СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ЦЕНТРАЛЬНЫМ БАНКОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУССИЯ, НАЦИОНАЛЬНЫМ
БАНКОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУССИЯ О МЕРАХ ПО
СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ПО ВВЕДЕНИЮ ЕДИНОЙ
ДЕНЕЖНОЙ ЕДИНИЦЫ
(Минск, 30 ноября 2000 года)
Правительство Российской Федерации и Центральный банк
Российской Федерации, с одной стороны, и Правительство Республики
Белоруссия и Национальный банк Республики Белоруссия, с другой
стороны, именуемые в дальнейшем Сторонами, в целях реализации
Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о
введении единой денежной единицы и формировании единого
эмиссионного центра Союзного государства согласились с
нижеследующим:
Статья 1
Настоящее Соглашение определяет основные подходы по созданию
необходимых условий для использования с 1 января 2005 года рубля
Российской Федерации в качестве единственного законного платежного
средства на территории Союзного государства.
Статья 2
В целях проведения поэтапных преобразований в экономической,
финансовой и денежно-кредитной сферах Российской Федерации и
Республики Белоруссия, достаточных для создания условий по
введению единой денежной единицы, Стороны принимают Основные
элементы Плана совместных действий по введению единой денежной
единицы Союзного государства на период 2001 - 2005 гг.,
подлежащего разработке в соответствии со статьей 10 Соглашения
между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о введении
единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра
Союзного государства, являющиеся неотъемлемой частью настоящего
Соглашения (прилагаются).
Статья 3
В качестве первоочередных мер Стороны согласились осуществить
следующие мероприятия:
в 2000 году:
а) устранить множественность обменного курса белорусского
рубля;
б) снять все ограничения на проведение расчетов в национальных
валютах между резидентами Российской Федерации и Республики
Белоруссия по текущим операциям;
в первом квартале 2001 года:
а) унифицировать принципы и механизмы установления обменных
курсов российского рубля и белорусского рубля к иностранным
валютам;
б) Национальному банку Республики Белоруссия перейти к
политике привязки белорусского рубля к российскому рублю.
Статья 4
Правительство Российской Федерации предоставит Правительству
Республики Белоруссия кредит в сумме до 100 млн. долларов США, в
том числе в 2000 году - 30 млн. долларов США и в 2001 году -
до 70 млн. долларов США для обеспечения сбалансированности
расчетов во взаимной торговле Российской Федерации и Республики
Белоруссия.
Национальный банк Республики Белоруссия сформирует
стабилизационный валютный фонд, частью которого станет кредит
Центрального банка Российской Федерации в сумме 4,5 млрд.
российских рублей.
Предоставление указанных кредитов будет осуществляться в
установленном законодательством Российской Федерации и Республики
Белоруссия порядке и оформляться отдельными соглашениями.
Предоставление Правительством Российской Федерации
Правительству Республики Белоруссия кредита в 2001 году, а также
использование предоставленного Центральным банком Российской
Федерации кредита Национальным банком Республики Белоруссия будет
осуществляться при выполнении конкретных мер в области
денежно-кредитной, налогово-бюджетной и структурной политики,
дополняющие указанные в статье 3 первоочередные меры.
Статья 5
По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут
вноситься изменения и дополнения, оформляемые отдельными
протоколами, которые составят неотъемлемую часть настоящего
Соглашения.
Статья 6
Настоящее Соглашение вступает в силу после выполнения
внутригосударственных процедур.
Совершено в г. Минске 30 ноября 2000 года в двух экземплярах,
каждый на русском и белорусском языках, причем оба текста имеют
одинаковую силу.
(Подписи)
Приложение
к Соглашению между Правительством
Российской Федерации, Центральным банком
Российской Федерации и Правительством
Республики Белоруссия, Национальным
банком Республики Белоруссия о мерах
по созданию условий по введению
единой денежной единицы
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПЛАНА СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНОЙ ЕДИНИЦЫ
СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА ПЕРИОД 2001 - 2005 ГГ.
Основные элементы настоящего Плана представляют собой перечень
основных задач Правительства и Центрального банка Российской
Федерации и Правительства и Национального банка Республики
Белоруссия на период 2001 - 2005 гг., намеченных к осуществлению
после выполнения Сторонами неотложных мер, указанных в статье 3
проекта Соглашения о мерах по созданию условий по введению единой
денежной единицы.
В 3-х месячный срок после вступления в силу Соглашения между
Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о введении единой
денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра
Союзного государства правительствами и центральными банками двух
стран будут приняты согласованные решения по мероприятиям и срокам
реализации следующих задач, направленных на обеспечение введения
единой денежной единицы и формирование единого эмиссионного центра
Союзного государства:
1. В денежно-кредитной сфере
Достижение уровней важнейших макроэкономических и финансовых
показателей, включая показатели платежных балансов, необходимых
для введения рубля Российской Федерации в качестве единственного
законного платежного средства на территории Союзного государства,
и обеспечение с этой целью:
- снижения годового уровня инфляции и величины дефицита
государственного бюджета каждой Стороны до согласованных уровней;
- недопущения формирования обязательных резервов кредитных
организаций Российской Федерации и Республики Белоруссия в
иностранной валюте и в государственных ценных бумагах;
- прекращения использования кредитов Центрального банка
Российской Федерации и Национального банка Республики Белоруссия
на финансирование дефицита государственного бюджета и других
государственных фондов, включаемых в определение расширенного
бюджета правительства, в том числе покупку государственных ценных
бумаг при их первичном размещении;
- прекращения целевого кредитования со стороны Национального
банка Республики Белоруссия предприятий и организаций любых
отраслей экономики и обеспечения предоставления кредитов
коммерческим банкам только на рыночных условиях.
