ПРИЗНАНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ - ПРИКАЗ ГТК РФ ОТ 17.07.2002 N 758
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 ноября 2000 г. N 01-06/33398
ОБ АМНИСТИИ
(с изм., согл. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)
В соответствии с п. 8 Постановления Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2000 года
N 399-III ГД "О порядке применения Постановления Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении
амнистии в связи с 55-летием победы в Великой Отечественной войне
1941 - 1945 годов" лица, подпадающие под действие амнистии, не
освобождаются от административного взыскания и от обязанности
возместить вред, причиненный в результате совершенных ими
противоправных действий.
С учетом множества запросов, поступающих в ГТК России
относительно действий таможенных органов в связи с актом амнистии,
объявленной Государственной Думой Федерального Собрания Российской
Федерации по случаю 55-летия победы в Великой Отечественной войне
1941 - 1945 годов, сообщаем следующее.
1. Учитывая положения п. 11 статьи 291 Таможенного кодекса
Российской Федерации, лица, в отношении которых на основании п. 8
Постановления Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации от 26 мая 2000 года N 398-III ГД "Об
объявлении амнистии в связи с 55-летием победы в Великой
Отечественной войне 1941 - 1945 годов" (далее по тексту -
Постановление об амнистии) были прекращены уголовные дела,
находившиеся в производстве органов дознания, органов
предварительного следствия и судов, о преступлениях, совершенных
до вступления в силу данного Постановления об амнистии, могут быть
подвергнуты административной ответственности.
В этом случае таможенные органы должны провести проверку по
материалам прекращенного уголовного дела, в результате которой
принять решение о необходимости возбуждения дела о НТП. При этом
следует иметь в виду, что в деяниях лица может отсутствовать
состав НТП, в том числе в связи с наличием признаков контрабанды.
Если этот вопрос не представляется возможным разрешить без
проведения процессуальных действий в рамках производства по делу о
НТП, а также при наличии признаков нарушения таможенных правил,
следует возбуждать дело о НТП, в процессе производства по которому
устанавливать указанные выше обстоятельства. При этом необходимо
учитывать, что сам факт возбуждения уголовного дела в отношении
какого-либо лица еще не может свидетельствовать о наличии в
деяниях данного лица состава преступления - признание лица
виновным в совершении преступления является прерогативой суда, а
согласно Постановлению об амнистии под ее действие подпадают даже
лица, подозреваемые в совершении преступления. Для примера:
Нередки случаи, когда таможенные органы, установив факт совершения
нарушения таможенных правил в крупном размере, с учетом положений
Уголовного кодекса Российской Федерации передают соответствующие
материалы в отдел дознания для принятия решения в порядке ст. 109
УПК РСФСР, при этом окончательная оценка субъективной стороны
преступления (наличие либо отсутствие у лица прямого умысла)
происходит лишь в рамках судебного разбирательства. Поэтому при
прекращении данных уголовных дел по акту амнистии и передаче их
для административного производства могут иметь место ситуации,
когда в процессе производства по подобному делу о НТП таможенные
органы не смогут установить наличие умысла лица на совершение
преступления, и деяние этого лица может быть квалифицировано как
административное правонарушение.
(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)
Если же ранее по данному факту было вынесено постановление о
прекращении дела о нарушении таможенных правил в связи с
возбуждением уголовного дела, то для возобновления производства по
делу о НТП необходимо отменить это постановление. В соответствии с
п. 10 статьи 291 Таможенного кодекса Российской Федерации
основания для невозбуждения либо прекращения дела о НТП у
таможенных органов отсутствуют, что подтверждает возможность
привлечения вышеуказанных лиц к административной ответственности.
(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)
2. Иные категории лиц, подпадающие под действие Постановления
об амнистии, не могут быть привлечены к административной
ответственности ввиду того, что, во-первых, в отношении данных лиц
уголовные дела не прекращаются, а они лишь освобождаются от
дальнейшего исполнения наказания, и в данном случае присутствуют
обстоятельства, исключающие производство по делу о нарушении
таможенных правил, указанные в п. 11 статьи 291 Таможенного
кодекса Российской Федерации, а, во-вторых, деяния этих лиц по
своему характеру являются уголовно наказуемыми и освобождение их
от ответственности в связи с амнистией не меняет характера
совершенных ими деяний (вина в форме умысла доказана, доказана
объективная сторона преступления и т.д.). В подобных случаях
применение административной ответственности неправомерно.
3. Что же касается положения пункта 8 Постановления
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от
26 мая 2000 года N 399-III ГД "О порядке применения Постановления
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
"Об объявлении амнистии в связи с 55-летием победы в Великой
Отечественной войне 1941 - 1945 годов" о том, что лица,
подпадающие под действие Постановления об амнистии, не
освобождаются от обязанности возместить вред, причиненный в
результате совершенных ими противоправных действий, то его суть
применительно к таможенным правоотношениям заключается в том, что
таможенные органы имеют все правовые основания для решения
вопроса, в том числе, в рамках гражданского судопроизводства, о
взыскании в пользу государства с лиц, подпадающих под действие
амнистии, всех не уплаченных в связи с совершением преступления
таможенных платежей, а также о таможенном оформлении товаров,
незаконно перемещенных этими лицами через таможенную границу, в
отношении которых не было принято решение об обращении их в
федеральную собственность.
Статс - секретарь -
заместитель председателя Комитета
генерал - лейтенант
таможенной службы
Ю.Ф.АЗАРОВ
|