МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 ноября 2000 г. N 505
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ СОСТОЯНИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В КПР ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ
АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ
В соответствии с распоряжением МПР России от 04.10.2000 N 125-р
комиссия государственного геологического контроля МПР России
(далее - комиссия) провела проверку состояния лицензирования
недропользования в Комитете природных ресурсов по Ханты-
Мансийскому автономному округу (далее - Комитет).
В ходе проверки комиссия рассмотрела вопросы информационной,
аналитической, организационной, экономической, юридической
подготовки лицензионных материалов, порядка их оформления и
хранения. Выборочно, более детально были изучены лицензионные
материалы и выполнение лицензионных соглашений отдельными
недропользователями.
По результатам проверки выявлены многочисленные факты грубого
нарушения законодательства о недрах Российской Федерации,
практически по всем направлениям, связанным с подготовкой,
оформлением, выдачей, переоформлением, изъятием лицензий на право
пользования недрами, платежами за пользование недрами, контролем
за выполнением лицензионных соглашений.
Ряд нарушений следует из существующих противоречий законов и
иных нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного
округа законодательству о недрах Российской Федерации. В первую
очередь это относится к противозаконному завышению роли
администрации округа в решении вопросов по недропользованию,
находящихся в компетенции федеральных органов власти. В частности,
Межведомственная комиссия по лицензированию недр и водных объектов
при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа (далее -
Межведомственная комиссия) в соответствии с местным
законодательством принимает заявки на право пользования недрами,
решает вопросы о выдаче лицензий на геологическое изучение недр,
предоставления, переоформления лицензий, внесения изменений в
действующие лицензионные соглашения в части переноса сроков,
объемов работ, изменения ставок платежей за пользование недрами,
подменяет органы государственного геологического контроля и т.д.
Все решения Межведомственной комиссии носят рекомендательный
характер для федеральных органов исполнительной власти, а
обязательный - для пользователей недр. Протоколы Межведомственной
комиссии являются основанием для внесения изменений и дополнений в
лицензионные соглашения при переоформлении лицензий.
С нарушениями проводятся аукционы по определению победителей на
право получения лицензий на недропользование. При этом фактически
организация и подготовка аукционов осуществляется не Комитетом, а
ОГУП "Тендерресурсы" и ГУП "Научно-аналитический центр
рационального недропользования", которые зачастую даже не
информируют Комитет о расходовании средств, полученных от
проведения аукционов. Вместе с тем отмечаются случаи
неудовлетворительной подготовки и проведения аукционов. Например,
в 7 раунде в 1999 году не были востребованы три выставленных
участка недр, а из 18 участков - по 5 было по одному претенденту,
которые признаны победителями.
Наибольшее количество нарушений отмечается при переоформлении
лицензий. Характерным является внесение изменений и дополнений в
переоформленные лицензии (отмечаются случаи троекратного внесения
изменений при троекратном переоформлении). При этом изменяются не
только нумерация статей, но и сроки, объемы добычи, целевое
назначение лицензий и виды работ. Например, при переоформлении
лицензий на право пользования недрами Западно-Варьеганского
месторождения с целью добычи нефти и газа в связи с изменением
организационно-правовой формы с СП "Белые ночи" на ООО "Белые
ночи" было изменено целевое назначение лицензии на геологическое
изучение, поиск и добычу нефти, газового конденсата. Широко
распространенным нарушением является изменение границ
лицензионного участка. Например, при переоформлении лицензии ООО
"Лукойл-Анк" на право пользования недрами Когалымского
месторождения были изменены границы лицензионного участка путем
включения Южно-Когалымского блока, полученного недропользователем
по результатам аукциона. Фактически произошло слияние двух
лицензий. Изменены границы Вать-Еганского участка недр с
разделением единого лицензионного участка на два разных объекта.
Увеличена площадь Малочерногорского нефтяного месторождения (с
36,80 до 58,32 кв. км). Причем по этому месторождению
распоряжением МПР России от 04.09.2000 N 124-р Комитету
предписывалось в месячный срок привести границы участка к
первоначальному виду, однако распоряжение Министерства
руководством Комитета было проигнорировано, так же как и письма
МПР России от 19.06.2000 N ВШ-38/2764, от 06.07.2000 N 15-18/154 и
другие о направлении письменного уведомления ЗАО "Корпорация
Югранефть" по вопросу невыполнения лицензионных соглашений при
разработке Малочерногорского месторождения.
Целый ряд переоформлений лицензий осуществлялся руководством
Комитета в нарушение действующего порядка до согласования с МПР
России или вопреки указанию Министерства о запрете внесения
изменений в текст лицензионных соглашений при переоформлении
(Когалымское месторождение, Малочерногорское месторождение,
Западно-Тугровское и др.). На переоформление отдельных лицензий (в
т.ч. с изменением при переоформлении индекса ГО на НП) Комитет
разрешения МПР России вообще не запрашивал (месторождение
Лебяжье). В лицензионных делах ОАО "Назымгеодобыча", ОАО
"Варьеганефтегаз", ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "Юганскнефтегаз", ЗАО
"Назымская НГРЭ" и ряда других предприятий-недропользователей
отсутствуют документы МПР России, подтверждающие право
председателя Комитета на принятие решений и визирование изменений
и дополнений к лицензионным соглашениям при переоформлении, что
является нарушением распоряжения МПР России от 31.12.98 N 123-р.
