ПРИЗНАНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ - ПРИКАЗ ГТК РФ ОТ 17.07.2002 N 758
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 декабря 2000 г. N 01-06/35982
О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ГТК России обобщена практика применения таможенными органами
Российской Федерации положений Таможенного кодекса Российской
Федерации, касающихся производства по делам о нарушении таможенных
правил и их рассмотрения.
По результатам проведенной работы и анализа запросов,
поступающих из таможенных органов, подготовлены рекомендации по
применению неоднозначно трактуемых таможенными органами положений
указанного Кодекса.
Содержание настоящего письма довести до сведения подчиненных
таможенных органов.
Заместитель председателя Комитета
генерал - лейтенант
таможенной службы
Б.М.ГУТИН
Приложение
к письму ГТК России
от 08.12.2000 N 01-06/35982
1. При привлечении военнослужащих к ответственности за
нарушение таможенных правил и решении вопроса о возможности
наложения на них взыскания в виде штрафа необходимо
руководствоваться следующим.
Пункт третий статьи 26 Закона Российской Федерации от 22.01.93
N 4338-1 "О статусе военнослужащих" содержал норму права, согласно
которой военнослужащие несли административную ответственность на
общих основаниях, но к ним не могли быть применены такие виды
взыскания, как: исправительные работы, административный арест,
штраф и лишение права управления транспортными средствами.
18 июня 1993 года был принят Таможенный кодекс Российской
Федерации (далее ТК России), который в статье 232 установил, что
военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничных и
внутренних войск, иных воинских формирований, предусмотренных
законодательными актами Российской Федерации, лица рядового и
начальствующего состава органов внутренних дел Российской
Федерации, сотрудники органов внешней разведки Российской
Федерации, федеральных органов государственной безопасности, а
также призванные на военные сборы граждане несут ответственность
за нарушение таможенных правил на общих основаниях, при этом
исключений о наложении на указанных лиц каких-либо видов взысканий
сделано не было. В соответствии с пунктом шестым Постановления
Верховного Совета Российской Федерации "О введении в действие
Таможенного кодекса Российской Федерации" в месячный срок со дня
принятия ТК России все нормативно - правовые акты должны были быть
приведены в соответствие с указанным Кодексом. А пункт пятый этого
же Постановления гласил: "Впредь, до приведения законодательных и
иных правовых актов Российской Федерации в соответствие с
Таможенным кодексом Российской Федерации действующие правовые акты
Российской Федерации применять в части, не противоречащей
указанному Кодексу".
Однако 27 января 1995 года Федеральным законом N 10-ФЗ были
внесены изменения в статью 16 Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях (далее - КоАП), согласно которым военнослужащие
также подлежали ответственности за совершение ими административных
правонарушений на общих основаниях, но к ним не могли быть
применены отдельные виды взысканий (в том числе штраф).
Подобная норма содержится и в Федеральном законе от 27.05.98
N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Так, в соответствии с частью 3
статьи 28 указанного Закона за административные правонарушения (в
том числе за нарушения таможенных правил) военнослужащие несут
ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть
применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права
на управление транспортным средством, исправительных работ и
административного ареста. При этом следует иметь в виду, что
правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их
правовой защиты, предусмотренные данным Законом, не могут быть
отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения
изменений и дополнений в Федеральный закон от 27.05.98 N 76-ФЗ
(часть 2 статьи 4 Закона).
Таким образом, на военнослужащих, признанных виновными в
совершении нарушения таможенных правил, не может быть наложено
взыскание в виде штрафа.
В случае, если санкцией статьи ТК России, по которой
военнослужащий привлекается к ответственности за нарушение
таможенных правил, предусмотрен только один вид взыскания - штраф,
то, по нашему мнению, производство и рассмотрение дела о нарушении
таможенных правил должно проводиться по общим правилам в
соответствии с ТК России. Однако при признании такого лица
виновным в совершении таможенного правонарушения в резолютивной
части постановления необходимо сделать ссылку на часть 3 статьи 28
Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"
и взыскание в виде штрафа не налагать.
