ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2000 г. N 933-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ УПРАВЛЕНИИ НАХОДЯЩИМИСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ АКЦИЯМИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "Об
управлении находящимися в федеральной собственности акциями
акционерных обществ", внесенный депутатами Государственной Думы
Н.В. Арефьевым, И.Д. Грачевым, М.В. Емельяновым, Е.П. Ищенко,
А.Г. Пузановским, В.И. Тихоновым, депутатами Государственной Думы
второго созыва П.Г. Буничем, В.К. Гусевым, В.Г. Давыдовым,
В.Ю. Кузнецовым, В.Е. Ларицким, И.И. Митяевым, В.И. Овченковым,
А.Ф. Потапенко, Н.Н. Савельевым, В.И. Сергиенко, С.В. Сычевым.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по собственности в
течение двух месяцев со дня принятия настоящего Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по собственности доработать
указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его
на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится депутатами
Государственной Думы
Н.В. АРЕФЬЕВЫМ, И.Д. ГРАЧЕВЫМ,
М.В. ЕМЕЛЬЯНОВЫМ, Е.П. ИЩЕНКО,
А.Г. ПУЗАНОВСКИМ, В.И. ТИХОНОВЫМ,
депутатами
Государственной Думы
второго созыва
П.Г. БУНИЧЕМ, В.К. ГУСЕВЫМ,
В.Г. ДАВЫДОВЫМ, В.Ю. КУЗНЕЦОВЫМ,
В.Е. ЛАРИЦКИМ, И.И. МИТЯЕВЫМ,
А.Ф. ПОТАПЕНКО, Н.Н. САВЕЛЬЕВЫМ,
В.И. СЕРГИЕНКО, С.В. СЫЧЕВЫМ,
В.И. ОВЧЕНКОВЫМ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ УПРАВЛЕНИИ НАХОДЯЩИМИСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
АКЦИЯМИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным
законом
1. Настоящий Федеральный закон определяет цели и способы
управления находящимися в федеральной собственности акциями
акционерных обществ независимо от оснований приобретения
Российской Федерацией права собственности на указанные акции.
2. Особенности управления акциями акционерных обществ,
находящимися в федеральной собственности, действующих в сфере
банковской деятельности, страхования и негосударственного
пенсионного обеспечения, определяются иными федеральными законами.
3. Отношения, возникающие в связи с управлением находящимися в
федеральной собственности акциями акционерных обществ, созданных
при приватизации государственных и муниципальных предприятий, в
период действия особенностей правового положения таких акционерных
обществ регулируются законодательством о приватизации и настоящим
Федеральным законом.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем
Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются
следующие понятия:
Акции, закрепленные в федеральной собственности, - акции,
находящиеся в федеральной собственности, которые до принятия
соответствующего решения не подлежат отчуждению.
Управление акциями, находящимися в федеральной собственности,
- совокупность действий, совершаемых от имени Российской
Федерации, в отношении акций, находящихся в федеральной
собственности, для достижения целей, определенных настоящим
Федеральным законом.
Представитель Российской Федерации на общем собрании
акционеров акционерного общества - государственный служащий или
иной гражданин Российской Федерации, назначенный в соответствии с
настоящим Федеральным законом представлять Российскую Федерацию на
общем собрании акционеров акционерного общества, акции которого
находятся в федеральной собственности.
Представители Российской Федерации в совете директоров
(наблюдательном совете) акционерного общества - государственный
служащий или иной гражданин Российской Федерации, кандидатура
которого была предложена от имени Российской Федерации для
представительства ее интересов, избранный в совет директоров
(наблюдательный совет) акционерного общества, акции которого
находятся в федеральной собственности, в порядке, установленном
законодательством об акционерных обществах.
Представитель Российской Федерации в составе ревизионной
комиссии (ревизор) акционерного общества - государственный
служащий или иной гражданин Российской Федерации, кандидатура
которого была предложена от имени Российской Федерации, избранный
в состав ревизионной комиссии (ревизором) акционерного общества,
акции которого находятся в федеральной собственности, в порядке,
установленном законодательством об акционерных обществах.
Статья 3. Акции, находящиеся в федеральной собственности
В соответствии с настоящим Федеральным законом к акциям,
находящимся в федеральной собственности, относятся:
а) акции, закрепленные в федеральной собственности;
б) акции, которые не закреплены в федеральной собственности, в
том числе:
акции, решение о прекращении закрепления либо решение о
продаже или отчуждении иным образом которых принято Правительством
Российской Федерации или федеральным органом по управлению
государственным имуществом в соответствии с их компетенцией.
