ОТМЕНЕНО - ПРИКАЗ ГТК РФ ОТ 23.07.2001 N 697
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 ноября 2000 г. N 27-09/33399
О ПРИМЕНЕНИИ ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 122
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В связи с многочисленными запросами, поступающими из
таможенных органов относительно возможности применения части 2
статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, сообщаем
следующее.
В соответствии со статьей 106 Налогового кодекса Российской
Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное
противоправное деяние (действие или бездействие)
налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое этим
Кодексом установлена ответственность. При этом под противоправным
в диспозиции статьи понимается деяние, совершенное в нарушение
законодательства о налогах и сборах.
Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации
законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса
Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных
законов о налогах и сборах.
Часть 2 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации
устанавливает, что к отношениям по установлению, введению и
взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в
процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей,
обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их
должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц,
законодательство о налогах и сборах применяется только в случае,
если это прямо предусмотрено самим Кодексом. Из этого положения
следует, что Налоговый кодекс Российской Федерации разграничивает
законодательство о налогах и сборах и таможенное законодательство
по предмету регулирования. Учитывая это обстоятельство, а также
то, что Таможенный кодекс Российской Федерации был принят задолго
до вступления в силу Налогового кодекса Российской Федерации, он
не может рассматриваться в качестве акта законодательства о
налогах и сборах.
Таким образом, противоправное деяние, посягающее на
установленный Таможенным кодексом Российской Федерации и иными
актами законодательства по таможенному делу порядок обложения
таможенными платежами и их уплаты, не является налоговым
правонарушением в смысле статьи 106 Налогового кодекса Российской
Федерации и в силу этого не может квалифицироваться по части
статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Такое деяние
образует состав нарушения таможенных правил, ответственность за
которое предусмотрена статьей 282 Таможенного кодекса Российской
Федерации.
Кроме того, частью 2 статьи 122 Налогового кодекса Российской
Федерации установлена ответственность за неуплату или неполную
уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы или иного
неправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с
перемещением товаров через таможенную границу Российской
Федерации.
Статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляет
положение, в соответствии с которым исчисление налога предполагает
исчисление суммы налога, подлежащей уплате за налоговый период,
исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной
период времени применительно к отдельным налогам, по окончании
которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога,
подлежащего уплате (ст. 55 НК РФ). Однако в соответствии с
Таможенным кодексом Российской Федерации таможенные платежи
уплачиваются не по окончании определенного периода времени, а до
или одновременно с подачей таможенной декларации (ст. 119 ТК РФ).
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или
иную характеристику объекта обложения, под которым в свою очередь
понимаются операции по реализации товаров (работ, услуг),
имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров
(выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий
стоимостную, количественную или физическую характеристики, с
наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и
сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога
(ст. 38, 53 НК РФ). Однако возникновение обязанности по уплате
таможенных платежей связано не с фактом наличия товара, а с его
перемещением через таможенную границу Российской Федерации, что
подтверждается, в частности, статьей 110 Таможенного кодекса
Российской Федерации, согласно которой таможенная пошлина, налог
на добавленную стоимость и акциз уплачиваются при перемещении
через таможенную границу Российской Федерации, а также статьей 18
Таможенного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой
таможенной пошлиной признается платеж, взимаемый таможенными
органами при ввозе товара на таможенную территорию Российской
Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся
неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
Понятие налоговой ставки определено в статье 53 Налогового
кодекса Российской Федерации как величина налоговых исчислений на
единицу измерения налоговой базы.
Таким образом, понятия налогового периода, налоговой базы и
налоговой ставки, с которыми может быть связано неправильное
исчисление суммы налога, за которое частью 2 статьи 122 Налогового
кодекса Российской Федерации установлена ответственность, к
таможенной пошлине, налогу на добавленную стоимость и акцизу,
взимаемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу
Российской Федерации, неприменимы.
Исходя из изложенного, привлечение декларантов к
ответственности за заявление в таможенной декларации и иных
документах недостоверных сведений, дающих основание для
освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их
размера, по части 2 статьи 122 Налогового кодекса Российской
Федерации не основано на законе.
Начальник Управления контроля
соблюдения законодательства
в таможенном деле
полковник
таможенной службы
А.В.КОНСТАНТИНОВ
|