2. В практике работы таможенных органов имеют место случаи
привлечения к ответственности за нарушения таможенных правил
филиалов и представительств юридических лиц. В этой связи сообщаем
следующее.
В соответствии с пунктом шестым статьи 18 ТК России под лицами
понимаются предприятия, учреждения, организации, а также
физические лица. Согласно статье 55 Гражданского кодекса
Российской Федерации филиалы и представительства не являются
юридическими лицами. Они являются обособленными подразделениями
юридического лица, расположенными вне места его нахождения,
представляющими интересы юридического лица и осуществляющими их
защиту (представительства), а также осуществляющими все функции
лица или их часть, в том числе функции представительства
(филиалы).
Таким образом, подразделения юридических лиц не входят в круг
субъектов, перечисленных в пункте шестом статьи 18 ТК России, и,
следовательно, субъектами ответственности за нарушения таможенных
правил не являются.
В практике работы таможенных органов возникают ситуации, когда
филиал образован в установленном порядке в качестве юридического
лица, а его наименование как филиала не соответствует его
правовому положению. В подобной ситуации филиал должен
рассматриваться как юридическое лицо и, соответственно, при
совершении им нарушения таможенных правил нести ответственность
согласно действующему таможенному законодательству. Аналогичная
позиция по этому вопросу отражена и в письме Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 29.05.92 N С-13/ОПИ-122.
3. При исчислении сроков наложения взыскания в случаях
принятия отделом дознания таможенного органа решения об отказе в
возбуждении или о прекращении уголовного дела, но при наличии
признаков нарушения таможенных правил таможенным органам
необходимо руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 247 ТК России в случаях
отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела, но при
наличии признаков нарушения таможенных правил срок наложения
взыскания исчисляется с момента получения таможенным органом
Российской Федерации решения об отказе в возбуждении или о
прекращении уголовного дела. Обращаем внимание, что такое решение
должно быть получено извне, то есть от органов предварительного
следствия, других органов дознания, прокуратуры или суда. В таких
случаях, в соответствии со статьей 302 ТК России производство по
делу о НТП и его рассмотрение по материалам, полученным из
вышеуказанных органов, осуществляется в общем порядке, срок
наложения взыскания исчисляется с момента получения решения.
Ни отдел дознания, ни отдел таможенных расследований не
являются таможенными органами Российской Федерации (статья 8 ТК
России), а выступают лишь в качестве структурных подразделений
таможенных органов.
В связи с этим положения части третьей статьи 247 ТК России не
могут быть применены в случаях, когда постановление о прекращении
уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела
вынесено таможенным органом как органом дознания, а материалы,
содержащие достаточные данные, указывающие на признаки
административных правонарушений, переданы в отдел таможенных
расследований. В этом случае такие материалы в таможенный орган
Российской Федерации не поступали, а находились в нем с момента
обнаружения правонарушения.
4. В соответствии со статьей 290 ТК России производство по
делу о нарушении таможенных правил ведется должностным лицом
таможенного органа Российской Федерации, непосредственно
обнаружившим нарушение таможенных правил. Однако в ТК России
предусмотрена возможность передачи дела о НТП для дальнейшего
производства и другому должностному лицу таможенного органа,
являющемуся сотрудником структурного подразделения по борьбе с
контрабандой и нарушениями таможенных правил (в настоящее время -
отдела таможенных расследований). Такая передача осуществляется по
решению начальника таможенного органа или его заместителя. При
этом в соответствии с Приказом ГТК России от 28.07.98 N 517 "Об
усилении контроля за ходом производства по делам о нарушении
таможенных правил" до передачи дела о НТП должностное лицо
таможенного органа, непосредственно обнаружившее таможенное
правонарушение и составившее протокол о НТП, если это возможно,
должно выполнить первичные процессуальные действия (опрос лица,
привлекаемого к ответственности, или его представителя, изъятие
товаров и транспортных средств, документов и иных предметов,
разместить изъятый товар на хранение и др.).