Статья 4. Цели управления акциями, находящимися в федеральной
собственности
1. Целями управления акциями, находящимися в федеральной
собственности, являются:
обеспечение выпуска продукции (товаров, работ, услуг), имеющей
стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности
государства;
развитие производства, увеличение выпуска продукции и
достижение акционерными обществами, акции которых находятся в
федеральной собственности, определенных производственных
показателей;
улучшение финансового состояния указанных акционерных обществ;
повышение конкурентоспособности продукции (услуг),
производимой акционерными обществами, и улучшение их финансового
состояния и результатов хозяйственно - экономической деятельности;
повышение рыночной стоимости указанных акций акционерных
обществ;
привлечение инвестиций в указанные акционерные общества;
увеличение доходов федерального бюджета за счет дивидендов,
выплачиваемых по находящимся в федеральной собственности акциям
указанных акционерных обществ;
сохранение рабочих мест и рост благосостояния работников
акционерных обществ;
оптимизация количества и структуры пакетов акций, находящихся
в федеральной собственности;
осуществление контроля за эффективностью управления акциями;
реализация мероприятий по охране окружающей среды и здоровья
граждан.
Цели управления акциями каждого акционерного общества
определяются исходя из целей участия Российской Федерации в данном
акционерном обществе, доли Российской Федерации в уставном
капитале акционерного общества и интересов самого общества, акции
которого находятся в федеральной собственности.
Статья 5. Основания возникновения права федеральной
собственности на акции акционерных обществ
1. Право федеральной собственности на акции может возникать по
следующим основаниям:
в процессе преобразования государственных унитарных
предприятий в открытые акционерные общества;
при внесении имущества, находящегося в федеральной
собственности, в оплату акций открытого акционерного общества при
его создании, а также дополнительных акций действующего открытого
акционерного общества;
при выделении средств федерального бюджета акционерным
обществам, включенным в федеральную адресную инвестиционную
программу;
в процессе реструктуризации задолженности акционерных обществ
по обязательным платежам в федеральный бюджет;
в результате выкупа Российской Федерацией акций;
в результате исполнения судебных решений по искам;
в результате дарения акций их владельцами;
обращения в федеральную собственность (национализации)
имущества в порядке, установленном федеральным законом;
иных оснований в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
2. По решению Правительства Российской Федерации федеральный
орган исполнительной власти, определенный Правительством
Российской Федерации, вправе от имени Российской Федерации
приобретать акции акционерных обществ на рынке ценных бумаг, если
в федеральном законе о бюджете предусмотрена соответствующая
расходная статья.
Статья 6. Учет прав на находящиеся в федеральной собственности
акции акционерных обществ
Учет прав на находящиеся в федеральной собственности акции
акционерных обществ осуществляется в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
Глава II. СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ НАХОДЯЩИМИСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ АКЦИЯМИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ
Статья 7. Способы управления находящимися в федеральной
собственности акциями акционерных обществ
Управление находящимися в федеральной собственности акциями
акционерных обществ осуществляется следующими способами:
закрепление указанных акций в федеральной собственности;
прекращение закрепления указанных акций в федеральной
собственности;
передача указанных акций в собственность субъектов Российской
Федерации;
передача органам государственной власти субъектов Российской
Федерации голосов по находящимся в федеральной собственности
акциям акционерных обществ;
участие в управлении акционерными обществами, акции которых
находятся в федеральной собственности;
передача указанных акций в доверительное управление;
передача указанных акций в залог;
отчуждение в собственность граждан и юридических лиц указанных
акций в порядке, предусмотренном законодательством Российской
Федерации о приватизации.
Статья 8. Закрепление в федеральной собственности акций
акционерных обществ
Решение о закреплении в федеральной собственности акций
акционерных обществ принимается в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации о приватизации.
Статья 9. Передача находящихся в федеральной собственности
акций акционерных обществ в собственность субъектов Российской
Федерации
1. В собственность субъектов Российской Федерации могут быть
переданы находящиеся в федеральной собственности акции акционерных
обществ, в отношении которых не принято решение о закреплении в
федеральной собственности.
2. Порядок передачи находящихся в федеральной собственности
акций акционерных обществ в собственность субъектов Российской
Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Стоимость передаваемых акций должна быть не ниже их
рыночной стоимости, определяемой в соответствии с
законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
4. Передача указанных акций производится в счет средств,
перечисляемых из федерального бюджета субъекту Российской
Федерации.
5. Размер средств, подлежащих перечислению из федерального
бюджета субъектам Российской Федерации, уменьшается на сумму
рыночной стоимости находящихся в федеральной собственности акций
акционерных обществ, переданных в собственность субъектов
Российской Федерации.
Статья 10. Передача находящихся в федеральной собственности
акций акционерных обществ в доверительное управление
1. Решение о передаче в доверительное управление находящихся в
федеральной собственности акций акционерных обществ принимает
Правительство Российской Федерации или уполномоченный им
федеральный орган исполнительной власти, если иное не
предусмотрено федеральным законом.