2. В области политики обменного курса белорусского рубля
- осуществление Национальным банком Республики Белоруссия
мероприятий по поддержанию стабильным обменного курса белорусского
рубля к российскому рублю;
- создание в ближайшие годы условий для взаимной
конвертируемости российского рубля и белорусского рубля по текущим
операциям платежного баланса, а в последующем и по его капитальным
статьям.
3. В области валютного регулирования
Установление единых:
- определений валютных ценностей, валютных операций, включая
их классификацию, а также понятий резидента и нерезидента;
- порядка открытия резидентами счетов в иностранных валютах в
кредитных организациях Российской Федерации и Республики
Белоруссия, счетов в кредитных организациях иных государств, а
также порядка открытия нерезидентами счетов в иностранной и
национальной валютах в кредитных организациях Российской Федерации
и Республики Белоруссия и совершения операций по этим счетам;
- порядка осуществления валютных операций на территории
Российской Федерации и на территории Республики Белоруссия;
- принципов осуществления валютного контроля.
4. В области регулирования деятельности кредитных организаций
Установление единых:
- порядка регулирования и надзора за деятельностью кредитных
организаций и банковских групп;
- требований при регистрации и лицензировании деятельности
кредитных организаций и банковских групп, а также к аудиту
банковской деятельности;
- принципов и условий функционирования платежных систем и
правил совершения расчетов в целях создания единой платежной
системы;
- стандартов совершения банковских операций, бухгалтерского
учета и отчетности для кредитных организаций.
5. В области налогово-бюджетной политики
- унификация методологии статистики государственных финансов;
- унификация налогового законодательства и выравнивание
уровней налоговых изъятий;
- повышение эффективности государственных расходов за счет
сокращения субсидирования предприятий и организаций, и повышения
степени адресности социальных субсидий;
- консолидирование ресурсов внебюджетных и целевых бюджетных
фондов в государственном бюджете, отказ от их целевого статуса,
переход к реализации принципа совокупного покрытия расходов
доходами:
- усиление роли и значения казначейств, в том числе путем
введения лицевых счетов бюджетополучателей и учета средств в
доходной и расходной статьях государственных бюджетов средств от
предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- ограничение и контроль за потреблением государственными
предприятиями Республики Белоруссия энергоресурсов в целях
упорядочения торгового баланса;
- минимизация масштабов предоставления государственных
гарантий при реализации коммерческих проектов;
- совершенствование процедуры государственных закупок, в том
числе за счет расширения практики их осуществления на конкурсной
основе;
- введение Республикой Белоруссия экспортных пошлин на товары,
по которым введены экспортные пошлины в Российской Федерации, в
первую очередь на нефтепродукты.
6. В области структурных преобразований
- унификация законодательства о естественных монополиях, о
государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую
энергию, о газоснабжении, о конкуренции и ограничении
монополистических действий на товарных рынках;
- унификация механизмов ценообразования, включающая отмену
государственного регулирования цен на продукцию отраслей, не
являющихся естественными монополиями и регулирования тарифов на
транспортировку нефти;
- выделение из системы естественных монополий неиспользуемых
мощностей (ремонтных, строительных, машиностроительных и других
предприятий), их приватизация;
- создание новых организационных форм управления
финансово-промышленными группами, холдинговыми акционерными
компаниями, межотраслевыми и межрегиональными ассоциациями,
банковскими союзами и межгосударственными компаниями и
соответствующие изменения в этих целях действующего
законодательства;
- подготовка и реализация предложений о приватизации
производств и предприятий, находящихся под угрозой банкротства;
- завершение приватизации объектов и предприятий оптовой и
розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания,
включая ведомственные объекты открытой сети розничной торговли,
общественного питания и бытового обслуживания;
- организация продаж акций на валютно-фондовой бирже за рубли
и свободно конвертируемую валюту при осуществлении приватизации,
дополненную соответствующим совершенствованием нормативно-правовой
базы;
Перечисленные выше меры в указанных сферах не являются
исчерпывающими элементами настоящего Плана совместных действий.
Правительства двух стран обеспечат также сближение политики в
сферах таможенно-тарифного регулирования, функционирования
фондовых рынков и рынка страховых услуг, а также в других сферах,
необходимых для введения единой денежной единицы Союзного
государства.
После выполнения мероприятий, предусмотренных Программой
действий Российской Федерации и Республики Белоруссия по
реализации положений Договора о создании Союзного государства и
Соглашения о мерах по созданию условий по введению единой денежной
единицы Межбанковскому валютному совету с участием представителей
правительств двух стран предстоит провести оценку состояния
экономической интеграции государств - участников и подготовить для
внесения в Совет Министров Союзного государства предложения о
целесообразности введения рубля Российской Федерации в качестве
единственного законного платежного средства Союзного государства.
|