ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2000 г. N 887-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ"
И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ
В ОБЛАСТИ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О
валютном регулировании и валютном контроле" и Федеральный закон "О
первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики",
внесенный депутатом Государственной Думы С.Ю. Глазьевым.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам
до 6 января 2001 года.
3. Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам
доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и
внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится депутатом
Государственной Думы
С.Ю. ГЛАЗЬЕВЫМ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ" И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ В ОБЛАСТИ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ"
Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации "О валютном
регулировании и валютном контроле" (Ведомости Съезда народных
депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, N 45, ст. 2542; Собрание законодательства
Российской Федерации, 1999, N 1, ст. 1) следующие изменения и
дополнения:
1. Подпункт "а" пункта 9 статьи 1 дополнить словами ", и
расчетов, связанных с выполнением договоров международной купли -
продажи машинотехнической продукции с длительным циклом
изготовления и договоров международного строительного подряда со
сроками рассрочки или отсрочки платежа, предусмотренными
указанными договорами;".
2. Пункт 9 статьи 1 дополнить подпунктом "д" следующего
содержания:
"д) переводы из Российской Федерации и в Российскую Федерацию
в связи с внесением задатка в случае участия резидента в
международных торгах в иностранном государстве или нерезидента в
международных торгах в Российской Федерации, предшествующих
заключению договора международной купли - продажи или договора
международного строительного подряда, и в связи с возвратом
указанного задатка.".
3. Подпункт "г" пункта 10 статьи 1 дополнить словами "за
исключением рассрочки или отсрочки платежа при осуществлении
расчетов, связанных с выполнением договоров международной купли -
продажи машинотехнической продукции с длительным циклом
изготовления и договоров международного строительного подряда;".
4. Дополнить статью 1 пунктом 12 следующего содержания:
"12. Для целей настоящего Закона отсчет сроков платежа при
осуществлении расчетов, связанных с экспортом и импортом товаров,
ведется со дня фактического пересечения товаром таможенной границы
Российской Федерации, а при внесении резидентом или нерезидентом
задатка в связи с участием резидента в международных торгах в
иностранном государстве или нерезидента в международных торгах в
Российской Федерации, предшествующих заключению договора
международной купли - продажи или договора международного
строительного подряда, - со дня получения резидентом или
нерезидентом официального извещения о закрытия тендера (торгов)."
5. Дополнить пункт 2 статьи 5 абзацем вторым следующего
содержания:
"Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте, не
являющейся свободно конвертируемой иностранной валютой, в банках
за пределами Российской Федерации для расчетов в связи с
договорами международного строительного подряда с субподрядчиками,
выполняющими отдельные виды услуг (работ), расчетов в связи с
закупкой необходимых для выполнения указанных договоров товаров и
расчетов с командированными специалистами - гражданами Российской
Федерации в соответствии с указанными договорами. Резиденты
обязаны уведомить уполномоченные банки Российской Федерации об
открытии таких счетов на основании указанных договоров и
ежемесячно отчитываться перед ними о движении средств на счетах с
приложением банковских выписок по счетам. Уполномоченные банки
Российской Федерации обязаны контролировать движение средств на
указанных счетах на основании договоров международного
строительного подряда и смет расходов, составленных в соответствии
с такими договорами.
Отнесение иностранной валюты к иностранной валюте, не
являющейся свободно конвертируемой валютой, осуществляется
Центральным банком Российской Федерации."
6. Исключить абзац второй пункта 2 статьи 6.
Статья 2. Внести в Федеральный закон "О первоочередных мерах в
области бюджетной и налоговой политики (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1999, N 1, ст. 1) следующее изменение:
Исключить пункт 3 статьи 20.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ"
И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ
В ОБЛАСТИ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ"
Настоящий законопроект вносится с целью приведения положений
Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном
контроле" в соответствие с международной контрактной практикой
осуществления экспортно - импортных операций, которой
придерживаются и российские внешнеэкономические организации.
Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и
валютном контроле" с учетом изменений и дополнений, внесенных в
него Федеральным законом "О первоочередных мерах в области
бюджетной и налоговой политики", относит к текущим валютным
операциям, т.е. не требующим специального разрешения Центрального
банка Российской Федерации (Банка России) трансграничные переводы
при расчетах по экспортно - импортным операциям без отсрочки
платежа и при кредитовании таких операций не более 90 дней.