Передача в доверительное управление акций акционерных обществ,
находящихся в федеральной собственности, осуществляется по итогам
конкурса на право заключения договора доверительного управления
акциями, проводимого по решению Правительства Российской
Федерации.
Порядок проведения конкурса определяет Правительство
Российской Федерации.
2. Целями передачи находящихся в федеральной собственности
акций акционерных обществ в доверительное управление являются:
увеличение поступлений в федеральный бюджет доходов от
передачи в доверительное управление акций;
повышение рыночной стоимости и ликвидности акций;
ликвидация и недопущение в дальнейшем возникновения
задолженности акционерного общества перед бюджетами всех уровней,
по выплате заработной платы и иным обязательным платежам;
иные цели, определяемые Правительством Российской Федерации,
при принятии решений о проведении конкурса.
3. От имени Российской Федерации учредителем доверительного
управления находящимися в федеральной собственности акциями
акционерных обществ является федеральный орган исполнительной
власти, определенный Правительством Российской Федерации.
Указанный федеральный орган исполнительной власти заключает с
победителями конкурсов соответствующие договоры.
4. Для проведения конкурса решением Правительства Российской
Федерации создается комиссия по проведению конкурсов (далее -
комиссия). В состав комиссии входят представители федеральных
органов исполнительной власти, представители органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, на территории которых расположены
акционерные общества, акции которых передаются в доверительное
управление.
Основными задачами комиссии являются:
подготовка информационного сообщения о проведении конкурса;
определение критериев и порядка выбора победителя конкурса;
оценка конкурсных предложений и определение победителя
конкурса.
Положение о комиссии утверждается Правительством Российской
Федерации.
5. К участию в конкурсе допускаются юридические лица, для
которых доверительное управление акциями акционерных обществ
является единственным видом деятельности, и определенную в
соответствии с законодательством Российской Федерации на момент
подачи заявки на участие в конкурсе величину чистых активов, либо
собственных средств, превышающую 50 процентов рыночной стоимости
акций, передаваемых в доверительное управление.
6. Информация о проведении конкурса должна быть опубликована в
официальных информационных бюллетенях и других средствах массовой
информации не менее чем за 30 дней до дня проведения конкурса.
Перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию, а также
требования к информационному сообщению устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
7. Для участия в конкурсе юридические лица (далее - участники)
должны в установленный срок подать в комиссию заявку об участии в
конкурсе.
Заявка об участии в конкурсе должна содержать:
программу деятельности доверительного управляющего по
достижению цели доверительного управления, установленной
Правительством Российской Федерации;
размер возмещения расходов и размер вознаграждения
доверительного управляющего, который не должен превышать размера,
установленного комиссией.
8. По результатам рассмотрения представленных участниками
заявок комиссия определяет победителя конкурса. Победителем
конкурса признается участник, предложивший наиболее экономически
выгодное конкурсное предложение и имеющий наилучшие
профессиональные возможности для его реализации.
9. Победитель конкурса в течение 15 дней с даты подписания
протокола о результатах конкурса обязан представить учредителю
доверительного управления обеспечение исполнения победителем
конкурса своих обязательств по договору доверительного управления
находящимися в федеральной собственности акциями акционерных
обществ.
В качестве обеспечения исполнения указанных обязательств по
договору доверительного управления находящимися в федеральной
собственности акциями акционерных обществ могут быть залог
принадлежащих доверительному управляющему на праве собственности
денежных средств, недвижимого имущества и имеющих высокую степень
ликвидности ценных бумаг или банковская гарантия банка,
согласованного с учредителем доверительного управления.
Рыночная стоимость передаваемых в залог недвижимого имущества
и ценных бумаг, определенная учредителем доверительного управления
на основании заключения независимого оценщика, не может быть
меньше рыночной стоимости передаваемых в доверительное управление
находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ.
10. Победитель конкурса приобретает права и обязанности
доверительного управляющего с момента заключения с учредителем
доверительного управления договора доверительного управления.
11. Предметом договора доверительного управления является
передача учредителем доверительного управления доверительному
управляющему находящихся в федеральной собственности акций
акционерных обществ в доверительное управление и обязательство
доверительного управляющего осуществлять управление указанными
акциями в интересах Российской Федерации в соответствии с
договором доверительного управления.
12. Учредитель доверительного управления передает находящиеся
в федеральной собственности акции акционерных обществ свободными
от залогов и иных обременений, обязуется не передавать их в
уставные капиталы других акционерных обществ, отчуждать указанные
акции, передавать их в залог, налагать на них иные виды
обременений в течение срока действия договора доверительного
управления.
13. Доверительный управляющий осуществляет действия по
управлению акциями, переданными в доверительное управление, от
своего имени с указанием, что он выступает в качестве
доверительного управляющего. Указанное условие считается
выполненным, если при совершении действий, не требующих
письменного оформления, доверительный управляющий информирует
другую сторону об их совершении, а в письменных документах после
имени или наименования доверительного управляющего делает пометку
"Д.У.".
