ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2000 г. N 824-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА
"О ФЕДЕРАЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ СУДАХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального
конституционного закона "О федеральных административных судах в
Российской Федерации", внесенный Верховным Судом Российской
Федерации.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд
Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по государственному
строительству в месячный срок со дня принятия настоящего
Постановления.
3. Комитету Государственной Думы по государственному
строительству доработать указанный законопроект с учетом
поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной
Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносится
Верховным Судом
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О ФЕДЕРАЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ СУДАХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1
Административные дела рассматриваются судами общей юрисдикции,
включая федеральные административные суды и соответствующие
судебные коллегии по административным делам.
К административным относятся дела (кроме дел, рассматриваемых
по правилам конституционного, гражданского и уголовного
судопроизводства, и дел об административных правонарушениях) об
оспаривании решений и действий (или бездействия) органов
государственной власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений и должностных лиц, а также дела по
спорам, связанным с применением законодательства о выборах,
налогового законодательства, по спорам органов государственной
власти и органов местного самоуправления между собой. К
компетенции административных судов относятся, кроме того, дела о
приостановлении или прекращении деятельности общественных
объединений.
Статья 2
К федеральным административным судам относятся:
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда
Российской Федерации;
федеральные окружные административные суды;
судебные коллегии по административным делам верховных судов
республик, краевых, областных судов, судов городов федерального
значения, судов автономной области и автономных округов, которые
образуются президиумами этих судов по мере необходимости;
федеральные межрайонные административные суды.
Статья 3
1. Федеральные административные суды входят в систему судов
общей юрисдикции.
2. Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно
вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным
окружным административным судам.
3. Федеральные окружные административные суды являются
непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по
административным делам, рассмотренным входящими в судебный округ
верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами
городов федерального значения, судами автономной области и
автономных округов.
4. Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды
городов федерального значения, суды автономной области и
автономных округов являются непосредственно вышестоящими судебными
инстанциями по отношению к федеральным межрайонным
административным судам, действующим на территории соответствующего
субъекта Российской Федерации.
5. Федеральный межрайонный административный суд является
вышестоящей судебной инстанцией по административным делам,
рассмотренным мировыми судьями.
Статья 4
1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации
рассматривает дела по протестам на определения Кассационной
коллегии Верховного Суда Российской Федерации и вступившие в силу
решения и определения Судебной коллегии по административным делам
Верховного Суда Российской Федерации.
2. Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассматривает дела по жалобам на невступившие в силу решения
Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда
Российской Федерации.
3. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда
Российской Федерации рассматривает дела в качестве суда второй
инстанции и в порядке надзора, а в качестве суда первой инстанции
- дела:
1) об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов
Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации;
2) о приостановлении и прекращении деятельности
общероссийских, а также международных общественных объединений,
действующих на территории Российской Федерации, в случаях
нарушения ими законодательства Российской Федерации;
3) об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации (за исключением
решений, принимаемых по жалобам на решения, действия (бездействие)
нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума);
4) по разрешению споров между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, а также между органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, переданных Президентом
Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации в
соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;
5) иные административные дела, имеющие важное государственное
или международное значение, если они не могут быть рассмотрены в
нижестоящих судах.
4. Федеральными конституционными законами к подсудности
Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой
инстанции могут быть отнесены и другие административные дела.
5. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает дела по
вновь открывшимся обстоятельствам.
Статья 5
1. Федеральный окружной административный суд рассматривает
административные дела в качестве суда первой инстанции и по вновь
открывшимся обстоятельствам.
2. Федеральный окружной административный суд рассматривает в
качестве суда первой инстанции дела:
1) об оспаривании нормативных правовых актов законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, нормативных правовых актов высших
должностных лиц субъектов Российской Федерации, нормативных
правовых актов высших исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, входящих в судебный округ;
2) об оспаривании нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти и иных федеральных государственных
органов;
3) об оспаривании решений и действий (бездействия)
избирательной комиссии республики, края, области, города
федерального значения, автономной области, автономного округа,
окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы
государственной власти, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, соответствующих комиссий референдума (за
исключением решений, принимаемых по жалобам на решения, действия
(бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий
референдума);
4) по спорам между органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, входящих в судебный округ. В случае
возникновения спора между органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, входящих в различные судебные
округа, подсудность дела определяется Судебной коллегией по
административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
3. Федеральным конституционным законом к подсудности
федерального окружного административного суда в качестве суда
первой инстанции могут быть отнесены и другие административные
дела.
4. Федеральный окружной административный суд рассматривает в
качестве суда второй инстанции административные дела по жалобам на
не вступившие в силу решения и определения верховных судов
республик, краевых, областных судов, судов городов федерального
значения, суда автономной области и судов автономных округов.
Вариант: часть четвертую исключить.
Статья 6
1. Президиум верховного суда республики, краевого, областного
суда, суда города федерального значения, суда автономной области
автономного округа рассматривает дела по протестам на кассационные
определения этих судов, на вступившие в силу решения и определения
федеральных межрайонных судов.