Расчеты с превышением 90-дневного срока отсрочки платежа
расцениваются как валютные операции, связанные с трансграничным
движением капитала, т.е. требующие специального разрешения Банка
России.
Федеральным законом "О первоочередных мерах в области
бюджетной и налоговой политики" было установлено, что
Правительство Российской Федерации по согласованию с Банком России
в трехмесячный срок определит порядок отсрочки платежа на срок
более 90 дней при осуществлении экспортно - импортных операций.
Такой порядок не был установлен. Вносимый законопроект
концептуально исходит из того, что указанный порядок должен быть
установлен нормами прямого действия, содержащимися в законе, с
минимумом норм, отсылающих к подзаконным актам (особенностью
Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном
контроле" является как раз то, что основная часть его норм о
валютном регулировании отсылает к нормативным правовым актам Банка
России). Поэтому абзац второй пункта 2 статьи 6 Закона Российской
Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и пункт 3
статьи 20 Федерального закона "О первоочередных мерах в области
бюджетной и налоговой политики" предлагается исключить.
Концептуально законопроект также исходит из того, что коль
скоро в отношении расчетов по основной массе товаров не требуется
специального разрешения Банка России, т.к. такие расчеты относятся
к текущим валютным операциям, то не должно требоваться оно и в
отношении расчетов за сложное оборудование с длительным сроком
изготовления. Сохранение разрешительного порядка с необходимостью
представления множества документов и непроизводительной затратой
времени объективно будет тормозить заключение внешнеторговых
сделок на сложное высокотехнологичное оборудование, и по
терминологии Всемирной торговой организации расценивается как
административный барьер во внешней торговле.
Экспорт и импорт с расчетами без отсрочки платежа или с
отсрочкой платежа не более 90 дней являются характерными,
например, для таких видов товаров, как товары народного
потребления, многие готовые изделия и сырьевые товары. Однако в
отличие от договоров международной купли - продажи указанных
товаров в договорах международной купли - продажи сложной
машинотехнической продукции с длительным циклом изготовления,
достигающего 2 - 3 лет, предусматривается рассрочка платежей по
согласованному сторонами графику. Точно так же рассрочка платежей
по согласованному графику предусматривается в договорах
международного строительного подряда, в соответствии с которыми
выполняются строительно - монтажные работы с последующим пуском
объектов в эксплуатацию. При этом окончательные расчеты (обычно
10% от контрактной стоимости) производятся только после достижения
объектом проектной производительности, не ранее чем через 12
месяцев после пуска объекта в эксплуатацию.
Заключение подобных договоров должно быть приоритетным для
России при внешнеторговом курсе, направленном на развитие
российского машинотехнического экспорта вместо форсирования
экспорта энергоносителей и других сырьевых товаров. Как показывает
опыт международной торговли, эффективность экспорта товаров с
высокой степенью обработки и услуг (работ), требующих высокой
квалификации, в отличие от эффективности экспорта сырьевых товаров
в значительно меньшей степени зависит от конъюнктурных колебаний
цен на мировом рынке. С другой стороны, подгонять под
единообразные правила валютного регулирования расчеты по
внешнеторговым сделкам без учета сложившейся международной
контрактной практики, которая дифференцирует производство расчетов
в зависимости от товарных групп и характера оказываемых услуг
(выполняемых работ), значит сознательно идти на сокращение
российского машинотехнического экспорта и экспорта услуг (работ)
по договорам строительного подряда.
В связи с изложенным предлагается включить в понятие "текущие
валютные операции" (в подпункт "а" пункта 9 статьи 1 Закона
Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном
контроле") переводы для осуществления расчетов, связанных с
выполнением договоров международной купли - продажи
машинотехнической продукции с длительным циклом изготовления и
договоров международного строительного подряда со сроками
рассрочки или отсрочки платежа, предусмотренными указанными
договорами. Соответственно, в понятии "валютные операции,
связанные с движением капитала", которое охватывает отсрочку
платежа при экспорте и импорте на срок более 90 дней (подпункт "г"
пункта 10 статьи 1 указанного Закона) предлагается сделать
исключение для договоров международной купли - продажи
машинотехнической продукции с длительным циклом изготовления и
договоров международного строительного подряда.