14. Учредитель доверительного управления извещает
регистратора, ведущего реестр акционеров акционерного общества, а
также совет директоров (наблюдательный совет) акционерного
общества об ограничениях в отношении отдельных действий по
доверительному управлению, предусмотренных договором
доверительного управления.
15. Учредитель доверительного управления в течение 10 дней с
даты подписания договора доверительного управления обеспечивает
внесение в реестр акционеров акционерного общества соответствующей
записи о переходе владения акциями к доверительному управляющему.
16. Доверительный управляющий обязан:
обеспечить не позднее 15 дней с даты, установленной
законодательством Российской Федерации для сдачи полугодовой и
годовой бухгалтерской отчетности, предоставление учредителю
управления по указанному в договоре адресу отчет о своей
деятельности по форме, установленной Правительством Российской
Федерации;
обеспечить предоставление любых документов и сведений о своей
деятельности в качестве доверительного управляющего не позднее 15
дней с даты получения запроса учредителя доверительного
управления.
17. В случае наличия просроченной задолженности акционерного
общества по налогам и сборам в бюджеты всех уровней, обязательным
платежам в государственные внебюджетные фонды и по выплате
заработной платы доверительный управляющий обязуется в
трехмесячный срок разработать и внести на утверждение
соответствующих органов управления акционерного общества график
погашения указанной задолженности и меры по недопущению в
дальнейшем ее возникновения.
18. По результатам представленного отчета учредитель
доверительного управления оценивает эффективность деятельности
доверительного управляющего и соблюдение им условий договора
доверительного управления. Конкретные критерии оценки
эффективности деятельности доверительного управляющего
устанавливаются Правительством Российской Федерации и указываются
в договоре доверительного управления.
19. Возмещение документально подтвержденных расходов
доверительного управляющего по управлению акциями акционерного
общества, акции которого находятся в федеральной собственности,
осуществляется из дивидендов по указанным акциям, переданным в
доверительное управление.
Возмещению подлежат:
командировочные расходы, связанные с осуществлением функций
доверительного управляющего, в соответствии с действующими
нормативами;
почтовые, телефонные и телеграфные расходы;
затраты на проведение по инициативе учредителя доверительного
управления внеочередных собраний акционеров, независимых экспертиз
и аудита деятельности акционерного общества.
Порядок возмещения расходов доверительного управляющего
устанавливается Правительством Российской Федерации.
20. Вознаграждение доверительного управляющего осуществляется
из дивидендов по находящимся в федеральной собственности акциям
акционерного общества, переданным в доверительное управление.
Вознаграждение доверительному управляющему, предусмотренное
договором доверительного управления, выплачивается не позднее трех
месяцев по окончании действия договора. Указанное вознаграждение
не может превышать размера, определенного Правительством
Российской Федерации при принятии решения о проведении конкурса.
Вознаграждение доверительному управляющему не выплачивается в
случае досрочного прекращения действия договора по основаниям,
предусмотренным пунктом 24 настоящей статьи.
21. Учредитель доверительного управления вправе контролировать
выполнение доверительным управляющим условий договора
доверительного управления, а также организовывать проверку отчетов
доверительного управляющего независимым аудитором.
22. Доверительный управляющий, не исполняющий должным образом
договор доверительного управления, возмещает учредителю
доверительного управления убытки в соответствии со статьей 1022
Гражданского кодекса Российской Федерации.
23. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения
доверительным управляющим условий договора доверительного
управления указанный договор подлежит расторжению, а на предмет
залога, указанный в пункте 10 настоящей статьи, обращается
взыскание в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Средства, полученные от продажи предмета залога, направляются
в федеральный бюджет.
24. Договор доверительного управления вступает в силу с даты
его подписания учредителем доверительного управления и
доверительным управляющим и действует в течение срока,
установленного договором, но не более пяти лет.
Договор доверительного управления прекращается вследствие
отказа учредителя доверительного управления от договора
доверительного управления. Доверительный управляющий должен быть
уведомлен не позднее чем за три месяца до прекращения договора об
отказе учредителя доверительного управления от договора
управления.
Статья 11. Передача находящихся в федеральной собственности
акций акционерных обществ в залог
1. В залог могут быть переданы находящиеся в федеральной
собственности акции акционерных обществ, в отношении которых не
принято решение о закреплении в федеральной собственности.
2. Передача находящихся в федеральной собственности акций
акционерных обществ в залог осуществляется по решению
Правительства Российской Федерации, если иное не предусмотрено
федеральным законом.
Порядок передачи находящихся в федеральной собственности акций
акционерных обществ в залог устанавливается Правительством
Российской Федерации.
