примеры);
       в) произношение  и  различение  звуков:  произношение  звуков;
   отсутствие,  искажение,  замена  и  смешение   отдельных   звуков;
   различение оппозиционных звуков;  воспроизведение слов с различным
   звуко - слоговым составом (привести  примеры);  темп  и  внятность
   речи.
       12. Уровень  сформированности  навыков   анализа   и   синтеза
   звукового состава слова.
       13. Письмо:  наличие и характер специфических ошибок (смешение
   и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах
   обучающихся - диктантах,  изложениях,  сочинениях, выполняемых ими
   при  первичном  обследовании и на занятиях в логопедическом пункте
   (письменные работы прилагаются к речевой карте).
       14. Чтение:  уровень овладения техникой  чтения  (побуквенное,
   слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
       15. Проявление   заикания:    а)    предполагаемая    причина;
   выраженность   заикания;  ситуации,  усугубляющие  его  проявление
   (ответы   у   доски);   б)   сформированность   языковых   средств
   (произношение,  словарь,  грамматический  строй);  в)  особенности
   общего  и  речевого  поведения  (организованность,  общительность,
   замкнутость, импульсивность); г) адаптация к условиям общения.
       16. Краткая  характеристика  ребенка  по  данным  психолога  и
   учителя   (организованность,    самостоятельность,    устойчивость
   внимания,   работоспособность,   наблюдательность,   отношение   к
   имеющемуся нарушению речи).
       17. Заключение учителя - логопеда.
       18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к  моменту
   отчисления обучающегося из логопедического пункта).






                                                         Приложение 3

                     ПРЕДЕЛЬНАЯ НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУПП
               ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ
                        УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

   ---------------------------------T-------------------------------¬
   ¦       Группы обучающихся       ¦Предельная наполняемость (чел.)¦
   ¦                                +---------------T---------------+
   ¦                                ¦общеобразова-  ¦общеобразова-  ¦
   ¦                                ¦тельное учреж- ¦тельное учреж- ¦
   ¦                                ¦дение, располо-¦дение, располо-¦
   ¦                                ¦женное в городе¦женное в сель- ¦
   ¦                                ¦               ¦ской местности ¦
   +--------------------------------+---------------+---------------+
   ¦с общим недоразвитием речи (ОНР)¦     до 4      ¦     до 3      ¦
   +--------------------------------+---------------+---------------+
   ¦с нерезко выраженным общим      ¦               ¦               ¦
   ¦недоразвитием речи (НВОНР)      ¦     до 5      ¦     до 4      ¦
   +--------------------------------+---------------+---------------+
   ¦с фонетико - фонематическим     ¦               ¦               ¦
   ¦недоразвитием речи (ФФН) и      ¦               ¦               ¦
   ¦фонематическим недоразвитием    ¦               ¦               ¦
   ¦речи (ФН)                       ¦     до 6      ¦     до 5      ¦
   +--------------------------------+---------------+---------------+
   ¦с недостатками чтения и письма, ¦               ¦               ¦
   ¦обусловленными общим недоразви- ¦               ¦               ¦
   ¦тием речи                       ¦     до 5      ¦     до 4      ¦
   +--------------------------------+---------------+---------------+
   ¦с недостатками чтения и письма, ¦               ¦               ¦
   ¦обусловленными фонетико - фоне- ¦               ¦               ¦
   ¦матическим (фонематическим)     ¦               ¦               ¦
   ¦недоразвитием речи              ¦     до 6      ¦     до 5      ¦
   +--------------------------------+---------------+---------------+
   ¦заикающиеся                     ¦     до 4      ¦     до 3      ¦
   +--------------------------------+---------------+---------------+
   ¦с недостатками произношения     ¦               ¦               ¦
   ¦отдельных звуков                ¦     до 7      ¦     до 6      ¦
   L--------------------------------+---------------+----------------

       Примечание. Минимальная наполняемость группы - 3 обучающихся.






                                                         Приложение 4

                    ОТЧЕТ О КОЛИЧЕСТВЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
         ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ,
        В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И РЕЗУЛЬТАТАХ ОБУЧЕНИЯ
              В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ ЗА _____ УЧЕБНЫЙ ГОД

