Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

 

 

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 22.11.2000 N ВКПИ 00-56 О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПРИКАЗА МИНИСТРА ОБОРОНЫ РФ ОТ 02.06.1999 N 237 И О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ЖАЛОБАМ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ "В ПОДДЕРЖКУ АРМИИ, ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ВОЕННОЙ НАУКИ" В ЧАСТИ ОСПАРИВАНИЯ ПУНКТА 1 ПРИКАЗА МИНИСТРА ОБОРОНЫ РФ ОТ 04.02.1998 N 61

(по состоянию на 20 октября 2006 года)

<<< Назад


                   ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                РЕШЕНИЕ
                   от 22 ноября 2000 г. N ВКПИ 00-56

       Именем Российской Федерации

       Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в лице

       судьи Верховного Суда РФ          генерал - лейтенанта юстиции
                                                        Яськина В.А.,
       при секретаре                       старшем лейтенанте юстиции
                                                      Безнасюке А.С.,
       с участием заявителя                        полковника юстиции
                                                       Кужелева С.В.,
       представителя другого заявителя
       Общероссийского политического
       движения "В поддержку армии,
       оборонной промышленности
       и военной науки" (далее "Движение")            Проходцева О.В.
       и старшего военного прокурора
       Главной военной прокуратуры              подполковника юстиции
                                                      Мурашкина И.В.,

       рассмотрев гражданское дело по жалобе майора  юстиции  Пушкаря
   В.П. на Приказ Министра обороны РФ от  4 февраля  1998 года N 61 и
   жалобам Кужелева С.В.  и "Движения" на Приказы Министра обороны РФ
   от  4 февраля  1998  года N 61,  от 2 июня 1999 года N 237 и от 27
   августа 2000 года N 450,

                              установила:

       4  февраля  1998  года Министр обороны РФ издал Приказ N 61 "О
   дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава
   Вооруженных  Сил  Российской Федерации",  в подпункте "а" пункта 1
   которого было установлено, что с 1 марта 1998 года военнослужащим,
   проходящим  службу по контракту,  месячные оклады в соответствии с
   занимаемой  воинской должностью надлежит выплачивать с увеличением
   на 25% за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Этим же
   подпунктом  начальнику  Главного  управления  военного  бюджета  и
   финансирования  Министерства обороны РФ предписывалось представить
   конкретные   размеры  окладов  офицеров  и других  военнослужащих,
   проходящих военную службу по контракту.
       В  пункте  4 этого  Приказа  устанавливается,  что иностранную
   валюту военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ,
   временно  находящимся за границей и имеющим право на ее получение,
   следует   выплачивать  в ранее  установленном  порядке  без  учета
   выплат, предусмотренных этим Приказом.
       В пункте 5 приказано обеспечить с 1 марта 1998 года перерасчет
   пенсий  пенсионерам  Министерства обороны РФ, исходя из окладов по
   воинским  должностям, с увеличением на 25% за службу в Вооруженных
   Силах Российской Федерации.
       2  июня 1999 года подписан Приказ Министра обороны РФ N 237 "О
   признании не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации
   (утратившими  силу)  приказов  и директив  Министра  обороны и его
   заместителей   и внесении  изменений  в приказы  Министра  обороны
   Российской Федерации".
       27  августа  2000 года Министром обороны РФ издан Приказ N 450
   "Об  отдельных  выплатах  военнослужащим  и членам  их  семей",  в
   соответствии  с пунктом 2 которого признан утратившим силу пункт 1
   Приказа Министра обороны РФ от 4 февраля 1998 года.
       Пушкарь В.П. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой, в которой
   просит  признать подпункт "а" пункта 1 Приказа Министра обороны РФ
   от 4 февраля 1998 года N 61 недействительным,  а действия Министра
   обороны РФ, издавшего этот Приказ, неправомерными.
       "Движение"  и Кужелев  С.В.  требуют  признать Приказ Министра
   обороны   РФ   от   4  февраля  1998  года  N 61  недействительным
   (незаконным)  со  дня  издания в той мере,  в которой он позволяет
   лишить  военнослужащих  Вооруженных Сил Российской Федерации права
   на  продолжение получения дополнительной выплаты (надбавки) в виде
   увеличения  должностного  оклада  на  25%  за службу в Вооруженных
   Силах  РФ,  и  обязать  Министра  обороны РФ и начальника Главного
   управления  военного  бюджета и финансирования Министра обороны РФ
   (далее   ГУВБиФ  МО  РФ),   а  согласно  жалобе  "Движения"  также
   Президента  РФ  и Правительство  РФ  устранить  это нарушение прав
   военнослужащих.
       "Движение"  и Кужелев  С.В.  просят определить ответственность
   Министра  обороны РФ,  начальника ГУВБиФа и других государственных
   служащих  и должностных  лиц,  а  согласно жалобе "Движения" также
   Президента РФ, Правительства РФ и Председателя Правительства РФ за
   действия  (бездействие)  и решения,  приведшие  к нарушению  прав,
   свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих.
       "Движение"   и  Кужелев   С.В.   ставят   вопрос   о признании
   незаконными (недействительными) с момента издания Приказа Министра
   обороны  РФ  от 2 июня 1999 года N 237 и пункта 2 Приказа Министра
   обороны  РФ от 27 августа 2000 года N 450 в части признания пункта
   1  Приказа  Министра  обороны  РФ  от  4 февраля  1998  года  N 61
   утратившим силу.
       "Движение",  кроме того,  просит вынести частное определение в
   адрес  Министра  обороны  РФ,  а  Кужелев  С.В.   ходатайствует  о
   постановке   вопроса   перед   Главной   военной   прокуратурой  о
   возбуждении   уголовного   дела  в связи  с изданием  оспариваемых
   Приказов.
       Пушкарь   В.П.   и   представитель  Президента  РФ  в судебное
   заседание не прибыли и просили рассмотреть дело в их отсутствие.
       Правительство РФ о времени и месте рассмотрения дела извещено.
   В  качестве  его представителя прибыл Кудель С.Н.,  но к участию в
   судебное  заседание  он  не  допущен  в этом  качестве  в связи  с
   ненадлежащим оформлением полномочий.
       Заслушав   объяснения   Кужелева   С.В.   и  Проходцева  О.В.,
   поддержавших  заявленные  требования,  объяснения Куделя С.Н.  как
   представителя    Министра   обороны   РФ   и  начальника   ГУВБиФ,
   возразившего  против  удовлетворения  этих требований,  исследовав
   письменные   доказательства   и  выслушав   заключение   прокурора
   Мурашкина  И.В.,  предложившего  удовлетворить требования Кужелева
   С.В.  и "Движения" о признании незаконным Приказа Министра обороны
   РФ от 2 июня 1999 года N 237,  вынести частное определение в адрес
   Министра  обороны  РФ,  прекратить  производство по жалобе Пушкаря
   В.П.  в  полном  объеме и по жалобам "Движения" и Кужелева С.В.  в
   части  оспаривания  пункта  1 Приказа  Министра  обороны  РФ  от 4
   февраля  1998  года N 61,  а в удовлетворении остальных требований