3. От имени Российской Федерации залогодателем в отношении
находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ
является федеральный орган исполнительной власти, определенный
Правительством Российской Федерации. Указанный орган заключает с
залогодержателем договор о предоставлении залогодержателем кредита
Российской Федерации (далее - договор кредита) и договор залога
находящихся в федеральной собственности акций акционерного
общества (далее - договор залога). Договор залога заключается в
обеспечение обязательств Российской Федерации по соответствующему
договору кредита.
4. Величина кредита, предоставленного залогодержателем
Российской Федерации, не может быть меньше рыночной стоимости
находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ,
переданных в залог.
В случае отсутствия рыночной стоимости указанных акций она
определяется независимым оценщиком в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
5. Договор кредита заключается на срок не менее трех лет. В
случае досрочного погашения залогодателем обязательств по договору
кредита указанный договор прекращает свое действие.
6. За пользование кредитом залогодатель уплачивает
залогодержателю проценты, не превышающие половину ставки
рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации на дату
заключения договора кредита.
7. Залогодержатель осуществляет ответственное хранение
переданных в залог акций в специализированной организации -
депозитарии или передает в депозит нотариуса.
Залогодержатель отвечает за утрату предмета залога за счет
собственного имущества.
8. Договор залога должен предусматривать положение о
недопущении залогодателем последующего залога находящихся в
федеральной собственности акций акционерных обществ, переданных в
залог.
9. В случае, если залогодатель не погасил в срок,
установленный договором кредита, свои обязательства по указанному
договору, находящиеся в федеральной собственности акции
акционерных обществ, переданные в залог в соответствии с договором
залога, подлежат продаже в соответствии с Федеральным законом "О
приватизации государственного имущества и об основах приватизации
муниципального имущества".
Требования залогодержателя подлежат удовлетворению из средств,
полученных в результате продажи указанных акций.
Статья 12. Ограничение доли иностранных лиц в уставном
капитале акционерного общества, производящего продукцию (товары,
работы, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения
безопасности государства
Суммарная доля в уставном капитале акционерного общества,
производящего имеющую стратегическое значение для обеспечения
безопасности государства продукцию (товары, работы, услуги),
находящаяся в собственности иностранных физических и юридических
лиц, а также резидентов Российской Федерации, имеющих в качестве
учредителей (участников) или аффилированных лиц иностранных
физических и юридических лиц, не может превышать 25 процентов.
В случае, если суммарная доля акций указанного акционерного
общества, находящаяся в собственности иностранных физических и
юридических лиц, а также резидентов Российской Федерации, имеющих
в качестве учредителей (участников) или аффилированных лиц
иностранных физических и юридических лиц, превышает 25 процентов,
общее количество голосов по таким акциям устанавливается в размере
25 процентов от общего количества голосов всех акций данного
общества. В указанном случае количество голосов по акциям,
находящимся в собственности каждого из иностранных физических и
юридических лиц, а также резидентов Российской Федерации, имеющих
в качестве учредителей (участников) или аффилированных лиц
иностранных физических и юридических лиц, определяется
пропорционально доле такого лица в уставном капитале указанного
акционерного общества.
Статья 13. Передача органам государственной власти субъектов
Российской Федерации полномочий осуществлять от имени Российской
Федерации права акционера по находящимся в федеральной
собственности акций акционерных обществ
Правительство Российской Федерации по соглашению с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации может принять
решение о передаче органам государственной власти субъектов
Российской Федерации полномочий осуществлять от имени Российской
Федерации права акционеров по находящимся в федеральной
собственности акциям акционерных обществ, расположенных на
территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если
указанные общества имеют градообразующий характер или оказывают
существенное влияние на социально - экономическое положение таких
территорий.
Глава III. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ОРГАНАХ УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ, АКЦИИ
КОТОРЫХ НАХОДЯТСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Статья 14. Осуществление Российской Федерацией прав акционера
в акционерных обществах, акции которого находятся в федеральной
собственности
Российская Федерация осуществляет права акционера в
акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной
собственности, в соответствии с Гражданским кодексом Российской
Федерации, Федеральным законом "Об акционерных обществах" и
Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и
об основах приватизации муниципального имущества в Российской
Федерации" посредством участия представителей Российской Федерации
в общих собраниях акционеров указанных обществ, а также в случае
избрания указанных представителей в советы директоров
(наблюдательные советы) акционерных обществ, акции которых
находятся в федеральной собственности - в советах директоров
(наблюдательных советах) таких обществ.
Статья 15. Лица, являющиеся представителями Российской
Федерации в органах управления акционерного общества, и
требования, предъявляемые к ним
1. Представление Российской Федерации в органах управления
акционерного общества, акции которого находятся в федеральной
собственности, осуществляется:
лицами, назначенными представителями Российской Федерации на
общем собрании акционеров акционерного общества;
лицами, избранными в совет директоров (наблюдательный совет)
акционерного общества из числа назначенных в качестве кандидатов
от имени Российской Федерации в совет директоров (наблюдательного
совета).