   ----------T-------T--------------------------T--------------------------¬
   ¦         ¦Классы ¦  Нарушения устной речи   ¦Нарушения письменной речи ¦
   ¦         ¦       +---T---T------T------T----+--------T--------T--------+
   ¦         ¦       ¦ОНР¦ФФН¦фоне- ¦фоне- ¦за- ¦наруше- ¦наруше- ¦наруше- ¦
   ¦         ¦       ¦   ¦   ¦мати- ¦тичес-¦ика-¦ния чте-¦ния чте-¦ния чте-¦
   ¦         ¦       ¦   ¦   ¦ческое¦кий   ¦ние ¦ния и   ¦ния и   ¦ния и   ¦
   ¦         ¦       ¦   ¦   ¦недо- ¦дефект¦    ¦письма, ¦письма, ¦письма, ¦
   ¦         ¦       ¦   ¦   ¦разви-¦      ¦    ¦обуслов-¦обуслов-¦обуслов-¦
   ¦         ¦       ¦   ¦   ¦тие   ¦      ¦    ¦ленные  ¦ленные  ¦ленные  ¦
   ¦         ¦       ¦   ¦   ¦      ¦      ¦    ¦ОНР     ¦ФФН     ¦фонема- ¦
   ¦         ¦       ¦   ¦   ¦      ¦      ¦    ¦        ¦        ¦тическим¦
   ¦         ¦       ¦   ¦   ¦      ¦      ¦    ¦        ¦        ¦недораз-¦
   ¦         ¦       ¦   ¦   ¦      ¦      ¦    ¦        ¦        ¦витием  ¦
   +---------+-------+---+---+------+------+----+--------+--------+--------+
   ¦Выявлено ¦1 класс¦   ¦   ¦      ¦      ¦    ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦обучаю-  ¦2 - 4  ¦   ¦   ¦      ¦      ¦    ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦щихся    ¦классы ¦   ¦   ¦      ¦      ¦    ¦        ¦        ¦        ¦
   +---------+-------+---+---+------+------+----+--------+--------+--------+
   ¦Зачислено¦1 класс¦   ¦   ¦      ¦      ¦    ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦в логопе-¦2 - 4  ¦   ¦   ¦      ¦      ¦    ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦дический ¦классы ¦   ¦   ¦      ¦      ¦    ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦пункт    ¦       ¦   ¦   ¦      ¦      ¦    ¦        ¦        ¦        ¦
   +---------+-------+---+---+------+------+----+--------+--------+--------+
   ¦Отчислено¦1 класс¦   ¦   ¦      ¦      ¦    ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦из лого- ¦2 - 4  ¦   ¦   ¦      ¦      ¦    ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦педичес- ¦классы ¦   ¦   ¦      ¦      ¦    ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦кого пун-¦       ¦   ¦   ¦      ¦      ¦    ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦кта      ¦       ¦   ¦   ¦      ¦      ¦    ¦        ¦        ¦        ¦
   +---------+-------+---+---+------+------+----+--------+--------+--------+
   ¦Оставлено¦1 класс¦   ¦   ¦      ¦      ¦    ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦в логопе-¦2 - 4  ¦   ¦   ¦      ¦      ¦    ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦дическом ¦классы ¦   ¦   ¦      ¦      ¦    ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦пункте   ¦       ¦   ¦   ¦      ¦      ¦    ¦        ¦        ¦        ¦
   +---------+-------+---+---+------+------+----+--------+--------+--------+
   ¦Выбыло   ¦1 класс¦   ¦   ¦      ¦      ¦    ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦         ¦2 - 4  ¦   ¦   ¦      ¦      ¦    ¦        ¦        ¦        ¦
   ¦         ¦классы ¦   ¦   ¦      ¦      ¦    ¦        ¦        ¦        ¦
   L---------+-------+---+---+------+------+----+--------+--------+---------






                                                         Приложение 5

                   СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ
                         ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

       1. Настенное зеркало для логопедических занятий
          (50 x 100)                                        1 шт.
       2. Зеркало для индивидуальной работы (9 x 12)        8 шт.
       3. Логопедические зонды, шпатели
       4. Разрезная азбука (настенная)                      1 шт.
       5. Кассы букв (индивидуальные)                       8 шт.
       6. Учебно - методические пособия
       7. Настольные игры, игрушки, конструкторы
       8. Умывальник                                        1 шт.
       9. Классная доска                                    1 шт.
      10. Шкафы для пособий                                 2 - 3 шт.
      11. Стол канцелярский                                 1 шт.
      12. Стулья                                            5 шт.
      13. Комплект "парта - стул"                           8 шт.
      14. Песочные часы                                     1 шт.
      15. Секундомер                                        1 шт.
      16. Метроном                                          1 шт.
      17. Магнитофон                                        1 шт.
      18. Проигрыватель                                     1 шт.
      19. Набор пластинок
      20. Диапроектор (или фильмоскоп)                      1 шт.
      21. Кодоскоп                                          1 шт.
      22. Экран                                             1 шт.
      23. Видеомагнитофон                                   1 шт.
      24. Компьютер                                         1 шт.
      25. Дискеты



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz