ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 23 ноября 2000 г. N ГКПИ 00-1199
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего Колычевой Г.А.,
при секретаре Иванове П.Г.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по
жалобе Пудожской районной администрации местного самоуправления о
признании незаконным пункта 3 Постановления Правительства
Российской Федерации N 409 от 20 июня 1992 г. "О неотложных мерах
по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей",
установил:
Пунктом 3 указанного Постановления Правительства Российской
Федерации на детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей и переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан,
распространены нормы материального обеспечения и льготы,
установленные в пункте 2 для воспитанников детских домов и школ -
интернатов. Согласно тому же пункту Постановления Правительства
Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации
по согласованию с Министерством здравоохранения Российской
Федерации, Министерством социальной защиты населения Российской
Федерации, Министерством финансов Российской Федерации должно
разработать положение о порядке выплаты средств на питание,
приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей,
находящихся под опекой (попечительством).
В своей жалобе Пудожская районная администрация местного
самоуправления Республики Карелия просит признать пункт 3
Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992
г. N 409 противоречащим статьям 12, 72, пункту "в" статьи 114,
статье 132 Конституции Российской Федерации, статье 16
Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской
Федерации" и статье 5 Федерального закона "О дополнительных
гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей" и обязать Правительство Российской
Федерации обеспечить финансирование выплаты опекунских пособий в
соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьями 85 -
87 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание представитель Пудожской районной
администрации не явился. В поступивших в Верховный Суд Российской
Федерации сообщении и телеграмме (л.д. 2, 23) заявитель просит
рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Представитель Правительства Российской Федерации Щербин Р.И. с
доводами Пудожской районной администрации не согласился, считал,
что пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 20
июня 1992 г. N 409 соответствует действующему законодательству,
просил оставить жалобу без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя Правительства Российской
Федерации Щербина Р.И., исследовав материалы дела, заслушав
заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении жалобы Пудожской
районной администрации местного самоуправления отказать, суд
находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В чем заключается противоречие оспариваемого пункта
Постановления Правительства Российской Федерации N 409 от 20 июня
1992 года статьям 12, 72 и 132 Конституции Российской Федерации,
Пудожская районная администрация местного самоуправления в жалобе
не указывает. Суд же противоречий не усматривает и полагает, что
положения оспариваемого пункта права органов местного
самоуправления не нарушают.
Согласно пункту "в" статьи 114 Конституции Российской
Федерации и статье 16 Федерального конституционного закона от 17
декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" на
Правительство Российской Федерации возложены задачи по обеспечению
проведения в Российской Федерации единой государственной
социальной политики, реализации конституционных прав граждан в
области социального обеспечения.
Учитывая полномочия Правительства Российской Федерации в
социальной сфере, суд не может согласиться с утверждением
заявителя о том, что пункт 3 Постановления Правительства
Российской Федерации противоречит пункту "в" статьи 114
Конституции Российской Федерации и статье 16 Федерального
конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации".
Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий и в
целях осуществления возложенных на него задач было вправе поручить
Министерству образования Российской Федерации по согласованию с
другими заинтересованными федеральными министерствами разработать
положение, определяющее порядок выплат средств на питание,
приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей,
находящихся под опекой (попечительством).
Не нашло подтверждения при рассмотрении дела и утверждение
заявителя о том, что пункт 3 Постановления Правительства
Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 в части,
предусматривающей, что положение о порядке выплаты средств на
содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), должно
быть разработано Министерством образования Российской Федерации по
согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации,
Министерством социальной защиты населения Российской Федерации,
Министерством финансов Российской Федерации, противоречит части 2
статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О
дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального
закона от 8 февраля 1998 г. N 17-ФЗ определяет общие принципы,
содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, регулирует отношения,
возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами
государственной власти дополнительных гарантий по социальной
защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без родителей.
В соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона
расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий
по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, производятся за счет средств федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет
государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных
законом источников.
Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий
опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно
физическое лицо, осуществления денежных выплат на детей - сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и
поступлении в образовательные учреждения в соответствии с нормами
обеспечения воспитанников детских домов утверждается
Правительством Российской Федерации и органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, часть первая статьи 5 Федерального закона
определяет источники финансирования мер по обеспечению
дополнительных гарантий для детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, а часть вторая - органы государственной
власти, которыми утверждается порядок возмещения расходов на
выплату ежемесячных пособий опекунам. Анализ вышеуказанных норм
Постановления Правительства Российской Федерации и Федерального
закона показывает, что содержащиеся в них правовые предписания
имеют разный правовой характер и касаются разных вопросов.
Так, пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации
в оспариваемой части содержит индивидуально - правовое предписание
федеральному органу исполнительной власти - Министерству
образования Российской Федерации с участием иных заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти разработать положение о
порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви,
мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой
(попечительством).
Нормативное же положение части 2 статьи 5 Федерального закона
определяет, какими органами исполнительной власти (Правительством
Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации) утверждается порядок возмещения расходов,
понесенных в результате осуществления выплат ежемесячных пособий
опекунам на содержание детей, находящихся под опекой.
В связи с этим не имеется оснований считать, что пункт 3
Постановления Правительства Российской Федерации не соответствует
части 2 статьи 5 Федерального закона.
Доводы заявителя о том, что Министерство образования
Российской Федерации разработало Положение о порядке выплаты
средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря
для детей, находящихся под опекой (попечительством), и утвердило
его Приказом от 19 августа 1999 г. N 199, который вступил в
противоречие со статьями 12, 72, 132, 133 Конституции Российской
Федерации, статьями 6, 7 Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации", не
могут служить основанием для удовлетворения рассматриваемой судом
жалобы.
Предметом оспаривания по данному делу является пункт 3
Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992
г. N 409, а не нормативный акт федерального министерства.
Вместе с тем, как это следует из решения Верховного Суда
Российской Федерации от 7 апреля 2000 г. по делу ГКПИ 00-248 и
решения от 16 августа 2000 г. по делу ГКПИ 00-640, Положение о
порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды,
обуви, мягкого инвентаря на детей, находящихся под опекой
(попечительством), утвержденное Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 19 августа 1999 г. N 199, устанавливает
лишь порядок выплат опекунам денежных средств на детей в
установленных Правительством Российской Федерации пределах (но не
определяет источники финансирования) и действующего
законодательства, в том числе и норм Конституции Российской
Федерации, не нарушает.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239.7 Гражданского
процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Пудожской районной администрации местного
самоуправления о признании незаконным пункта 3 Постановления
Правительства Российской Федерации N 409 от 20 июня 1992 г. "О
неотложных мерах по социальной защите детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со
дня его вынесения в окончательной форме.
|