2. Судебная коллегия по административным делам верховного суда
республики, краевого, областного суда, суда города федерального
значения, суда автономной области, суда автономного округа
рассматривает дела по жалобам на невступившие в силу решения и
определения федеральных межрайонных судов.
3. Судебная коллегия по административным делам верховного суда
республики, краевого, областного суда, суда города федерального
значения, суда автономной области, суда автономного округа
рассматривает в качестве суда первой инстанции дела:
1) связанные с государственной тайной, кроме дел, подсудных
вышестоящим судам;
2) об оспаривании нормативных правовых актов органов
государственной власти и должностных лиц субъектов Российской
Федерации (за исключением дел, отнесенных к подсудности
федерального окружного административного суда);
3) об оспаривании ненормативных актов высших должностных лиц
субъектов Российской Федерации;
4) о приостановлении и прекращении деятельности
межрегиональных и региональных общественных объединений в случаях
нарушения ими законодательства Российской Федерации.
4. Федеральным конституционным законом к подсудности
верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города
федерального значения, суда автономной области, суда автономного
округа в качестве суда первой инстанции могут быть отнесены и
другие административные дела.
5. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд
города федерального значения, суд автономной области, суд
автономного округа рассматривает дела по вновь открывшимся
обстоятельствам.
6. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд
города федерального значения, суд автономной области, суд
автономного округа является непосредственно вышестоящей судебной
инстанцией к федеральным межрайонным административным судам,
действующим на территории соответствующего субъекта Российской
Федерации.
Статья 7
Федеральный межрайонный административный суд рассматривает
административные дела за исключением дел, перечисленных в статьях
4 - 6 настоящего Федерального конституционного закона.
Статья 8
Подсудность административных дел военным судам определяется
Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской
Федерации".
Статья 9
Федеральные окружные административные суды и федеральные
межрайонные административные суды создаются и упраздняются
федеральным законом.
Статья 10
Границы судебных округов могут быть изменены только
федеральным законом.
Территория, на которую распространяется юрисдикция
федерального межрайонного административного суда, устанавливается
и изменяется федеральным законом.
Статья 11
1. Председатели, заместители председателей и судьи федеральных
окружных административных судов назначаются на должность
Президентом Российской Федерации по представлению Председателя
Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении
Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
2. Полномочия председателей, заместителей председателей и
судей федеральных окружных административных судов могут быть
приостановлены или прекращены только по решению Высшей
квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
3. Судьи федеральных межрайонных административных судов
назначаются на должность Президентом Российской Федерации по
представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации,
основанному на заключении квалификационной коллегии судей субъекта
Российской Федерации.
4. Назначение судьи районного суда на должность судьи
федерального межрайонного административного суда производится
Президентом Российской Федерации по представлению Председателя
Верховного Суда Российской Федерации.
5. Председатели и заместители председателей федеральных
межрайонных административных судов назначаются на должность и
освобождаются от должности председателей и заместителей
председателей этих судов Председателем Верховного Суда Российской
Федерации на основании заключения квалификационной коллегии судей
субъекта Российской Федерации.
Статья 12
Административные дела в федеральных межрайонных
административных судах рассматриваются судьей единолично, а в
вышестоящих судах - в составе трех профессиональных судей.
Статья 13
Не вступившие в законную силу судебные решения мировых судей
по административным делам рассматриваются в апелляционном порядке
единолично судьей федерального межрайонного административного
суда, а если такой суд не создан - единолично судьей
соответствующего районного суда.
Статья 14
Установить, что наряду с лицами, имеющими право принесения
протеста на вступившие в законную силу решения, определения и
постановления по административным делам, такое право имеет
председатель федерального окружного административного суда,
который приносит протесты в порядке надзора в президиум верховного
суда республики, краевого, областного суда, суда города
федерального значения, суда автономной области, суда автономного
округа.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 15
До создания административных судов производство по
административным делам осуществляется соответствующими судами
общей юрисдикции на общих основаниях.
Административные дела, начатые рассмотрением в соответствующих
судах, разрешаются этими судами.
Статья 16
Дела, начатые производством до образования на конкретной
территории административных судов, рассматриваются судами,
принявшими дела к своему производству.
Статья 17
Правительству Российской Федерации обеспечить финансирование
федеральных окружных административных судов и федеральных
межрайонных административных судов за счет средств федерального
бюджета.
Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации
принять меры по кадровому, финансовому, материально - техническому
и иному ресурсному обеспечению деятельности федеральных окружных
административных судов и федеральных межрайонных административных
судов.
Статья 18. Ввести настоящий Федеральный конституционный закон
в действие с 1 января 2001 года.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА
"О ФЕДЕРАЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ СУДАХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Необходимость учреждения в стране административной юстиции по
осуществлению административного судопроизводства основана на ст.
