ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 22 ноября 2000 г. N ВКПИ 00-56
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в лице
судьи Верховного Суда РФ генерал - лейтенанта юстиции
Яськина В.А.,
при секретаре старшем лейтенанте юстиции
Безнасюке А.С.,
с участием заявителя полковника юстиции
Кужелева С.В.,
представителя другого заявителя
Общероссийского политического
движения "В поддержку армии,
оборонной промышленности
и военной науки" (далее "Движение") Проходцева О.В.
и старшего военного прокурора
Главной военной прокуратуры подполковника юстиции
Мурашкина И.В.,
рассмотрев гражданское дело по жалобе майора юстиции Пушкаря
В.П. на Приказ Министра обороны РФ от 4 февраля 1998 года N 61 и
жалобам Кужелева С.В. и "Движения" на Приказы Министра обороны РФ
от 4 февраля 1998 года N 61, от 2 июня 1999 года N 237 и от 27
августа 2000 года N 450,
установила:
4 февраля 1998 года Министр обороны РФ издал Приказ N 61 "О
дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава
Вооруженных Сил Российской Федерации", в подпункте "а" пункта 1
которого было установлено, что с 1 марта 1998 года военнослужащим,
проходящим службу по контракту, месячные оклады в соответствии с
занимаемой воинской должностью надлежит выплачивать с увеличением
на 25% за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Этим же
подпунктом начальнику Главного управления военного бюджета и
финансирования Министерства обороны РФ предписывалось представить
конкретные размеры окладов офицеров и других военнослужащих,
проходящих военную службу по контракту.
В пункте 4 этого Приказа устанавливается, что иностранную
валюту военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ,
временно находящимся за границей и имеющим право на ее получение,
следует выплачивать в ранее установленном порядке без учета
выплат, предусмотренных этим Приказом.
В пункте 5 приказано обеспечить с 1 марта 1998 года перерасчет
пенсий пенсионерам Министерства обороны РФ, исходя из окладов по
воинским должностям, с увеличением на 25% за службу в Вооруженных
Силах Российской Федерации.
2 июня 1999 года подписан Приказ Министра обороны РФ N 237 "О
признании не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации
(утратившими силу) приказов и директив Министра обороны и его
заместителей и внесении изменений в приказы Министра обороны
Российской Федерации".
27 августа 2000 года Министром обороны РФ издан Приказ N 450
"Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей", в
соответствии с пунктом 2 которого признан утратившим силу пункт 1
Приказа Министра обороны РФ от 4 февраля 1998 года.
Пушкарь В.П. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой, в которой
просит признать подпункт "а" пункта 1 Приказа Министра обороны РФ
от 4 февраля 1998 года N 61 недействительным, а действия Министра
обороны РФ, издавшего этот Приказ, неправомерными.
"Движение" и Кужелев С.В. требуют признать Приказ Министра
обороны РФ от 4 февраля 1998 года N 61 недействительным
(незаконным) со дня издания в той мере, в которой он позволяет
лишить военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации права
на продолжение получения дополнительной выплаты (надбавки) в виде
увеличения должностного оклада на 25% за службу в Вооруженных
Силах РФ, и обязать Министра обороны РФ и начальника Главного
управления военного бюджета и финансирования Министра обороны РФ
(далее ГУВБиФ МО РФ), а согласно жалобе "Движения" также
Президента РФ и Правительство РФ устранить это нарушение прав
военнослужащих.
"Движение" и Кужелев С.В. просят определить ответственность
Министра обороны РФ, начальника ГУВБиФа и других государственных
служащих и должностных лиц, а согласно жалобе "Движения" также
Президента РФ, Правительства РФ и Председателя Правительства РФ за
действия (бездействие) и решения, приведшие к нарушению прав,
свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих.
"Движение" и Кужелев С.В. ставят вопрос о признании
незаконными (недействительными) с момента издания Приказа Министра
обороны РФ от 2 июня 1999 года N 237 и пункта 2 Приказа Министра
обороны РФ от 27 августа 2000 года N 450 в части признания пункта
1 Приказа Министра обороны РФ от 4 февраля 1998 года N 61
утратившим силу.
"Движение", кроме того, просит вынести частное определение в
адрес Министра обороны РФ, а Кужелев С.В. ходатайствует о
постановке вопроса перед Главной военной прокуратурой о
возбуждении уголовного дела в связи с изданием оспариваемых
Приказов.
