ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2000 г. N 843-III ГД
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОГО
ВЕЩАНИЯ И РАДИОВЕЩАНИЯ
Государственная политика в области телевизионного вещания и
радиовещания должна быть направлена на укрепление
общенационального единства, воспитание высокой нравственности,
чувства патриотизма граждан и их государственного самосознания,
распространение культурных ценностей.
Государство должно защищать общественное самосознание от
негативного воздействия телевизионного вещания и радиовещания,
осуществлять контроль за деятельностью телевизионных и
радиовещательных компаний независимо от форм собственности,
обеспечивать освещение различных точек зрения на общественно
значимые события, происходящие в России. Можно с уверенностью
сказать, что телевизионное вещание и радиовещание являются
наиболее мощным средством завоевания умов людей.
9 июня 1999 года Государственная Дума Федерального Собрания
Российской Федерации приняла Постановление N 4065-II "О
государственной политике в области телевизионного вещания и
радиовещания в интересах детей и молодежи", в котором просила
Президента Российской Федерации поручить Правительству Российской
Федерации в кратчайшие сроки рассмотреть вопрос о принятии
федеральными органами исполнительной власти экстренных мер по
формированию условий развития телевизионного вещания и
радиовещания с учетом интересов детей и молодежи, защите их от
информации, оказывающей негативное воздействие на нравственное,
физическое, психическое здоровье детей и молодежи.
Государственная Дума констатирует, что негативное воздействие
на нравственное здоровье граждан телевизионного вещания и
радиовещания продолжается. Государственная политика в области
телевизионного вещания и радиовещания не оказывает должного
влияния ни на практику телевизионного вещания и радиовещания, ни
на формирование правовой основы регулирования отношений в данной
области. Мобилизации общества на преодоление экономического
кризиса, максимальной реализации потенциала каждого человека можно
добиться только при активном участии телевизионных и
радиовещательных компаний, но не при их противостоянии.
В государстве, имеющем богатейшие традиции и культуру,
ежедневно на теле- и радиоканалах гражданам предоставляется
информация, наносящая вред духовному и эстетическому развитию
детей и молодежи. Значительно сократилось количество учебных,
научно - популярных и познавательных телевизионных программ и
радиопрограмм. Крайне недостаточен объем информации в теле- и
радиопрограммах о деятельности органов государственной власти,
положении дел в промышленности, субъектах Российской Федерации.
Нет теле- и радиопрограмм, освещающих жизнь сельских жителей,
проблемы агропромышленного комплекса. Сельские жители фактически
лишились своих теле- и радиопередач, потому что о людях труда
редко вспоминают и труд перестал быть почетным. Вооруженные Силы
Российской Федерации, другие войска и воинские формирования ведут
героическую борьбу с силами международного терроризма, однако
созданные на телевизионных экранах образы не прибавляют авторитета
защитникам Отечества. В теле- и радиопрограммах крупных
телевизионных компаний недостаточно отражены интересы России.
Вместо популяризации идей общенационального единства, общественно
значимых ценностей и идеалов телевизионное вещание и радиовещание
осуществляют пропаганду деятельности политических и финансовых
групп, а также интересов некоторых, принадлежащих к политической
элите, лиц. Такая информационная политика телевизионных и
радиовещательных компаний препятствует укреплению
общенационального единства, дискредитирует деятельность органов
государственной власти, способствует, с одной стороны,
криминализации общества, росту наркомании и алкоголизма, с другой
стороны, стимулирует возникновение у граждан чувства страха,
собственной беззащитности и ненаказуемости зла.
В большинстве государств давно введены ограничения, касающиеся
неэтичных телевизионных программ и радиопрограмм, по общественно
значимым вопросам в обязательном порядке представляется
альтернативное мнение, образованы органы, осуществляющие
соответствующий контроль. Для защиты нравственности при
осуществлении телевизионного вещания и радиовещания необходимо
шире использовать международный опыт, привлекать людей,
пользующихся заслуженным авторитетом, известных государственных и
общественных деятелей, деятелей науки и культуры.
Правовая база для введения соответствующих ограничений есть
(например, положения, установленные Европейской конвенцией о
трансграничном телевидении, Конвенцией о защите прав человека,
основных свобод, Международным пактом о гражданских и политических
правах, частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации,
Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации").
Но их реализация осуществляется не в полной мере. Наблюдательные
советы, которые работают на общественных началах и не имеют
соответствующих полномочий, не могут изменить положение дел в
области телевизионного вещания.
В сентябре 2000 года в "Российской газете" опубликована
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Это
содержательный и своевременный документ, он может послужить
основой разработки государственной политики в области
телевизионного вещания и радиовещания и существенного изменения
ситуации в данной области в интересах общества.
Государственная Дума считает, что проводимая государственная
политика в области телевизионного вещания и радиовещания должна
обеспечивать приоритет интересов Российской Федерации,
объективность и полноту информации обо всех сторонах жизни
общества как в целом Российской Федерации, так и каждого субъекта
Российской Федерации, условия для соблюдения правил предвыборной
агитации электронными средствами массовой информации, формирования
у детей и молодежи нравственных идеалов, воспитания у них
патриотизма, гражданской ответственности за судьбу государства.
В связи с вышеизложенным Государственная Дума Федерального
Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Обратить внимание Президента Российской Федерации на
необходимость разработки государственной политики в области
телевизионного вещания и радиовещания и порядка ее реализации,
обеспечения координации деятельности государственных органов при
проведении этой государственной политики.
2. Направить настоящее Постановление Президенту Российской
Федерации и в Правительство Российской Федерации.
3. Направить настоящее Постановление для официального
опубликования в "Парламентской газете".
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
|