Порядок передачи дела о НТП от одного должностного лица
таможенного органа другому был разъяснен письмом ГТК России от
18.07.95 N 03-43/10147 "О некоторых вопросах ведения производства
и рассмотрения дел о нарушении таможенных правил".
В случае, если начальником таможенного органа Российской
Федерации или его заместителем было принято решение о передаче
дела о НТП сотруднику отдела таможенных расследований, последний
не вправе отказаться от принятия дела к своему производству по
основаниям невыполнения первичных процессуальных действий, даже
если их возможно и необходимо было осуществить. Данный факт, по
нашему мнению, может послужить основанием для проведения служебной
проверки, но он не должен влиять на принятие к своему производству
дела о НТП.
5. При разрешении вопроса о судьбе дела о НТП в случае
ликвидации юридического лица - субъекта ответственности - хотелось
бы обратить внимание на тот факт, что в соответствии с пунктом
вторым статьи 51 и пунктом восьмым статьи 63 Гражданского кодекса
Российской Федерации юридическое лицо считается созданным с
момента его государственной регистрации, а прекратившим свое
существование (завершившим ликвидацию) после внесения об этом
записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Начало процедуры ликвидации юридического лица в порядке,
предусмотренном статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской
Федерации, или открытие конкурсного производства (для юридического
лица, признанного в установленном законом порядке банкротом) не
означает необходимости "автоматического" прекращения дела о
нарушении таможенных правил. Прекращение дела по пункту 2 статьи
291 ТК России (в связи с отсутствием субъекта правонарушения, а
потому и отсутствием состава правонарушения) возможно только после
внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о
завершении ликвидации лица.
6. В соответствии с пунктом 10 статьи 291 ТК России
производство по делу о нарушении таможенных правил не может быть
начато при наличии по тому же факту в отношении лица,
привлекаемого к ответственности, не отмененного в установленном
порядке постановления о прекращении дела о нарушении таможенных
правил. Согласно статье 302 ТК России при получении материалов о
прекращении уголовного дела и наличии признаков нарушения
таможенных правил, производство по делу о НТП должно быть по
существу возобновлено. Учитывая, что в связи с возбуждением
уголовного дела в отношении того же лица и по тому же факту
правонарушения производство по делу о нарушении таможенных правил
было прекращено по пункту 11 статьи 291 ТК России, при
возобновлении административного расследования постановление о
прекращении производства по делу о НТП подлежит отмене.
Постановление о прекращении производства по делу о нарушении
таможенных правил, вынесенное в соответствии с пунктом 11 статьи
291 и статьей 357 ТК России должностным лицом таможенного органа
Российской Федерации, в производстве которого находилось данное
дело, и утвержденное заместителем начальника этого таможенного
органа, подлежит отмене вышестоящим, по отношению к лицу,
утвердившему постановление, должностным лицом.
В случае, если постановление о прекращении производства по
делу о НТП вынесено должностным лицом таможенного органа
Российской Федерации, в производстве которого дело находилось и
было утверждено начальником этого таможенного органа в порядке
статьи 357 ТК России, такое постановление подлежит отмене
вышестоящим таможенным органом.
И в первом, и во втором случаях при отмене постановлений о
прекращении производства по делам о нарушениях таможенных правил
необходимо руководствоваться положениями статьи 419 ТК России.
7. При применении положений статьи 298 ТК России необходимо
обратить внимание на то, что соединение дел о НТП в одном
производстве не является обязательным. При привлечении одного и
того же лица к ответственности за совершение нескольких
правонарушений соединение дел целесообразно в тех случаях, когда
это не повлечет за собой затягивания производства по делу и, как
следствие, невозможность наложения взыскания ввиду истечения
установленных частью первой статьи 247 ТК России сроков.