Пушкарь В.П. и представитель Президента РФ в судебное
заседание не прибыли и просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Правительство РФ о времени и месте рассмотрения дела извещено.
В качестве его представителя прибыл Кудель С.Н., но к участию в
судебное заседание он не допущен в этом качестве в связи с
ненадлежащим оформлением полномочий.
Заслушав объяснения Кужелева С.В. и Проходцева О.В.,
поддержавших заявленные требования, объяснения Куделя С.Н. как
представителя Министра обороны РФ и начальника ГУВБиФ,
возразившего против удовлетворения этих требований, исследовав
письменные доказательства и выслушав заключение прокурора
Мурашкина И.В., предложившего удовлетворить требования Кужелева
С.В. и "Движения" о признании незаконным Приказа Министра обороны
РФ от 2 июня 1999 года N 237, вынести частное определение в адрес
Министра обороны РФ, прекратить производство по жалобе Пушкаря
В.П. в полном объеме и по жалобам "Движения" и Кужелева С.В. в
части оспаривания пункта 1 Приказа Министра обороны РФ от 4
февраля 1998 года N 61, а в удовлетворении остальных требований
отказать. Военная коллегия находит, что рассматриваемые требования
заявителей подлежат частичному удовлетворению по следующим
основаниям.
В соответствии с Указом Президента РФ от 21 января 1993 года
N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного
управления" нормативные акты министерств и ведомств РФ,
затрагивающие права и свободы граждан или носящие межведомственный
характер, принятые после 1 марта 1993 года, не прошедшие
государственную регистрацию либо хотя и зарегистрированные, но не
опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой
правовых последствий как не вступившие в законную силу и не могут
служить законным основанием для регулирования соответствующих
правоотношений. Такие же требования закреплены и в Указе
Президента РФ от 23 мая 1996 года "О порядке опубликования и
вступления в силу актов Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти", а также в "Правилах
подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их государственной регистрации",
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г.
N 1009.
Как установлено судом на основании объяснений представителя
Министра обороны РФ и сообщения Министерства юстиции РФ,
оспариваемый "Движением" и Кужелевым Приказ Министра обороны РФ от
2 июня 1999 года N 237 государственную регистрацию не прошел.
Несмотря на это, он направлен для исполнения в воинские части,
учреждения и заведения Министерства обороны РФ.
Кроме того, названный Приказ, имеющий нормативно - правовой
характер, подписан не Министром обороны РФ, а его первым
заместителем, что противоречит пункту 10 "Положения о Министерстве
обороны Российской Федерации", утвержденного Указом Президента РФ
от 11 ноября 1998 года N 1357.
При таких данных оспариваемый "Движением" и Кужелевым С.В.
Приказ Министра обороны РФ от 2 июня 1999 года N 237 надлежит
признать недействительным и не порождающим правовых последствий со
дня его издания.
Учитывая, что по тем же основаниям и ранее признавался
недействительным Приказ Министра обороны РФ, подлежит
удовлетворению и требование "Движения" о вынесении частного
определения в адрес Министра обороны РФ.
Требование "Движения" и Кужелева С.В. признать незаконным
пункт 2 Приказа Министра обороны РФ от 27 августа 2000 года N 450
не подлежит удовлетворению, так как Министр обороны РФ, признавая
пункт 1 своего же Приказа от 4 февраля 1998 года N 61 утратившим
силу, действовал в пределах своих полномочий и не нарушил
чьих-либо охраняемых законом прав и свобод.
Не могут быть удовлетворены требования Пушкаря В.П., а также
требования других заявителей в части оспаривания пункта 1 Приказа
Министра обороны РФ от 4 февраля 1998 года N 61, ибо в
соответствии с Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и
решений, нарушающих права и свободы граждан" предметом судебного
обжалования могут быть лишь правовые акты, которые на момент
обжалования или рассмотрения заявленных требований по существу
действуют и могут повлечь нарушение гражданских прав и свобод, а
поэтому требовать судебного пресечения.
Поскольку оспариваемый пункт 1 Приказа Министра обороны РФ от
4 февраля 1998 года отменен 27 августа 2000 года, в связи с чем не
может требовать судебного пресечения, производство по делу в этой
части подлежит прекращению.
Утверждение "Движения" и Кужелева С.В. о том, что Министр
обороны РФ, издав Приказ от 4 февраля 1998 года N 61, лишил
военнослужащих права на получение должностных окладов с
увеличением на 25%, не соответствует действительности, поскольку
военнослужащие Вооруженных Сил РФ, проходящие службы по контракту,
за исключением военных следователей и прокуроров, продолжают
получать выплату этого увеличения, но не как надбавку или
дополнительную выплату, а как часть оклада по воинской должности.