Представление Российской Федерации может осуществляться
государственными служащими, а также иными гражданами Российской
Федерации.
Представителями Российской Федерации в акционерных обществах,
производящих продукцию (товары, работы, услуги), имеющую
стратегическое значение для обеспечения безопасности государства,
могут быть исключительно государственные служащие.
Порядок назначения государственных служащих и иных граждан
Российской Федерации для представления Российской Федерации на
общих собраниях акционеров, а также в качестве кандидатов для
избрания в советы директоров (наблюдательные советы) акционерных
обществ, в ревизионных комиссиях определяется Правительством
Российской Федерации.
Порядок заключения договоров на представление Российской
Федерации на собраниях акционеров и в советах директоров
(наблюдательных советах) акционерных обществ с государственными
служащими и иными гражданами Российской Федерации определяется
Правительством Российской Федерации.
2. Кандидатура государственного служащего для осуществления
функций представителя Российской Федерации на общем собрании
акционеров и кандидатура представителя Российской Федерации для
избрания в совет директоров (наблюдательном совете) акционерного
общества должна быть рекомендована к назначению соответствующим
федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации. При этом число
государственных служащих, осуществляющих представление Российской
Федерации в совете директоров (наблюдательном совете) акционерного
общества, не может составлять более двух третей от общего
количества представителей Российской Федерации в совете директоров
(наблюдательном совете) данного акционерного общества.
Граждане Российской Федерации, не являющиеся государственными
служащими, могут быть назначены в качестве представителей на общем
собрании акционеров и кандидатами для избрания в совет директоров
(наблюдательный совет) акционерного общества в случае, если они
подали в федеральный орган исполнительной власти, определенный
Правительством Российской Федерации, заявку и прошли
квалификационный отбор.
Порядок приема и рассмотрения заявок кандидатов из числа
граждан Российской Федерации, не являющихся государственными
служащими, устанавливает федеральный орган исполнительной власти,
определенный Правительством Российской Федерации.
3. Представление Российской Федерации осуществляется на
договорной основе, если:
представителями Российской Федерации в советах директоров
(наблюдательных советах) акционерных обществ являются
государственные служащие, а также иные граждане Российской
Федерации;
представителями Российской Федерации на общих собраниях
акционеров являются граждане Российской Федерации, не состоящие на
государственной службе.
Представители Российской Федерации принимают личное участие на
общих собраниях акционеров и в советах директоров (наблюдательных
советах) акционерных обществ.
4. Представитель Российской Федерации в совете директоров
(наблюдательном совете) акционерного общества должен иметь
необходимое образование, достаточную квалификацию и опыт работы в
сфере управления.
Представление Российской Федерации в совете директоров
(наблюдательном совете) акционерного общества не может
осуществляться лицом, которое ранее представляло интересы
Российской Федерации в совете директоров (наблюдательном совете)
на договорной основе и договор с которым был расторгнут в
результате ненадлежащего исполнения им своих обязанностей.
Статья 16. Представление Российской Федерации на общем
собрании акционеров
Государственные служащие могут представлять Российскую
Федерацию на общих собраниях акционеров на основании решений
Правительства Российской Федерации или федерального органа
исполнительной власти, определенного Правительством Российской
Федерации, об их назначении представителями Российской Федерации
на общих собраниях акционеров.
Граждане Российской Федерации, не являющиеся государственными
служащими, могут представлять Российскую Федерацию на общих
собраниях акционеров на основании решений Правительства Российской
Федерации или федерального органа исполнительной власти,
определенного Правительством Российской Федерации, об их
назначении представителями Российской Федерации на общих собраниях
акционеров и договоров на представление Российской Федерации на
общих собраниях акционеров.
Статья 17. Права, обязанности и ответственность представителей
Российской Федерации на общем собрании акционеров
1. Представитель Российской Федерации на общем собрании
акционеров должен отстаивать права и законные интересы Российской
Федерации в акционерном обществе и в полной мере реализовывать в
соответствии с законодательством об акционерных обществах и
Уставом общества все права на участие Российской Федерации в
управлении акционерным обществом для достижения целей управления
акциями, определенных настоящим Федеральным законом.
2. Представитель Российской Федерации на общем собрании
акционеров обязан предварительно согласовывать с федеральным
органом исполнительной власти, определенным Правительством
Российской Федерации, вариант голосования по вопросам, включенным
в повестку дня общего собрания акционеров.
Согласование оформляется в виде документа, составленного по
форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти,
определенным Правительством Российской Федерации.