В результате выборочной проверки выполнения недропользователями
лицензионных соглашений был выявлен ряд пользователей недр,
систематически не выполняющих условия недропользования. При этом
эти недропользователи известны Комитету, однако мер в отношении
нарушителей законодательства о недрах не принималось. Так, в
результате совместной проверки 04.03.98 комиссией администрации и
Комитета выполнения условий недропользования на Польяновской
площади Краснолененского месторождения АНК "Югранефть" выявлены
существенные нарушения в реализации лицензионных соглашений,
однако адекватных мер по их устранению со стороны Комитета принято
не было. Аналогичная ситуация отмечалась по Гольяновскому,
Ольховскому, Центральному, Большому, Апрелевскому месторождениям
(ОАО "Назымгеодобыча"), а также Каменному Потанай-Картопьинскому
участкам недр (ОАО "Хантымансийскнефтегазгеология"), ряду
месторождений ОАО "Инга", ОАО "Назымская НГРЭ", ОАО "Няганьнефть"
и др. Анализ деятельности Комитета в части организации
государственного контроля за соблюдением условий лицензионных
соглашений свидетельствует о его фактическом самоустранении от
полномочий по государственному контролю и передаче их комиссии
администрации Ханты-Мансийского автономного округа, которая в свою
очередь не обладает правом принятия мер к нарушителям
законодательства Российской Федерации о недрах.
С нарушением законодательства о недрах и установленного порядка
оформляются и подготавливаются лицензионные документы. Наиболее
распространенные нарушения заключаются в параллельно-двойной с
различными номерами регистрации лицензий в геологическом фонде
Комитета и Росгеолфонде, несоответствии сведений, изложенных на
бланках лицензий и в лицензионных соглашениях (целевое назначение
и вид лицензии, статус участка недр, сроки действия лицензий и
т.д.), отсутствии в лицензиях размеров и условий внесения разовых
платежей, отсутствии оснований выдачи лицензий, отсутствии
земельного отвода и т.д.
Также имеет место ряд нарушений, связанных с платежами за
пользование недрами, в т.ч. выплатой разовых платежей и целевого
использования средств на воспроизводство МСБ, аннулирования
лицензий, и других нарушений, связанных с лицензированием
недропользования в Ханты-Мансийском автономном округе.
На основании вышеуказанного приказываю:
1. Департаменту лицензирования (Рябикин В.В.) провести анализ
состояния лицензирования в Ханты-Мансийском автономном округе и
дать предложения руководству МПР России по механизму и срокам
устранения выявленных недостатков, обратив особое внимание на
нарушения переоформления лицензий. Срок - 01.02.2001.
2. Департаменту государственного контроля (Есипов А.В.):
2.1. Провести совместно с Департаментом лицензирования
комплексную проверку состояния недропользования в Ханты-Мансийском
автономном округе, с участием заинтересованных сторон, обратив
особое внимание на осуществление государственного контроля со
стороны Комитета за недропользователями, систематически не
выполняющими лицензионные соглашения.
Срок - II полугодие 2001 года.
2.2. Организовать эффективную работу органов государственного
контроля в области природопользования и охраны окружающей среды в
Комитете природных ресурсов по Ханты-Мансийскому автономному
округу, обратив особое внимание на структуру, численность и
кадровый состав подразделения государственного контроля. Срок -
01.02.2001.
3. Департаменту нормативно-правовой работы (Шуваев Ю.П.):
провести анализ законов и иных нормативных правовых актов Ханты-
Мансийского автономного округа в части соответствия их
законодательству о недрах Российской Федерации;
подготовить предложения полномочному представителю Президента
Российской Федерации в Уральском федеральном округе о внесении
изменений и дополнений в законы и иные нормативные правовые акты
Ханты-Мансийского автономного округа.
Срок - 01.02.2001.
4. Комитету природных ресурсов по Ханты-Мансийскому автономному
округу устранить отмеченные в акте проверки комиссии
государственного контроля МПР России нарушения в организации
лицензирования недропользования. Срок - 01.06.2001.
5. Отметить неудовлетворительное состояние управления
государственным фондом недр со стороны Комитета природных ресурсов
по Ханты-Мансийскому автономному округу.
6. Руководителю Департамента природных ресурсов по Уральскому
региону Сергеевой Н.А. за грубые нарушения в организации системы
лицензирования недропользования при руководстве Комитетом
природных ресурсов по Ханты-Мансийскому автономному округу
объявить выговор.
7. Контроль за выполнением Приказа оставляю за собой.
Первый заместитель Министра
В.А.ПАК
|