Это привело к реальному увеличению денежного довольствия
военнослужащих, так как получаемые ими суммы денег в виде надбавок
и дополнительных выплат исчисляются из увеличенных на 25% окладов
по воинской должности.
Правовым основанием такого увеличения явилось Постановление
Правительства РФ от 7 декабря 1994 года N 1349, которым Министру
обороны РФ предоставлялось право устанавливать военнослужащим
оклады по воинским должностям с увеличением на 25% за службу в
Вооруженных Силах. То, что Правительство РФ не само повысило
оклады по воинским должностям, а передало это право Министру
обороны РФ, не должно повлечь ущемление права военнослужащих
Вооруженных Сил РФ на материальное обеспечение, соответствующее
уровню материального обеспечения военнослужащих и сотрудников
других министерств и ведомств Российской Федерации, в которых
предусмотрена военная служба.
Что же касается военных следователей и прокуроров, а также
военных судей, то их должностные оклады устанавливаются не
Правительством РФ и не Министром обороны РФ, а исчисляются,
согласно Законам РФ "О прокуратуре Российской Федерации" и "О
военных судах Российской Федерации", в процентном отношении от
должностных окладов, соответственно, Генерального прокурора РФ и
Председателя Верховного Суда РФ. Кроме того, необоснованность
требований военных следователей, прокуроров и судей на получение
должностных окладов с увеличением на 25% установлена вступившими
в законную силу судебными решениями, в том числе в отношении
Кужелева С.В. - Постановлением президиума Московского окружного
военного суда от 7 июня 2000 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона РФ "О статусе
военнослужащих" военнослужащим, временно проходящим военную службу
за пределами Российской Федерации, иностранная валюта
выплачивается по нормам и в порядке, которые определяются
Правительством РФ. Учитывая, что в Постановлении Правительства РФ
от 7 декабря 1994 года N 1349 "О дополнительных мерах по усилению
социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской
Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел" не указано о
выплате иностранной валюты с увеличением на 25%, пункт 4 Приказа
Министра обороны от 4 февраля 1998 года N 61 нельзя признать
противоречащим закону, а поэтому недействительным.
Не подлежит удовлетворению и требование "Движения" и Кужелева
С.В. признать недействительным п. 5 этого Приказа.
В соответствии со статьей 43 Закона РФ "О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной
системы, и их семей" пенсии исчисляются из денежного довольствия
военнослужащих в порядке, определяемом Правительством РФ.
Согласно подпункту "б" пункта 14 Постановления Правительства
РФ от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги
лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим
военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и
военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве
солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах
внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной
системы, и их семьям в Российской Федерации" пенсии подлежат
пересмотру в случае увеличения денежного довольствия
военнослужащих.
Поскольку установление окладов по воинской должности с
увеличением на 25% повлекло повышение денежного довольствия
военнослужащих, Министр обороны правомерно приказал в пункте 5
оспариваемого Приказа произвести перерасчет пенсий пенсионерам
Министерства обороны РФ.
Принимая во внимание, что изданием Приказа Министра обороны РФ
от 4 февраля 1998 года N 61 права военнослужащих не ущемлены,
требования заявителей обязать Президента РФ, Правительство РФ,
Председателя Правительства РФ, Министра обороны РФ, начальника
ГУВБиФ МО РФ устранить нарушение прав и определить ответственность
этих и других лиц, а также поставить вопрос о возбуждении
уголовного дела не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного Военная коллегия Верховного Суда
Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 203, 219,
п. 1, и 239.7 ГПК РСФСР,
решила:
жалобы Общероссийского политического движения "В поддержку
армии, оборонной промышленности и военной науки" и Кужелева Сергея
Васильевича удовлетворить частично:
- признать Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2
июня 1999 года N 237 недействительным и не порождающим правовых
последствий со дня его издания;
- вынести частное определение.
Производство по жалобе Пушкаря Владимира Петровича в полном
объеме, а по жалобам "Движения" и Кужелева Сергея Васильевича в
части оспаривания пункта 1 Приказа Министра обороны РФ от 4
февраля 1998 года N 61 прекратить.
В удовлетворении жалоб "Движения" и Кужелева С.В. в остальной
части отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 суток
после вынесения судом решения в окончательной форме, то есть после
27 ноября 2000 года.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЯСЬКИН
|