Представитель Российской Федерации на общем собрании
акционеров передает данный документ в счетную комиссию или
специализированному регистратору общества по организации и
подведению итогов голосования на общем собрании акционеров.
3. Представитель Российской Федерации на общем собрании
акционеров вправе обратиться в федеральный орган исполнительной
власти, определенный Правительством Российской Федерации, с
мотивированным предложением о варианте голосования по вопросам,
включенным в повестку дня общего собрания акционеров.
4. Представитель Российской Федерации на общих собраниях
акционеров обязан предоставлять отчет о своей деятельности за
соответствующий период в федеральный орган исполнительной власти,
определенный Правительством Российской Федерации, а также доводить
до его сведения всю полученную на собрании информацию.
5. Несоблюдение представителями Российской Федерации на общих
собраниях акционеров, являющимися государственными служащими,
установленного порядка согласования решений, совершение ими
действий в нарушение имевшихся согласований, а также нарушение
иных требований настоящего Федерального закона о порядке
представления Российской Федерации на общих собраниях акционеров
влекут за собой ответственность в порядке, установленном
федеральными законами.
Гражданин Российской Федерации, не являющийся государственным
служащим, представляющий Российскую Федерацию на общем собрании
акционеров, несет ответственность в порядке, предусмотренном
заключенным с ним договором (пункт 2 статьи 14 настоящего
Федерального закона).
Статья 18. Представление Российской Федерации в совете
директоров (наблюдательном совете) акционерного общества
1. Государственные служащие и иные граждане Российской
Федерации назначаются в качестве кандидатов в советы директоров
(наблюдательные советы) акционерных обществ на основании решений
Правительства Российской Федерации или федерального органа
исполнительной власти, определенного Правительством Российской
Федерации.
2. С лицом, назначенным в качестве кандидата в совет
директоров (наблюдательный совет) акционерного общества,
заключается договор на представление Российской Федерации в совете
директоров (наблюдательном совете) акционерного общества, права и
обязанности сторон по которому возникают в случае избрания
указанного лица в совет директоров (наблюдательный совет) общим
собранием акционеров.
Договор на представление Российской Федерации в совете
директоров (наблюдательном совете) акционерного общества должен
включать в том числе:
цели и задачи управления пакетами акций, находящихся в
федеральной собственности;
перечень вопросов, голосование по которым требует
обязательного согласования с федеральным органом исполнительной
власти, определяемым Правительством Российской Федерации;
ответственность представителя Российской Федерации в совете
директоров (наблюдательном совете) акционерного общества.
Статья 19. Права и обязанности представителя Российской
Федерации в совете директоров (наблюдательном совете) акционерного
общества
1. Представитель Российской Федерации в совете директоров
(наблюдательном совете) акционерного общества обязан:
отстаивать права и законные интересы Российской Федерации в
акционерном обществе, действовать в интересах акционерного
общества, в полной мере реализовывать свои полномочия в
соответствии с законодательством об акционерных обществах и
Уставом общества все права на участие Российской Федерации в
управлении акционерным обществом для достижения целей управления
пакетами акций (статья 4 настоящего Федерального закона);
предварительно согласовывать с федеральным органом
исполнительной власти, определенным Правительством Российской
Федерации, вариант голосования по вопросам, указанным в договоре
на представление Российской Федерации в совете директоров
(наблюдательном совете) акционерного общества. Согласование
оформляется в виде документа, составленного по форме, утверждаемой
федеральным органом исполнительной власти, определенным
Правительством Российской Федерации;
предоставлять отчет о своей деятельности в совете директоров
(наблюдательном совете) акционерного общества за соответствующий
период федеральному органу исполнительной власти, определенному
Правительством Российской Федерации;
не разглашать третьим лицам конфиденциальную информацию и
сведения, составляющие коммерческую тайну, которые стали известны
ему как члену совета директоров (наблюдательного совета)
акционерного общества, и не использовать их в целях,
противоречащих интересам Российской Федерации и акционерного
общества.
2. Представитель Российской Федерации вправе обратиться в
федеральный орган исполнительной власти, определенный
Правительством Российской Федерации, с мотивированным предложением
о варианте голосования по вопросам, включенным в повестку дня
заседания совета директоров (наблюдательного совета) акционерного
общества.
3. Представители Российской Федерации в совете директоров
(наблюдательном совете) и в ревизионных комиссиях акционерных
обществ могут получать денежное вознаграждение и/или компенсацию
расходов, связанных с исполнением ими своих обязанностей в совете
директоров в данных обществах в соответствии с заключенными
договорами, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 20. Ответственность представителей Российской Федерации
в акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной
собственности
Представители Российской Федерации, являющиеся
государственными служащими, несут ответственность за неисполнение
или ненадлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с
Федеральным законом "Об основах государственной службы в
Российской Федерации".
