МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 декабря 2000 г. N 2
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации
деятельности логопедического пункта как структурного подразделения
государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.
Логопедический пункт создается в общеобразовательном
учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения
в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в
освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному
языку).
Основными задачами логопедического пункта являются:
коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи
обучающихся;
своевременное предупреждение и преодоление трудностей в
освоении обучающимися общеобразовательных программ;
разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов,
родителей (законных представителей) обучающихся.
Логопедический пункт создается в общеобразовательном
учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти -
десяти классов I ступени начального общего образования и трех -
восьми классов I ступени начального общего образования в
общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.
В логопедический пункт зачисляются обучающиеся
общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии
устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи
разной степени выраженности; фонетико - фонематическое
недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание;
недостатки произношения - фонетический дефект; дефекты речи,
обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого
аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма,
обусловленные общим, фонетико - фонематическим, фонематическим
недоразвитием речи).
В первую очередь в логопедический пункт зачисляются
обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной
речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных
программ (дети с общим фонетико - фонематическим и фонематическим
недоразвитием речи).
Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе
обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15
сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие
нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по
форме согласно Приложению 1. Зачисление в логопедический пункт
обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных
производится в течение всего учебного года.
Предельная наполняемость логопедического пункта городского
общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского
общеобразовательного учреждения - не более 20 человек.
На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт,
учитель - логопед заполняет речевую карту по форме согласно
Приложению 2.
Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в
течение всего учебного года после устранения у них нарушений в
развитии устной и письменной речи.
Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в
группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная
наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера
нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и
местонахождения общеобразовательного учреждения (Приложение 3).
Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило,
проводятся во внеурочное время с учетом режима работы
общеобразовательного учреждения.
Коррекция произношения у обучающихся первых классов с
фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде
исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков
русского языка и математики).
Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется
тяжестью нарушения речевого развития.
Групповые занятия проводятся:
с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения
чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, - не
менее трех раз в неделю;
с обучающимися, имеющими фонетико - фонематическое или
фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма,
обусловленные фонетико - фонематическим или фонематическим
недоразвитием речи, - не менее двух - трех раз в неделю;
с обучающимися, имеющими фонетический дефект, - не менее
одного - двух раз в неделю;
с заикающимися обучающимися - не менее трех раз в неделю.
Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с
обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по
Р.Е. Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и
подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По
мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся
занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными
обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися
обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных
звуков.
Продолжительность группового занятия составляет 40 минут,
продолжительность индивидуального занятия - 20 минут.
Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет
их посещаемости отражаются в журнале факультативных и
логопедических занятий.
В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с
нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей)
направляются учителем - логопедом в соответствующее лечебно -
профилактическое учреждение для обследования врачами -
специалистами (невропатологом, детским психиатром,
отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого - медико -
педагогическую комиссию.
Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий
в логопедическом пункте несут учитель - логопед, классный
руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.
Учитель - логопед оказывает консультативную помощь учителям
общеобразовательного учреждения и родителям (законным
представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и
дает рекомендации по их преодолению. Учитель - логопед несет
ответственность за организацию и своевременное выявление
обучающихся с первичной речевой патологией и за комплектование
групп.
Учитель - логопед:
а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различных
нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется
работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному
языку, обусловленной первичным речевым нарушением;
б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам
освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по
родному языку);
в) поддерживает связь с дошкольными образовательными
учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными
учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии, логопедами и врачами - специалистами детских поликлиник
и психолого - медико - педагогических комиссий;
г) участвует в работе методических объединений учителей -
логопедов;
д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения
ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в
развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном
учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме
(Приложение 4).
Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью,
отвечающей санитарно - гигиеническим нормам. Логопедический пункт
обеспечивается специальным оборудованием (Приложение 5).
Заместитель Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
Приложение 1
СПИСОК ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
(заполняется учителем - логопедом после обследования
обучающихся)
----T-------------T-----T---------T------------T----------T------¬
¦ N ¦Фамилия, имя ¦Класс¦Дата обс-¦ Реальная ¦Заключение¦Приме-¦
¦п/п¦обучающегося,¦ ¦ледования¦успеваемость¦учителя - ¦чания ¦
¦ ¦дата рождения¦ ¦ ¦ по родному ¦ логопеда ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ языку ¦ ¦ ¦
+---+-------------+-----+---------+------------+----------+------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+-----+---------+------------+----------+------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+-----+---------+------------+----------+------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------+-----+---------+------------+----------+-------
Приложение 2
РЕЧЕВАЯ КАРТА
(заполняется на каждого обучающегося, зачисленного
в логопедический пункт)
1. Фамилия, имя, возраст.
2. Класс.
3. Домашний адрес, телефон.
4. Дата зачисления в логопедический пункт.
5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).
7. Заключение психиатра.
8. Состояние слуха.
9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого
развития.
10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и
подвижность).
11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных
связных высказываний):
а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.;
какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в
употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству
(привести примеры);
б) грамматический строй: типы употребляемых предложений,
наличие аграмматизмов (привести примеры);
в) произношение и различение звуков: произношение звуков;
отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков;
различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным
звуко - слоговым составом (привести примеры); темп и внятность
речи.
12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза
звукового состава слова.
13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение
и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах
обучающихся - диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими
при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте
(письменные работы прилагаются к речевой карте).
