ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2000 г. N 798-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "О
дополнительном образовании", внесенный членами Совета Федерации
В.В. Сударенковым, К.Н. Максимовым и депутатами Государственной
Думы И.И. Мельниковым, О.Н. Смолиным.
2. Направить указанный законопроект Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские
объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов
Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту
направляются в Комитет Государственной Думы по образованию и науке
до 25 декабря 2000 года.
3. Комитету Государственной Думы по образованию и науке
доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и
внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
Проект
Вносят члены Совета Федерации
СУДАРЕНКОВ В.В., МАКСИМОВ К.Н.
и депутаты Государственной Думы
МЕЛЬНИКОВ И.И. и СМОЛИН О.Н.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Настоящий Федеральный закон определяет государственную
политику в области дополнительного образования, право граждан на
дополнительное образование и государственные гарантии по его
реализации, регулирует отношения в области дополнительного
образования, определяет компетенцию Российской Федерации в области
дополнительного образования.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются
следующие основные понятия:
дополнительное образование - целенаправленный процесс
воспитания и обучения посредством реализации дополнительных
образовательных программ, оказания дополнительных образовательных
услуг и информационно - образовательной деятельности за пределами
основных образовательных программ в интересах личности, общества,
государства;
дополнительное общее образование - образование, направленное
на личностное развитие человека, способствующее повышению его
общекультурного и интеллектуального уровня, приобретению им новых
знаний, профессиональной ориентации в соответствии с
дополнительными общеобразовательными программами;
дополнительное профессиональное образование - образование,
направленное на непрерывное повышение квалификации и
профессиональную переподготовку граждан в соответствии с
дополнительными образовательными программами, разработанными на
основе квалификационных требований к профессиям и должностям, и
включающее в себя повышение квалификации, профессиональную
переподготовку, стажировку и самообразование;
повышение квалификации - обновление теоретических и
практических знаний в связи с повышением требований к уровню
квалификации и необходимостью освоения новых способов решения
профессиональных задач;
профессиональная переподготовка - получение дополнительных
знаний, умений и навыков по образовательным программам,
предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки,
техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида
профессиональной деятельности, а также получение новой
квалификации в рамках имеющегося направления подготовки
(специальности);
стажировка - формирование и закрепление на практике
теоретических знаний, умений и навыков, приобретение
профессиональных и организаторских качеств для выполнения
профессиональных обязанностей;
дополнительная профессиональная подготовка - повышение
квалификации лиц, получивших профессиональную подготовку, но не
имеющих начального профессионального образования;
самообразование - форма получения дополнительного образования
при минимуме или полном отсутствии внешнего руководства
образовательным процессом;
дополнительные образовательные услуги - удовлетворение
потребностей личности в приобретении новых знаний и развитии
собственных способностей при содействии специалистов,
осуществляемое за пределами образовательных программ, являющихся
профилированными для данного образовательного учреждения или
данной организации, осуществляющей деятельность в области
дополнительного образования;
организация, осуществляющая деятельность в области
дополнительного образования, - организация, основной уставной
целью которой является реализация образовательных программ
дополнительного образования, или имеющая образовательное
подразделение, реализующее указанные образовательные программы, и
не являющаяся образовательным учреждением;
информационно - образовательная деятельность - дополнительное
образование, направленное на оперативное удовлетворение
потребностей личности в информации по различным областям знаний, в
том числе способствующее повышению ее образовательного уровня.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о
дополнительном образовании
1. Законодательство Российской Федерации о дополнительном
образовании основывается на Конституции Российской Федерации,
Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании",
настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, а также
законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской
Федерации в области дополнительного образования.
2. Если международным договором Российской Федерации
установлены иные нормы и правила, чем те, которые предусмотрены
настоящим Федеральным законом, применяются нормы и правила
международного договора.
Статья 3. Право граждан Российской Федерации на дополнительное
образование
1. Гражданам гарантируется возможность получения
дополнительного образования в рамках действующей системы
образования, а также свобода выбора дополнительных образовательных
программ и формы их освоения, если иное не предусмотрено
федеральным законом.
2. Детям и обучающейся молодежи в возрасте до 21 года
государство гарантирует возможность бесплатного получения
дополнительного образования по дополнительным образовательным
программам в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях. Порядок и условия реализации этого положения
устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Разработка и реализация дополнительных образовательных
программ осуществляется с учетом права ребенка на сохранение и
развитие своей индивидуальности, права свободно выражать свои
взгляды и мнения.
3. Работники организаций любой организационно - правовой формы
для получения дополнительного образования имеют право на отпуск
один раз в два года без сохранения заработной платы
продолжительностью не менее пяти рабочих дней. Порядок и условия
его предоставления определяются коллективным договором.
Отпуск предоставляется на основании заявления работника и
справки - вызова (приглашения) образовательного учреждения, или
организации, осуществляющей деятельность в области дополнительного
образования. При этом право выбора дополнительной образовательной
программы, а также образовательного учреждения или организации,
осуществляющей деятельность в области дополнительного образования,
принадлежит работнику.
4. Работающие граждане имеют право один раз в пять лет
повысить свою квалификацию, пройти профессиональную переподготовку
или стажировку за счет средств работодателя в объеме не менее 72
часов (в том числе по совокупности в течение года) по
дополнительным образовательным программам, определенным
работодателем. Работодатель вправе осуществлять и организовывать
повышение квалификации, профессиональную переподготовку или
стажировку своих работников чаще и в большем объеме. Порядок и
условия направления на обучение устанавливаются уставом
организации и (или) коллективным договором.
5. Право граждан на дополнительное образование, установленное
настоящим Федеральным законом, может быть ограничено федеральным
законом в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Раздел II. СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 4. Понятие системы дополнительного образования
Система дополнительного образования является частью общей
системы образования и представляет собой совокупность:
дополнительных образовательных программ;
государственных образовательных стандартов по отдельным
дополнительным образовательным программам;
образовательных учреждений и организаций, осуществляющих
деятельность в области дополнительного образования, общественных
организаций (объединений), основной уставной целью которых
является образовательная деятельность в области дополнительного
образования;
объединений (ассоциаций, союзов) образовательных учреждений
дополнительного образования, организаций, осуществляющих
деятельность в области дополнительного образования, общественных и
государственно - общественных объединений (профессиональных
ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных
объединений);
органов управления дополнительным образованием,
подведомственных им предприятий, учреждений и организаций;
организаций, деятельность которых непосредственно направлена
на обеспечение образовательного процесса в образовательных
учреждениях дополнительного образования.
Статья 5. Дополнительные образовательные программы
1. Дополнительные образовательные программы определяют
содержание дополнительного образования и подразделяются на
дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные
профессиональные образовательные программы.
Дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные
профессиональные образовательные программы могут быть программами
дополнительного образования детей, дополнительного образования
взрослых, дополнительного образования лиц любого возраста.
2. Дополнительные профессиональные образовательные программы в
зависимости от требований к уровню образования обучающихся
подразделяются на дополнительные образовательные программы высшего
профессионального образования, среднего профессионального
образования, начального профессионального образования,
профессиональной подготовки.
К дополнительным образовательным программам высшего
профессионального образования относятся дополнительные
профессиональные образовательные программы, для обучения по
которым необходимо иметь высшее профессиональное образование.
К дополнительным образовательным программам среднего
профессионального образования относятся дополнительные
профессиональные образовательные программы, для обучения по
которым необходимо иметь, как минимум, среднее профессиональное
образование.
К дополнительным образовательным программам начального
профессионального образования относятся дополнительные
профессиональные образовательные программы, для обучения по
которым необходимо иметь, как минимум, начальное профессиональное
образование.
К дополнительным образовательным программам профессиональной
подготовки относятся дополнительные профессиональные
образовательные программы, предназначенные для повышения
квалификации лиц, получивших профессиональную подготовку, но не
имеющих начального профессионального образования.