   отказать. Военная коллегия находит, что рассматриваемые требования
   заявителей   подлежат   частичному   удовлетворению  по  следующим
   основаниям.
       В  соответствии  с Указом Президента РФ от 21 января 1993 года
   N 104  "О нормативных  актах  центральных органов государственного
   управления"   нормативные   акты   министерств   и  ведомств   РФ,
   затрагивающие права и свободы граждан или носящие межведомственный
   характер,   принятые   после  1 марта  1993  года,   не  прошедшие
   государственную регистрацию либо хотя и зарегистрированные,  но не
   опубликованные   в установленном  порядке,   не  влекут  за  собой
   правовых  последствий как не вступившие в законную силу и не могут
   служить  законным  основанием  для  регулирования  соответствующих
   правоотношений.   Такие   же   требования   закреплены  и в  Указе
   Президента  РФ  от  23  мая 1996 года  "О порядке  опубликования и
   вступления   в  силу   актов   Президента   Российской  Федерации,
   Правительства  Российской  Федерации  и нормативных правовых актов
   федеральных  органов  исполнительной власти",  а также в "Правилах
   подготовки   нормативных   правовых   актов   федеральных  органов
   исполнительной    власти   и  их   государственной   регистрации",
   утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г.
   N 1009.
       Как  установлено  судом  на основании объяснений представителя
   Министра   обороны   РФ   и  сообщения  Министерства  юстиции  РФ,
   оспариваемый "Движением" и Кужелевым Приказ Министра обороны РФ от
   2  июня  1999  года  N 237  государственную регистрацию не прошел.
   Несмотря  на  это, он  направлен  для исполнения в воинские части,
   учреждения и заведения Министерства обороны РФ.
       Кроме  того,  названный Приказ,  имеющий нормативно - правовой
   характер,   подписан  не  Министром  обороны  РФ,   а  его  первым
   заместителем, что противоречит пункту 10 "Положения о Министерстве
   обороны Российской Федерации",  утвержденного Указом Президента РФ
   от 11 ноября 1998 года N 1357.
       При  таких  данных  оспариваемый  "Движением" и Кужелевым С.В.
   Приказ  Министра  обороны  РФ  от  2 июня 1999 года N 237 надлежит
   признать недействительным и не порождающим правовых последствий со
   дня его издания.
       Учитывая,   что  по  тем  же  основаниям  и ранее  признавался
   недействительным    Приказ    Министра   обороны   РФ,    подлежит
   удовлетворению   и  требование   "Движения"  о вынесении  частного
   определения в адрес Министра обороны РФ.
       Требование  "Движения"  и Кужелева  С.В.  признать  незаконным
   пункт  2 Приказа Министра обороны РФ от 27 августа 2000 года N 450
   не подлежит удовлетворению,  так как Министр обороны РФ, признавая
   пункт  1 своего  же Приказа от 4 февраля 1998 года N 61 утратившим
   силу,   действовал   в  пределах  своих  полномочий  и не  нарушил
   чьих-либо охраняемых законом прав и свобод.
       Не  могут быть удовлетворены требования Пушкаря В.П.,  а также
   требования  других заявителей в части оспаривания пункта 1 Приказа
   Министра   обороны   РФ  от  4 февраля  1998  года  N 61,   ибо  в
   соответствии   с Законом  РФ  "Об  обжаловании  в суд  действий  и
   решений,  нарушающих  права и свободы граждан" предметом судебного
   обжалования  могут  быть  лишь  правовые  акты,  которые на момент
   обжалования  или  рассмотрения  заявленных  требований по существу
   действуют  и могут повлечь нарушение гражданских прав и свобод,  а
   поэтому требовать судебного пресечения.
       Поскольку  оспариваемый пункт 1 Приказа Министра обороны РФ от
   4 февраля 1998 года отменен 27 августа 2000 года, в связи с чем не
   может требовать судебного пресечения,  производство по делу в этой
   части подлежит прекращению.
       Утверждение  "Движения"  и Кужелева  С.В.  о том,  что Министр
   обороны  РФ,  издав  Приказ  от 4 февраля  1998  года  N 61, лишил
   военнослужащих   права   на   получение   должностных   окладов  с
   увеличением на  25%,  не соответствует действительности, поскольку
   военнослужащие Вооруженных Сил РФ, проходящие службы по контракту,
   за  исключением  военных  следователей  и прокуроров,   продолжают
   получать  выплату  этого  увеличения,   но  не  как  надбавку  или
   дополнительную выплату,  а как часть оклада по воинской должности.
   Это   привело   к  реальному   увеличению   денежного  довольствия
   военнослужащих, так как получаемые ими суммы денег в виде надбавок
   и дополнительных выплат исчисляются из увеличенных на  25% окладов
   по воинской должности.
       Правовым  основанием  такого  увеличения явилось Постановление
   Правительства  РФ от 7 декабря 1994 года N 1349,  которым Министру
   обороны  РФ  предоставлялось  право  устанавливать  военнослужащим
   оклады  по  воинским  должностям  с увеличением на 25% за службу в
   Вооруженных  Силах.  То,  что  Правительство  РФ  не само повысило
   оклады  по  воинским  должностям,  а  передало  это право Министру
   обороны  РФ,  не  должно  повлечь  ущемление  права военнослужащих
   Вооруженных  Сил  РФ на материальное обеспечение,  соответствующее