14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное,
слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
15. Проявление заикания: а) предполагаемая причина;
выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление
(ответы у доски); б) сформированность языковых средств
(произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности
общего и речевого поведения (организованность, общительность,
замкнутость, импульсивность); г) адаптация к условиям общения.
16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и
учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость
внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к
имеющемуся нарушению речи).
17. Заключение учителя - логопеда.
18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту
отчисления обучающегося из логопедического пункта).
Приложение 3
ПРЕДЕЛЬНАЯ НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУПП
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ
УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
---------------------------------T-------------------------------¬
¦ Группы обучающихся ¦Предельная наполняемость (чел.)¦
¦ +---------------T---------------+
¦ ¦общеобразова- ¦общеобразова- ¦
¦ ¦тельное учреж- ¦тельное учреж- ¦
¦ ¦дение, располо-¦дение, располо-¦
¦ ¦женное в городе¦женное в сель- ¦
¦ ¦ ¦ской местности ¦
+--------------------------------+---------------+---------------+
¦с общим недоразвитием речи (ОНР)¦ до 4 ¦ до 3 ¦
+--------------------------------+---------------+---------------+
¦с нерезко выраженным общим ¦ ¦ ¦
¦недоразвитием речи (НВОНР) ¦ до 5 ¦ до 4 ¦
+--------------------------------+---------------+---------------+
¦с фонетико - фонематическим ¦ ¦ ¦
¦недоразвитием речи (ФФН) и ¦ ¦ ¦
¦фонематическим недоразвитием ¦ ¦ ¦
¦речи (ФН) ¦ до 6 ¦ до 5 ¦
+--------------------------------+---------------+---------------+
¦с недостатками чтения и письма, ¦ ¦ ¦
¦обусловленными общим недоразви- ¦ ¦ ¦
¦тием речи ¦ до 5 ¦ до 4 ¦
+--------------------------------+---------------+---------------+
¦с недостатками чтения и письма, ¦ ¦ ¦
¦обусловленными фонетико - фоне- ¦ ¦ ¦
¦матическим (фонематическим) ¦ ¦ ¦
¦недоразвитием речи ¦ до 6 ¦ до 5 ¦
+--------------------------------+---------------+---------------+
¦заикающиеся ¦ до 4 ¦ до 3 ¦
+--------------------------------+---------------+---------------+
¦с недостатками произношения ¦ ¦ ¦
¦отдельных звуков ¦ до 7 ¦ до 6 ¦
L--------------------------------+---------------+----------------
Примечание. Минимальная наполняемость группы - 3 обучающихся.
Приложение 4
ОТЧЕТ О КОЛИЧЕСТВЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ,
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И РЕЗУЛЬТАТАХ ОБУЧЕНИЯ
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ ЗА _____ УЧЕБНЫЙ ГОД
----------T-------T--------------------------T--------------------------¬
¦ ¦Классы ¦ Нарушения устной речи ¦Нарушения письменной речи ¦
¦ ¦ +---T---T------T------T----+--------T--------T--------+
¦ ¦ ¦ОНР¦ФФН¦фоне- ¦фоне- ¦за- ¦наруше- ¦наруше- ¦наруше- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦мати- ¦тичес-¦ика-¦ния чте-¦ния чте-¦ния чте-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ческое¦кий ¦ние ¦ния и ¦ния и ¦ния и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦недо- ¦дефект¦ ¦письма, ¦письма, ¦письма, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦разви-¦ ¦ ¦обуслов-¦обуслов-¦обуслов-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦тие ¦ ¦ ¦ленные ¦ленные ¦ленные ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОНР ¦ФФН ¦фонема- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тическим¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦недораз-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦витием ¦
+---------+-------+---+---+------+------+----+--------+--------+--------+
¦Выявлено ¦1 класс¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обучаю- ¦2 - 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦щихся ¦классы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+-------+---+---+------+------+----+--------+--------+--------+
¦Зачислено¦1 класс¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в логопе-¦2 - 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дический ¦классы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пункт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+-------+---+---+------+------+----+--------+--------+--------+
¦Отчислено¦1 класс¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦из лого- ¦2 - 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦педичес- ¦классы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кого пун-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+-------+---+---+------+------+----+--------+--------+--------+
¦Оставлено¦1 класс¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в логопе-¦2 - 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дическом ¦классы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пункте ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+-------+---+---+------+------+----+--------+--------+--------+
¦Выбыло ¦1 класс¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦2 - 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦классы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------+-------+---+---+------+------+----+--------+--------+---------
Приложение 5
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
1. Настенное зеркало для логопедических занятий
(50 x 100) 1 шт.
2. Зеркало для индивидуальной работы (9 x 12) 8 шт.
3. Логопедические зонды, шпатели
4. Разрезная азбука (настенная) 1 шт.
5. Кассы букв (индивидуальные) 8 шт.
6. Учебно - методические пособия
7. Настольные игры, игрушки, конструкторы
8. Умывальник 1 шт.
9. Классная доска 1 шт.
10. Шкафы для пособий 2 - 3 шт.
11. Стол канцелярский 1 шт.
12. Стулья 5 шт.
13. Комплект "парта - стул" 8 шт.
14. Песочные часы 1 шт.
15. Секундомер 1 шт.
16. Метроном 1 шт.
17. Магнитофон 1 шт.
18. Проигрыватель 1 шт.
19. Набор пластинок
20. Диапроектор (или фильмоскоп) 1 шт.
21. Кодоскоп 1 шт.
22. Экран 1 шт.
23. Видеомагнитофон 1 шт.
24. Компьютер 1 шт.
25. Дискеты
|