3. К дополнительным общеобразовательным программам относятся
дополнительные образовательные программы по различным направлениям
и видам образовательной деятельности, предназначенные для освоения
обучающимися социокультурных ценностей, развития индивидуальных
способностей, личностного и профессионального самоопределения и не
отнесенные к дополнительным профессиональным образовательным
программам.
4. Дополнительные образовательные программы детей могут иметь
следующие направленности:
- научно - техническую;
- спортивно - техническую;
- физкультурно - спортивную;
- художественно - эстетическую;
- туристско - краеведческую;
- эколого - биологическую;
- военно - патриотическую;
- социально - педагогическую;
- культурологическую;
- естественнонаучную.
5. Дополнительные образовательные программы не должны
содержать пропаганды насилия, социального, расового,
национального, религиозного или языкового превосходства,
дискриминации по признаку пола.
Статья 6. Порядок разработки и утверждения дополнительных
образовательных программ
1. Дополнительные образовательные программы разрабатываются и
утверждаются образовательным учреждением, организацией,
осуществляющей деятельность в области дополнительного образования,
самостоятельно.
2. Государственные органы управления образованием обеспечивают
разработку примерных дополнительных образовательных программ, по
которым введены государственные образовательные стандарты.
3. Дополнительные образовательные программы, содержащие
элементы военной подготовки, разрабатываются на основе примерных
дополнительных образовательных программ и согласовываются с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в
порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
4. Содержание дополнительных образовательных программ, способы
их реализации и продолжительность обучения по ним определяются
образовательным учреждением, организацией, осуществляющей
деятельность в области дополнительного образования, и потребителем
их образовательных услуг с учетом требований государственного
образовательного стандарта, или иных государственных требований к
содержанию образования, за исключением случаев, предусмотренных
федеральным законом.
5. Обязательный минимум содержания дополнительных
образовательных программ профессиональной переподготовки по
отдельным видам работ, группам работ, по которым нет
государственных образовательных стандартов, может быть установлен
государственным органом исполнительной власти для подведомственных
образовательных учреждений, а также подведомственных организаций,
осуществляющих деятельность в области дополнительного образования.
В этом случае указанным государственным органом исполнительной
власти устанавливается статус документа об освоении
соответствующей дополнительной образовательной программы,
действительный только для подведомственных организаций.
Обязательный минимум содержания дополнительных образовательных
программ и статус документа об их освоении может быть установлен
также отдельными федеральными органами исполнительной власти при
реализации целевых государственных программ, утверждаемых
Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Государственные образовательные стандарты
дополнительного образования
1. По некоторым дополнительным профессиональным
образовательным программам профессиональной переподготовки могут
быть установлены государственные образовательные стандарты. По
дополнительным профессиональным образовательным программам,
обеспечивающим повышение квалификации, устанавливается
государственный образовательный стандарт, включающий общие основы
государственного образовательного стандарта, федеральный компонент
и национально - региональный компонент, и определяющий минимум
содержания образовательных программ, максимальный объем учебной
нагрузки обучающихся, общие требования к структуре повышения
квалификации и к уровню подготовки выпускников.
2. По дополнительным общеобразовательным программам
государственные образовательные стандарты не устанавливаются,
кроме случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
3. Перечень дополнительных профессиональных образовательных и
дополнительных общеобразовательных программ, по которым
устанавливаются государственные образовательные стандарты, порядок
разработки, утверждения и введения общих основ и федеральных
компонентов государственных образовательных стандартов
дополнительного профессионального образования, устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
Статья 8. Формы освоения дополнительных образовательных
программ
1. Освоение дополнительных образовательных программ
осуществляется в формах, установленных Законом Российской
Федерации "Об образовании", за исключением случаев, установленных
федеральным законом.
2. Перечень дополнительных образовательных программ, освоение
которых в очно - заочной (вечерней), заочной формах и в форме
экстерната не допускается, устанавливается Правительством
Российской Федерации.
Статья 9. Образовательные учреждения, организации,
осуществляющие деятельность в области дополнительного образования
1. Образовательные учреждения дополнительного образования, а
также организации, осуществляющие деятельность в области
дополнительного образования, обеспечивают условия для углубления,
дополнения гражданами ранее полученного образования, получения
новых знаний, умений, квалификации с целью индивидуального
развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и
творческого труда, адаптации к жизни в обществе, формирования
общей культуры, организации содержательного досуга.
2. Дополнительные образовательные программы реализуются:
в образовательных учреждениях за пределами определяющих статус
этих учреждений основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования;
в организациях, осуществляющих деятельность в области
дополнительного образования;
в общественных организациях (объединениях), основной уставной
целью которых является образовательная деятельность;
посредством индивидуальной трудовой педагогической
деятельности.
Дополнительные образовательные программы могут реализовываться
средствами массовой информации путем выпуска учебных
(образовательных) теле- и радиопередач, регулярной демонстрации
учебных кино- и видеофильмов, постоянной рубрики в периодических и
других печатных изданиях.
3. В зависимости от возраста обучающихся образовательные
учреждения дополнительного образования подразделяются на следующие
типы:
образовательные учреждения дополнительного образования детей;
образовательные учреждения дополнительного образования
взрослых;
образовательные учреждения дополнительного образования лиц
любого возраста.
4. Образовательные учреждения дополнительного образования
взрослых в зависимости от уровня реализуемых ими дополнительных
образовательных программ делятся на:
1) образовательные учреждения дополнительного высшего
профессионального образования;
2) образовательные учреждения дополнительного среднего
профессионального образования;
3) образовательные учреждения дополнительного начального
профессионального образования;
4) образовательные учреждения дополнительного общего
образования.
К образовательным учреждениям дополнительного высшего
профессионального образования относятся образовательные учреждения
дополнительного образования, в среднегодовом контингенте которых
лица с высшим профессиональным образованием, обучающиеся по
программам дополнительного высшего профессионального образования,
составляют не менее 50 процентов.
К образовательным учреждениям дополнительного среднего
профессионального образования относятся образовательные учреждения
дополнительного образования, в среднегодовом контингенте которых
лица со средним профессиональным образованием, обучающиеся по
программам дополнительного среднего профессионального образования,
составляют не менее 50 процентов.
К образовательным учреждениям дополнительного начального
профессионального образования относятся образовательные учреждения
дополнительного образования, в среднегодовом контингенте которых
лица с начальным профессиональным образованием, обучающиеся по
программам дополнительного начального профессионального
образования, составляют не менее 50 процентов.
Иные образовательные учреждения дополнительного образования
относятся к образовательным учреждениям дополнительного общего
образования.
5. Типовые положения о типах и видах образовательных
учреждений дополнительного образования утверждаются Правительством
Российской Федерации.
Статья 10. Образовательные учреждения, организации,
осуществляющие деятельность в области дополнительного образования
детей
1. Образовательные учреждения дополнительного образования
детей реализуют образовательные программы дополнительного
образования, предназначенные, как правило, для детей.
2. Дополнительное образование детей осуществляется в
образовательных учреждениях дополнительного образования детей,
образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные
программы, а также в организациях, осуществляющих деятельность в
области дополнительного образования, общественных организациях
(объединениях), имеющих лицензию на право ведения образовательной
деятельности по соответствующим дополнительным образовательным
программам.
3. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды
образовательных учреждений дополнительного образования детей:
центр (дополнительного образования детей, развития творчества
детей и юношества, творческого развития и гуманитарного
образования, детско - юношеский, детского творчества, детский
(подростковый), внешкольной работы, детский экологический
(оздоровительно - экологический, эколого - биологический),
детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов),
детского (юношеского) технического творчества (научно -
технического, юных техников), детский морской, детский
(юношеский), военно - патриотического воспитания, спортивно -
технический, эстетического воспитания детей (культуры, искусств
или по видам искусств), оздоровительно - образовательный
(профильный);
дворец (детского, юношеского творчества, творчества детей и
молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных
натуралистов, юных экологов, спорта для детей и юношества,
художественного творчества (воспитания) детей, культуры
(искусств);
дом (детского творчества, детства и юношества, учащейся
молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, юных экологов,
детского (юношеского) технического творчества (юных техников),
детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов),
художественного творчества (воспитания) детей, культуры
(искусств);
клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов,
парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных,
автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический
(эколого - биологический), юных натуралистов, детского
(юношеского) технического творчества (юных техников), детского и
юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско - юношеский
физической подготовки);
детская студия (по различным видам искусств);
станция (юных натуралистов, детского (юношеского) технического
творчества (научно - технического, юных техников), детская
экологическая (эколого - биологическая), детского и юношеского
туризма и экскурсий (юных туристов);
детский парк;
школа (по различным областям науки и техники, по различным
видам искусств, детско - юношеская спортивная
(спортивно - техническая, в том числе олимпийского резерва);
музей (детского творчества, литературы и искусства);
детский оздоровительно - образовательный лагерь.
Дворец - образовательное учреждение дополнительного
образования детей, реализующее с обучающимися дополнительные
образовательные программы всех направленностей, определенных
пунктом 4 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Дом - образовательное учреждение дополнительного образования
детей, реализующее с обучающимися дополнительные образовательные
программы не менее пяти направленностей, определенных пунктом 4
статьи 5 настоящего Федерального закона.
Центр - образовательное учреждение дополнительного образования
детей, реализующее с обучающимися дополнительные образовательные
программы не менее четырех направленностей, определенных пунктом 4
статьи 5 настоящего Федерального закона.
Детский парк - образовательное учреждение дополнительного
образования детей, реализующее с обучающимися дополнительные
образовательные программы не менее трех направленностей,
определенных пунктом 4 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Детский оздоровительно - образовательный лагерь -
образовательное учреждение дополнительного образования детей,
реализующее с обучающимися дополнительные образовательные
программы не менее двух направленностей, определенных пунктом 4
статьи 5 настоящего Федерального закона, в условиях отдыха и
оздоровления детей.
Школа - образовательное учреждение дополнительного образования
детей, реализующее с обучающимися дополнительные образовательные
программы одной из направленностей, определенных пунктом 4 статьи
5 настоящего Федерального закона, рассчитанные на три и более лет
и имеющие своей целью общую подготовку и профессиональную
ориентацию в избранной области.
Клуб - образовательное учреждение дополнительного образования
детей, реализующее с обучающимися разнообразные дополнительные
образовательные программы одной из направленностей, определенных
пунктом 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, на основе
клубной деятельности.
Станция - образовательное учреждение дополнительного
образования детей, реализующее с обучающимися дополнительные
образовательные программы одной из направленностей, определенных
пунктом 4 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Детская студия - образовательное учреждение дополнительного
образования детей, реализующее с обучающимися дополнительные
образовательные программы художественно - эстетической
направленности и имеющее постоянный детский творческий коллектив.
Музей - образовательное учреждение дополнительного образования
детей, реализующее с обучающимися разнообразные дополнительные
образовательные программы детей одной из направленностей,
определенных пунктом 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, на
основе музейной деятельности.
Указанный перечень не является исчерпывающим и может быть
дополнен в порядке, устанавливаемом Правительством Российской
Федерации.
Статья 11. Образовательные учреждения, организации,
осуществляющие деятельность в области дополнительного образования
взрослых
1. Образовательным учреждением дополнительного образования
взрослых является образовательное учреждение дополнительного
образования, в котором лица старше 18 лет составляют не менее 50
процентов от числа обучающихся.
2. Образовательные учреждения дополнительного образования
взрослых могут быть следующих видов:
академия (повышения квалификации, профессиональной
переподготовки, отраслевая, межотраслевая, международная);
институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки (усовершенствования, развития, непрерывного
образования отраслевой, межотраслевой, региональный,
межрегиональный, международный, высшая школа бизнеса, высшая
коммерческая школа, межотраслевой региональный центр повышения
квалификации и профессиональной переподготовки специалистов);
центр (учебный, профессиональной переподготовки и повышения
квалификации военнослужащих, службы занятости, непрерывного
образования, консалтинга, консультационный, переподготовки и
повышения квалификации кадров, корпоративного тренинга,
внутрифирменной учебы кадров, учебно - методический, методический
кабинет, мастер - класс);
курсы, школа, класс (повышения квалификации и профессиональной
переподготовки, технического обучения, учебный класс).
Указанный перечень не является исчерпывающим и может быть
дополнен в порядке, устанавливаемом Правительством Российской
Федерации.
Академия и институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки могут реализовывать программы послевузовского
профессионального образования.
3. Статус академии и института повышения квалификации и
профессиональной переподготовки устанавливается при
государственной аккредитации, которая осуществляется федеральным
органом управления высшим профессиональным образованием.
Академия - учреждение дополнительного образования взрослых,
которое:
реализует дополнительные образовательные программы как правило
высшего профессионального образования;
осуществляет повышение квалификации и профессиональную
переподготовку кадров высшей квалификации;
выполняет фундаментальные и прикладные исследования
преимущественно в одной из областей науки и техники;
оказывает консультационную и информационно - аналитическую
помощь другим образовательным учреждениям.
Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки - учреждение дополнительного образования взрослых,
которое:
реализует дополнительные образовательные программы высшего
профессионального, среднего профессионального и послевузовского
профессионального образования. Среднегодовой контингент лиц,
обучающихся в институте по программам дополнительного высшего
профессионального образования, должен составлять не менее 50
процентов;
осуществляет повышение квалификации и профессиональную
переподготовку руководителей и специалистов по различным отраслям
знаний;
проводит научные исследования;
оказывает консультационную помощь другим образовательным
учреждениям.
4. При наличии лицензии на право ведения образовательной
деятельности по дополнительным образовательным программам
дополнительное образование взрослых могут осуществлять
образовательные учреждения, реализующие основные образовательные
программы, организации, осуществляющие деятельность в области
дополнительного образования, а также общественные организации
(объединения), основной уставной целью которых является
образовательная деятельность в области дополнительного
образования.
Статья 12. Образовательные учреждения, организации,
осуществляющие деятельность в области дополнительного образования
лиц любого возраста
1. Образовательным учреждением дополнительного образования лиц
любого возраста является образовательное учреждение
дополнительного образования, реализующее дополнительные
образовательные программы лиц любого возраста.
2. В образовательном учреждении дополнительного образования
лиц любого возраста могут обучаться дети и взрослые. При
определении типа данного образовательного учреждения соотношение
контингента обучающихся по возрасту не устанавливается.
3. Образовательные учреждения дополнительного образования лиц
любого возраста могут быть следующих видов:
центр (учебный, непрерывного образования, консультационный);
народный университет;
институт непрерывного образования;
курсы, школа (технического обучения, учебные, по различным
областям науки, техники, видам искусства, народных промыслов,
спортивно - технические).
Указанный перечень не является исчерпывающим и может быть
дополнен в порядке, устанавливаемом Правительством Российской
Федерации.
4. При наличии лицензии на право ведения образовательной
деятельности по дополнительным образовательным программам
дополнительное образование лиц любого возраста могут осуществлять
образовательные учреждения, реализующие основные образовательные
программы, образовательные учреждения взрослых, организации,
осуществляющие деятельность в области дополнительного образования,
а также общественные организации (объединения), основной уставной
целью которых является образовательная деятельность в области
дополнительного образования лиц любого возраста.
Статья 13. Особенности дополнительного образования детей
1. Дополнительное образование детей предназначено для развития
личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности.
2. Дополнительное образование детей организуется на основе
следующих принципов:
свободного выбора ребенком образовательного учреждения и
дополнительной образовательной программы в соответствии с его
интересами, склонностями и способностями;
многообразия дополнительных образовательных программ,
удовлетворяющих разнообразные интересы детей;
непрерывности дополнительного образования, преемственности
дополнительных образовательных программ, возможности их сочетания,
коррекции в процессе освоения;
психолого - педагогической поддержки индивидуального развития
ребенка;
творческого сотрудничества педагога и детей;
сохранения физического и психического здоровья детей.
3. Образовательный процесс в образовательных учреждениях,
осуществляющих деятельность в области дополнительного образования,
направлен на:
сохранение физического и психического здоровья детей,
профилактику самосохранения, психолого - педагогическую помощь
детям в индивидуальном развитии;
создание необходимых условий для личностного развития детей,
их адаптацию к жизни в обществе, профессиональное самоопределение,
исходя из признания полноты образования личности;
активное усвоение содержания образования и развитие
способности к постоянному самообразованию, применение полученных
знаний в различных жизненных ситуациях;
развитие умений обобщать практический опыт, приобретенный в
процессе образовательной деятельности;
восприятие научного знания и овладение специализированными
языками наук;
сохранение и развитие традиций и культурных ценностей.
4. В выборе ребенком образовательного учреждения и
дополнительной образовательной программы вправе принимать участие
его родители (законные представители).
Статья 14. Особенности дополнительного образования взрослых
1. Дополнительное образование взрослых должно обеспечить
возможность получения каждым совершеннолетним дополнительного
образования (в том числе по инициативе работодателя), необходимого
ему для профессиональной или общественной деятельности, семейной
жизни, охраны здоровья и среды обитания, адаптации к изменившимся
производственным или социокультурным условиям. Дополнительное
образование взрослых включает в себя повышение квалификации по
приобретенной ранее профессии, профессиональную переподготовку,
содействие в получении нового уровня образования, удовлетворение
интеллектуальных и других потребностей личности.
2. Дополнительное образование взрослых должно обеспечить
непрерывность образования. Право совершеннолетних на получение
дополнительного образования не может ограничиваться их возрастом.
3. Содержание дополнительного образования взрослых должно быть
ориентировано на овладение знаниями в области науки, техники,
технологии, экономики и производства, политики, права, религии,
морали, искусства, здорового образа жизни, а также должно
обеспечивать получение информации о новых методах деятельности,
освоенных обществом, и формировать у обучающихся адекватную
современному уровню знаний картину мира.
4. Дополнительное образование взрослых получается на
добровольной основе за исключением случаев, когда дополнительное
профессиональное образование является служебной обязанностью
работника.
Статья 15. Особенности дополнительного образования лиц любого
возраста
1. Дополнительное образование лиц любого возраста может
осуществляться во всех типах образовательных учреждений,
реализующих дополнительные образовательные программы.
2. Ограничения приема на обучение по дополнительным
образовательным программам по возрасту могут быть установлены
учредителем образовательного учреждения.
Статья 16. Особенности информационно - образовательной
деятельности
1. Информационно - образовательная деятельность
осуществляется, как правило, посредством обучения по краткосрочным
учебным программам, включая разовые лекции и консультации, в том
числе с использованием средств массовой информации, и не
предусматривает обязательной выдачи обучающимся документа об
освоении дополнительных образовательных программ.
2. В случае, если дополнительное образование работников
осуществляется посредством информационно - образовательной
деятельности, организованной по инициативе и за счет работодателя,
последний вправе определять порядок и условия организации этой
деятельности.
3. Образовательные учреждения, организации, осуществляющие
деятельность в области дополнительного образования, основной
уставной целью которых является информационно - образовательная
деятельность, аттестации и государственной аккредитации не
подлежат.
4. Информационно - образовательная деятельность может
выполняться на условиях государственного заказа, а также заказов
органов местного самоуправления.
Статья 17. Порядок приема на обучение по дополнительным
образовательным программам
1. Порядок приема в образовательное учреждение на обучение по
дополнительным образовательным программам определяется учредителем
(учредителями) этого образовательного учреждения в части, не
урегулированной настоящим Федеральным законом, и закрепляется в
уставе образовательного учреждения. Порядок приема на обучение по
дополнительным образовательным программам в организации,
осуществляющие деятельность в области дополнительного образования,
устанавливается нормативными правовыми актами этих организаций.
2. При приеме гражданина на обучение по дополнительным
образовательным программам образовательное учреждение,
организация, осуществляющая деятельность в области дополнительного
образования, обязаны ознакомить его и (или) его родителей
(законных представителей) с уставом образовательного учреждения,
организации, осуществляющей деятельность в области дополнительного
образования, с соответствующей дополнительной образовательной
программой, лицензией на право ведения образовательной
деятельности и другими документами, регламентирующими организацию
образовательного процесса.
3. Прием граждан на обучение осуществляется на добровольной
основе за исключением случаев, когда гражданин поступает на
обучение по направлению работодателя или службы занятости.
4. Преимущества, при прочих равных условиях, при приеме на
обучение по дополнительным образовательным программам имеют:
дети - сироты;
дети из многодетных семей;
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети - инвалиды, инвалиды I и II групп, если обучение по
дополнительной образовательной программе по заключению учреждений
медико - социальной экспертизы им не противопоказано;
другие лица по решению Правительства Российской Федерации или
учредителя образовательного учреждения.
5. При поступлении на обучение по дополнительным
образовательным программам, связанным с определенными требованиями
к состоянию здоровья обучающихся, граждане должны представить
медицинскую справку (медицинское заключение) об отсутствии
противопоказаний, препятствующих обучению по указанным
образовательным программам.
Статья 18. Документы об освоении дополнительной
образовательной программы
1. Образовательные учреждения, организации, осуществляющие
деятельность в области дополнительного образования и оказывающие
дополнительные образовательные услуги в соответствии с лицензией,
выдают лицам, завершившим обучение, по их требованию документы об
освоении дополнительных образовательных программ или о получении
дополнительных образовательных услуг. Форма документов
определяется образовательным учреждением, организацией,
осуществляющими деятельность в области дополнительного
образования, за исключением случаев, предусмотренных федеральным
законом. Указанные документы заверяются печатью образовательного
учреждения, организации, осуществляющими деятельность в области
дополнительного образования.
2. Образовательные учреждения, а также организации,
осуществляющие деятельность в области дополнительного образования
и имеющие государственную аккредитацию, могут выдавать лицам,
прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца
об освоении соответствующей дополнительной образовательной
программы.
3. Виды и формы документов государственного образца,
выдаваемых лицам, завершившим обучение по дополнительным
профессиональным образовательным программам, утверждаются
федеральным государственным органом управления образованием.
4. Лица, освоившие дополнительную образовательную программу в
форме экстерната, в том числе посредством дистанционного обучения,
имеют право на аттестацию в соответствующем образовательном
учреждении.
Положение об освоении дополнительных образовательных программ
в форме экстерната утверждается федеральным государственным
органом управления образованием.
5. Признание и установление эквивалентности документов
иностранных государств об освоении дополнительной образовательной
программы производится федеральным государственным органом
управления образованием.
Статья 19. Компетенция Российской Федерации в области
дополнительного образования
К компетенции Российской Федерации в области дополнительного
образования помимо компетенции, предусмотренной Законом Российской
Федерации "Об образовании", относится:
1) разработка и реализация федеральных целевых и международных
программ развития дополнительного образования;
2) установление федеральных компонентов государственных
образовательных стандартов по отдельным дополнительным
образовательным программам;
3) разработка в пределах своей компетенции примерных учебных
планов и программ;
4) установление перечня дополнительных образовательных
программ, освоение которых не допускается в очно - заочной
(вечерней), заочной форме и в форме экстерната;
5) аттестация образовательных учреждений дополнительного
высшего профессионального образования;
6) лицензирование образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам высшего
профессионального образования;
7) установление категорий граждан, имеющих преимущества при
приеме на обучение по дополнительным образовательным программам в
государственные и муниципальные образовательные учреждения,
организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного
образования;
8) установление видов и форм документов государственного
образца об освоении соответствующих дополнительных образовательных
программ;
9) установление перечня категорий работников, для которых
дополнительное профессиональное образование является обязательным
условием для продолжения работы;
10) установление права граждан на отпуск без сохранения
заработной платы для получения дополнительного образования, а
также права граждан на повышение своей квалификации за счет
средств работодателя;
11) установление налоговых льгот в соответствии с
законодательством Российской Федерации, стимулирующих
работодателей осуществлять повышение квалификации и непрерывное
образование работников, с которыми они находятся в трудовых
отношениях;
12) заключение и ратификация международных договоров
Российской Федерации, регулирующих вопросы дополнительного
образования в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Статья 20. Компетенция субъектов Российской Федерации в
области дополнительного образования
По вопросам дополнительного образования субъекты Российской
Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне
установленной настоящим Федеральным законом компетенции Российской
Федерации в области дополнительного образования.
Статья 21. Особенности функционирования образовательных
учреждений, организаций, осуществляющих деятельность в области
дополнительного образования
1. В случае если реализация дополнительных образовательных
программ предусматривает осуществление участниками
образовательного процесса определенной деятельности, подлежащей
лицензированию или сертификации, образовательные учреждения и
организации, имеющие лицензию на право ведения образовательной
деятельности по соответствующей дополнительной образовательной
программе, освобождаются от дополнительного лицензирования или
сертификации указанной деятельности, если она непосредственно
предусмотрена указанной дополнительной образовательной программой.
2. Реализация дополнительных образовательных программ по
военной подготовке осуществляется по согласованию с военным
комиссариатом по месту нахождения образовательного учреждения.
3. Зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом "Об
общественных объединениях" общественные организации (объединения),
для которых информационно - образовательная деятельность является
основной уставной целью и которые претендуют на государственную
поддержку, предусмотренную настоящим Федеральным законом, обязаны
получить лицензию в порядке, предусмотренном Законом Российской
Федерации "Об образовании". При этом экспертной комиссии
представляются:
а) устав общественной организации (объединения);
б) список ведущих лекторов - преподавателей;
в) документы, подтверждающие право пользования помещениями
организаций, в которых в основном арендуются (используются)
помещения для информационно - образовательных мероприятий.
Отсутствие у общественной организации (объединения) собственных
или длительно арендуемых учебных помещений для осуществления
информационно - образовательной деятельности не может являться
основанием для отказа в выдаче лицензии на право ведения
образовательной деятельности.
4. Лицензирование образовательной деятельности по
образовательным программам, указанным в пункте 6 статьи 19
настоящего Федерального закона, может осуществляться органами
управления образованием субъектов Российской Федерации в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации.
5. Положительное заключение по аттестации образовательного
учреждения, организации, осуществляющим деятельность в области
дополнительного образования, является основанием для их
государственной аккредитации в части реализации дополнительных
образовательных программ.
Статья 22. Государственно - общественное управление
дополнительным образованием взрослых
Помимо органов управления образованием, создаваемых и
действующих в Российской Федерации в соответствии с Законом
Российской Федерации "Об образовании" для координации работы по
дополнительному образованию взрослых создается федеральный
государственно - общественный координационный совет
дополнительного образования. Положение о федеральном
государственно - общественном координационном совете
дополнительного образования взрослых утверждается Правительством
Российской Федерации. По решению органов государственной власти
субъектов Российской Федерации могут создаваться государственно -
общественные координационные советы дополнительного образования
взрослых в субъектах Российской Федерации.
Указанные государственно - общественные координационные советы
осуществляют поддержку актуальных проектов по повышению
квалификации и переподготовке специалистов за счет средств
соответствующих бюджетов, в том числе за счет отчислений
работодателей, не использовавших средства в объеме, установленном
частью 7 статьи 26 настоящего Федерального закона, на повышение
квалификации своих работников, а также за счет благотворительных
взносов и других источников, не запрещенных законодательством
Российской Федерации.
Статья 23. Права и обязанности обучающихся по дополнительным
образовательным программам
1. Права и обязанности обучающихся по дополнительным
образовательным программам определяются Законом Российской
Федерации "Об образовании", настоящим Федеральным законом, типовым
положением о соответствующем образовательном учреждении, уставом
данного образовательного учреждения, организации, осуществляющей
деятельность в области дополнительного образования, и их
локальными актами.
2. За обучающимися, направляемыми работодателями на обучение
по дополнительным образовательным программам в образовательные
учреждения с отрывом от основной работы, сохраняется средняя
заработная плата по основному месту работы. Иногородним
обучающимся, направленным на обучение с отрывом от основной
работы, оплачиваются командировочные расходы за счет направляющей
стороны по нормам, не ниже установленных законодательством
Российской Федерации.
Оплата проезда обучающихся к месту учебы и обратно, а также
выплата суточных за время их нахождения в пути и во время обучения
осуществляются за счет средств направляющей стороны.
Материальные условия обеспечения (включая стипендиальное)
безработных граждан на период их обучения устанавливаются
законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Работники образовательных учреждений, организаций,
осуществляющих деятельность в области дополнительного образования
1. В образовательных учреждениях, а также организациях,
осуществляющих деятельность в области дополнительного образования,
могут предусматриваться должности научно - педагогического
(профессорско - преподавательский состав, научные работники),
инженерно - педагогического, методического, педагогического,
инженерно - технического, административно - хозяйственного,
производственного, учебно - вспомогательного и иного персонала.
2. Научно - педагогические работники государственных
образовательных учреждений дополнительного высшего
профессионального образования, осуществляющие обучение по
программам повышения квалификации и профессиональной
переподготовки в рамках высшего образования лиц, имеющих высшее
профессиональное образование, по вопросам оплаты труда
приравниваются к научно - педагогическим работникам высших учебных
заведений.
Присвоение ученых званий научно - педагогическим работникам
образовательных учреждений дополнительного высшего
профессионального образования, имеющих государственную
аккредитацию, осуществляется в порядке, установленном для научно -
педагогических работников высших учебных заведений.
3. В зависимости от должности и (или) специальности
педагогическим работникам образовательных учреждений
дополнительного образования, а также организаций, осуществляющих
деятельность в области дополнительного образования, с учетом
особенностей их труда продолжительность рабочего времени, а также
минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска
устанавливаются законодательством Российской Федерации и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Образовательные учреждения, организации, осуществляющие
деятельность в области дополнительного образования, обязаны
обеспечить повышение квалификации работников, с которыми они
находятся в трудовых отношениях, и организовывать их аттестацию.
5. Образовательное учреждение дополнительного образования, а
также организация, осуществляющая деятельность в области
дополнительного образования, в пределах имеющихся у них средств
самостоятельно определяют систему оплаты труда, размеры ставок
заработной платы и должностных окладов, а также размеры доплат,
надбавок, премий и других форм материального поощрения.
Статья 25. Отношения собственности в системе дополнительного
образования
1. Отношения собственности в системе дополнительного
образования регулируются Гражданским кодексом Российской
Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании" и другими
нормативными правовыми актами.
2. Образовательное учреждение дополнительного образования, а
также организация, осуществляющая деятельность в области
дополнительного образования, пользуются преимущественным правом
перед другими лицами, не являющимися совладельцами, на
приобретение ранее арендуемой ими отчуждаемой государственной и
(или) муниципальной собственности.
3. Образовательное учреждение дополнительного образования, а
также организация, осуществляющая деятельность в области
дополнительного образования, выступающие арендаторами зданий,
помещений, сооружений, оборудования и других основных фондов,
имеют при прочих равных условиях преимущественное право перед
другими лицами на заключение договора аренды на новый срок.
4. Общественным организациям (объединениям), осуществляющим на
бесплатной основе деятельность в области дополнительного
образования детей, могут быть предоставлены помещения для
осуществления указанной образовательной деятельности на
безвозмездной основе.
Статья 26. Финансирование образовательных учреждений,
организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного
образования
1. Финансирование образовательных учреждений, организаций,
осуществляющих деятельность в области дополнительного образования,
в части реализации образовательных программ дополнительного
образования производится учредителями образовательных учреждений,
организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного
образования, в соответствии с договором между учредителем и
образовательным учреждением или указанной организацией. По
договору между учредителем и образовательным учреждением или
организацией, осуществляющей деятельность в области
дополнительного образования, последние могут осуществлять свою
деятельность, связанную с реализацией дополнительных
образовательных программ, на условиях частичного или полного
самофинансирования.
2. Повышение квалификации или профессиональная переподготовка
работающих граждан, осуществляемые в соответствии с частью 4
статьи 3 настоящего Федерального закона, финансируются за счет
средств работодателя.
3. Повышение квалификации или профессиональная переподготовка
безработных граждан, осуществляемые по направлению органов службы
занятости, финансируются за счет средств фонда занятости.
4. Учредители государственных и муниципальных государственных
учреждений, реализующих дополнительные образовательные программы,
обязаны выделять указанным образовательным учреждениям финансовые
средства в объеме, необходимом для организации образовательного
процесса по дополнительным образовательным программам в данном
учреждении.
5. Учредители государственных и муниципальных образовательных
учреждений, реализующих основные образовательные программы для
детей, обязаны выделять указанным образовательным учреждениям
финансовые средства в объеме, необходимом для организации
образовательного процесса по дополнительным образовательным
программам в данном образовательном учреждении.
6. Финансирование федеральных программ развития
дополнительного образования осуществляется из федерального
бюджета либо из других не запрещенных законом источников. Вопросы,
касающиеся развития и финансирования системы дополнительного
образования, выделяются отдельным разделом в Федеральной программе
развития образования.
Определение исполнителей (соисполнителей) федеральных программ
развития дополнительного образования осуществляется на конкурсной
основе с публикацией положений о конкурсе в средствах массовой
информации.
7. Минимальные нормативы финансовых затрат работодателей на
дополнительное профессиональное образование и дополнительную
профессиональную подготовку работников, устанавливаемые
Правительством Российской Федерации, могут быть дифференцированы
по отраслям народного хозяйства и регионам, но не могут составлять
менее 2 процентов от расходов на заработную плату. Фактические
затраты в пределах двойного минимального норматива финансовых
затрат относятся на себестоимость продукции (услуг). Средства, не
израсходованные работодателем на дополнительное профессиональное
образование и дополнительную профессиональную подготовку
работников по минимальному нормативу финансовых затрат,
перечисляются в равных долях в федеральный бюджет и бюджет
соответствующего субъекта Российской Федерации с правом
использования их работодателем в последующие годы для компенсации
перерасхода средств на дополнительное профессиональное образование
и дополнительную профессиональную подготовку работников по
сравнению с двойным минимальным нормативом финансовых затрат.
8. Средства дарителей, направленные на развитие
образовательных учреждений дополнительного образования, вычитаются
из налогооблагаемой базы дарителей в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Имущество и средства,
безвозмездно передаваемые дарителями образовательным учреждениям
дополнительного образования с баланса на баланс, не считаются
коммерческой сделкой и не подлежат налогообложению в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
9. Государственные органы, в компетенцию которых входит
распределение государственных заказов на дополнительное
образование, размещают указанные государственные заказы на
конкурсной основе. При этом для участия в конкурсе приглашаются
образовательные учреждения независимо от их организационно -
правовых форм.
10. При реализации дополнительных образовательных программ на
платной основе размеры оплаты устанавливаются договором между
образовательным учреждением или организацией, осуществляющей
деятельность в области дополнительного образования, и физическим и
(или) юридическим лицом.
Статья 27. Государственная поддержка дополнительного
образования
1. Образовательные учреждения дополнительного образования, а
также организации, осуществляющие деятельность в области
дополнительного образования, пользуются налоговыми и иными
льготами, установленными законодательством Российской Федерации,
законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления для
образовательных учреждений, реализующих соответствующие основные
образовательные программы.
2. Для государственных и муниципальных образовательных
учреждений дополнительного образования, арендующих помещения,
здания, сооружения, земли, являющиеся федеральной собственностью,
арендная плата не должна превышать стоимости эксплуатационных
расходов.
3. Государство содействует реализации дополнительных
образовательных программ через средства массовой информации
(печатные издания, радио, телевидение и другие средства).
4. Работодатели имеют право за счет своих средств
организовывать обучение работников по дополнительным
общеобразовательным программам. Затраченные на эти цели средства
включаются в состав затрат, предусмотренных на профессиональную
переподготовку и повышение квалификации кадров.
Статья 28. Гарантии реализации права на дополнительное
образование
1. Государство обеспечивает возможность реализации гражданами
права на получение дополнительного образования путем создания
необходимых социально - экономических условий, содействующих
развитию системы дополнительного образования, предоставления льгот
гражданам, получающим дополнительное образование.
2. Государство оказывает содействие гражданам в получении
дополнительного профессионального образования, в том числе детям и
молодежи, проявляющим выдающиеся способности в освоении
дополнительных образовательных программ, посредством
предоставления им специальных государственных стипендий, включая
стипендии для обучения за рубежом. Порядок предоставления таких
стипендий устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Государство полностью или частично компенсирует гражданам,
нуждающимся в социальной помощи, расходы на получение
дополнительного образования.
Категории граждан, на дополнительное образование которых
выделяются государственные финансовые средства, а также источники
этих средств, формы и размеры их выделения указанным гражданам
определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской
Федерации.
4. Государство создает условия для непрерывного
самообразования граждан, в том числе обеспечивая государственную
поддержку дистанционных методов и (или) средств обучения, а также
средствам массовой информации и другим организациям, ведущим
образовательную и информационно - образовательную деятельность.
5. Теле- и радиовещательные компании обязаны не менее 3
процентов эфирного времени выделять информационно -
образовательным программам.
6. Руководители государственных и муниципальных
образовательных учреждений, реализующих основные образовательные
программы, обязаны при наличии заинтересованности обучающихся (не
менее 15 человек) организовать реализацию соответствующих
дополнительных образовательных программ. Обучение по
дополнительным образовательным программам может осуществляться,
как правило, за счет бюджета образовательного учреждения, а также
за счет средств обучающихся, их родителей (законных
представителей), других источников финансирования.
Обоснованность отказа в организации обучения по дополнительным
образовательным программам, в том числе по причине отсутствия
преподавателей, должна быть подтверждена соответствующим органом
местного самоуправления, осуществляющим функции учредителя
муниципального образовательного учреждения, а для государственного
образовательного учреждения - органом самоуправления данного
учреждения.
7. Средства, затрачиваемые гражданином на получение
дополнительного образования в образовательных учреждениях
Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию,
исключаются из налогооблагаемой базы при расчетах подоходного
налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Государство стимулирует инвестиции в систему
дополнительного образования, создает и развивает образовательные
учреждения дополнительного образования, поощряет выдачу льготных
кредитов работодателям для инвестиций в дополнительное образование
и работникам для оплаты стоимости обучения по дополнительным
образовательным программам.
9. Государство гарантирует получение бесплатного
дополнительного образования в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях детям - сиротам, детям, оставшимся без
попечения родителей, детям - инвалидам и детям из многодетных
семей.
10. В государственных, муниципальных образовательных
учреждениях, а также организациях, осуществляющих деятельность в
области дополнительного образования, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления в случае, когда количество граждан, изъявивших
желание обучаться по конкретной дополнительной образовательной
программе, превышает количество учебных мест, устанавливается
квота приема лиц, нуждающихся в социальной помощи, в том числе
детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и
детей - инвалидов.
Лицам, принятым на обучение в государственные и муниципальные
образовательные учреждения в пределах установленных квот,
гарантируется бесплатное получение дополнительного образования.