ст. 118 и 126 Конституции Российской Федерации, согласно которым
правосудие в судах общей юрисдикции осуществляется посредством
гражданского, уголовного и административного судопроизводства, а
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным
органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам,
подсудным судам общей юрисдикции.
К категории административных относятся дела, вытекающие из
административно - властных полномочий органов государственной
власти и местного самоуправления.
Количество подобного рода дел постоянно возрастает. В 1999
году оно превысило 350 тыс. дел, в том числе 389,9 дел по жалобам
о признании незаконными нормативно - правовых актов, 134355 - на
действия должностных лиц и коллегиальных органов власти,
управления и общественных объединений, 83427 - на нарушения
налогового законодательства, 2320 - на нарушения избирательных
прав и т.д.
Указанные категории дел, особенно о признании незаконными
нормативно - правовых актов различных ветвей власти (в том числе
издаваемых субъектами Российской Федерации), споры между
субъектами Российской Федерации и органами местного
самоуправления, жалобы о нарушениях избирательного
законодательства, включая признание выборов недействительными, и
некоторые другие, возникающие в сфере административно - правовых
отношений, становятся все более актуальными. Особую значимость
правильное рассмотрение административных дел приобретает в свете
осуществляемой в Российской Федерации реформы государственной
власти.
Вследствие сложности названной категории дел их рассмотрение и
правильное разрешение требуют высокого профессионализма и
специализации судей. Но поскольку основная масса указанных дел
рассматривается в порядке гражданского судопроизводства районными
судами и судами областного уровня, такую специализацию обеспечить
чрезвычайно сложно.
Отмечаются жалобы, в которых ставится под сомнение
объективность принимаемых судами решений по делам об обжаловании
действий высших должностных лиц субъектов Российской Федерации,
представительных органов власти по тем мотивам, что в связи с
недостаточным финансированием суды вынуждены получать от этих
органов определенную материальную поддержку, в силу чего, как
полагают авторы подобных обращений, суды находятся под
определенным их влиянием.
Преодоление негативных тенденций в рассмотрении
административных дел возможно посредством создания в системе судов
общей юрисдикции самостоятельных административных судов, не
связанных с существующим административно - территориальным
делением страны. В этих целях имеется в виду сформировать 21
федеральный окружной административный суд в пределах
соответствующих федеральных округов (юрисдикция этих судов будет
распространяться на несколько субъектов Российской Федерации) и
федеральные межрайонные административные суды с юрисдикцией в
отношении нескольких районов субъекта Российской Федерации.
Кроме того, предлагается учредить Судебную коллегию по
административным делам Верховного Суда Российской Федерации и при
необходимости - соответствующие коллегии в судах областного
уровня.
Предполагается, что федеральные окружные административные суды
будут рассматривать в качестве суда первой инстанции дела о
проверке законности решений руководителей субъектов Российской
Федерации и их представительных органов, а также споры между
субъектами Российской Федерации. Они также будут выступать в
качестве суда второй инстанции в отношении дел, рассмотренных в
административных коллегиях судов областного уровня.
С учетом возможностей государства и кадрового ресурса
формирование системы административных судов возможно осуществить в
два этапа.
На первом этапе имеется в виду образовать в составе Верховного
Суда Российской Федерации и судов областного уровня
административные коллегии, что возможно осуществить при
минимальных финансовых затратах, необходимых на содержание 10
дополнительных штатных единиц судей и 40 работников аппарата
Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда
Российской Федерации и 3-х судей и 6-ти работников аппарата
судебной коллегии по административным делам в каждом суде
областного звена.
На этом же этапе следует организовать 21 федеральный окружной
административный суд, что потребует дополнительно 210 судей с
соответствующим количеством специалистов, обслуживающего персонала
с предполагаемым фондом оплаты труда 65 млн. рублей.
Учитывая то, что в работе этих судов должна быть обеспечена
максимальная степень независимости, исключающая получение
какой-либо материальной помощи со стороны, затраты на обеспечение
их деятельности, включая социальную сферу и расходы на обеспечение
проведения судебных процессов на должном уровне, составят примерно
150 млн. рублей в год.
Для размещения федеральных окружных административных судов
потребуется 21 помещение общей площадью до 50 тыс. кв. метров.
В зависимости от того, какое количество судов удастся
обеспечить уже готовыми зданиями, единовременные затраты на
инфраструктуру федеральных окружных административных судов
составят от 500 млн. до 1,5 млрд. рублей. В эту сумму входит не
только строительство и ремонт зданий и помещений, но и оснащение
их мебелью, оборудованием, оргтехникой и т.д.
К осуществлению первого этапа возможно приступить с 2001 года.
На втором этапе следует образовать от 600 до 700 федеральных
межрайонных административных судов, полностью изъяв
административные дела из компетенции существующих районных судов.
К этой работе, которая потребует выделения более значительных
финансовых средств, можно было бы приступить начиная с 2002 года.
Соответствующее финансово - экономическое обоснование данного
законопроекта представлено в Правительство Российской Федерации
для дачи заключения.
|