   уровню   материального  обеспечения  военнослужащих  и сотрудников
   других  министерств  и ведомств  Российской  Федерации,  в которых
   предусмотрена военная служба.
       Что  же  касается  военных следователей и прокуроров,  а также
   военных  судей,   то  их  должностные  оклады  устанавливаются  не
   Правительством  РФ  и не  Министром  обороны  РФ,  а  исчисляются,
   согласно  Законам  РФ  "О  прокуратуре  Российской Федерации" и "О
   военных  судах  Российской  Федерации",  в процентном отношении от
   должностных окладов,  соответственно,  Генерального прокурора РФ и
   Председателя  Верховного  Суда  РФ.  Кроме того,  необоснованность
   требований  военных следователей,  прокуроров и судей на получение
   должностных  окладов с увеличением на  25% установлена вступившими
   в  законную  силу  судебными  решениями,  в  том числе в отношении
   Кужелева  С.В.  -  Постановлением президиума Московского окружного
   военного суда от 7 июня 2000 года.
       В  соответствии  с пунктом  2 статьи  12  Закона РФ "О статусе
   военнослужащих" военнослужащим, временно проходящим военную службу
   за    пределами    Российской   Федерации,    иностранная   валюта
   выплачивается   по   нормам  и в  порядке,   которые  определяются
   Правительством РФ.  Учитывая, что в Постановлении Правительства РФ
   от  7 декабря 1994 года N 1349 "О дополнительных мерах по усилению
   социальной  защиты  личного  состава  Вооруженных  Сил  Российской
   Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел" не указано о
   выплате иностранной валюты с увеличением на  25%,  пункт 4 Приказа
   Министра  обороны  от  4 февраля  1998  года  N 61 нельзя признать
   противоречащим закону, а поэтому недействительным.
       Не  подлежит удовлетворению и требование "Движения" и Кужелева
   С.В. признать недействительным п. 5 этого Приказа.
       В   соответствии   со  статьей  43  Закона  РФ  "О  пенсионном
   обеспечении  лиц,  проходивших  военную  службу,  службу в органах
   внутренних  дел,  учреждениях  и органах уголовно - исполнительной
   системы,  и  их семей" пенсии исчисляются из денежного довольствия
   военнослужащих в порядке, определяемом Правительством РФ.
       Согласно  подпункту  "б" пункта 14 Постановления Правительства
   РФ  от  22  сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги
   лет,  назначения  и выплаты  пенсий  и пособий лицам,  проходившим
   военную  службу  в качестве  офицеров,   прапорщиков,  мичманов  и
   военнослужащих  сверхсрочной  службы  или  по контракту в качестве
   солдат,   матросов,  сержантов  и старшин  либо  службу  в органах
   внутренних  дел,  учреждениях  и органах уголовно - исполнительной
   системы,  и  их  семьям  в Российской  Федерации"  пенсии подлежат
   пересмотру    в   случае    увеличения    денежного    довольствия
   военнослужащих.
       Поскольку   установление   окладов  по  воинской  должности  с
   увеличением   на  25%  повлекло  повышение  денежного  довольствия
   военнослужащих,  Министр  обороны  правомерно  приказал в пункте 5
   оспариваемого  Приказа  произвести  перерасчет  пенсий пенсионерам
   Министерства обороны РФ.
       Принимая во внимание, что изданием Приказа Министра обороны РФ
   от  4 февраля  1998  года  N 61  права военнослужащих не ущемлены,
   требования  заявителей  обязать  Президента РФ,  Правительство РФ,
   Председателя  Правительства  РФ,  Министра обороны РФ,  начальника
   ГУВБиФ МО РФ устранить нарушение прав и определить ответственность
   этих   и других  лиц,   а  также  поставить  вопрос  о возбуждении
   уголовного дела не подлежат удовлетворению.
       На  основании  изложенного  Военная  коллегия  Верховного Суда
   Российской Федерации, руководствуясь ст.  ст. 191 - 197, 203, 219,
   п. 1, и 239.7 ГПК РСФСР,

                                решила:

       жалобы  Общероссийского  политического  движения  "В поддержку
   армии, оборонной промышленности и военной науки" и Кужелева Сергея
   Васильевича удовлетворить частично:
       -  признать  Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2
   июня  1999  года N  237 недействительным и не порождающим правовых
   последствий со дня его издания;
       - вынести частное определение.
       Производство  по  жалобе  Пушкаря Владимира Петровича в полном
   объеме,  а  по  жалобам "Движения" и Кужелева Сергея Васильевича в
   части  оспаривания  пункта  1 Приказа  Министра  обороны  РФ  от 4
   февраля 1998 года N 61 прекратить.
       В удовлетворении жалоб "Движения" и Кужелева С.В.  в остальной
   части отказать.
       Решение  может  быть обжаловано и опротестовано в Кассационную
   коллегию  Верховного  Суда Российской Федерации в течение 10 суток
   после вынесения судом решения в окончательной форме, то есть после
   27 ноября 2000 года.

                                                Судья Верховного Суда
                                                 Российской Федерации
                                                           В.А.ЯСЬКИН



<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru


Сайт управляется системой uCoz