Статья 29. Гарантии реализации права работающих граждан на
получение дополнительного образования
1. Работодатель в порядке, установленном настоящим Федеральным
законом, а также соответствующими нормативными правовыми актами
Российской Федерации обязан обеспечивать профессиональную
подготовку, профессиональную переподготовку и повышение
профессиональной квалификации работников, с которыми он находится
в трудовых отношениях. Порядок направления работников на обучение
по дополнительным профессиональным образовательным программам по
инициативе работодателя устанавливается коллективным договором
(соглашением).
При заключении трудового договора (контракта) работодатель
обязан ознакомить работника с порядком направления в
образовательные учреждения или организации, осуществляющие
деятельность в области дополнительного образования.
2. При направлении в образовательное учреждение, или
организацию, осуществляющую деятельность в области дополнительного
образования, для получения дополнительного образования в объеме не
менее 72 часов с отрывом от основной работы работодатель заключает
с работником договор в письменной форме, регламентирующий права и
обязательства сторон.
Типовой договор о дополнительном образовании работника
утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской
Федерации.
3. В случае, если после получения дополнительного образования
предполагается перевод работника на новое место работы,
работодатель обязан при направлении на обучение ознакомить
работника с условиями и характером труда на новом месте работы и
получить согласие работника, если обучение предполагает его
профессиональную переподготовку.
4. При высвобождении работника в связи с ликвидацией
организации либо сокращением численности или штата работодатель
обязан своевременно обеспечить профессиональную переподготовку
высвобождаемого работника по одной из дополнительных
образовательных программ с целью подготовки этого работника к
новому виду профессиональной деятельности.
5. В случае, если высвобождаемый работник в течение пяти лет,
предшествующих высвобождению, не имел возможности по вине
работодателя повысить свою квалификацию или пройти
профессиональную переподготовку, все затраты, связанные с
обучением, необходимым для трудоустройства этого работника,
осуществляемым по направлению государственной службы занятости,
производятся за счет средств организации, в которой он работал до
высвобождения.
Это требование выполняется при условии, что обучение начато не
позднее двух месяцев с момента высвобождения работника.
Прохождение работником повышения квалификации или
профессиональной переподготовки в течение пяти лет, предшествующих
высвобождению, подтверждается соответствующими документами.
6. Принимаемые федеральные целевые научно - технические и
экономические программы должны содержать раздел о дополнительном
профессиональном образовании и подготовке кадров.
7. Организациям, осуществляющим дополнительное образование
работников, может предоставляться финансовая помощь в форме
льготных кредитов, целевых субсидий, в иных формах. Размеры,
условия и порядок предоставления финансовой помощи определяются
Правительством Российской Федерации.
Статья 30. Гарантии прав педагогических работников системы
дополнительного образования
Руководящие и педагогические работники, осуществляющие
дополнительное образование детей в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях, пользуются всеми льготами и
социальными гарантиями, установленными законодательством
Российской Федерации для соответствующих категорий работников
общеобразовательных учреждений.
При реализации образовательных программ дополнительного
образования детей ставка заработной платы педагогического
работника устанавливается из расчета 18 часов в неделю
педагогической (учебной) нагрузки.
На руководящих, научно - педагогических и педагогических
работников государственных, муниципальных академий и институтов
повышения квалификации и профессиональной переподготовки
распространяются льготы, социальные гарантии и надбавки к
заработной плате, установленные для аналогичных категорий
работников государственных высших учебных заведений.
Раздел III. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 31. Международное сотрудничество Российской Федерации в
области дополнительного образования
1. Российская Федерация осуществляет международное
сотрудничество в области дополнительного образования и содействует
развитию международного сообщества в области дополнительного
образования.
2. Образовательные учреждения, организации, осуществляющие
деятельность в области дополнительного образования,
заинтересованные физические лица имеют право участвовать в
международных программах и проектах в области дополнительного
образования.
3. Образовательные учреждения, организации, осуществляющие
деятельность в области дополнительного образования, вправе в
соответствии с законодательством Российской Федерации:
1) устанавливать связи с иностранными и международными
организациями по вопросам дополнительного образования, в том числе
проводить совместные исследования, обмен специалистами,
обучающимися, технологиями, программами;
2) создавать с участием иностранных лиц образовательные
учреждения дополнительного образования, а также организации по
обеспечению их деятельности;
3) самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую
деятельность.
Раздел IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 32. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Статья 33. Приведение нормативных правовых актов Российской
Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом
1. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить
Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в
соответствие с настоящим Федеральным законом.
2. Предусмотренные настоящим Федеральным законом нормативные
правовые акты должны быть приняты до 1 июля 2001 года.
Президент
Российской Федерации
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ"
Реализация данного законопроекта потребует дополнительного
бюджетного финансирования в части статьи 30 "Гарантии прав
педагогических работников", предусматривающей установление
надбавок к заработной плате для научно - педагогических
работников, занимающих должности профессора и доцента в
учреждениях дополнительного профессионального образования,
находящихся на бюджетном финансировании, аналогично надбавкам к
должностному окладу соответствующих категорий работников
государственных высших учебных заведений, установленным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября
1994 г. N 1042 "О материальной поддержке профессорско -
преподавательского персонала образовательных учреждений высшего
профессионального образования" и Указом Президента Российской
Федерации от 27 марта 1996 г. N 424 "О некоторых мерах по усилению
государственной поддержки науки и высших учебных заведений
Российской Федерации".
Согласно указанным документам к должностному окладу профессора
установлена надбавка в размере 60%, к должностному окладу доцента
- в размере 40%.
В соответствии с ныне действующей ЕТС по оплате труда
- должностной оклад профессора (доктора наук) по 17 разряду
составляет 815 руб. в месяц;
- должностной оклад профессора (кандидата наук) по 16 разряду
составляет 735 руб. в месяц;
- должностной оклад доцента (кандидата наук) по 15 разряду
составляет 660 руб. в месяц;
- должностной оклад доцента (кандидата наук) по 14 разряду
составляет 585 руб. в месяц.
Надбавка за должность профессора составляет
- по 17 разряду 489 руб. в месяц;
- по 16 разряду 441 руб. в месяц.
Усредненная величина надбавки за должность профессора
составляет 465 руб. в месяц.
Надбавка за должность доцента составляет
- по 15 разряду 264 руб. в месяц;
- по 14 разряду 234 руб. в месяц.
Усредненная величина надбавки за должность доцента составляет
249 руб. в месяц.
По данным Государственного комитета по статистике Российской
Федерации по состоянию на 1 октября 1999 года количество
профессоров составляет 1594 человека, в том числе
- 1194 человека - в образовательных учреждениях
дополнительного профессионального образования, находящихся в
ведении федеральных министерств и ведомств;
- 400 человек - в образовательных учреждениях повышения
квалификации и профессиональной переподготовки работников
образования, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации.
По данным Государственного комитета по статистике Российской
Федерации по состоянию на 1 октября 1999 года количество доцентов
составляет 5806 человек, в том числе
4206 человек - в образовательных учреждениях дополнительного
профессионального образования, находящихся в ведении федеральных
министерств и ведомств;
- 1600 человек - в образовательных учреждениях повышения
квалификации и профессиональной переподготовки работников
образования, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации.
Месячная сумма надбавки за должность профессора составит
1594 человека x 465 руб. = 741210 рублей в месяц.
Месячная сумма надбавки за должность доцента составит
5806 человек x 249 рублей = 1445694 рублей в месяц.
Полная годовая сумма надбавки за должности профессора и
доцента составит
(741210 + 1445694) руб. в месяц x 12 месяцев = 26,2 миллиона
рублей в год.
Таким образом, исходя из имеющихся статистических данных по
состоянию на 1 октября 1999 года полная сумма расхода федерального
бюджета при введении нормы, определенной статьей 30 настоящего
законопроекта, составит в среднем 26,2 млн. рублей в год (без
учета инфляции).
ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
Федеральный закон "О дополнительном образовании" (далее -
законопроект) предназначен для обеспечения правового регулирования
отношений в области дополнительного образования. Законопроект
дополняет и развивает правовые нормы Закона Российской Федерации
"Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января
1996 г. N 12-ФЗ с учетом специфики этой области образования.
Необходимость создания правовой базы дополнительного
образования обусловлена резко возрастающей ролью дополнительного
образования в условиях переустройства общества, наличием сложных
правоотношений в этой области образования, а также потребностью
законодательной поддержки этой области образования в современных
социально - экономических условиях.
Законопроект достаточно детально регулирует правоотношения,
возникающие в системе дополнительного образования. В частности,
большое внимание уделяется вопросам организационного характера,
что позволяет сформировать целостную систему дополнительного
образования, обеспечить условия для сохранения единого
образовательного пространства, создать условия для реализации
права граждан на дополнительное образование.
Так, формулируются понятия системы дополнительного
образования, дополнительных образовательных программ, градация
образовательных программ в зависимости от их направленности и
содержания, порядок разработки и утверждения. Определяются виды
организаций, в которых могут реализовываться дополнительные
образовательные программы. В том числе, такое право
устанавливается и за средствами массовой информации.
Осуществляется деление образовательных учреждений
дополнительного образования в зависимости от уровня и
направленности реализуемых ими дополнительных образовательных
программ, а также от возраста обучающихся.
Законопроект учитывает особенности дополнительного образования
детей, дополнительного образования взрослых и информационно -
образовательной деятельности, а также особенности создания и
функционирования образовательных учреждений, осуществляющих
деятельность в области дополнительного образования.
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации
и правовыми нормами Закона Российской Федерации "Об образовании" в
редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ
законопроект определяет компетенцию Российской Федерации в области
дополнительного образования.
Учитывая особую остроту отношений в вопросах собственности и
финансирования образования, законопроект с учетом специфики
дополнительного образования устанавливает отношения собственности
в системе дополнительного образования и регулирует основные
условия финансирования учреждений (организаций), осуществляющих
деятельность в области дополнительного образования. Последние
направлены на сохранение ныне существующего положения и имеют
главной целью не допустить в дальнейшем снижения объемов
бюджетного финансирования дополнительного образования.
Законопроект впервые устанавливает норму прямого действия по
финансовому участию работодателей в повышении квалификации своих
работников. Определено, что минимальные нормативы финансовых
затрат работодателей на повышение квалификации и профессиональную
подготовку работников, устанавливаемые Правительством Российской
Федерации, могут быть дифференцированы по отраслям и регионам, но
не могут составлять менее двух процентов от расходов на заработную
плату.
Приоритетное внимание в законопроекте уделено защите интересов
граждан в области дополнительного образования. Так, законопроект
впервые устанавливает право граждан на дополнительное образование.
В частности, определено, что государство гарантирует детям в
возрасте до 18 лет возможность бесплатного получения
дополнительного образования по одной или нескольким дополнительным
образовательным программам. С целью создания условий для получения
дополнительного образования работающими гражданами устанавливается
право граждан один раз в 5 лет повысить свою квалификацию или
пройти переподготовку за счет средств работодателя, а также
получить отпуск (один раз в два года) без сохранения заработной
платы продолжительностью не менее пяти рабочих дней для освоения
дополнительных образовательных программ по своему выбору.
Для обеспечения реализации права граждан на дополнительное
образование законопроект содержит систему правовых норм, которые
формируют целостный механизм государственной поддержки
дополнительного образования и гарантий реализации права на
получение дополнительного образования, в том числе социальных
гарантий работающих граждан на получение дополнительного
образования. В частности, законопроектом определено, что
учреждения дополнительного образования по условиям оплаты за
аренду помещений, зданий, сооружений, земельных участков
приравниваются к образовательным учреждениям, реализующим основные
образовательные программы. Более того, арендная плата учреждения
дополнительного образования может быть зачтена арендодателем в
виде образовательной деятельности, осуществленной образовательным
учреждением по заявке арендодателя.
Для государственных и муниципальных образовательных учреждений
дополнительного образования плата за аренду помещений, зданий,
сооружений, земли, являющихся федеральный собственностью,
устанавливается в размере, не превышающем эксплуатационные
расходы.
Установлено, что государство содействует реализации
дополнительных образовательных программ через средства массовой
информации (печатные издания, радио, телевидение и пр.).
Предусмотрена полная или частичная компенсация государством
гражданам, нуждающимся в социальной помощи или защите, расходов на
получение дополнительного образования.
Законопроект определяет, что государство выделяет финансовые
средства на дополнительное образование увольняемых в запас
военнослужащих, инвалидов, пенсионеров и других категорий граждан,
нуждающихся в социальной помощи, в случаях, если получаемое ими
дополнительное образование направлено на поддержку их
жизнедеятельности.
Впервые законопроект вводит обязанность теле- и
радиовещательных компаний выделять не менее трех процентов
эфирного времени информационно - образовательным программам.
С точки зрения социальных и экономических последствий следует
ожидать, что законопроект будет положительно воспринят всеми
слоями общества, так как в развитии системы дополнительного
образования в современных условиях заинтересована большая часть
населения России.
Принятие этого законопроекта и его последующее исполнение
позволит стабилизировать положение в области дополнительного
образования и обеспечить реализацию права граждан на получение
дополнительного образования. Одновременно законопроект направлен
на сохранение единого образовательного пространства и
государственности Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОТМЕНЫ,
ИЗМЕНЕНИЯ ИЛИ ДОПОЛНЕНИЯ КОТОРЫХ ТРЕБУЕТ ПРИНЯТИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
Принятие Федерального закона "О дополнительном образовании"
потребует внесения изменений и дополнений в Кодекс законов о труде
Российской Федерации, в Закон Российской Федерации "Об
образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г.
N 12-ФЗ, в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с
физических лиц".
Члены Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.В.СУДАРЕНКОВ
К.Н.МАКСИМОВ
Депутаты
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
И.И.МЕЛЬНИКОВ
О.Н.СМОЛИН
СПРАВКА
О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вопросы дополнительного образования в настоящее время
регулируются следующими правовыми нормативными актами:
1. Конституцией Российской Федерации;
2. Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции
Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ;
3. Федеральными законами о федеральном бюджете на
соответствующий год;
4. Налоговым законодательством.
Члены Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.В.СУДАРЕНКОВ
К.Н.МАКСИМОВ
Депутаты
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
И.И.МЕЛЬНИКОВ
О.Н.СМОЛИН
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
О РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, КОТОРЫЕ
НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
Для реализации Федерального закона "О дополнительном
образовании" необходимо разработать:
Федеральный закон "О порядке компенсации гражданам,
нуждающимся в социальной помощи, расходов на получение
дополнительного образования";
федеральный закон о внесении изменений в налоговое
законодательство;
постановление Правительства Российской Федерации о порядке и
условиях реализации гарантий получения детьми бесплатного
дополнительного образования;
постановление Правительства Российской Федерации о перечне
дополнительных образовательных программ, по которым
устанавливаются государственные образовательные стандарты;
постановление Правительства Российской Федерации об
утверждении положения о федеральном государственно - общественном
координационном совете;
постановление Правительства Российской Федерации о порядке
распределения средств, выделяемых из федерального бюджета на
дополнительное образование;
постановление Правительства Российской Федерации о минимальных
нормативах финансовых затрат работодателей на повышение
квалификации и профессиональную подготовку работников;
постановление Правительства Российской Федерации о размерах
компенсаций затрат на обучение лиц, нуждающихся в социальной
помощи, и порядке их выделения образовательным учреждениям и
организациям, реализующим дополнительные образовательные
программы;
постановление Правительства Российской Федерации о размерах и
порядке предоставления финансовой помощи предприятиям,
осуществляющим дополнительное образование работников.
Члены Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.В.СУДАРЕНКОВ
К.Н.МАКСИМОВ
Депутаты
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
И.И.МЕЛЬНИКОВ
О.Н.СМОЛИН
|