ПРИЗНАНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ - ПРИКАЗ ГТК РФ ОТ 17.07.2002 N 758
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 декабря 2000 г. N 01-06/36226
ОБ ИЗЪЯТИИ, АРЕСТЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
В ХОДЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ О НТП, ВОЗБУЖДЕННЫМ
ПО ПРИЗНАКАМ СТ. 254 ТК РОССИИ
(с изм. и доп., согл. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)
В ГТК России поступают многочисленные обращения транспортных
организаций о фактах неправомерного изъятия таможенными органами
транспортных средств перевозчиков.
Проверки приводимых в данных обращениях фактов показали, что в
подавляющем большинстве случаев изъятие транспортных средств
проводилось с нарушениями таможенного законодательства, без
достаточных правовых оснований.
Так, с учетом положений ч. 5 ст. 379 ТК России, а также ст. 58
Федерального закона от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном
производстве" изъятие транспортных средств, не принадлежащих
перевозчикам на правах собственности, в счет обеспечения взыскания
штрафных санкций приводит к нарушениям таможенного
законодательства и нанесению ущерба третьим лицам.
Зачастую указанные нарушения допускаются при осуществлении
производства по делам о нарушении таможенных правил, возбужденным
по признакам ч. 1 ст. 254 ТК России по обстоятельствам, имевшим
место в период 1996 - 1999 годов. Нередко основанием для
возбуждения дел по данным фактам служит лишь отсутствие у
таможенных органов информации о доставлении товаров в таможенный
орган назначения.
(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)
Помимо этого, вследствие волокиты и затягивания сроков
производства таможенные органы не предпринимают необходимых
действий, направленных на поиск иных доказательств,
свидетельствующих о недоставлении товаров и транспортных средств.
При принятии решения об изъятии, аресте транспортных средств
для обеспечения взыскания штрафных санкций таможенным органом не
исследуется вопрос о наличии на территории Российской Федерации у
привлекаемого к ответственности лица филиала, представительства,
отделения или другого обособленного подразделения и стоимости
иного находящегося на территории Российской Федерации имущества.
Указанные нарушения наносят существенный ущерб участникам ВЭД
и не способствуют развитию внешнеэкономических связей.
Необоснованные действия должностных лиц таможенных органов,
производящих изъятие, арест транспортных средств с нарушением
таможенного законодательства без достаточных правовых оснований
влекут за собой обращение организаций - перевозчиков в суды с
исками о возмещении ущерба.
Учитывая изложенное, для принятия решения об изъятии, аресте
транспортных средств в качестве обеспечения уплаты сумм возможных
санкций по делам о НТП недоставление товаров и транспортных
средств в определенное таможенным органом Российской Федерации
место должно быть установлено доказательствами по делу, в том
числе сведениями о подделке свидетельств о подтверждении доставки
товаров и транспортных средств и / или использовании поддельных
печатей и штампов на товаросопроводительных документах.
Предлагаю начальникам таможен осуществлять личный контроль за
обоснованностью как изъятия, так и ареста транспортных средств
международных перевозчиков в счет обеспечения взыскания штрафных
санкций с учетом положений настоящего письма.
Первый заместитель
председателя Комитета
генерал - полковник
таможенной службы
В.И.МЕЩЕРЯКОВ
|