Следующая проблема также связана с тем, чтобы действующий
Закон полнее учитывал реальные особенности осуществления расчетов
при экспортно - импортных операциях, а именно, во-первых,
территориальную протяженность России с запада на восток, а
во-вторых, необходимость внесения задатка при проведении
международных торгов, предшествующих заключению внешнеторгового
контракта, и возможный последующий возврат задатка после
официального уведомления о результатах торгов.
Так, при экспорте сменного оборудования и запасных частей для
объектов, построенных за рубежом, время со дня декларирования
товара в таможенном пункте по месту нахождения завода -
изготовителя до дня поступления груза в порт отгрузки составляет в
среднем два - три месяца. Срок оплаты товара в соответствии с
международной контрактной практикой должен отсчитываться не с даты
оформления таможенных документов на заводе изготовителя, а с даты
фактического пересечения товара таможенной границы государства.
Что касается международных торгов, то в зависимости от объема
заказа, сроков его исполнения и других факторов международные
торги длятся от одного до шести месяцев, а в некоторых случаях
продлеваются на более длительные сроки. Поэтому предлагается
включить перевод задатка и его возврат в число текущих валютных
операций (как новый подпункт "д" пункта 9 статьи 1 Закона), а
отсчет срока по возврату задатка вести со дня получения
официального извещения о закрытии международных торгов (как новый
пункт 12 статьи 1 Закона).
В ходе сооружения объектов на основании договоров
международного строительного подряда российские
внешнеэкономические организации вынуждены открывать счета в
иностранных банках в местной валюте для выполнения таких
договорных обязательств, как оплата работ субподрядчиков, оплата
закупаемых местных материалов, оплата труда командированных
российских специалистов. Такие расчеты осуществляются в замкнутых
(несвободно конвертируемых) валютах, например, нигерийских найрах,
алжирских динарах, египетских фунтах, иракских динарах.
Приравнивать режим банковских счетов в местной замкнутой валюте к
счетам в свободно конвертируемой валюте представляется
необоснованным, т.к. только при расчетах в свободно конвертируемой
валюте является реальным поступление всей валютной выручки на
счета резидентов в российских уполномоченных банках с ее
последующей частичной продажей за рубли на внутреннем валютном
рынке России.
По свидетельству российских внешнеэкономических организаций,
заявки на открытие указанных счетов в местной валюте
рассматриваются Банком России по 6 - 9 и более месяцев.
Запрашивается большое количество однотипных документов по каждому
контракту (устав, баланс и пр.). В течение этого времени
российская организация не может открыть счет в местной валюте по
месту нахождения строящегося объекта, не может командировать
специалистов, арендовать жилье, нанять субподрядчиков и т.д., что
ведет к срыву договорных обязательств перед иностранным
заказчиком, уплате ему штрафных санкций, к потере заказов и
коммерческого престижа не по вине российских подрядных
организаций. Положение усугубляется тем, что органы валютного
контроля налагают на российские организации штрафные санкции в
свободно конвертируемой валюте за использование банковских счетов
в местной валюте, открытых без разрешения Банка России.
Попадая в такой порочный круг административных барьеров, у
российских внешнеэкономических организаций не остается иного
выбора, как расторгать договоры международного строительного
подряда и покидать рынки традиционных иностранных партнеров.
В связи с изложенным в законопроекте предлагается
уведомительный, а не разрешительный порядок открытия банковских
счетов в местной замкнутой валюте для обеспечения выполнения
обязательств по договору международного строительного подряда, но
при контроле со стороны российского уполномоченного банка на
основании такого договора и сметы расходов в местной замкнутой
валюте (как дополнение в пункт 2 статьи 5 Закона).
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании
и валютном контроле" и Федеральный закон "О первоочередных мерах в
области бюджетной и налоговой политики" не потребуется
дополнительного бюджетного и иного финансирования. Напротив,
доходная часть федерального бюджета увеличится благодаря
поступлениям от расширения экспортно - импортных операций по
договорам международной купли - продажи дорогостоящего
оборудования и договорам международного строительного подряда на
сооружение объектов в России и за рубежом.
Депутат
Государственной Думы
С.Ю.ГЛАЗЬЕВ
|