Выделение дела о НТП допускается в случаях, вызываемых
необходимостью, если это не отразится на всесторонности, полноте и
объективности разрешения дела. При этом необходимо
руководствоваться следующим: в случае, когда по одному делу
подлежат доказыванию несколько фактов нарушений таможенных правил,
а собранных доказательств достаточно для принятия решения по
одному или нескольким из них, лицо, ведущее производство, выделяет
такие дела и направляет их на рассмотрение согласно установленному
порядку. Выполнение указанной процедуры позволит избежать
необоснованного затягивания производства и прекращения дела в
связи с истечением сроков наложения взысканий.
8. Статус товаров и транспортных средств, изымаемых по делу о
нарушении таможенных правил, определяется в соответствии со
статьей 337 ТК России, исходя из конкретных обстоятельств дела
(изъятые: в качестве непосредственного объекта нарушения
таможенных правил; для обеспечения взыскания возможных штрафов и
стоимости товаров и транспортных средств; в качестве транспортных
средств, на которых перевозились товары, являющиеся
непосредственным объектом нарушения таможенных правил; в качестве
товаров и транспортных средств со специально изготовленными
тайниками, использованными для перемещения через таможенную
границу Российской Федерации с сокрытием товаров, являющихся
непосредственным объектом нарушения таможенных правил). Он должен
быть правильно определен еще до фактического изъятия и оставаться
неизменным, по крайней мере, до выяснения обстоятельств, которые
коренным образом влияют на определение статуса таких товаров и
транспортных средств.
Для изменения статуса товаров и транспортных средств, при
наличии достаточных к тому оснований, вышестоящее должностное лицо
таможенного органа, руководствуясь статьей 419 ТК России, изменяет
первоначальное решение об изъятии путем вынесения соответствующего
постановления.
Изменение статуса изъятых товаров и транспортных средств,
руководствуясь при этом только соображениями целесообразности, не
основано на законе и, следовательно, недопустимо.
9. Отмена решения об изъятии товаров и транспортных средств в
ходе производства по делу о НТП таможенным законодательством и
нормативными правовыми актами ГТК России прямо не предусмотрена,
но возможность ее применения вытекает из положений статьи 419 ТК
России.
Так, если в ходе производства по делу о НТП будет установлено,
что товары и транспортные средства были необоснованно изъяты по
решению лица, в производстве которого находилось данное дело,
представляется, что в этом случае вышестоящее должностное лицо в
порядке контроля, руководствуясь статьей 419 ТК России, должно
отменить решение нижестоящего должностного лица. При этом данное
решение должно быть формализовано в виде постановления,
вынесенного вышестоящим должностным лицом таможенного органа.
10. В соответствии с частью третьей статьи 363 ТК России дело
о НТП может быть рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к
ответственности, руководителя или заместителя руководителя
предприятия, учреждения или организации, привлекаемых к
ответственности за нарушение таможенных правил, их адвокатов или
представителей только в случаях, когда имеются данные о
своевременном извещении такого лица о месте и времени рассмотрения
дела, но от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения
дела.
Критерий определения своевременности уведомления
законодательно не определен, в связи с чем должностное лицо
таможенного органа, рассматривающее дело о нарушении таможенных
правил, оценивает обстоятельства, указанные в статье 359 ТК
России, исходя из имеющихся в деле материалов, и при этом несет
персональную ответственность за выполнение требований данной
статьи.
В связи с изложенным необходимо также отметить, что
предварительный отказ лица, привлекаемого к ответственности, от
участия в рассмотрении дела о нарушении таможенных правил не
освобождает таможенный орган от обязанности уведомить его о месте
и времени рассмотрения, поскольку в соответствии со статьей 363 ТК
России подобный отказ не является основанием для рассмотрения дела
в отсутствие субъекта ответственности. Ходатайство о рассмотрении
дела в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности за
нарушение таможенных правил, может явиться основанием для такого
рассмотрения только в случаях, когда правонарушитель был
надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела,
однако уже после этого отказался присутствовать при принятии
решения по делу.
|