Представители Российской Федерации, не являющиеся
государственными служащими, несут ответственность за неисполнение
или ненадлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с
законодательством Российской Федерации и договором.
Статья 21. Оценка деятельности представителя Российской
Федерации в совете директоров (наблюдательном совете) акционерного
общества
Оценка деятельности представителя Российской Федерации в
совете директоров (наблюдательном совете) акционерного общества
осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным
органом исполнительной власти, определенным Правительством
Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации, на основании представленных отчетов
представителя Российской Федерации о работе в совете директоров
(наблюдательном совете) акционерного общества, а также в
результате анализа следующих показателей деятельности общества:
выполнение акционерным обществом обязательств перед бюджетами
всех уровней и перед государственными внебюджетными фондами;
регулярность и своевременность расчетов акционерного общества
по заработной плате;
отсутствие у акционерного общества просроченной более трех
месяцев задолженности перед кредиторами по оплате товаров (работ,
услуг), если иной срок не установлен федеральным законом;
сохранение доли государства в уставном капитале акционерного
общества;
рост курсовой стоимости акций акционерного общества;
наличие балансовой прибыли (убытков) за отчетный период.
Статья 22. Порядок назначения кандидатов для избрания в состав
ревизионной комиссии акционерного общества, акции которого
находятся в федеральной собственности
Государственные служащие и иные граждане Российской Федерации
назначаются в качестве кандидатов для избрания в состав
ревизионных комиссий (ревизоров) акционерных обществ решением
федерального органа исполнительной власти, определенного
Правительством Российской Федерации.
Статья 23. Порядок вступления в силу настоящего Федерального
закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить
Правительству Российской Федерации привести свои нормативные
правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Поручить Правительству Российской Федерации принять
нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего
Федерального закона.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ УПРАВЛЕНИИ НАХОДЯЩИМИСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ АКЦИЯМИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ"
В соответствии со статьями 71, 76 и 114 Конституции Российской
Федерации существует необходимость принятия федерального закона,
устанавливающего порядок осуществления Правительством Российской
Федерации и уполномоченными им федеральными органами
исполнительной власти функций по управлению и распоряжению
находящимися в федеральной собственности акциями акционерных
обществ.
Проект Федерального закона "Об управлении находящимися в
федеральной собственности акциями акционерных обществ"
устанавливает порядок управления находящимися в федеральной
собственности акциями акционерных обществ независимо от оснований
приобретения Российской Федерацией прав собственности на указанные
акции.
В настоящий момент в федеральной собственности находится почти
3900 пакетов акций акционерных обществ, причем в 2500 из них
величина пакета акций превышает 25% уставного капитала общества.
Существующий механизм представления интересов государства в
органах управления указанных акционерных обществ, основанный на
назначении в эти органы государственных служащих, содержит
серьезные недостатки. В частности, не предусматривается оценка
профессиональных качеств представителей государства, невозможно
применить к ним меры имущественной ответственности в случае
нанесения ими своими действиями (бездействием) ущерба Российской
Федерации. Кроме того, в связи со значительным количеством
акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной
собственности, возникает проблема несоответствия количества таких
обществ и государственных служащих, представляющих интересы
государства в органах управления акционерных обществ.
Для решения этих проблем в представленном законопроекте
содержатся нормы, в соответствии с которыми Правительство
Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти
должны сформулировать цель деятельности представителей государства
в органах управления акционерных обществ. Такими целями могут
быть: увеличение выпуска продукции, имеющей стратегическое
значение для обеспечения национальной безопасности государства,
максимизация дивидендов, повышение курсовой стоимости акций.
Законопроект регулирует порядок передачи находящихся в
федеральной собственности пакетов акций в собственность субъектов
Российской Федерации в зачет установленных бюджетных трансфертов,
доверительное управление, залог. В законопроекте содержатся также
правовые нормы, определяющие механизм передачи органам
государственной власти субъектов Российской Федерации голосов по
находящимся в федеральной собственности акциям акционерных
обществ.
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ УПРАВЛЕНИИ
НАХОДЯЩИМИСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
АКЦИЯМИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ"
Введение в действие Федерального закона "Об управлении
находящимися в федеральной собственности акциями акционерных
обществ" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от
их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых
обязательств государства.
В этой связи предусмотренного статьей 104 Конституции
Российской Федерации заключения Правительства Российской Федерации
по данному законопроекту не требуется.
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ,
ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ УПРАВЛЕНИИ НАХОДЯЩИМИСЯ
В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ АКЦИЯМИ
АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ"
В данной сфере правового регулирования действуют Гражданский
кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О рынке ценных
бумаг", Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный
закон "О приватизации государственного имущества и об основах
приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".
Введение в действие проекта Федерального закона "Об управлении
находящимися в федеральной собственности акциями акционерных
обществ" не потребует внесения изменений и дополнений в указанные
законодательные акты.
|